birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5





Баженова Оксана

Волшебные буквы

Психолого-педагогическая настольная игра

Методические рекомендации

Оглавление

1. Описание игры «Волшебные буквы»…………………………………………3

Вступление …………………………………………………………………………….3

  1. Цели……………………………………………………………………………..4

  2. Задачи…………………………………………………………………………...4

  3. Возможности использования………………………………………………….5

  4. Возраст………………………………………………………………………….6

  5. Темп и продолжительность игры………………..…………………………....7

  6. Позиция педагога (психолога, воспитателя, родителя, гувернёра)……… ...7

  7. Количество игроков………………………………………………………........8


2. Ход и правила игры «Волшебные буквы» …………………………………..8

  • Сказка «Лунная дорожка» …………………………………………………....8

  • Задания и правила игры……………………………………………………...16

  • Завершение сказочного сюжета по сказке «Лунная дорожка»....................22


3. Психолого-педагогические рекомендации ведущему игры «Волшебные буквы»...............................................................................................................23

4. Психолого-педагогические особенности работы с детьми билингвами..................................................................................................27
5. Приложение 1 (к пункту 2, см. задания и правила игры на стр. 17)..........35
6. Приложение 2. Волшебные книги...................................................................38

  • «Книга Василисы Премудрой» (логогрифы, метаграммы, анаграммы, игры со словами).........................................................................................................38

  • «Золотая книга Эльфов» - загадки о буквах (1 и 2 варианты).....................43
  • «Лесная книга» (загадки о животных, растениях и явлениях природы)......46


  • «Волшебная книга сказок»...............................................................................49


Игровой комплект..........................................................................................................52

Об авторе ........................................................................................................ ..............52
Описание игры «Волшебные буквы»
Вступление
Дорогие взрослые!

Педагоги, воспитатели, психологи, гувернёры и просто родители!
Данная настольная игра «Волшебные буквы» появилась на свет не случайно, это результат кропотливой работы с детьми билингвайлами и родителями желающими научить читать и писать своих детей на русском языке.

Работая с такой категорией детей преподавателю приходиться решать одновременно несколько задач:

Первое, непосредственное обучение детей чтению и письму на русском языке.

Второе, расширение активного и понятийного словарного запаса. Воспитание любви к чтению художественной литературы. Расширение кругозора на родном, русском языке.

И третье, психологической коррекция эмоциональной сферы детей. Снятие негативного комплекса эмоций, связанного с тем, что они (дети) не достаточно хорошо и бегло разговаривают на языке своих родителей, предков. Или стесняются демонстрировать свою языковую и культурную принадлежность к славянской группе языков. (Данная проблема наиболее часто относится к детям, проживающим в странах западной Европы.)

И, наконец, четвёртое, сохранение культурного наследия в ограниченных условиях.

Кроме этого, я думаю, что большинству российских преподавателей работа с настольной игрой «Волшебные буквы» и методические рекомендации к ней будут интересны и помогут посмотреть на проблему билингвизма не с позиции важности преподавания русского языка, а с позиции тех детей и родителей для кого русский язык является не родным, а иностранным.


Поверьте, что работа с детьми (билингвайлами или монолигвайлами) это очень сложная и многоуровневая работа. Но она интересна и продуктивна, потому что нет большей радости, чем видеть, как ребёнок ещё вчера не умевший сложить буквы А и М в слово «мама», сегодня читает и получает от этого истинное удовольствие.
1     Цели настольной игры «Волшебные буквы»

Целями игры «Волшебные буквы» являются:

- ранее интеллектуальное развитие и ранее обучение грамоте посредством организованных познавательных занятий с настольной игрой «Волшебные буквы».

- развитие фонематического слуха, освоение алфавита и развитие элементарных навыков чтения у дошкольников;

- пробуждение и развитие познавательного интереса, способностей к русскому слову на основе изучения русского алфавита;

- формирование навыков чтения у детей с трудностями в обучении;

- развитие мотивации к самостоятельному чтению на русском языке детей билингвайлов;

- формирование читательского кругозора;

- интеллектуальное развитие и подготовка к школе;

- формирование стремления совершенствовать свою речь в условиях многокультурного проживания;

- развитие художественно-творческих способностей;

- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- недирективная коррекция негативного отношения к обучению чтению и к изучению русского языка у детей билингвов;

- обогащение нравственного опыта дошкольников и младших школьников средствами художественной литературы: формирование нравственных представлений о доброте, правде, и ответственности.
2.     Задачи

Основными задачами ведущего в процессе игры являются:

