birmaga.ru
добавить свой файл

1


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«НА 9-ой ЛИНИИ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Психологическая подготовка спортсменов во время тренировочного процесса и соревнований по спортивной радиопеленгации»


Автор-составитель: Васильева

Елена Афанасьевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Теоретическая часть 4

Предстартовые реакции, типы и управление ими. 4

Разминка с учетом характера предстартовых состояний спортсмена 7

Спортивный массаж. 8

Идеомоторная тренировка 9

Аутогенная тренировка 10

Заключение 12

Приложение 1. Физическая разминка 13

Приложение 2. Техническая разминка 15

Библиография 17


Введение


Спортивная радиопеленгация является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки. В этом виде спорта спортсмен должен обладать конкретными знаниями, навыками и умениями, связанными с вопросами техники, такти­ки, психологии, физической подготовки.

Спортивная радиопеленгация предъявляет высокие требования ко всем сторонам психической деятельности человека - вниманию, наблюдатель­ности, творческому мышлению, наглядно-образной памяти, эмоциям. Для успешного выступления спортсменам "охотникам" сейчас мало иметь хоро­шую физическую и технико-тактическую подготовку, а необходимо быть также готовым к стартам психологически.

Следуя по дистанции соревнований, спортсмен уже заранее имеет о ней определенное представление, благодаря нанесенным пеленгам на работаю­щие передатчики "лисы", уровню громкости работающих "лис", а также непосредственно опережающему чтению самой карты. Вся эта информация воздействует на органы чувств спортсмена, в результате чего в коре головного мозга возникают психические явления. Выдающийся русский фи­зиолог И.М.Сеченов показал, что возникновение психических явлений в мозгу - результат внешних воздействий на наши органы чувств. Таким образом, информация и ощущения - это образы окружающих нас вещей и явлений. Благодаря центральной нервной системе осуществляется взаи­мосвязь бегущего спортсмена с постоянно меняющейся дистанцией сорев­нований.


Данная тема актуальна как для начинающих спортсменов, так и для спортсменов разрядников, стремящихся повысить свой спортивный уровень.

В настоящее время нет конкретной спортивной литературы по теме психологическая подготовка спортсменов во время тренировочного процесса и соревнований по спортивной радиопеленгации.

В данной работе раскрываются основные методы работы со спортсменами в подготовительный период и в период соревнований. Работа основана на сведениях, взятых из спортивной литературы, а также на многолетнем личном опыте.

Теоретическая часть

Предстартовые реакции, типы и управление ими.



Предстартовое состояние - это сложный комплекс представлений, воле­вых усилий и эмоций, возникающих задолго до соревнований по механизму условного рефлекса. Эмоциональное возбуждение у спортсмена зависит от обстановки, в которой происходит старт, масштаба соревнований, умения сознательно управлять предстартовыми реакциями, типа нервной системы, степени тренированности, квалификации и опыта спортсмена, и ряда дру­гих факторов. При благоприятном соотношении всех условий предстарто­вые реакции протекают оптимально и способствуют повышению умственной и физической работоспособности спортсмена на дистанции. При неблагоп­риятных - возникает чрезмерное возбуждение или, наоборот, торможение физиологических функций, что приводит к понижению работоспособности. Существуют пять типов предстартовых реакций:
- состояние боевой готовности;

- предстартовая лихорадка;

- предстартовая апатия;

- безразличие;

- спокойная уверенность.

Дадим подробное описание данным состояниям:


  • Состояние боевой готовности

В этом случае учащается пульс, повышается температура тела, усилива­ется обмен веществ, увеличивается концентрация глюкозы в крови, уко­рачивается время элементарных двигательных реакций, т.е. обеспечива­ется оптимальная умственная и физическая работоспособность организма спортсмена, умеренно повышается подвижность возбудительного и тормоз­ного процессов коры больших полушарий. Это одно из самых оптимальных состояний спортсмена перед стартом.




