birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
Метод проектов как средство формирования познавательного интереса на уроках биологии


Выполнила:

Паряева Татьяна Александровна,

учитель биологии

МБОУ «Лицей г. Абдулино»

Содержание

1. Актуальность проекта………………………………………………………3

1.1 Цель и задачи проекта……………………………………………………….5

1.2 Ожидаемые результаты практико-ориентированного проекта…………..6

1.3. Этапы реализации проекта…………………………………………………6

1.4. Ресурсное обеспечение……………………………………………………..7

2. Реализация проекта

2.1 Теоретическое обоснование проекта……………………………………7-20

2.2. Методические рекомендации «Использование метода проектов на уроках биологии в 8 классе для развития познавательного интереса»……21-42

2.3. Критерии эффективности методических рекомендаций ……………43-48

2.4 Диагностический инструментарий для оценки познавательного интереса учащихся на уроках биологии в 8 классе………………48-52

2.5 Апробация методических рекомендаций………………………………52-54

2.6. Анализ апробации методических рекомендаций……………………..54-55

2.7. Заключение………………………………………………………………55-56

Список используемой литературы………………………………………57-58

1.Актуальность проекта

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.


Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее важных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Современному обществу нужны люди, которые могут легко повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести необходимые дополнительные знания, то есть такие люди, которые могут учиться сами. Именно такое образование должна дать школа своим выпускникам. Неудовлетворительность результатами школьного образования заставляет искать новые эффективные методы работы, которые делают акцент на усиление практической направленности знаний и интеллектуальное развитие учащихся. Возникает противоречие между необходимостью использования в образовательном процессе новых педагогических технологий и отсутствие эффективных методик их применения. В связи с этим многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методологические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников .


Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: « не хочет учиться, мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этом случае мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Именно поэтому самым важным для учителя всегда считался вопрос как?

- как вызвать интерес к учебе?

- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?

- как повысить мотивацию?

- как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

- как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

- как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования?

То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Одним из путей решения данной проблемы может быть активизация познавательной деятельности. Актуальность выбранной темы заключается в том, что активизируя познавательную деятельность учащихся мы способствуем повышению, качества знаний по предмету. Основные знания учащиеся получают на уроке в процессе активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Движущей силой такого обучения являются противоречия, центральным из которых выступает противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоение недостающих, необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. На основе разрешения этого противоречия путем умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся, их учебных возможностей .


1.1 Цель и задачи проекта

Цель: Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику использования метода проектов на уроках биологии в 8 классе, направленную на развитие познавательного интереса.

Задачи:


  1. Проанализировать современную педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме проекта и произвести отбор необходимого материала для создания продукта проекта.

  2. Разработать продукт проекта, направленный на достижение результата проекта.

  3. Определить критерии эффективности проекта.

  4. Подобрать диагностический инструментарий для оценивания результатов проекта.

  5. Апробировать продукт проекта, направленный на достижение результата проекта.

1.2 Ожидаемые результаты практико-ориентированного проекта.

Сегодня новый ученик осознает свои собственные образовательные потребности и стремясь к их удовлетворению побуждает учителя к совместной проектной деятельности. В результате работы над проектом ученик чувствует собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться ему в жизни, он самостоятельно решает проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей. Это ставит учителя в такие условия, в которых он вынужден находиться в постоянном творческом поиске. Проектирование сегодня важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Думаю, что данный проект принесет определенные результаты.

Ожидаемые результаты:

        • развитие познавательного интереса;

  • приобретение навыков самостоятельного мышления;

  • приобретение учащимися навыков проектной деятельности в решении учебно-исследовательских задач;

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • повышение качества биологического образования;


  • создание портфеля индивидуальных достижений учащихся – «портфолио»;

  • повышение мотивации к изучению биологии.

1.3 Этапы реализации проекта.

Этапы реализации

Сроки реализации

Теоретическая проработка проблемы.

2010-2011 уч.год

Проведение информационной работы с учащимися 8-х классов – о проектной деятельности ученика (предложение тематик для исследования).