- обучение навыкам визуального, аудиального и вербального запоминания букв русского алфавита;


- обучение навыкам аудиального анализа: ознакомление и обучение звукобуквенному (фонематическому) анализу, синтезу и представлений слогов, слов;

- развитие навыков определения первого и последнего звука, определение места и порядка звуков в слове, способности характеризовать звуки и умения составлять слова из заданных звуков, по первому слогу;

- формирование связной и грамотной речи на русском языке;

- обучение навыком составления различных слогов, слов из разрезной азбуки;

- слитное чтение и подбор слов с данными слогами, деление слов на слоги; Обучение умению работать с деформированным текстом;

- освоение и закрепление понятий и признаков: звуки и буквы, гласные, согласные (глухие, звонкие, твёрдые, мягкие), мягкий и твёрдый знаки; Соотнесение звука с буквой.

- расширение активного и понятийного словарного запаса у детей билингвайлов;

- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

- расширение кругозора и креативного мышления

- формирование коммуникативной культуры и позитивного отношения к занятиям русскому языку;
3. Возможности использования

Игра «Волшебные буквы» является развивающей. Она подходит как для домашнего изучения алфавита и способствует быстрому освоению букв русского алфавита и навыком чтения, так и для работы в небольших группах детей в школах дополнительного образования или в детских садах. Данная игра была так же опробована с детьми не желающих учиться читать на русском языке или имеющими трудности в процессе обучению чтению, и тоже дала хорошие результаты. Поэтому она может быть рекомендована к использованию учителей начальных школ и применима в коррекционных классах.

Игра «Волшебные буквы» может быть применима и для хорошо читающих и пишущих детей, так как задания, используемые в данной игре, закрепляют полученные знания на уроках русского языка, расширяют их и способствуют общему развитию познавательных способностей детей. Использованные в игре загадки, логогрифа, метаграммы, анаграммы и прочие игры с буквами и словами стимулируют учебную мотивацию и закрепляют желание детей читать самостоятельно, прививают любовь к чтению. Делают процесс чтения более осмысленным, а не для того «чтобы сделать запись в читательском дневнике».


Поэтому основными возможностями использования настольной игры «Волшебные буквы» является:

- развивающие и коррекционные занятия, направленные на освоение и закрепления навыков чтения;

- ознакомление и освоение русского языка, русской литературы в условиях многоязычного развития детей (дети, проживающие в России из бывших республик СССР);

- изучение русского языка как родного в ограниченной языковой среде (дети, мигранты, проживающие за пределами России);

- психолого-педагогический тренинг, развивающий коммуникативные способности и способствующий снятию эмоционального (негативного) отношения к русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста, живущих в ограниченный языковой среде (для детей билингвайлов);

- расширение кругозора, познавательных способностей (и поэтому, может быть применима в работе, не только педагогами, но и психологами).

Игра «Волшебные буквы» была разработана автором в процессе групповой работы с детьми билингвайлами (3) 4 -10 лет на занятиях русского языка и литературы в школе эмоционально - волевого и интеллектуального развития «Маленький гений» города Кёльна, Германия.
4. Возраст

Данную игру можно использовать с детьми уже с (4) 5-х летнего возраста. В данном случае во время игры и прохождения игрового поля учитываются не все задания, а только возможности соответствующие возрасту и интеллектуальному развитию ребёнка. Чем старше ребёнок и лучше его языковые возможности, там более сложные задания предлагает ему ведущий взрослый. Кроме того, дети билингвайлы, достигшие подросткового возраста, тоже охотно участвуют в игре «Волшебные буквы», так как в процессе игры могут проявить свою смекалку и сообразительность, активность и начитанность. Что, конечно же, способствует и мотивации чтению русской литературы и повышению самооценки подростка.


5. Темп и продолжительность игры

Темп и продолжительность игры выбирает ребёнок или взрослый ведущий (родитель, гувернёр, учитель, воспитатель, психолог) самостоятельно и в соответствии с задачами, которые стоят перед ним и его воспитанниками. 


Если задача провести весело время, развлечься, то и игра проходит быстро, не задерживаясь на отдельных заданиях и не используя сложные варианты заданий. В этом случае, ведущий, выбирает наиболее завлекательные задания, загадки, а сложные варианты игнорирует.

