birmaga.ru
добавить свой файл

1


Методические приемы обучения младших школьников решению задач

Ощепкова Н.И.

МОУ «СОШ № 9

имени К.К. Рокоссовского»

г. Железногорск Курская область

Работа с задачей остается одним из важнейших аспектов обучения математики и продвижения в развитии школьников.

В начальном курсе понятия задача обычно используется, когда речь идет об арифметических задачах. Они формулируются в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами.

Мы по-прежнему обеспокоены тем, что далеко не каждого ученика удается научить решать задачи. Причина в том, что почитав задачу, не анализируют ее, а приступают сразу к решению, не обосновав выбор арифметического действия.

Сначала следует научить ребенка читать задачу, понимать смысл прочитанного, пересказывать содержание, подмечать, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось, что стало. В этом плане значительное время отводится на рассмотрение так называемых «задач без вопросов». При таком методическом подходе дети приобретают первые навыки анализа условия задачи (или сопоставлять по вопросу условие задачи), выделять условие и вопрос. На этом этапе начинается обучение детей составлению, сочинению, придумыванию задач, что является основным методическим приемом в работе учителя.

Отсюда следует, что знакомству с текстовой задачей должна предшествовать работа по формированию математических понятий и отношений, которые они будут использовать при решении задач.

Готовность школьника к знакомству с задачей предполагает сформированность:

а) навыка чтения;

б) представление о смысле действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, увеличь на (уменьши) разностное сравнение;

в) умение чертить и складывать, вычитать отрезки;

г) переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.

Многократное повторение однотипных задач не способствует продвижению ни в развитии учащегося, ни в овладении умением решать задачи. Для эффективной работы необходимо, чтобы каждая задача давала пищу для интенсивной умственной деятельности, а ученик, приступая к ее решению, рассчитывал на успех.


Поэтому при работе с задачей необходимо включать различные методические приемы. Часто использую прием сравнения текстов задач. Для этой цели предлагаются задания.

- Чем похожи тексты задач?

- Чем отличаются тексты задач?

- Докажи свой ответ.

Этот прием эффективен при сравнении простой и составной задачи с одинаковым условием, но разными вопросами.

Например:

Д/з. В одной коробке 28 значков, а в другой на 3 больше. Сколько значков в двух коробках?

Вторую задачу даю для сравнения.

В одной коробке 28 значков, а в другой на 3 больше. Сколько значков во второй коробке?


  • Сравните задачи

  • Чем похожи?

  • Чем отличаются? (вопрос, решение)

  • Можно ли утверждать, что решение разное?

  • Почему решение разное?

Далее использую методический прием: выбор выражения к задаче

28+3 (28+3) – 28

28-3 (28+3) + 28

  • Выбери выражение, которое является решением домашней задачи? ((28+3) + 28) Почему?

  • Что узнали суммой 28+3?

  • Почему выбрали 28? (сколько в первой коробке)

  • Найди решение второй задачи

28+3

  • Почему? (на 3 больше)

  • Как не изменяя вопроса этой задачи сформировать условие?

( В первой коробке 28, а во второй 28 да еще 3)

  • Измени условие, чтобы выражение 28-3 было решением.

  • Измени условие, чтобы выражение (28+3) – 28 стало ее решением?

(Нужно изменить не условие, а вопрос)

  • Поставь вопрос (На сколько больше во второй коробке, чем в первой?)

При анализе этих задач был использован прием изменение текста задачи в соответствии с данным решением. Для сравнения можно использовать задачи с числовыми и буквенными данными.

В 3 классе сравнение задач приобретает новое направление. Если раньше сравнивались задачи, имеющие разное решение, т.е. разный математический смысл, то здесь сравниваем задачи с одинаковым математическим содержанием, которые внешне могут быть совершенно не похожи друг на друга:


Например:


  1. В палатку привезли 20 ящиков с печеньем. В каждом ящике по 12 кг. Сколько кг. Печенья привезли в палатку?

  2. Тетрадь стоит 6 руб. Петя купил 5 таких тетрадей. Сколько стоит покупка.

