birmaga.ru
добавить свой файл

1
Приложение 2.



Методические рекомендации по разработке и внедрению учебно-мотивационных познавательных игр для детей и школьников

Москва - 2012
Аннотация

Методические рекомендации предназначены для помощи в организации и проведении учебно-мотивационных познавательных игр, направленных на развитие творческого потенциала детей и школьников в рамках системы ДОД. Предлагаемые методические рекомендации позволят работникам системы дополнительного образования развить творческий потенциал детей и школьников, способствуя эффективному развитию их познавательной активности.

Введение

Детство, подростковый возраст являются наиболее оптимальным периодом развития креативности. Современное образование должно быть ориентировано на формировании самостоятельно мыслящую, умеющую видеть и творчески решать возникающие проблемы личность. Необходимо способствовать реальным потребностям и способностям детей к творчеству и в будущем удастся решить проблему формирования креативного потенциала способным успешно адаптироваться к меняющимся условиям.

Игровая деятельность – одна из наиболее эффективных форм развития творческих способностей, способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Включение разнообразных игр и игровых ситуаций для развития творческих способностей и обеспечения учащихся материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления является отличительной особенностью программы.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса развития творческого потенциала детей и школьников в рамках системы ДОД


  1. Игровая деятельность в психологической адаптации детей к школе

Начало обучения ребенка в школе сложный и ответственный этап в его жизни. Для детей период адаптации к школе является психологически кризисным этапом, продолжительность которого затягивается до 1,5 лет. Во-первых, с появлением новых и сложных обязанностей меняется социальная позиция ребенка. Ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.


Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют, придумывают игровые импровизации. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т.е. запомнить учебный материал, формулировать ответ, решать задачу.

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, ребенок играет тогда, когда он хочет играть. Сюжеты для игр он выбирает сам из окружающей жизни. Ребенок действует в соответствии со своим желанием и самостоятельно. Переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а «навязанным» ему из вне взрослыми. Этот переход общественно задан для ребенка и не зависимо хочет он или не хочет, готов или не готов он обязан и вынужден сменить занятия и по существу весь «способ жизни».

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Дети, которых с самого начала «не полюбили» учителя начальных классов, впоследствии плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам.

Успешность адаптации ребенка к школе зависит и от того насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среде сверстников. Активный и инициативный ребенок становиться лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя и посредственно.

Семейная ситуация, в которой оказывается ребенок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфортная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что не может не сказаться на его успеваемости.

В-четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. Необходимо сформировать некий оптимальный уровень активного ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддерживанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации. Если ребенок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе с полным отвращением ее посещения, начинает всячески увиливать от этого, пропускает уроки и придумывает различные заболевания. В последующем такой ребенок не усваивает учебный материал и не может перейти к новому материалу (феномен социально-педагогической запущенности). Более того психологический стереотип неуспевающего ученика преодолеть чрезвычайно сложно.


  1. Развитие творческой активности школьников посредством игры

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. По сути, понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существенного, стандартного.

Творческий потенциал в психологии и педагогике трактуется как:

  • совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих их развитие (Л.Г.Пихтовников, Л.Н. Москвичева);

  • синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников;

  • социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова);

  • специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзов);

  • характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Копосова);

  • развитое чувство нового, открытость всему новому; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже);

  • интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А.М. Матюшкин).

Кроме того акцентируется внимание на том, что вероятность проявления творческого потенциала зависит от личного стремления ребенка в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства (действенность, созидательность). Следовательно, творческий потенциал личности правомерно рассматривать как необходимую предпосылку деятельности творческого характера.


Творческий потенциал включает те образования, которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования. Непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых способностей. При этом возникающие у личности переживания своих возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на опробование своих новых потенций.

Развитие творческой активности посредством игровой деятельности в процессе обучения, воспитания и развития призваны выполнять следующие задачи:


  • Расширять сенсорный опыт детей.

  • Ориентировать при воспитании (а затем и при самовоспитании) не на стандарт, а на специфику индивидуальных особенностей.

  • Научить распределять функции в коллективе, а при самовоспитании стремиться находить свое место, свое назначение в социуме.

  • Включать в обучение самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, являющиеся инструментами познания.

  • Способствовать оттачиванию профессиональных навыков как главного инструмента для творчества до автоматизма и совершенства.

Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Именно игры самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе. Это является утверждённым в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке оказалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.


Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Игровая деятельность направлена на:


  • развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности)

  • закрепление знаний, приобретённых на уроках.

В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.

Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющиеся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно – волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д. в процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.


Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об умственных способностях ребенка, то также имеют ввиду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает, от уровня его развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность его учения.

Глава 2. Особенности, виды, задачи и требования к организации игр.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Именно поэтому психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является познавательной игрой.

Так, познавательная игра способствует:

  • развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе познавательных игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые познавательные игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.


  • обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Познавательная игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

  • социально-нравственному развитию ребенка-школьника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

  • художественному воспитанию – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Рассмотрев роль познавательной игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.