Если педагог или воспитатель хочет провести серьёзную работу по интеллектуальному развитию, обучению грамоте, изучению русского языка или освоению навыков чтения, то и выбираются соответственно более комплексные задания. Игроки, проходят игровое поле медленнее, останавливаясь на выполнении необходимых заданий (проведи анализ, составь слоги, слова и пр.) Ведущий в этой ситуации уделяет больше внимания ответам детей, расширяя интеллектуальный потенциал детей, вводя новые понятия и развивая новые навыки и умения.

Как и в любую настольную игру, в игру «Волшебные буквы» можно играть многократно. При этом количество и разнообразие заданий делают её ещё более увлекательной, интересной и неповторимой.
6. Позиция педагога

(психолога, воспитателя, родителя, гувернёра)

Взрослый является ведущим и активным игроком одновременно, вместе с детьми. В роли ведущего он объясняет правила игры, следит за правильностью выполнения заданий, поправляет ошибки и отслеживает психологическую атмосферу в процессе игры, опосредованно влияя на её развитие.

Как активный игрок, взрослый выполняет все присущие условиям игры правила: выбирает себе фишку, бросает кубик, выполняет задания. Его поведение и отношение к игре несёт в себе определённую модель поведения и транслируется остальным участникам игрового процесса. Взрослый своим поведением демонстрирует интерес, любовь, к русскому языку, творческий подход и поиск нестандартных решений.

7. Количество игроков

Минимальное количество игроков - двое: например, ребёнок и взрослый или двое детей. Максимально - шесть детей включая взрослого. Если группа превышает указанное число игроков, то вполне возможно использование параллельно ещё одного игрового экземпляра «Волшебных букв» во главе с выбранным ведущим из числа детей, хорошо освоившего правила настольной игры.


Ход и правила игры «Волшебные буквы»

 

Лунная дорожка

или сказка о девочке Наташе

 

Жила - была девочка Наташка. Она была жизнерадостной и весёлой, шобутной и любопытной. Наташка без конца выдумывала всевозможные проказы. Играла на равных с мальчишками и не уступала им в мужестве, находчивости и смекалки. Была всеобщей любимицей дворовой мелюзги (тех, кто был хоть чуть-чуть её младше).

Но это было там, во дворе, среди друзей, подружек и знакомых. Дома Наташка была часто капризной и плаксивой, особенно когда вечерами уставшая после работы мама не могла читать ей перед сном сказки.

- Мама! Ну, мама! - хныкала, сидя на кровати с поджатыми ногами Наташка - ну скоро ты придёшь?

- Наташа, я устала, - раздался не громкий мамин голос, - я почитаю тебе завтра.

- Нет! - ещё громче и требовательнее захныкала девочка. - Если ты не хочешь мне читать сказки из новой книжки, прочитай хотя бы про Пушистика!

- Наташа! Я читаю её тебе каждый вечер! - устало, но твёрдо прозвучал мамин голос, - неужели не надоело!- Ты же всё сказку наизусть выучила уже!

- Ах, так! Тогда я совсем спать не буду, и есть - не буду, и убираться не буду! А буду просто всё время лежать в кровати и всё! - угрожающе закричала Наташка.

- Наташа, - мама зашла в комнату не слышно, - ты, конечно, можешь не есть, не спать, и не вставать с кровати. Тогда у тебя появиться много времени, что бы научиться читать сказки самостоятельно.

- Ну, уж нет! Не буду я ничего учить и читать я не хочу. Не нужны мне ваши А и Б! пусть хоть сквозь землю проваляться! Можешь все книжки забрать из моей комнаты! Видеть их не хочу!

И Наташка с силой сдёрнула висевший над её кроватью плакат - азбуку.

- Вот ничего себе, - сказал стоявший всё это время старший брат Антон, - так от тебя все буквы убегут!

- Пусть бегут! нужны они мне очень! - шумела Наташка.

- Ну, я тебя предупредил,- ответил Антон и вышел из комнаты.


- Подумаешь, разбегутся! - спрятавшись под одеяло, ворчала Наташка, - Ха-ха-ха! Очень надо!

Через некоторое время девочка уснула, даже не заметив, что по освещённому яркой луной полу, на середину комнаты, к помятому и едва не порванному плакату сбегались буквы из всех книг стоящих на книжных полках или лежащих столе.

- Что же нам теперь делать? - причитали одни.

- Вот беда-беда, огорчение... - вздыхали другие.

- О-хо-хо! Горе нам горе! - горевали третьи.

Тут раздался барабанный бой и вперёд вышли буква А и буква Б с барабаном.

- Ну что, друзья мои? - негромко, но чётко и твёрдо произнесла буква А. - Нас здесь не уважают и не хотят видеть. В этом случае нам остаётся только одно - уйти!

