birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
Формирование читательской компетентности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.


Выполнила учитель: Шапина О. Н.


Читательская компетентность учащихся начальной школы это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Методические рекомендации по формированию читательской компетентности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.


Под навыком чтения подразумевают:


  • умение правильно прочитывать слова;

  • понимать смысл текста;

  • выразительно читать;

  • выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.

Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6 – 7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.


В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения,способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:


  • упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки );

  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей);

  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);

  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «игра в прятки»,

  • «мнимое слово»,

  • чтение за «диктором»,

  • синхронное чтение «буксиром»;

  • «подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;

  • демонстрационные картины;

  • учебные таблицы,
  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;


  • книги;

  • электронные презентации.

Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:

  • показ учащимся книги, которую предстоит читать;

  • подготовка детей к восприятию избранного произведения;

  • чтение учителем этого произведения вслух;

  • рекомендации к самостоятельной работе дома.

Было замечено, что метод «чтения-рассматривания» возбуждает у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).

На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей (учитывается небольшой запас жизненных представлений школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений).

Был разработан особый вид беседы: в разговоре о прочитанном произведении, обращалось внимание детей на то, что

  • относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения;

  • мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать.

Эта своеобразная форма обмена мнениями после чтения вслух была названа беседой-дискуссией.

В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.

С целью интенсификации бесед-дискуссий с учётом специфики произведений в уроки включались элементы словарной работы, приёмы инсценирования и устного словесного рисования.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.


Первый этап:

работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения) - определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста:

после первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного;

при повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения:

коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями;

творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Формы работы с литературным произведением.

На уроках литературного чтения создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.


Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации. Предпринимались попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Виды уроков литературного чтения:


  1. Уроки-исследования текста.

  2. Уроки-игры, путешествия.

  3. Интегрированные уроки.

  4. Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).

  5. Уроки-проекты.

  6. Обобщающие уроки.

В качестве контрольно-измерительных материалов я использую тестовые задания, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся


Конечно процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5 -7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за 1 приём.

Очень хорошо помогает ребёнку режим щадящего чтения. В режиме щадящего чтения ребёнок читает 1-2 строки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Этот приём вполне подходит детям, которые читают неохотно.

Для того чтобы родители помочь ребёнку овладеть чтением, на родительском собрании раздаю каждому родителю памятку о «щадящем чтении».

Памятка.

1. Читать 5-7 минут.

2. Пересказать прочитанное.

3.Отдых 1-2 часа.

4. Чтение ещё одного абзаца.

5. Пересказ отрывка.

6. Отдых.

«Неумеек» ни в коем случае нельзя заставлять самостоятельно читать вслух большие отрывки из незнакомого текста, как это делают многие родители в надежде на то, что ребёнок постепенно «вычитается». Это глубокое заблуждение. Дети слышат допускаемые ими ошибки, а это ведёт к образованию устойчивого отрицательного комплекса.

Необходимо стараться строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно на протяжении всего урока, чтобы ни одна минута не была прожита ребенком бесцельно. Для этого на уроках литературного чтения проводятся упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.

Примеры данных упражнений.

Упражнения для увеличения темпа чтения


  1. 1.«Буксир» и быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке. И первый, и второй – выполняются коллективно. Для этого готовятся карточки с текстом в 10-20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. Учитель по движению карандаша следит, чтобы скорость чтения была достаточно высокой.

Для работы на «буксире» класс разбивается на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчётом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается.

2.Приём «Буратино». С помощью приёма «Буратино» детям предлагается выучить скороговорку. Делается это так. Ученики ставят согнутую в локте руку на парту. То же самое делает учитель. Как бы имитируя рукой движения метронома, он задаёт темп чтения, периодически ускоряя его. Ученики, повторяя это движение, читают с заданной скоростью. Когда темп возрастает достаточно, учитель предлагает ребятам самостоятельно вполголоса поучиться быстро читать скороговорку сначала с постукивание ручкой, а потом и без него.



следующая страница >>