Структура познавательной игры по А.К Бондаренко включает основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
  • Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Так, для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющиеся знания и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь ввиду, какие знания, представления (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, а какие закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны у них развиваться.


  • Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Познавательная игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

  • Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее. Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития игры, можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Познавательная игра может состояться не только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого. Условия, обеспечивающие соблюдения правил в познавательной игре: во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие передают свой игровой опыт малышам. Старшие дети встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности. Ошибочно было бы думать, что в познавательной игре нет места детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Таким образом, без правил познавательная игра развивалась бы стихийно. Дидактическая задача не решалась.
  • Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры, так, младшие школьники уже осознают игровой результат, а старшие - начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.


  • Дополнительные компоненты познавательной игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Виды учебно-мотивационных познавательных игр:

Развивающие игры

Игры, задания и упражнения, развивающие память, внимание, воображение и другие психические процессы школьников, в том числе навыки общения и позитивное отношения к себе.

Игры - общение

Игровая деятельность, направленная на формирование навыков общения и позитивное отношения к себе.

Массовые игры

Школьникам предлагается самим провести игры с большим количеством детей во время массовых праздников и программ. В ходе организации и проведения таких игр формируются морально-волевые качества, вырабатываются организаторские навыки.

Музыкальные игры

Музыкальные игры как средство всестороннего развития ребенка и гармоничного формирования личности ребенка. Это игры, основным элементом которых является звуки и музыка. Чаще используются два вида - танцевальные и музыкальные.

Художественные игры

Предлагаются такие игровые задания как «Настроение в цвете», «Веселый и добрый волшебники», «Угадай по силуэту», калейдоскоп, ребусы, кроссворды, викторины и другая игровая деятельность, способствующие развитию художественно-творческих способностей.

Игры-драматизации

В играх-драматизациях разыгрывают готовый сюжет, поэтому творчество их состоит в правдивом показе образов. Успех игры и ее воспитательное значение зависит от того, насколько правильно понимает школьник идею текста. Эти игры полезны для развития воображения и образной, выразительной речи. Кроме того, игры-драматизации, создаваемые самими школьниками, становятся одним из способов творческого осмысления жизни своего коллектива.

Буквальное воспроизведение стихотворения, чтение литературного текста по ролям, участие в литературно-музыкальной композиции в строгом значении слова не есть игра. В то же время инсценировка той же сказки или отрывка из любимой книги (даже если текст передаётся дословно) будет игрой в той мере, в какой дети смогут свободно, самостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействие и отношение героев. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения для других. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Также элементы театрализованных игр могут применяться при проведении таких игр как КВН и других конкурсных программах в качестве визиток и домашних музыкальных и творческих заданий.


Интеллектуальные игры

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). Школьникам предлагаются следующие игры: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать Отличником?», викторины и т.д.

Игры с природным материалом

Такие игры всегда вызывают у детей желание живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Они позволяют руководителю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.

Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» Самое простое задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешнем признакам, но и по смыслу. Составление различных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставиться обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.


Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляясь знании о них, т.к. здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. Эти познавательные игры проводятся во всех возрастных группах. Но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Руководство познавательными играми осуществляется в трех направлениях: подготовка игр, ее проведение и анализ.

  • В подготовку к познавательной игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группе; определение удобного времени проведения познавательной игры (процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим такое место, как правило, отводят групповой или на участке; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого педагога - руководителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.


  • Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. При этом педагог - руководитель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого педагог - руководитель учит детей правильно выполнять действия, доказывал, что иначе не приведет к нужному результату; определение роли педагога - руководителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога - руководителя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

  • Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

Руководство познавательной игрой всегда осуществляет педагог - руководитель. Он сам – участник игры. Его позиция перед детьми открыта. Педагог - руководитель ставит задачу, организует действия, анализирует и оценивает их результаты.

Перед игрой педагог должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если познавательная игра открыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми педагог должен обратить на это внимание.


В игр е в той или иной роли должен участвовать каждый ученик группы. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителя.

К организации игр для детей предъявляются определённые требования:

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельности ребёнка.

2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление красочным, разнообразным.

3. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, чёткому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

В игре дети учатся концентрировать своё внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли.

Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для развития.

С помощью игры у детей школьного возраста развиваются навыки устной речи, аудирования, творческие, мыслительные способности обучающихся, она заставляет их волноваться и переживать. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, выиграть.

Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Как наиболее простую из них и доступную для шестилеток необходимо отметить работу в парах. Игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности: решение коллективной познавательной задачи; распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаимопомощь; контроль за результатами деятельности, который осуществляется, прежде всего, самими участниками игры. В парной игре учащимся обеспечивается состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом; высказываются не тогда, когда вызовет и позовёт учитель, а тогда, когда сами этого захотят. И, как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе шума на уроках становится меньше.


Хочется надеяться, что дидактические игры будут полезными при обучении детей и помогут учителям реализовать на практике призыв известного педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».