- Но куда же мы пойдём? - спросили буквы О и Х. - Мы так любим этот дом и не хотим с ним расставаться.

- Да! Я хотела бы уточнить, куда именно мы направляемся? - беспокойно затараторила буква Я.

- Трам-та-ра - рам! - простучал барабан.

- Друзья мои! Где-нибудь в тридевятом царстве, где-нибудь за тридевять земель, в стране сказок найдётся место и для нас. Мы пойдём туда, где нас любят и ждут. Там для нас найдётся и место, и дело. Ведь нет ничего лучшего в мире, чем рассказывать сказки детям и взрослым!

- Да! - сказала буква Д.

- Вперёд друзья, вперёд! - воскликнула буква И.

- Мы уходим, уходим, туда, где нас любят и ждут! - зашумели одновременно все буквы: одни радостно с надеждой, другие тревожно.

И дружно, друг за другом, по лунной дорожке, отправились в страну сказок - туда, где их любят и ждут. Туда, где найдётся для них и место, и любимое дело...

 

Наступило утро. Яркое солнце осветило детскую комнату и один из солнечных зайчиков, которых было множество в комнате, упал Наташке на лицо. Она поморщила носик и, повернувшись к стенке лицом, открыла глаза, что бы полюбоваться на букву Н - красочно нарисованную на плакате.


- Ой, а где же плакат с буквами? - возмутилась и удивилась сама в себе Наташка.

- Ах, я же его вчера сорвала со стены, - вспомнила она с досадой. - И что я так рассердилась?

Наташка снова закрыла глаза и, полежав так немного повернулась на другой бок, лицом к комнате. На полу валялся немного помятый плакат и несколько книжек.

- Зря я так, перед мамой стыдно. А, ну и что. Она меня всё равно любит. Меня все любят!

Наташка подскочила, весело прыгнув в тапочки и побежала посмотреть, кто дома. Мамы не было и Антона тоже.

- Ну вот, опять я одна? - подумала Наташка.

Она вернулась в комнату и решила сначала повесить плакат на место, а уж потом заправить постель.

Но, что это, подняв плакат, девочка увидела, что он белый со всех сторон. На нём не осталось ни одной буквы! Наташка кинулась к лежащим на полу книжкам - их страницы тоже были белые. Наташка брала то одну, то другую книгу, детские журналы - букв не было ни где!

- Мамочка! - заревела Наташка, и слёзы градом покатились из её широко раскрытых, испуганных глаз.

- Чего ревёшь, как белуга? - спросил, заглядывая в комнату, Антон.

- Антоша!- ревела, не унимаясь, Наташка.

- От меня все буквы ушли! Убежали! Ой, мамочка! Что же я наделала! - не унималась девочка.

-Да ну!?... Такого не бывает.- воскликнул старший брат.

- Бывает Антоша! - ревела Наташка. - Сам посмотри!

Антон пролистал книжку, другую. - Да! Поздравляю! Допрыгалась.

- Антоша! Что делать то теперь будем?

- Сама заварила кашу, сама и расхлёбывай, - философски промычал брат.

- Ой! Мамочка!

- Ты не реви. Слезами горю не поможешь! Маме надо рассказать. Она что-нибудь придумает.

- Но она же только вечером с работы придёт?

- Вот и хорошо. И у тебя будет время подумать над своим поведением и о том, как у мамы попросить прощение и помощь. Мда... - рассеянно, на распев проговорил Антон.


- А ты думаешь, она сможет помочь?

- Конечно. Наша мама всё может - хитро улыбнулся брат и пошёл готовить Наташке завтрак.

Весь день Наташка ходила как в воду опущенная. Её не покидало чувство стыда за своё поведение и страха того, что буквы покинули её навсегда.

День тянулся не выносимо долго. Наташка не знала чем заняться. Она мысленно вспоминала все буквы, которые успела выучить: А, Б, В, О, Н. Последнюю букву, букву Н, она очень любила, ведь с этой буквы начиналось её имя - Наташа! И букв А в её имени было целых три! Ну, вот наконец-то часы пробили шесть раз и с последним ударом Наташка услышала, как хлопнула входная дверь. Пришла мама.

- Наташа, я сегодня не осень сильно устала и если ты будешь себя хорошо вести весь вечер, то перед сном я прочту тебе твоего Пушистика. - сказала после ужина мама.

- Хорошо, - прошептала испуганная Наташка.

-Ну, как она это сделает? - подумала девочка. - Ведь в книжке нет ни одной буквы! Что же мне теперь делать? Как сказать о случившимся?

