birmaga.ru
добавить свой файл

1
Отдел образования


Администрации Руководителю ОУ

Курманаевского района

Информационно-методический центр

25.09.2009 г. № 55


Методические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Для успешной подготовки школьников к ЕГЭ по географии учителям рекомендуется обратить внимание на усвоение учащимися:
— содержания всех разделов курса школьной географии;
— умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
— выполнение программных практических работ;
— понимание основных географических понятий, умение применять их и приводить примеры;
— способность четко формулировать свои мысли;
— изучение вопросов, вызвавших затруднение учащихся при написании экзаменационной работы 2008 года;
— с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику.

Подготовка выпускников к ЕГЭ осуществляется как на уроках через обобщающее повторение, мини-тесты по темам, итоговый контроль, так и вне уроков (консультация, факультатив).
          С целью повышения качества географического образования, при подготовке к ЕГЭ необходимо:

1.     При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности;

2.     Провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков;

3.       Широко использовать повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, проведение уроков обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий, рассуждений, парадоксов, с проблемным изложением;

4.        Изучая природу или хозяйство отдельных территорий Земли находить проявления физико-географических, экономических, демографических закономерностей, изученных ранее, предлагать к решению задачи на применение знаний этих закономерностей, возможно гипотетических территорий, а в завершение – давать задания учащимся самим придумать аналогичную задачу;


   5.При изучении сложных вопросов, трудных для усвоения, использовать составление систематизирующих схем и таблиц с формулировкой вывода, применять практические методы с проблемными вопросами, ситуациями;

6. Использовать для организации практической познавательной деятельности школьников новые наглядные пособия, ЦОРы;

7.Дифференцировать и индивидуализировать обучение (на основе  результатов контроля на входе, промежуточного и на выходе), осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником материала в объеме обязательного минимума содержания географического образования;

8. Применять новые формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий;

9.Формировать у учащихся:

- навыки работы с тестами;

- технику сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, «спиральное» движение по теме и т.д.);

10. С целью закрепления  навыков  работы с тестами  и определения

 уровня    подготовки   учащихся,    проводить    тренировочный  экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ);

11.Использовать систему элективных курсов, факультативов,  индивидуально-групповых занятий для удовлетворения  познавательных потребностей учащихся;

12. Оформить в кабинете стенд «Готовимся к ЕГЭ», в  экспозиции которого должны быть демонстрационные материалы   КИМов ЕГЭ, примеры решения отдельных заданий, образцы бланков  ЕГЭ, список дополнительной литературы, адреса сайтов, советы выпускнику.

Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.


При проведении текущего и тематического контроля знаний и умений учащихся по географии в основной школе объектом особого внимания должно стать достижения требований стандарта, составляющих фундамент географической подготовки – умений работать с географическими картами. Анализ типичных ошибки  выпускников при определении географических координат, направлений  и расстояний по карте  позволяет предположить, что сформированные в 6-7 классах соответствующие умения у части выпускников впоследствии утрачиваются, так как слабо актуализируются при изучении курса географии России в 8-9 классах. Для закрепления данных умений можно предложить чаще применять  задания, в которых они используются:   определить промышленную специализацию города, имеющего определенные географические координаты; используя масштаб карты дать количественную оценку при сравнении размеров территорий или расстояний между пунктами,  а не ограничиваться оценками «больше – меньше».

Причиной многих типичных ошибок при выполнении заданий, проверяющих содержание раздела «Природа Земли и человек» является сформированность ложных представлений о повышении атмосферного давления и температуры воздуха с высотой,  о распределении тепла и влаги по поверхности Земли. Вполне вероятно, что данные знания, формируемые в течение первых лет изучения предмета, могут утрачиваться частью учащихся, поэтому особенно важным представляется актуализировать их в 10 классе при рассмотрении вопросов географии сельского хозяйства, размещения населения мира и отдельных регионов.

Анализ ответов выпускников по вопросам раздела «Природопользование и геоэкология» показывает, что многие из них не понимают, что любое целенаправленное изменение человеком окружающей среды наряду с намеченным положительным эффектом имеет негативные последствия.  Также можно констатировать наличие  определенных стереотипов мышления, являющимися следствием низкого уровня естественнонаучной грамотности, «донаучных» знаний, почерпнутых, например, из средств информации. Значительная часть учащихся не понимает причины экологических проблем глобального характера. Так, большинство учащихся правильно называют повышение содержания СО2 в атмосфере как причины усиления «парникового эффекта», но менее половины из них знают, что основным источником выбросов углекислого газа является тепловая энергетика. Треть выпускников считает, что  основной источник загрязнения атмосферы – атомная энергетика.


           Усиление компетентностной направленности школьного географического образования, на которое нацеливают образовательные стандарты, во многом может быть реализовано при изучении вопросов именно природопользования и геоэкологии. Для реализации этого потенциала необходимо усиление связи их изучения с жизнью страны и мира, более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.

При изучении курса экономической и социальной географии мира дополнительное внимание необходимо уделить формированию умений оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию. Так, сравнить ресурсообеспеченность стран различными полезными ископаемыми с использованием статистических данных могут только около трети выпускников.

При анализе статистических данных, характеризующих демографическую ситуацию, почти две трети выпускников допускают ошибки, связанные с непониманием взаимозависимости между показателями, характеризующими возрастную структуру и естественный прирост населения, влияния средней продолжительности жизни на возрастную структуру населения. Можно предположить, что такая картина объясняется тем, что не во всех действующих учебно-методических комплектах имеется материал, необходимый для проведения соответствующих практических работ, предусмотренных примерной программой.