  • Предстартовая лихорадка

В этом случае чрезмерно выражены процессы возбуждения центральной нервной системы, при которых затрудняется решение даже несложных за­дач, и спортсмен "охотник" в начале соревнований на первых минутах старта может допустить ряд тактических и технических ошибок. Это и плохая настройка на передатчики, где из-за ряда помех в эфире или слабой слышимости "лис" спортсмен может вообще не услышать сигнал ка­кого-либо передатчика, в результате чего будет отсутствовать старто­вый пеленг, что является большой ошибкой, и дать в дальнейшем неправильную информацию о местонахождении "неуслышанной лисы", что повле­чет за собой ошибку в выборе варианта прохождения дистанции. Из-за перевозбуждения, и вследствие этого, невнимательности, может быть неправильно взят пеленг на передатчик, неправильно, с большой погреш­ностью, нанесен на карту, что тоже дает ошибку в выборе варианта, в оценке дальности местонахождения "лисы". Чрезмерное волнение влияет и на выбор пути следования на передатчик, уже связанный непосредственно с ориентированием на местности. Можно отнести к перевозбуждению и та­кие ошибки как "недобегание" или "перебегание" передатчика, когда спортсмен плохо контролирует пробегаемое на местности расстояние, невнимателен вблизи передатчика, а иногда просто не видит призму пе­редатчика, находясь в нескольких метрах от него, неправильная отметка в стартовом талоне и многое другое.

С целью оптимизации процессов возбуждения используется ряд специаль­ных приемов, рассмотренных ниже, таких как самоубеждение, самоприка­зы, приемы аутотренинга, идеомоторная тренировка, техническая размин­ка, спортивный массаж, разминка.

  • Предстартовая апатия

Это состояние характеризуется преобладанием тормозных процессов в ко­ре больших полушарий головного мозга, в связи с чем, удлиняется время элементарных двигательных рефлексов, понижается уровень окислительных процессов и увеличивается содержание молочной кислоты, а концентрация глюкозы в крови значительно понижается.


Предстартовая апатия возникает в результате недостаточной подготов­ленности спортсмена как в техническом плане, когда спортсмен сам по­нимает, что он не готов к соревнованиям в силу ряда причин, таких как, например, не совсем исправная аппаратура, плохая физическая под­готовка, слишком малое количество проведенных специальных тренировок, малое количество стартов на соревнованиях различного ранга. Большое влияние на состояние предстартовой апатии оказывает чрезмерно затя­нувшийся старт, когда спортсмен как бы "перегорает". Ниже рассмотрим приемы введения спортсмена в данном "апатичном" состоянии в состояние "боевой" готовности.


  • Безразличие

Это состояние напоминает, в принципе, состояние апатии, но в меньшей степени. Спортсмен как будто бы уверен в себе, в своих силах, аппара­туре, но ему все равно, какой он покажет результат. Это один из самых наихудших вариантов, когда такой спортсмен выступает не только в лич­ном первенстве, но и за командный результат. У него может не оказать­ся воли к победе, или даже просто желания пройти дистанцию с хорошим результатом, если что-то не сложится на дистанции: как-то - непра­вильно выбранный вариант, плохая слышимость "лис", отказ аппаратуры и т.п. Когда спортсмен находится в таком состоянии безразличия, он не­надежен для команды, для общего результата. Поэтому перед стартом на­до обязательно работать с ним, "настраивать" на борьбу.

  • Спокойная уверенность

Такое же оптимальное состояние, как и "боевая готовность". Спортсмен уверен в своих силах, аппаратуре, для него не будет особых проблем, если произойдет какой-нибудь сбой на дистанции. Спортсмен сумеет "взять себя в руки" и пройти дистанцию достойно, показав хороший ре­зультат. Перед стартом он спокоен, с ним приятно разговаривать, обсу­дить предстоящую дистанцию, получить ряд полезных советов, он благоп­риятно воздействует на спортсменов своей команды. В команде очень це­нятся такие спортсмены с устойчивой психикой и хорошим настроем на борьбу.

Рассмотрев различные типы предстартовых реакций, можно сделать вы­вод, что большое практическое значение имеет целенаправленное управ­ление предстартовым состоянием. Известно несколько приемов, позволяю­щих управлять предстартовыми реакциями: спортивный массаж, разминка, техническая разминка, идеомоторная тренировка, аутотренинг.

