birmaga.ru
добавить свой файл

1
Методический паспорт урока

Целевая аудитория: обучающиеся 2 курса специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
Дисциплина: Статистика
Тема:
Формы выражения статистических показателей: средние величины
Цель: знакомство со средними величинами для развития профессиональной компетентности обучающихся в подходах и методах оценки объектов
Задачи: - изучение теории по данной теме с целью применения её при решении конкретных практических задач;

- развитие логического мышления и практических навыков при выполнении профессиональных задач;

- развитие заинтересованности к различным видам профессиональной деятельности;

- развитие умения взаимодействовать друг с другом
Тип урока: комбинированный
Формы работы:
фронтальная, парная
Дидактические материалы: презентация Power Point, учебники, тест, «перфокарты» для изучения нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Планируемые результаты урока: - студенты познакомятся с одной из форм выражения статистических показателей

- средними величинами

- научатся выполнять расчёты средней арифметической

- научатся выполнять практические задачи, связанные с профессиональной

деятельностью



Этап урока

Время

Ход урока

Формируемые компетенции

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

  1. Вводный этап

Целеполагание


-объявление цели занятия, мотивация к учебной деятельности


-постановка проблемы
2. Основной этап

-изучение нового материала (самостоятельная работа)

-проверка

правильности

наработанного материала

-мотивация к практической деятельности
-решение практических задач (самостоятельная работа в парах)

-рефлексия

3.Заключительный этап

-подведение итогов, объявление оценок


8

минут

10 минут


2 минуты

3 минуты


12 минут

2 минуты

5 минут
3

минуты



▪ Здравствуйте. Сегодня, продолжая изучать формы выражения статистических показателей, мы познакомимся со средними показателями. Тема занятия: средние величины (слайд 1). В обычной жизни мы часто встречаемся со средними показателями. На слайде перечислены различные числовые характеристики – какие из них бывают средними? (слайд 2)

▪ Давайте попробуем сформулировать определение средней величины. На следующем слайде (слайд 3) перечислены различные прилагательные. Выберите те из них, которыми, по-вашему, можно охарактеризовать среднюю величину.

▪ Итак, в тетради запишем определение средней величины (слайд 4)
▪ А теперь конкретизируем задачи, которые вы будете решать по ходу занятия. Во-первых, разобраться в теории сегодняшнего вопроса. Во-вторых, научиться применять её для решения практических заданий, которые, несомненно, пригодятся в вашей будущей профессиональной деятельности.

▪ Изучать теорию вопроса вы будете самостоятельно. Откройте учебники на странице 197, найдите у себя на столе «перфокарты» конспекта изучаемой темы. Прочитав материал учебника, вы должны заполнить пропущенные места в «перфокарте», чтобы получился полный конспект изучаемой темы «Средние величины». В вашем распоряжении 10 минут.


▪ Давайте проверим, что вы наработали. Текст, который должен у вас получиться, вы видите на слайдах (слайды 5 и 6).
▪ Различные виды средних используются в различных показателях: средняя хронологическая и средняя геометрическая – при расчёте показателей рядов динамики, средняя квадратическая – при расчёте показателей вариации. Рассмотрим, как средняя арифметическая может быть использована в вашей практической деятельности.

▪ Законспектируйте себе в тетрадь содержимое следующего слайда. На слайде информация о средней арифметической – 2 вида формул, когда применяются (слайд 7).

▪ Как вы думаете, в каких моментах вашей профессиональной деятельности может использоваться средняя арифметическая ?

▪ Перед вами алгоритм решения задач на среднюю арифметическую, согласно которого вы и будете действовать при выполнении практических заданий, а также примеры решения таких задач (слайды 8 и 9). Вам надо решить 2 задачи (слайд 10). Работать будете в парах. Время на выполнение задания – 10 минут. Несколько тетрадей я проверю и поставлю оценки.

▪ А теперь проверьте правильность решения (слайды 11 и 12).
▪ Чтобы подвести итог сегодняшнего урока и проверить, как вы поняли материал необходимо поработать над тестом – он у вас на столе. В тесте вы должны вставить пропущенные слова так, чтобы получились верные утверждения. На выполнение задания - 4 минуты.
▪ Ваше домашнее задание – это задача (слайд 13), при решении которой вам придётся вспомнить несколько предыдущих тем: построение рядов распределения, относительные показатели.

▪ Всем спасибо за работу! До свидания!




Отвечают
Отвечают

Записывают определение средней величины в тетрадь

Читают учебник, заполняют перфокарты
Сверяют свой конспект с тем, что должно получиться


Конспектируют содержимое слайда


Отвечают

Решают задачи, работая в парах, ориентируясь на образцы решения

Проверяют, сверяясь с решением на слайде
Работают над тестом

Записывают домашнее задание в тетрадь


Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач (ОК5)

Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК3)

Понимать сущность своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

(ОК1) Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки (ПК4.2)

Взаимодействовать с руководством, коллегами (ОК6)


Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК3)


Список использованной литературы:


  1. Р.А.Шмойлова, В.Г.Минашкин, Н.А.Садовникова, Е.Б.Шувалова Теория статистики. Учебник - М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

  2. Н.М.Харченко Статистика. Учебник – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2008. – 368 с.

  3. Мхитарян В.С., Дуброва Т.А., Р.А.Шмойлова, В.Г.Минашкин, Н.А.Садовникова Статистика. Учебник – М: Мастерство, 2008. – 272 с.


ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ»
Вставить пропущенные слова так, чтобы получились верные утверждения (пропущенных слов может быть несколько).


  1. Средняя величина является …….. количественной характеристикой, так как она выражает свойство всех единиц совокупности одним числом.

  2. Средние величины измеряются в …….. .

  3. Различают … видов средних.

  4. Средняя величина рассчитывается по …… совокупности.
  5. Если признак имеет частоту, то используется средняя арифметическая …... .


  6. Недостатком средних величин является то, что за ………. не видны ……… отдельных единиц.

  7. По формуле вычисляется …….. .

Перфокарта конспекта по теме « СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ»


  • Средняя величина рассчитывается по совокупности, …….. по своему составу. Если совокупность неоднородна, её сначала делят на ……. ……, а затем по каждой ……. рассчитывают среднюю. Особенностью средней является то, что вычисляется она на основе ….. …… совокупности, а выражает свойство всей ……. в целом.

  • Сущность средней заключается в том, что в ней взаимопогашаются …… значений …….. отдельных ….. , обусловленные действием …….. факторов, и учитываются ……, вызванные действием ……. факторов.

  • Виды средних: средняя …, средняя …, средняя ……., средняя ……., средняя …... .