сентябрь - 2010г.

Отбор содержания для выработки методических рекомендаций (отбор методик для проектной деятельности, выполнение эксперимента; провести серию исследовательских и проектных работ).

сентябрь 2010г. – ноябрь 2011 г.

Создание методических рекомендаций, диагностического инструментария и критериев для оценки эффективности методических рекомендаций.

сентябрь – ноябрь 2011г.

Апробация методических рекомендаций.

2010-2011 уч. год

Анализ результатов апробации.

2010-2011 уч. год

Корректировка методических рекомендаций.

май – 2012 г.

1.4. Ресурсное обеспечение

п/п

Ресурсы

Необходимое кол-во


Цена



Учебные и методические пособия по биологии на различных носителях.

20

Школьная библиотека.



Подписка на журнал «Биология в школе».

6

1359-00



Телевизор.

1

Школьный.



Видеомагнитофон.

1

Школьный.



Видеокассеты.

3

Школьная, каб. биологии.



Серия таблиц по анатомии человека

24

Школьные, каб. биологии.



Компьютеры.

12

Школьные, каб. информатики.



СD, DVD диски

3

30-00



Бумага.

1 пач.

150-00

Итого:


1539-00


2. Реализация проекта

2.1 Теоретическое обоснование проекта

Одной из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В связи с этим, в образовании все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих репродуктивное усвоение знаний, на методы, позволяющие «добывать» знания самостоятельно, формировать ряд компетентностей прежде всего учебно – познавательной, а так же на технологии, обеспечивающие общее развитие личности ребенка и его адаптацию к полноценной жизни в современном обществе. Появление тенденции построения нового образовательного пространства характеризуется переходом от «школы памяти» к «школе мышления», от «знаниевой» педагогики к «способностной», от традиционных форм и методов организации учебного процесса к развивающим – всё это актуализировало необходимость появления внутри учебного заведения нововведений, относящихся как к содержанию образования, так и к методики технологии его преподавания.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса— воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения. Проблема интереса — это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.


Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А. Н. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. При наличии стрессовых психотравмирующих ситуаций люди, проявляющие поисковую активность, заболевают гораздо реже, чем люди, лишенные такой активности по тем или иным обстоятельствам.

В современных условиях проблема интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает к себе внимание как учителей, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и исследователей - психологов и педагогов.

Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является отличительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Интересы, и особенно познавательные интересы, ученые изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития. Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности. Ряд исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения. С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями". Психологи утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл».


Познавательный интерес носит интеллектуальный, поисковый характер. Развитие познавательного интереса непрерывно побуждается вопросами, задачами, активные поиски ответов на которые и составляют проникновение в глубь предмета. И вопрос и найденный на него ответ не могут быть осуществлены вне роли слова, вне второй сигнальной системы. С ролью слова связана и осознанность интереса. Слово побуждает человека к необходимым действиям, к целенаправленному поведению в связи с его интересом, углубляет его в процесс познания.

Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Познавательный интерес обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.

Важный вопрос, изучаемый дидактикой в проблеме познавательного интереса учащихся, - это вопрос о его месте в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности, о влиянии на интерес различных подходов к обучению. Варьирование различными методами обучения, использование многообразных подходов к организации учебной деятельности учащихся и внутренние процессы школьников, побуждают их самостоятельность в учении и положительно влияют на познавательный интерес.

Образовательная функция обучения, используя интерес к учению, в прочном союзе объективной значимости знаний и активных процессов сознания учащихся приобретает значительно более высокий результат и приносит удовлетворение деятельностью и учителю и ученику.

Не менее значительна роль познавательного процесса учащихся в функции развивающего обучения. Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса можно судить об общем развитии личности школьника. При этом следует отметить, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом – результатом. Познавательный интерес обогащает процесс общения.


Все функции обучения органично связаны с познавательным интересом. Под его влиянием все функции учебного процесса образуют единство деятельности учителя и учащихся, благодаря чему и обучение и учение протекают эффективно, плодотворно, без потерь.