И вот наступил момент, когда мама зашла в Наташкину комнату. Девочка сидела в углу кровати с поджатыми коленками, а на стене висел совершенно белый плакат.

- Ушли? - тихо спросила мама.

-Угу, - буркнула Наташка. - Мам! А их можно вернуть?

- Конечно, но это не просто. Для этого нужно проявить терпение, трудолюбие. Возможно, пройти даже волшебные испытания. А потом буквы, может быть, простят и вернуться.

- Но они ведь не живые, не настоящие!

- Ещё как живые и настоящие! Иначе, ты так сильно не любила бы сказки!

- А если я не пройду, испытания и буквы не вернутся, как же я в школу пойду? - вздыхая, прошептала девочка.

- Хватит причитать, берись за дело! - строго сказала мама.

- За какое дело? Темно уже, спать скоро ложиться: луна светит, спать зовёт!

- Самое время, - ответила мама, вставая - Ведь, скорее всего, ушли они от тебя именно по лунной дорожке.


- А куда?

- В твою самую любимую сказку.

- Это хорошо. В «Пушистике» хотя бы огнедышащих драконов нет. Я тоже хотела бы попасть в волшебную долину... - забыв по-детски быстро о своём горе, мечтательно прошептала Наташка.

Так и пошло с того времени. Каждый вечер, Наташа вместе с мамой вспоминала, как выглядит та или иная буква. Рисовала её на листочке, красиво украшая яркими цветами и диковинными узорами. Прошло много дней. И вот когда, на белом плакате появились все буквы алфавита, случилось вот что.

В тот поздний вечер луна была особенно яркой и светилась в комнате голубой лунной дорожкой. Наташка не могла долго уснуть. И вдруг ей пришла мысль, просто полежать с закрытыми глазами, представляя, что она находиться в волшебной долине, среди пестрых, пахнущих свежестью горного ветра, цветов...

Солнце светило приятно тепло, согревая Наташкины руки и ноги. Высоко в небе плавно парило небольшое облачко. Едва заметный приятный ветерок скользил по волосам и лицу. Рядом весело журчал прохладный, звонкий ручеёк.

- Ой! - что-то защекотало в носу. Наташка открыла глаза и увидела, как маленькое существо с прозрачными крылышками, тоненькой травинкой щекочет её.

- Рад приветствовать тебя в Волшебной стране! - торжественно произнёс Эльф. - От имени жителей нашей сказочной страны приглашаю тебя осмотреть нашу долину. Я представлю тебя моим друзьям: Пушистику, Ветерку и Ручейку. И покажу ещё кое-что.

- Ой, как здорово! - весело подскочила Наташка. - Интересно, а как его зовут? - подумала Наташка, но решила промолчать.

Эльф познакомил девочку с Ручейком, показал на парящего высоко в небе Пушистика. Они прошлись по цветущей долине в траве, которой среди цветов прячутся маленькие игривые зайчата. Ветерок небрежно раскидал Наташке светлые пряди волос и осыпал её лепестками цветов. И чем ближе они подходили к центру долины, тем тревожнее и одновременно радостнее билось её девчоночье сердечко, словно ожидало какого-то чуда. Именно оттуда доносился лёгкий звон и гомон тоненьких голосов похожих на пение птиц или жужжание насекомых. Наташка не могла разобраться в этих звуках, но они были ей знакомы.


- Ну, вот и пришли, - сказал Эльф. - Тебя уже давно ждут.

Наташка бросила взгляд туда, куда показал Эльф. Посредине долины, в самом её сердце раскинулся удивительный городок, в котором жили буквы. Те самые буквы, которые ушли от Наташки по лунной дорожке. Наташка опустилась на колени. Все буквы были в сборе. Они шумели и спорили: одни радовались, другие обиженно ворчали, кто-то просто молча ходил взад-вперёд, нечаянно задевая травинки с росой. Роса падала на землю, издавая тонкий мелодичный звук.

Немного посовещавшись, пока Наташка рассматривала город, открыв от удивления рот, вперёд вышли буквы А и Б.

- Мы знаем, для чего ты пришла к нам. Поэтому, посоветовавшись, решили простить тебя и вернуться, но только тогда, когда ты пройдёшь волшебное испытание, - произнесла речь буква А.

- Я согласна, согласна! - воскликнула девочка.

- Не спеши с ответом. Это будет не просто, - остановила буква Б Наташку.