Разминка с учетом характера предстартовых состояний спортсмена



Разминка проводится с учетом характера предстартовых состояний спортсмена и особенностей его нервной системы.

В состоянии боевой готовности минут за 40-50 до старта спортсмен проводит техническую разминку, продумывает различные варианты прохож­дения дистанции, а за 20-30 минут до старта проводит обыкновенную фи­зическую разминку. Правильно проведенная разминка не должна вызывать ни излишнего возбуждения, ни тем более утомления.

В состоянии предстартовой лихорадки физическую разминку лучше начи­нать за 45-50 минут до старта. Интенсивность упражнений должна быть очень малая, так как в данном случае задача заключается в понижении уровня возбудительных и повышения уровня тормозных процессов в коре головного мозга. При этом спортсмена желательно отвлечь какими-нибудь разговорами, не имеющими отношения непосредственно к предстоящему старту, пошутить на отвлеченные темы и т.п.

Перед стартом дать конкретные советы по прохождению дистанции.

В состоянии предстартовой апатии цель разминки - снять или умень­шить торможение в коре больших полушарий головного мозга.

Первую физическую разминку провести за 40-50 минут до старта в умеренном темпе. Желательно проводить разминку в паре с другим спорт­сменом или тренером. Параллельно с физическими упражнениями проводит­ся психологический настрой на борьбу, обсуждение предстоящей дистан­ции.

Такая разминка должна занимать не менее 10 минут.

За 10-15 минут до старта проводится более интенсивная разминка. Это позволит увеличить возбудимость и функциональную подвижность нервных процессов, повысится активность ферментов и скорость протека­ния химических процессов, участится пульс, увеличится ударный и ми­нутный выброс крови в аорту, легочная вентиляция и потребление кисло­рода в минуту, повысится кровяное давление. Усиление обмена веществ и повышение температуры тела увеличит возбудимость тканей, способствует раскрытию капилляров в мышцах, тем самым, улучшая их кровоснабжение.


После такой темповой разминки в сочетании с правильно проведенной технической разминкой и хорошим психологическим контролем спортсмен готов к старту.

Со спортсменом, находящимся в состоянии безразличия первую раз­минку так же желательно начинать за 40-50 минут до старта. В целом разминка, психологический настрой и вся остальная работа схожи с ра­ботой, проводимой со спортсменом, находящимся в состоянии апатии.



Спортивный массаж.



Спортивный массаж перед стартом способствует установлению в цент­ральной нервной системе оптимальных соотношений между возбудительными и тормозными процессами.

Этот вид массажа разработан и систематизирован проф. И.М.Саркизо­вым-Серадини. Соответственно задачам различают следующие его разно­видности: гигиенический, тренировочный, восстановительный, предвари­тельный. Гигиенический обычно проводит сам спортсмен ежедневно. Трени­ровочный массаж проводится для подготовки спортсмена к наивысшим спортивным достижениям в более короткое время и с меньшими затратами психофизической энергии и используется во всех периодах спортивной подготовки. Методика тренировочного массажа зависит от особенностей вида спорта, от задач, поставленных перед спортсменом, от характера нагрузки и других факторов.

Продолжительность общего тренировочного массажа около 40 минут. Продолжительность массажа спины, шеи, надплечий, ягодичной (пояснич­ной) области - 8 минут; бедра, коленных суставов, голени, голеностопных суставов, стопы - 16 минут; плеча, локтевых суставов, предп­лечья, лучезапястных суставов, кисти, пальцев - 14 минут; груди, живо­та - 7 минут.

Общий массаж начинают с предварительного. Его применяют для нор­мализации состояния различных органов и систем организма спортсмена перед предстоящей физической или психоэмоциональной нагрузкой. В зави­симости от задач различают следующие разновидности предварительного массажа:

разминочный - выполняют перед учебно-тренировочным занятием или выступлением на соревнованиях, когда необходимо поддержать и повысить тонус организма к моменту старта.