Можно использовать задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенные  в открытом доступе на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru.  

При изучении страноведческого материала действенным средством предотвращения формирования ложных географических представлений является привлечение внимания учащихся к типичным ошибкам, допускаемым при выполнении работ ЕГЭ. Положительно зарекомендовал себя опыт учителей, предлагающих при изучении соответствующей страны вопросы, требующие ответа с использованием статистических приложений учебников: «Правда ли что в Индии наибольшая продолжительность жизни в мире?  …. что в Китае доля горожан в составе населения очень велика? … что в Испании и Италии в структуре экономики преобладает сельское хозяйство? … что в Канаде отрицательный естественный прирост населения?» и т.п.


  Одной из важных предметных компетентностей, которая должна формироваться в процессе обучения географии, является способность формулировать мысли с использованием географических терминов и понятий и записывать ход рассуждений при решении различных задач - как учебных, так и возникающих в окружающей действительности.

Анализ ответов на задания третьей части экзаменационной работы показывает, что  типичные ошибки, допускаемые выпускниками с хорошим в целом уровнем подготовки,  связаны с неумением  четко, географически  грамотно излагать свои мысли. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки  этого коммуникативного умения как в устной,  так и в письменной формах.  Целенаправленно формировать  это умение необходимо начиная с курса географии 6 класса (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется  использовать вопросы, требующие сравнительно небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их на уроке). В старших классах также следует предлагать небольшие письменные работы (в том числе и творческие), организуя  взаимное рецензирование их учащимися.

К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является   систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена   к «натаскиванию» на выполнение  различных заданий «в формате ЕГЭ», хотя и не исключает использования подобного типа вопросов. Включение в практику работы учителя используемых в ЕГЭ заданий должно быть средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса. Опубликованные задания ЕГЭ целесообразно использовать при проверке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям наряду с другими пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по географии. Например, многие пособия для тематического и итогового контроля включают значительное количество заданий, по форме и содержанию подобные заданиям ЕГЭ. Они ориентированы не только на проверку знаний фактологического характера, но и включают задания для проверки сформированности умений пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний, способности  применять знания и умения при решении различных задач. Использование  апробированных в рамках ЕГЭ заданий при текущем контроле позволит учителю  получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, и, одновременно, – подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.


Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ЕГЭ. Таких пособий много, но далеко не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включенные в «Перечень изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях»,  размещенный на  сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). 

При подготовке учащихся к ЕГЭ следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых было зафиксировано наибольшее количество ошибок:


  1. Определение направлений по карте;

  2. Градусная сетка;

  3. Зенитальное положение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний;

  4. Взаимосвязь географической широты места и полуденной высоты Солнца;

  5. Расчет поясного времени;

  6. История географических открытий;

  7. Климатические области и типы климатов;

  8. География населения России и мира;

  9. География субъектов Российской Федерации;

  10. Почвы. Типы почв;

  11. Горные породы, слагающие земную кору.

  12. В системе работы учителя географии рекомендуется:

Также необходимо обратить особое внимание на повторение и обобщение наиболее значимых и одновременно трудных для учащихся элементов содержания: построение профиля, определение расстояний, азимутов и анализ топографической карты; применение географических знаний о Земле как планете для решения задач; географии ведущих отраслей промышленности мира и России; политической карты мира; политико-административного деления России; народов и религий России и стран мира; стран СНГ.

Совершенствовать методику усвоения учащимися- ключевых географических понятий- установление причинно-следственных связей- объяснение географических процессов и явлений- умение читать карту- знание географической номенклатуры- способность четко и кратко формулировать свои мысли. 

Практиковать текущий контроль (мини - контрольные работы) в тестовой форме, проверяющий как знание текущего материала, так и пройденного ранее.
Приучать выпускников к внимательному и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.

Познакомиться с новыми документами ЕГЭ – 2010 можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru , а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru


При подготовке к ЕГЭ учащимся следует использовать учебники:


  1. Неклюкова, Герасимова. 6 класс. Начальный курс физической географии. М., Просвещение.

  2. Душина, Коринская, Щенев. 7 класс. География материков и океанов. М., Просвещение.

  3. Баринова, Раковская. 8 класс. Природа России. М., Дрофа.

  4. Дронов, Ром. 9 класс. Россия. Население и хозяйство. М., Дрофа.

  5. Максаковский. 10 класс. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение.

Примечание: Учебник по географии должен быть не старше 2003 года издания.

Атласы: издательства “Дрофа” и “АСТ-Пресс” соответственно параллели.

Методические пособия:


  1. Единый государственный экзамен. География. Методика подготовки. М., Просвещение. ЭКСМО, 2005. (Барабанов, Дюкова, Перлов, Амбарцумова).

  2. ЕГЭ. География. Контрольные и измерительные материалы 2005-2006. М., Просвещение, 2006. (под ред. Г.П. Аксакаловой).


Литература
ЕГЭ. География. Типовые тестовые задания / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 143, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);

ЕГЭ. География. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 79, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Практикум»);


География: задания уровня А, В, С. 11 класс / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 134, ил. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»);

География. ЕГЭ: сборник заданий / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. — М.: издательство «Экзамен». — 223, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Сборник заданий»);

География. ЕГЭ Пособие по подготовке к выполнению заданий частей В и С / Е.М. Курашева. — М.: издательство «Экзамен». — 125, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);

cd-rom ЕГЭ.


Заведующая ИМЦ В.В.Позднякова
Катрук А.П.

2-16-05