birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 11 12


н. А. николина,
к. и. мишина,
в. а. федорова

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8 классе


Методические рекомендации
к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений
Предисловие

Содержание обучения русскому языку в 8  классе (примерное планирование)

Методические рекомендации к изучению разделов курса 8 класса

Повторение

Синтаксис

Словосочетание

Предложение

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Односоставные предложения

Неполные предложения

Предложения с однородными членами

Предложения с обособленными членами


Предложения с уточняющими обособленными членами

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Способы передачи чужой речи

Пунктуация

Развитие речи учащихся

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Перед вами методические рекомендации к учебнику русского языка для 8 класса. Учебник соответствует комплексу требований к Обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. В то же время он сохраняет методический аппарат уже известного учителям учебника, выдержавшего несколько изданий, ту систему подачи материала, которая была в нем принята. В учебнике сохранена и большая часть упражнений.

      Однако настоящее издание характеризуется рядом особенностей, которые определяются действующей программой по русскому языку, а также требованиями времени.

      1. В соответствии с программой в учебник включены новые темы, получившие освещение в специальных параграфах: «Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова»; «Основные виды грамматических значений словосочетаний»; «Интонация простого предложения»; «Вставные конструкции».

      2. Большее внимание уделено синонимическим связям изучаемых языковых единиц: в учебник включены упражнения, позволяющие выработать у учащихся умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения главных членов, синонимией односоставных и двусоставных предложений и др.

      3. Расширены сведения о пунктуации и знаках препинания: вводятся понятия выделительных и разделительных знаков препинания, подчеркивается вариативность знаков препинания, в одном из текстов содержатся краткие сведения об истории пунктуации.


      4. В учебник включен новый материал, связанный с работой по развитию речи. Так, учащиеся знакомятся с особенностями ораторской речи, рассуждения, у них развиваются умения писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание памятника культуры или истории и др.), создавать повествовательный текст в форме рассказа.

      5. В учебнике переработан ряд упражнений: некоторые примеры сняты или откорректированы, введены новые тексты, расширяющие знания учащихся о языке, русской культуре или раскрывающие нравственно-этические темы.

      Существенно расширен круг произведений, служащих источником иллюстративного материала, неизменной при этом осталась опора на произведения русской классической литературы, способствующей эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. Усилены и межпредметные связи, что нашло отражение в последовательном обращении к текстам, изучаемым на уроках литературы в 8 классе («Ася» И. С. Тургенева, «Отрочество» Л. Н. Толстого, «Старуха Изергиль» М. Горького и др.).

      Настоящее издание учебника, как и предшествующие издания, стремится не только познакомить учащихся с основами синтаксиса, но и развить их творческие способности, познавательную активность, повысить их речевую культуру, воспитать у них любовь к родному языку, русской культуре, показать роль языка в жизни общества. Таким образом, в нем ставятся и решаются как собственно учебные, так и воспитательные задачи.

      Методические рекомендации к учебнику включают: а) примерное планирование работы по русскому языку в 8 классе; б) методические рекомендации по организации повторения; в) методические рекомендации по изучению основных синтаксических тем; г) методические рекомендации по организации работы по развитию речи. Особое внимание уделяется трудным для изучения темам, сложным вопросам синтаксиса (проблемам словосочетания, неделимым словосочетаниям, правилам выделения грамматической основы, объему и границам сказуемого и др.).


СОДЕРЖАНИЕ  ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  В  8  КЛАССЕ

(примерное планирование)

Тема

Пара-
граф

Коли-
чество часов

Результаты обучения

Функции русского языка в современном мире

1

1

Получить представление о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков

Повторение пройденного
в 5—7 классах


 

 

 

1. Языковая система

 

 

Иметь общее представление о системе языка, о языковых единицах

2. Фонетика и графика. Орфография

2

1

Закрепить навыки фонетического разбора
Уметь соотносить произношение с написанием, различать звук и букву

3. Морфемика и словообразование

3

1

Закрепить навыки выделения морфем в слове
Уметь применять орфографические правила при написании различных морфем; определять способы образования слов

4. Лексика и фразеология

4

1

Закрепить представление о прямых и переносных значениях слова, знать различные типы слов (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы)

Уметь находить фразеологизмы в тексте, а также использовать ФЕ в собственной речи


5. Морфология

5

3

Уметь определять часть речи заданных слов, отличать служебные части речи от знаменательных, указывать грамматические значения знаменательных частей речи, владеть навыками морфологического разбора; отличать простое предложение от сложного, сложносочиненное от сложноподчиненного