- Эльф отведёт тебя к Мудрому Филину и вместе со своими друзьями расскажет, что ты должна будешь делать. А мы подождём известия здесь, - продолжила буква А. - Но знай, время у тебя не много, только пока в твоём мире не взойдёт солнце! Торопись!

Буквы безмолвствовали. В долине стояла полная тишина. Мысли Наташки путались: Как узнать о времени? Что надо делать? Какие это испытания?

- Ой, а если нужно укротить дракона? Нет, какие ещё огнедышащие драконы, - размышляла в панике Наташка. Она даже книги со сказками о них откладывала в сторону и неприятно морщила носик.

Опомнилась Наташка от своих тяжёлых дум только в тени большого старого дуба. Звук хлопающих крыльев заставил её посмотреть наверх, там, около большого дупла, на расположенной невысоко над землёй ветки, почти на уровне плеч девочки, сидела довольно крупная птица и лапой листала какие-то книги.

- Это Мудрый Филин - Сэйдж. Он будет задавать тебе задания, и загадывать загадки из разных книг,- объяснил Эльф.


- Начнём с этой, дорогая! - приветливо кивнув, проворковал филин.

- «Лесная книга» - прочитала Наташка название на корешке.

- В ней собраны загадки о животных, растениях и о природных явлениях. - Многозначительно кивнув в сторону птицы, пояснил эльф.

- Легкотня! - подумала, было, Наташка. - Хотя...

- Потом, я буду читать тебе задания из книги моего волшебного народа. Она называется «Золотая книга эльфов».

- После неё, Пушистик и Ветерок зададут тебе вопросы из «Волшебной книги сказок». И наконец-то, последняя книга, «Волшебная книга Василисы Премудрой». Ручеёк получил её в подарок, когда навещал Василису, по важному делу, - продолжил за эльфа филин.

- Ой, но я же не только до утра не справлюсь, мне и года не хватит пройти испытания! - начала было возмущаться Наташка.

- Кхы! кхы! - прервал её своим покашливанием Сэйдж.

- Да, да, как говорит моя мама: глаза боятся - руки делают. Но как я узнаю, сколько времени у меня осталось?

- Посмотри-ка сюда! - шепнул ей на ухо ветерок.

Прямо под дубом, в тени его шикарной, огромной кроны, стояли небольшие древние песочные часы.

- С последней песчинкой упавшей вниз в твоём мире взойдёт первый луч солнца. Если ты успеешь ответить на все вопросы, отгадать загадки и выполнить задания - ты вернёшься домой. Если нет - останешься здесь навсегда!

- Ой, мамочка! Не хочу я здесь оставаться. Я домой хочу, к маме и папе! - воскликнула Наташка.

- Делу время, потехи час. Начинаем прямо сейчас! - скомандовал Пушистик.

- А если я ответ не знаю? - перепугано спросила девочка.

- Посмотри вокруг, все ответы прямо перед твоими глазами. Так что не хлопай ими попусту! - подбодрил Ветерок, покачиваясь на ветвях старого дуба.

- Мы поможем! - отозвался звонким журчанием ручей и отражённый в его быстрых прозрачных, водах Пушистик.

Тут ветерок дунул немного сильнее и... перевернул песочные часы песком вверх. Золотые крупинки посыпались одна за другой, тоненькой ниткой.


Итак, начнём, - важно пробасил Мудрый Филин. Вопрос первый, кто ...

Наташка отвечала сначала не уверенно и немного рассеяно. Но чем больше становилось правильных ответов, тем веселей и легче было отвечать Наташке. Вот и «Лесную книгу» отодвинул филин, а за ней эльф убрал свою «Золотую книгу»; «Волшебная книга сказок» лежала уже там же у корней старого дуба. Но и песка в часах становилось всё меньше и меньше. Герои любимой сказки помогали ей как могли. Эльф приносил ягоды и эльфийские хлебцы, придающие сил и бодрости. Ручеёк, утолял жажду своей чистой прохладной водой. Ветерок, незаметно указывал на подсказку, а Пушистик прикрывал её своей тенью от солнца, что бы не напекло голову. Иногда Наташке казалось, что Ветерок играл с песочными часами и, раскачивая их, замедлял течение песка... Время шло и песчинок становилось всё меньше и меньше.

- И, наконец - последнее задание! - монотонно начал филин, - Как называется предмет с помощью которого...

Наташка слушала вопрос, словно во сне, не отрывая взгляд с песочных часов. Она видела только одно - вот-вот упадёт единственно оставшаяся золотая песчинка. Наташка пыталась понять суть вопроса, найти ответ, но ответ как-то не шёл на ум...