согревающий - применяют при охлаждении организма или отдельных частей тела спортсмена, используя при этом различные согревающие рас­тирания и мази (финалгон, эфкамон, никофлекс и др.)

мобилизующий - применяют для мобилизации всех ресурсов организма спортсмена - физических, психических, технических и др. - в сочетании со словесно-психологическим "внушением"

После различных нагрузок и при любой степени утомления для макси­мально быстрого восстановления различных функций организма спортсмена и повышения работоспособности применяют восстановительный массаж.

Перед стартом, на тренировках и соревнованиях, спортсмены чаще всего используют самомассаж. Он проводится непосредственно перед стартовой разминкой и спортсмен самостоятельно определяет длитель­ность и интенсивность самомассажа, а также массируемые области тела и группы мышц.

Идеомоторная тренировка



Важное значение в предстартовой подготовке спортсмена занимает идеомоторная тренировка.

Суть идеомоторной тренировки заключается в мысленном представле­нии спортсменом всех действий на предстоящей дистанции.

Идеомоторная тренировка выполняет программирующую, регулирующую и тренирующую функции. Каждая практическая и теоретическая тренировка связаны прежде всего с формированием программы действий, в которую входят структура и техника исполнения. Суть тренирующей функции идео­моторной тренировки состоит в том, что любые технические приемы можно совершенствовать повторяя их не только практически, но и путем мыс­ленного представления.

Идеомоторные реакции - это реакции мышечные, вегетативные, возни­кающие в организме в ответ на мысленное представление движений и дейс­твий на тренировочной или соревновательной дистанции. Таким образом идеомоторная тренировка сводится к тренировке нервных механизмов (уп­рочению временных условных связей двигательного, зрительного, вести­булярного и других анализаторов), осуществляющих пространственную ориентацию и регуляцию движений.


В спортивной радиопеленгации идеомоторная тренировка преследует три основные задачи:


  • Совершенствование техники и тактики (путем мысленного представ­ления технических приемов и тактических действий) за счет адекватной реакции на неудачи, ошибки, сбои, срывы на дистанции и тактически грамотная реакция при встрече с соперниками на дистанции.

  • Моделирование соревновательной ситуации: последовательности дейс­твий на старте, на перегонах между передатчиками, представление труд­ностей объективного характера на дистанции и путей их преодоления (большие умственные нагрузки, физическое утомление, неблагоприятные погодные условия), планирование действий на дистанции, поиска и обна­ружения передатчиков, выбор оптимального пути движения между передат­чиками, адаптация к новым районам соревнований.

  • Мысленное перевоплощение в "сверхспортсмена". Спортсмен, занима­ясь идеомоторной тренировкой постоянно внушает себе: "Я бегу точно по пеленгу, четко беру передатчик" и т.д.



Аутогенная тренировка



Аутогенная тренировка является одним из средств психо­логической подготовки и управления предстартовым состоянием спортсме­на.

Аутогенная тренировка - специальная методика внушения и самовну­шения, проводимая тренером или самим спортсменом, оказывающая дейс­твие на сознание, эмоции, а также изменяющая деятельность различных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, выделительной, пищеварительной).

Аутогенная тренировка является методом управления самим собой на физическом, эмоциональном, интеллектуальном уровнях. Первая ступень аутогенной тренировки - управление на эмоциональном и физическом уровнях. Вторая ступень предполагает управление на интеллектуальном, личностном, социальном уровнях. Продолжительность одного занятия от 5 до 7 минут, занятия можно проводить три раза в день: утром, днём, ве­чером (перед сном).

Последовательность упражнений на первой ступени аутогенной трени­ровки:

1.Принять позу "кучера" (для занятий аутогенной тренировкой есть две основные позы: "кучера" и лежа на спине, руки вдоль туловища), закрыть и повторять фразу: "Я совершенно спокоен". Основная цель уп­ражнения - научиться отключать внимания от действия внешних раздражи­телей.

2.Принять позу лежа на спине, руки вдоль туловища и повторять фразу "Я совершенно расслаблен". "Пройтись" вниманием по всему телу (от ступней до лица).Сон наступает при полном расслаблении (когда че­ловек лежит беспокойно расслабление не достигнуто и мышечное напряже­ние не снято).