Исследователями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Значительна взаимосвязь в структуре деятельности ее результата и познавательных интересов. Успешный результат всегда благотворен для интереса, а интерес к деятельности ведет к успешному результату. Следует отметить, что вдумчивый анализ результатов деятельности со стороны учителя при активном участии в этом учащихся вырабатывает адекватность оценок своих результатов у каждого школьника, что способствует движению познавательного интереса, переводу его на новый, более высокий уровень развития, поскольку в этом процессе оценок и самооценок результатов деятельности и осуществляется воспитание ценностных ориентаций в познании и знаниях учащихся .

Подлинный смысл формирования познавательного интереса для успешности учения состоит не только в том, что интерес помогает строить процесс обучения ярче, живее, разнообразит впечатления учащихся, но главное – в его влиянии на формирование личности. Воспитание интересов учащихся в русле проблемы развития личности рассматривали Л.С.Выготский Г.И.Щукина . Доказано, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности, он подвержен тем же закономерностям, что и процесс развития в целом.

А.Н.Леонтьев Л.И.Божович Ю.К.Бабанский рассматривали познавательный интерес как сильный мотив учения, как важный фактор успешности овладения знаниями. Взаимообусловленность операционной и мотивационной сторон обучения выражается в том, что познавательный интерес вызывает существенные изменения в способах умственной деятельности , обучение же приемам умственной работы является важным источником формирования познавательных интересов. Исследования показали, что источником самой сильной стимуляции учения в глазах учащихся является не только содержание обучения и процесса учебной деятельности, сколько социальные стимулы (вера в свои силы, воля, поощрение, отношения и.т.п.), которые для личности обучающегося важнее и сильнее всех остальных. Социальные стимулы не выступают обособленно от стимулов содержания и процесса деятельности, они, переплетаясь друг с другом, влияя друг на друга, побуждают познавательный интерес, оказывают воздействие на нравственное развитие личности


Реализация основных направлений модернизации образования потребовала переосмысления своего педагогического опыта, чтобы понять, что же изменить в своей деятельности с позиции развития познавательного интереса учащихся, каких знаний и умений в современных условиях уже недостаточно, какие современные средства обучения наиболее эффективны для развития данного качества личности. В качестве эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся сегодня выступают технологии развития критического мышления, кейс-стади, проектные и информационно-коммуникационные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для ученика.

В современной школе учителя используют различные приёмы вовлечения учащихся в учебный процесс: Создание проблемных ситуаций. Проведение нетрадиционных уроков, которые активизируют учащихся, приучают к самостоятельному приобретению знаний. Использование нетрадиционных форм проверки знаний. Работа учеников по заданиям с различными источниками знаний. Всё чаще учителя стали применять метод проектов, позволяющий объединить положительные стороны всех перечисленных форм, методов и приемов усвоения знаний. Основной тезис современного понимания метода проектов, привлекающий к себе многие образовательные системы, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Основа метода проектов - развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. Проектную деятельность отличают активность школьников и их заинтересованность. Метод проектов, позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, применять полученные ими знания на практике. Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного ( или критического) мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу.

Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а так же прививать учащимся вкус к творчеству и исследованиям. Однако в каждом конкретном случае реализация этого метода требует наряду с высоким профессионализмом изобретательности, творческого подхода, способности к импровизации и нестандартного взгляда на привычные вещи от самого педагога. В самом деле, плюсом каждой образовательной технологии (в том числе, и метода проектов) является алгоритмичность её применения, но нет и не может быть, готовых рецептов, алгоритмов и инструкций, превращающих усвоение «скучного» учебного материала в увлекательную игру, захватывающий творческий процесс. Ценность метода проектов для организации личностно - ориентированного обучения определяется, прежде всего тем, что этот метод позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать деятельность по душе, в соответствии со своими интересами и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующим делам. Считая ребенка центром педагогической системы, Дж. Дьюи призывал постоянно следить за развитием обучающегося и именно его рост принимать за меру успешности обучения и предлагал заменить пассивное обучение, основанное на запоминании, активной формой социального взаимодействия в стенах школы, а через тематику проектов – тесное соприкосновение с окружающей природой и социальной средой. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.