- Кажется, я останусь здесь навсегда - рассеянно подумала девочка, и у неё потемнело перед глазами...

Да, осталась всего одна песчинка! И друзья решили остановить течение древних песочных часов. Но для чего, спросите, быть может, вы? И Эльф, и Пушистик, да и все остальные, знали и чувствовали, как давно и сильно раскаялась в произошедшем Наташка. Они понимали, сколько сил, энергии и любви отдала девочка, вспоминая буквы, складывая их в слоги и составляя из слогов слова по вечерам. Друзья не могли не оценить того, что Наташка сама научилась читать и писать, и могла бы прочесть все свои любимые книги, если бы... Если бы буквы не ушли от неё.

И буквы, и герои её любимой сказки, давно простили ей детскую оплошность и из-за всех сил старались помочь пройти испытание. Да и Наташка стала другой, более взрослой и ответственной: она уже не капризничала по пустякам.


И не смотря на это Наташке нужно помощь, что бы пройти испытание до самого конца и вернуться домой. Ваша помощь, дорогие игроки! Песочные часы остановлены, и вы можете присоединиться к испытанию. Пройдя игровое поле, вы прочтёте не только Волшебную книгу сказок, но и Золотую книгу Эльфов; Узнаете, о чём написано в Лесной книге Мудрого Филина. И проявив любопытство, усердие и, быть, может, бесстрашие, поможете Наташке вернуться домой.

****************
Задания и правила игры
Что бы помочь Наташке, нужно выбрать себе фишку, сесть вокруг игрового поля, на которым изображена волшебная долина вместе с городом Букв. Там же вы увидите Мудрого Филина Сэджа и Эльфа с друзьями.

Кстати, что бы ответить на вопрос Наташки и узнать, как зовут эльфа, нужно попасть на игровом поле на буквы - Ь и Ъ. Кидая кубик, обладающий волшебной силой, вы с помощью фишек будете переходить от одной буквы к другой, выполняя необходимые волшебные задания, пока не доберётесь до финиша.

Итак, что вам нужно сделать:

Дети по очереди бросают игральный кубик и передвигают фишки по игровому полю в соответствии с выпавшим количеством точек на кубике.

1. Фишка игрока попала на букву без дополнительных пометок (её кружок не окрашен, на нём нет изображения животных или сказочных персонажей и он не помечен каким либо другим способом).

Задача игрока:


  • Назвать букву;

  • Указать принадлежность к: гласным, согласным, глухим, звонким, твёрдым и мягким звукам;

  • Произнести слово в состав которых входит данная буква; *










  • Указать место буквы /звука в слове на схеме:

 

Например, К - согласная, глухая, твёрдая; Слова: кот, крот, корова, шкаф, каток.


словах: к
от, крот, корова, буква/звук К находиться вначале слова; В словах: шкаф и каток, соответственно в начале, в середине и в конце слова.

Называть можно тематические слова, например: названия животных, растений, перечислить предметы быта, профессии и т.д. Можно предложить использовать только названия сказок, сказочных героев или сказочных предметов начинающихся с этой буквы (например, сказка «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Крошечка - хаврошечка»). В данном случае, тема игры оговаривается заранее, и дети начинают игру, уже зная тему, по которой они должны использовать слова.

* - Этот вариант игры подходит для детей начинающих учить буквы

русского алфавита или читающих не бегло, с недостаточным

активным словарным запасом, например, для детей билингвайлов.
2. Если кубик оказался на букве с кружком отличающуюся от других по цвету: красный, жёлтый, зелёный и пр. (Это семь букв: М, Р, Н, Т, В, Д, Ц и Л)

Ребёнок выполняет следующие действия:


  • Он находит в центре игрового поля на лепестках цветка соответствующую по цветовой гамме гласную букву и составляет слоги, называет слова, которые

начинаются с этого слога или в состав которых входят составленные им слоги. Например, фишка находиться на букве Р (её кружок окрашен красным цветом). Букве Р соответствуют гласные А и Ы, расположенные на красных лепестках. Задача ребёнка, сложить из этих букв слоги (РА, РА, АР, ЫР);

И затем ребёнок подбирает и называет слова, которые начинаются с данных слогов или входят в их состав (РАК, РЫБА, АРБУЗ и т.д., см. приложение на станице 36); **

** - Если вы работаете с детьми билингвайлами, то спросите, знает ли

ребёнок значение данного слова или он его придумал сам. (Очень часто

из-за недостатка словарного запаса, дети не могут быстро вспомнить известные им слова, а пытаются выдумать новые, используя предложенные буквы и слоги.)