Сравнение решения этих задач показывает их полное совпадение. Меняются только числа, математическое содержание одинаково – пропорциональная зависимость.

Такая работа с задачей оказывает существенное влияние на интерес к уроку, на развитие мышления речи.

С целью формирования умения выбирать арифметические действия для решения задач предлагаю задания, в которых используется методический прием – выбор схемы.

Дана задача.

В двух конвертах 9 марок. В одном - 6 марок. Сколько марок во втором конверте?

Предложены три схемы:

9 9 9

6 ?

? на 6<

6

  • Выбери схему к данной задаче;

  • Объясни свой выбор;

  • Установи соответствие и какая из схем относится к задаче, которую уже решали?

  • Докажи, почему ко второй.

Данная работа проходила на одном уроке, где при решении задачи использовала сразу несколько методических приемов. Поэтому всегда стараюсь устанавливать взаимосвязь между задачами, решаемыми на уроке.

Следующий методический прием: Постановка вопроса, соответствующего данной схеме.

Дана задача:

У Лены 4 монеты по 10 руб. У Ани столько же денег, но монеты по 5 рублей.

10 руб.

5 руб.

Рассмотри схему и подумай, на какой вопрос можно ответить, пользуясь данным условием.

Дать такое задание:

Используя схему, вставь пропущенные в условие числа и сформируй вопрос.

При работе с задачей применяется и такой методический прием - выбор условия к данному вопросу:

- Сколько детей в классе?

(Предлагается несколько вариантов условия задач. Необходимо выбрать правильный и доказать свой выбор).


Допустим правильный ответ – В классе 12 девочек, а мальчиков на 2 больше.

- При анализе приемлем прием: выбор решения, выбор вопросов.

12+2 12-2 (12+2) + 12 (12+2) – 12

Продолжаем работу и предлагаем задание, используя методический прием изменение текста задачи в соответствии с данным решением.

В учебнике математики большое место отводится приему - выбор решения задач: Маша решала так, а вот решение Миши. Кто прав? Докажи.

Большое место уделяется приему объяснение выражений, составленных по данному условию. Для организации продуктивной деятельности учащихся, направленной на формирование умения решать текстовые задачи мы можем использовать задания, включающие различные сочетания методических приемов.

Схемы не только помогают в сознательном выявлении открытых взаимосвязей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения, помогают не только усваивать знания, но и овладеть умением применять их.

При обучению решению задач с пропорциональными величинами целесообразно использовать еще один методический прием – анализ текстов задач с недостающими или лишними данными.

При объяснении темы – «Цена, количество, стоимость» предложила решить задачу:

Для детского сада купили 4 маленьких и 2 больших мяча. Сколько стоит покупка?


  • Мы не сможем решить эту задачу?

  • Задача не имеет решения?

  • Почему?

  • Чтобы знать, сколько стоит покупка, нужно знать сколько стоит 1 мяч.

  • Не согласен. Говорится о больших и маленьких мячах. Поэтому нужно знать сколько стоит и маленький и большой мяч.

  • Так чем отличаются эти мячи? (Ценой)

  • Затем продолжается работа по теме урока.

Главное при использовании этого методического приема в том, что дети учатся анализировать условие задачи, логически рассуждать и понимать смысл задачи.


При решении задач применяется такой методический прием – выбор условия к данному вопросу:

Вопрос: Сколько детей в классе?

Подбери условия к данному вопросу:


  • В классе 12 мальчиков и 10 девочек;

  • В классе 22 ученика, из них 10 девочек;

  • В классе 10 девочек, а мальчиков на 2 больше;

  • В классе мальчиков на 2 больше, чем девочек.

И еще один методический прием – выбор данных.

Выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на поставленный вопрос:

- В корзине 25 груш. Сколько груш осталось?

а) Таня взяла 10 груш, а Оля столько же;

б) Папа взял на 6 груш больше, чем было;

в) Папа положил 5 груш, а потом взял 6.

Если решения задач рассматривать как важнейшее средство развития учащихся, то эти методические подходы должны привести к достижению цели. Такая работа намного полезнее для обучения решению задач, нежели решение 2-3 похожих задач.