6. Строение текста. Стили речи

6

2

Знать, что такое текст, его основные признаки; функционально-смысловые типы речи; основные средства связи предложений
Уметь относить текст к тому или иному стилю, опираясь на его признаки; разграничивать в тексте цепную и параллельную связь предложений; конструировать тексты заданного стиля и типа речи, составлять план текста и подбирать к тексту заголовок

Синтаксис
и пунктуация
Словосочетание


 

 

 

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании

7

2

Знать основные виды связи слов в словосочетании
Уметь отличать словосочетание от слова и предложения, вычленять словосочетание из предложения, определять грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания

Предложение

 

 

Уметь характеризовать предложения разных типов (утвердительные — отрицательные, повествовательные — вопросительные — побудительные; восклицательные); по количеству членов грамматической основы; по количеству грамматических основ; по наличию — отсутствию второстепенных членов, по функции в речи; выразительно читать, правильно выделяя с помощью логического ударения главное слово в тексте


Строение и грамматическое значение предложений

8

1

Интонация предложения

9

1

Простое
предложение

 

 

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

10

1

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности

 

1

Владеть основными признаками текста
Уметь находить языковые средства, соответствующие стилю текста, определять тип речи, конструировать текст данного стиля и типа речи

Двусоставные предложения

 

 

 

Главные члены предложения

 

 

 

Подлежащее

11

1

Знать признаки и функцию подлежащего в предложении
Уметь находить подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Составные
сказуемые

12

1


Знать признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи)
Уметь характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное
глагольное сказуемые; использовать разные типы сказуемых в речи (тексте)

Составное глагольное сказуемое

13

1

Составное именное сказуемое

14

1

Тире между подлежащим и сказуемым

15

2

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым
Уметь применять эти правила на письме; правильно произносить предложение с отсутствующей связкой; употреблять синонимичные предложения со сказуемыми разных типов
Знать, что такое синтаксические синонимы
Уметь употреблять синтаксические синонимы при выражении главных членов предложения в речи. Понимать роль синонимов при создании текста

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности

 

2

Знать основные признаки публицистического стиля
Уметь создавать произведение описательного характера на материале собственных наблюдений

Второстепенные
члены
предложения

 

 

Знать, что такое второстепенные члены предложения, в чем их отличие от главных
Уметь находить второстепенные члены в предложении

Дополнение

16


1

Знать, что такое дополнение и способы его выражения
Уметь отличать дополнение от омонимичных форм подлежащего

Определение

17

1

Знать, что такое определение, его виды и способы выражения
Уметь находить определения в предложении по смысловому вопросу

Приложение

18

1

Знать, что такое приложение
Уметь отличать приложение от подлежащего и обращения; ставить знаки препинания при приложении, использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

19

3

Знать признаки обстоятельства как второстепенного члена, правила постановки знаков препинания при сравнительном обороте и применять их в письменной речи
Уметь находить обстоятельства в предложении, различать их виды

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края

 

2

Знать основные особенности ораторской речи
Уметь составлять текст об истории своего края для публичного выступления

Односоставные предложения

 

 

Знать основные виды односоставных предложений

Основные группы односоставных предложений

20

1


Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Понимать роль односоставных предложений в тексте

Односоставные предложения с главным членом — сказуемым

 

 

 

Предложения определенно-личные

21

2

Знать главные признаки определенно-личных предложений, уметь находить главный член ОЛП и определять его форму, уместно использовать определенно-личные предложения в речи

Предложения неопределенно-личные

22

2

Знать, чем может быть выражен главный член односоставного неопределенно-личного предложения
Уметь находить неопределенно-личные предложения и определять их роль в тексте, использовать такие предложения в устной и письменной речи

Безличные предложения

23

2

Знать основные способы выражения главного члена в безличных предложениях, особенности употребления безличных предложений в речи
Уметь находить безличные предложения в тексте, уместно использовать их в собственных высказываниях

Односоставные предложения с одним главным членом — подлежащим

 

 

 

Назывные предложения

24

2

Знать способы выражения главного члена в назывных предложениях, особенности употребления таких предложений в речи

Уметь находить назывные предложения в тексте; использовать эти предложения в собственной речи; пользоваться одно- и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, устанавливать стилистическое различие между этими предложениями в тексте


Рассказ на свободную тему

 

2

Уметь создавать повествовательный текст в жанре рассказа, используя изученные языковые средства

Неполные предложения

25

2

Иметь представление о неполных предложениях
Уметь находить неполные предложения в диалогах (в художественных произведениях) и в сложных предложениях; разграничивать полные (односоставные и двусоставные) и неполные предложения

Предложения с однородными членами

 

 

 