Проектная же деятельность – категория психологическая. Именно в подростковом возрасте ученик должен научиться работать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, при этом находя способы воплощения в жизнь своего проекта. Почему используется термин «проектная», а не «практическая» работа? Дело в том, стержень проектирования – связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата. У подростка возникает своеобразная чувствительность именно к этой связке, которая и составляет суть ответственности за предмет своей деятельности. Таким образом, для решения главной задачи, школа должна представить подростку возможности экспериментировать с собственным действием, пробовать, меняя позицию от ориентации на замысел к достижению результата и потом обязательно вновь обращаться к замыслу. То есть, цель проектной деятельности – формирование творческой активной личности. Биология – одна из наук, где использование проектной деятельности особенно актуально. При организации проектной деятельности учитель должен четко себе представить такие понятия как «проект», «проектные методы», «проектная деятельность», «учебный проект». Во многих статьях и книгах учебный проект характеризуется как форма обучения, наиболее адекватная требованиям современного обучения, прежде всего профильного. Само понятие «проект» многогранно. Проект можно рассматривать как:


  • метод обучения (его можно использовать при изучении любого предмета и во внеклассной работе)

  • содержание обучения (самые современные области человеческой деятельности основаны на проектировании)

  • форма организации учебного процесса (полноценный проект не вписывается в рамки урока, так как природа проекта и урока принципиально различна)

Проект также рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. На сегодня проектная деятельность школьника и метод проектов стали предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики.


В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (2003г.) термин «проект» трактуется как предварительный текст какого-либо документа, замысел, план. Применительно к сфере педагогики Уильям Килпатрик, определил сущность данного подхода как метод целесообразной деятельности в связи с решением какого-нибудь школьного задания в реальной жизненной обстановке. Иными словами, проектный метод – форма учебной деятельности, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, анализирует результаты работы, делает выводы, приобретая при этом учебный и жизненный опыт.

Для педагога проект – это одна из форм развития творческой деятельности учащихся.

Существующая педагогическая практика дает основание для следующей классификации проектов:

- по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;

- по содержанию – моно предметные и межпредметные;

- по продолжительности - краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (месяц), долгосрочные (от месяца до года);

- по доминирующей деятельности – информационные, исследовательские, практико-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

При использовании метода проектов в корне меняется отношение учитель – ученик:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательно – трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

При организации проектной деятельности учителя и ученика необходимо определить задачи для учителя и учеников (в отдельности и вместе); указать этапы работы, определить цели и задачи. Далее идет планирование и организация всей работы; получение результата (продукта); его презентации, публичная экспертиза; получение отзывов; анализ, итоговое оценивание и внесение в портфолио. Внедрение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс внесет за собой изменения классно-урочной системы.

Под проектным обучением понимают весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию.

Что же с собой представляет учебный проект с точки зрения обучающегося и с точки зрения учителя.


  1. С точки зрения ученика – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, эта деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

  2. С точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению под проблемы, постановки задач вытекающих из этой проблемы);


- целепологанию и планированию содержательной деятельности ученика;

- самоанализ и рефлексии;

- представление результатов своей деятельности;

- презентации в различных формах;

- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и не типовых ситуациях;


  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

При организации проектной деятельности учителям биологии, необходимо иметь в виду, что:

- содержание проекта дополняет, углубляет основной курс биологии;

- оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: химическое, биологическое, географическое, физическое, что позволит решить проблему межпредметного взаимодействия;

- содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.

В результате работы над проектом учитель перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем то, что дает школа.

Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной деятельности на уроке).

Также в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.


Планирование:

- определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;

- определение способа представления информации;

- определение критерии оценки руководителей.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.

Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач;



следующая страница >>