  • Попросите игрока, указать в каком именно месте слова находятся нужные слоги: в начале, середине или конце;

  • Хорошо читающие и достаточно владеющие русским языком дети могут сначала показать пантомимой нужное слово, а остальные игроки пытаются угадать, что имеет в виду игрок. А затем, называет слово, подтверждая или опровергая мнение других участников игры. (Этот момент не стоит затягивать, так как игра может надолго затянуться и станет скучной);

Исключение составляет буква Л в зелёном кружочке – задача игрока те же, но выбрать он может любую из гласных букв по желанию.
3. Фишка попадает на нарисованное животное или птицу (корова, собака, петух, кошка, осёл, утка, гуси). В этом случае игрок совершает следующие действия:

  • Называет животное или птицу;

  • Анализирует состав слова (на какую букву начинается, на какую заканчивается, из скольких букв состоит, сколько гласных/согласных, и называет их. Например, корова. Первая буква - К. Последняя буква - А. Всего в слове шесть букв. Из них три согласных и три гласных;

  • Какие звуки произносит данное животное или птица? (Корова мычит: МУ).

  • Ребёнка анализирует слово «МУ». Называет, какая из букв первая, какая последняя? (первая буква - М, вторая и последняя - У);

  • Составляет из разрезных букв слова: корова, му;

Объяснить значение слова «корова»: это домашнее животное, даёт молоко, питается свежей травой и сеном. Называют: взрослые особи бык и корова, детёныш - телёнок. Ходит, бегает редко, только в минуту опасности, плавать и прыгать не умеет. На голове имеются рога. В классических сказочных сюжетах (архетипические сказочные сюжеты) является, как правило, добрым персонажем, помогающим главным героям и героиням, иногда даже жертвуя собой. Сказка: «Крошечка – Хаврошечка».


4. Лесная книга - попадая на изображение книг, игроку предлагают набор разрезных карточек с загадками и заданиями (см. приложение на стр. 38 и разрезные карточки). Ребёнок берёт карточку наугад (с закрытыми, например, глазами). Затем, сам игрок или ведущий зачитывает задание вслух. Игрок должен ответить как можно быстрее на вопрос, отгадать загадку (максимум в течение 1 минуты - для измерения времени желательно использовать песочные часы, что соответствует сказочному сюжету и делает игру наиболее увлекательной).

Если ребёнок затрудняется, то в этом случае он может просить помощь группы, но не более 3-х раз за всю игру. Помощь может оказываться следующим образом:


  • Посредством наводящих вопросов и непрямых подсказок,

  • Или с помощью других активных участников игры - первый правильно ответивший игрок получает 10 баллов или дополнительную фишку. Ребёнок, набравший большее количество баллов за игру, независимо от того, как быстро он пришёл к финишу, получает титул Мудрейшего среди игроков.

Эти же условия относятся к остальным «книгам»: Золотая книга Эльфов, Волшебная книга сказок, Волшебная книга Василисы Прекрасной. Во время игры можно использовать только одну «книгу» и пройти её всем участникам игры или же для каждого знака с изображением книги подготовить разные варианты заданий.

 

5. Фишка попадает на мягкий знак - Ь (он находиться на жёлтом листочке) или на твёрдый знак - Ъ (на зелёном листочке). Попав на мягкий или твёрдый знаки ребенок, ищет на игровом поле буквы, имеющие такую же особенность (маленькие листочки жёлтого или зелёного цвета). Например, для мягкого знака (Ь) - это буквы: Л, Э, Ф и сам мягкий знак. Соответственно, единственно возможное слово - ЭЛЬФ. Для твёрдого знака (Ъ) - это буквы: Ю, Д и Ъ. Слово – ДЪЮ (это имя эльфа). Если во время игры получится сложить эти два слова, дети узнают, как зовут эльфа.


  • Усложненный вариант - дети придумывают предложение с данными словами.

  • Старшие дети объясняют значение и особенности этих букв в русском алфавите (полугласные, смягчающая и разделяющая роль).


6. Фишка попадает на изображение сапог - скороходов, которые помогают ему быстро преодолеть часть игрового поля. Возможные вопросы к игроку:

  • Что это за волшебный предмет, сапоги - скороходы? Помогают ли они или мешает сказочным героям преодолевать трудности? Как они это делает? Какие возможности дают сказочным героям? В каких сказках есть сапоги скороходы?

  • Что сделал бы сам игрок, если бы в его руках оказалось это сказочное сокровище?



следующая страница >>