Понятие об однородных членах

26

1

Знать признаки однородности. Понимать специфику предложений с рядами однородных членов, соединенных повторяющимися союзами (многосоюзие) и интонацией (бессоюзие); знать правила постановки знаков препинания между однородными членами, соединенными союзами, и применять их в письменной речи
Уметь схематически изображать предложения с однородными членами; правильно произносить предложения с однородными членами, соединенными разными способами; отличать предложения с однородными членами, соединенными союзной связью, от сложных предложений; отличать однородные определения от неоднородных; уметь ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них


27

5

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

28

6

Знать правила постановки знаков препинания в случае употребления обобщающих слов при однородных членах и уметь применять их на письме
Уметь интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)

 

2

Знать основные признаки рассуждения как функционально-смыслового типа речи
Уметь создавать текст этого типа на основе литературного произведения, используя изученные языковые средства (в частности, односоставные предложения с обобщенно-личным значением, безличные предложения со словами категории состояния надо, нужно и т. п.)

Предложения с обособленными членами

 

 

Понимать, что такое обособление. Знать причины обособления, основные правила обособления определений и приложений и применять их на письме
Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить определения в предложении; выделять распространенные определения

Обособленные определения и приложения

29

8

Обособленные обстоятельства

30


6

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и существительными в косвенных падежах
Уметь находить одиночные и распространенные обстоятельства в предложении; применять правила при письменном оформлении текста

Предложения с уточняющими обособленными членами

 

 

 

Обособление уточняющих членов предложения

31

4

Иметь представление об уточняющих членах предложения. Знать, чем они отличаются от обособленных оборотов
Уметь выделять уточняющие члены в предложении, опираясь на семантико-интонационный анализ высказывания
Иметь представление об изобразительно-выразительной функции обособленных определений и обстоятельств в художественной речи
Уметь производить синонимическую замену обособленных и необособленных членов предложения, а также обособленных членов предложения сложноподчиненными предложениями; характеризовать стилистическое и семантическое различие в случаях замены
Знать случаи, когда невозможна замена обособленных членов придаточными предложениями

Характеристика человека как вид текста.
Строение данного текста, его языковые особенности

 

2

Знать основные особенности строения текста в жанре характеристики человека, его языковые особенности
Уметь создавать такие тексты

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

 

 

 

Обращение и знаки препинания при нем


32

3

Знать, что такое обращение; функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); правила постановки знаков препинания при обращении
Уметь пользоваться знаками препинания в письменной речи; правильно произносить предложения с обращениями; отличать обращение от других функций существительных в форме именительного падежа (подлежащего, сказуемого, приложения при подлежащем)

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

33

4

Получить представление о вводности как речевой категории. Понимать различия в смыслах, которые возникают при замене одного вводного слова другим
Знать группы вводных слов по значению
Уметь выразительно, интонационно правильно читать предложения с вводными словами

Вставные конструкции

34

2

Иметь представление о вставных конструкциях и их отличии от вводных слов. Знать правила постановки знаков препинания и применять их на письме
Уметь с правильной интонацией читать предложения с вводными конструкциями, находить вводные слова в предложении; отличать их от омонимичных членов предложения (может быть, к счастью и т. п.)
Расширить и углубить знания о междометиях. Знать группы междометий и роль междометий в тексте, правила постановки знаков препинания при междометиях
Уметь использовать междометия в собственных высказываниях и применять правила постановки знаков препинания при них в письменной речи

Публичное выступление на общественно значимую тему

 

2

 


Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

 

 

 

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

35

4

Знать, что такое прямая речь; правила постановки знаков препинания при различных случаях употребления прямой речи (перед словами автора, после них, прямая речь разрывает слова автора)
Уметь находить прямую речь в тексте; правильно строить предложения с прямой речью; правильно произносить предложения с прямой речью, интонационно выделяя слова автора; создавать предложения по заданным схемам

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

36

1

Знать, в чем отличие косвенной речи от прямой
Уметь правильно трансформировать прямую речь в косвенную

Цитаты и знаки препинания при них

37

1

Знать, что такое цитата и каковы способы введения ее в текст
Уметь цитировать различные высказывания; пользоваться правилами постановки знаков препинания при цитировании; заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной, видеть при этом стилистическое различие этих конструкций

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц: особенности строения данного текста

 

1

Знать, как строится текст жанра сравнительной характеристики

Повторение изученного в 8 классе


 

5

Знать определения изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил
Уметь анализировать словосочетания и простые предложения, а также предложения с прямой речью; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии со стилем речи и целью высказывания

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)

 

1

Уметь создавать повествовательный текст с элементами описания или рассуждения на любую или заданную тему



следующая страница >>