3.Позволяет управлять мышечным тонусом. Упражнение следует осваи­вать по этапам: "моя правая (левая) рука теплая", "мои руки теплые", "моя правая (левая) нога теплая", "мои ноги теплые", "мои руки и ноги теплые". Чтобы почувствовать бодрость - поднять руки к плечам, пальцы сжать в кулак, потянуться. Эту заключительную фразу перед сном не повторять. Заканчивается упражнение формулой : "Я спокоен".

4.Положительно влияет на органы дыхания. Поза любая. Вначале про­изнести формулу покоя: "Я совершенно спокоен", затем - формулу дыха­ния: "Мое дыхание спокойное и ровное". Повторить 5-6 раз.

Вторая ступень аутогенной тренировки, как более высокая, прово­дится на интеллектуальном уровне и связана со словами, представления­ми, внутренним видением предметов или сюжетов, различными эмоциональ­ными состояниями (радость, счастье, спокойствие), с интуицией (состо­яние вдохновения).

Курс аутогенной тренировки строго индивидуален. Первое и второе упражнения обязательны для всех. Затем каждый выбирает себе те упраж­нения, которые ему более необходимы.

Продолжительность сеанса аутогенной тренировки 5-7 минут.


Заключение

Специфика спортивной радиопеленгации как вида спорта - в преиму­щественно неявном характере борьбы с соперником. Иногда спортсмен до самого финиша не может оценить свое положение в ходе борьбы. Отсутс­твие очной борьбы мало стимулирует максимальную отдачу всех сил. Поэ­тому одна из важных задач - выработка умения мобилизовывать все силы находясь наедине с собой. Фундаментом морально-психологического сос­тояния спортсмена, его уверенности в своих силах является хорошая сте­пень физической и технической подготовленности. Уверенность в своих силах придают хорошие стабильные результаты тренировок и контрольных забегов. Отвлечься от нежелательных мыслей перед стартом помогают чтение, игры, легкая тренировка накануне старта. Надо ставить себе за­дачу пройти дистанцию технически грамотно. Думать не о том, что ты должен выиграть, а что можешь выиграть, хочешь этого. Большое значе­ние имеет участия в соревнованиях, особенно в крупных. Победы и пора­жения по разному влияют на психику разных людей. Для одного спортсме­на победа будет стимулом для дальнейших тренировок, а другого может наоборот расслабить. Поражения обычно переживаются глубже и разнооб­разнее, чем победы, причем глубина переживаний зависит от объема про­деланной тренировочной работы и от разницы между ожидаемым и достиг­нутым результатом.


Никогда не надо делать немедленных выводов о своей несостоятель­ности в спорте в случае поражения. Поражение закаляет человека, и много сильнее, чем победы. Важно отмечать свои недочеты в по­ведении и настрое перед стартом, в ходе соревнований и делать выводы на будущее, не забывая использовать свой и чужой положительный и от­рицательный опыт.


Приложение 1. Физическая разминка



Физическая разминка является важным элементом подготовки спортсмена непосредственно перед стартом. Она состоит из нескольких этапов: беговая часть, упражнения на гибкость, по возможности, специальные беговые упражнения. Продолжительность в среднем может составлять от 30 до 40 минут.
Опытный спортсмен должен уметь скорректировать свою предстартовую разминку исходя из различных факторов.
Так немаловажную роль играют погодные условия. В прохладную погоду следует одеть теплый спортивный костюм, желательно использовать разогревающие мази. Беговая составляющая может быть чуть дольше чем в более комфортных условиях: до 10-12 минут спокойного бега. В жаркую погоду же, бег можно сократить до 5-7 минут.

Специфика спортивной радиопеленгации предусматривает бег по пересеченной местности, что может быть травмоопасно при отсутствии должной подготовки мышц, связок и суставов спортсмена. Поэтому особое внимание стоит уделить следующему этапу: упражнениям на гибкость. Наклоны, растяжка мышц передней поверхности бедра, растяжка икроножных мышц и ахиллова сухожилия. Так же в этот этап необходимо включить активные круговые движения руками, плавные вращательные движения головой, тазом, коленями, стопой. Следует помнить, что этот элемент разминки не стоит затягивать-спортсмен не должен "остывать".

Далее желательно выполнить несколько так называемых специальных беговых упражнений, имитирующих некоторые элементы бега. Как правило это свободные подскоки с ноги на ногу (амплитуда средняя, акцент делается на движение стопой: отталкивание с передней части стопы, приземление на пятку), активные подскоки с сильным  проталкиванием (маховая нога в момент прыжка согнута в колене, тянет туловище вперед, стопа на себя, толчковая нога сзади выпрямлена), бег с высоким подниманием бедра (бедро активно работает, движения частые, руки так же активно задействованы). Беговые упражнения стоит выполнять по ровной прямой с хорошим грунтом длинною от 40 до 60 метров.

Завершить разминку следует одним-двумя легкими свободными ускорениями от 80 до 120 метров.
Важно скорректировать разминку так, чтобы спортсмену было достаточно времени на подготовку к старту, он мог спокойно привести в порядок свою спортивную экипировку перед забегом.



Приложение 2. Техническая разминка





  1. Перед сдачей аппаратуры

  • Прослушивание эфира, настройки на работающие сторонние радиостанции, передатчики

  • При наличии проверочного микромаяка, радиопередатчика на старте - восстановление психомоторных навыков сопоставление мощности, динамики нарастания сигнала и расстояния до передатчика.




  1. При получении карты

  • Изучение карты, обозначение основных ориентиров (строения, большие поля, озера, реки, горы и т.п.)

  • Обозначение естественных препятствий (реки, овраги, болота, огороженные строения), выбор путей обхода

  • Обозначение основных дорог, могущих служить для передвижения на длительные расстояния

  • В целях лучшего запоминания - перерисовать основные дороги, основные ориентиры, естественные препятствия через кальку

  • Руководствуясь правилами проведения соревнований по СРП, характером местности, личным опытом, субъективными факторами (личность начальника дистанции, особенности региональной школы СРП и т.п.) представить и просчитать возможные варианты расположения радиопередатчиков, отбросить заранее невозможные.




  1. Психофизическая подготовка

  • Очертить круг задач на забег, определить требуемые, желаемые и располагаемые границы личного результата.
  • В зависимости от индивидуальных особенностей психики спортсмена либо сосредоточиться на выполнении поставленных задачи, либо наоборот - полностью сосредоточиться на иных факторах


  • Тщательно избегать предстартового “перегорания”, чередовать циклы мобилизации психических и физических сил и их расслабления.



Библиография


  1. Акимов В.Г. "Подготовка спортсмена - ориентировщика" Минск, "Полымя", 1987 г.

  2. Алексеев А.В. «Преодолей себя !», М., 2003.

  3. Ангерлейдер С. В. В поисках успеха (уроки побед). СПб., 1999.

  4. Васичкин В.И. Справочник по массажу. Ленинград, "Медицина", Ленинградское отделение, 1990.

  5. Гречихин Ф.И. "Соревнования "Охота на лис", Издательство ДОСААФ. Москва, 1973 г

  6. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб., 2008.

  7. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна, Феникс, 2002.

  8. Пустозеров А.И. Методы доврачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов.

  9. Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб., 2003.

  10. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. М., 2007.

  11. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта, учебник/ Смирнов В.М., Дубровский В.И.-М.,ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  12. Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена. М., 1984.

  13. Тыкуп В.И. Спортивное ориентирование, Москва, «Просвещение», 1990г.

  14. Тихвинская Е. О. Психология переживания в спорте. СПб., СПбГУ, 2007.

  15. Тыкуп В.И. Спортивное ориентирование, М., «Просвещение», 1990.

  16. Фарфель В.С., Коц Я.М. "Физиология человека" Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1970 г.

  17. Хекалов Е. М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция. М., 2003 .

  18. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты. Великие Луки, 2002.
  19. "Спортивная медицина", под редакцией проф. Ф.В.Чоговадзе, проф. Л.А.Бутченко. Москва, "Медицина", 1984 г.