birmaga.ru
добавить свой файл

1
n=Методическая разработка урока математики фио педагога Паукова Лариса Петровна~sz=158232;pg=1;te=Цель : Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур; совершенствование навыка счета в пределах 9~cat=~t=Методическая разработка~!~Методическая разработка урока математики

ФИО педагога Паукова Лариса Петровна

Предмет математика Класс 1

Тема урока «Равные фигуры»

Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Цель : Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур; совершенствование навыка счета в пределах 9.
^ Задачи урока:

  1. Образовательная: сформировать способность к фиксированию понятия “равные фигуры”, к фиксированию умения нахождения равных фигур; повторить соотношения между количественными характеристиками частей и целого в пределах 9;

  2. Развивающая: развитие пространственного мышления, речи и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

  3. Воспитательная: привитие интереса к изучению математики.

^ Формировать УУД:

Познавательные: использование имеющихся знаний;исследование учебной задачи;установление логических, причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;применение знаково-символической схемы.

Регулятивные:оценивать уровень успешности;производить контроль своих действий; определять цель учебной задачи;планировать свою деятельность, определяемую результатом,контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;умение правильно выражать свои мысли;умение контролировать и корректировать действия других; оформление своей мысли в устной речи;обоснование своего ответа;умение ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные: самооценка своих возможностей; формирование положительного отношения к учению.

Оборудование :учебник математика 1 класс (автор Л.П. Петерсон, 2 часть урок № 19, стр. 36), компьютер, экран, магнитные геометрические фигуры, средства  обратной связи(веер цифр, сигнальные карточки: справился с помощью, требуется помощь)

^ Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные.

Методы: объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти), репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации), метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения), частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы), исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, работа по учебнику.

^ Продолжительность урока: 40 минут
Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

ЦОР: слайд 3
Организация учебного процесса на этапе 1:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами посетим Страну Веселых Гномов. В Стране Веселых Гномов живут Пышка и Крошка. Пышка высокий и толстый, а Крошка - маленький, умный и на все руки мастер. Они нам и будут показывать свою страну.

-Какие знания и умения могут вам пригодиться по дороге в Страну Веселых Гномов?

Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем счастливого пути.
2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель:

повторить соотношения между частью и целым;

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

ЦОР: слайды 4 - 9
Организация учебного процесса на этапе 2:
В Стране Веселых Гномов Пышка и Крошка решили нас проверить, как мы хорошо умеем считать:

  • Счет до 20 и обратно

  • Счет от 8 од 13, от 17 до 9

  • Назовите последующее число 8. На сколько каждое последующее число больше предыдущего?

  • Назовите предыдущее числа 5. На сколько каждое предыдущее число меньше последующего?

  • Назовите соседей числа 15

  • Какое число стоит между 5 и 7?

  • Какое число стоит справа от 12, слева от 17?

  • Найдите разность чисел 9 и 2.

  • Игра «День – ночь»: 6+3-1-8+7-6+3+2-5 (1)

  • Игра «Светофор»

3+ 2, 5, 0, 4 3 - 0, 2, 1, 3 6+ 0, 1, 2, 3, 4 6- 6, 5, 4, 3, 0


  • Дополните задачи и составьте к ним выражения:

Крошка учил Пышку каждый день новому. Сегодня он задал ему задачу:

а) Ёж несет на спине 5 белых грибов и 4лисички.

б) У белочки в дупле было 4 орешка. Потом она принесла столько же.


  • Найдите по числовому отрезку сумму чисел 9 и 4. Какое равенство получилось? (9+4=13). Какие еще равенства можно составить из чисел 9, 4, 13? (4+9=13)


3. Постановка проблемы (4 мин.)

Цель:

выявить место и причину затруднения.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

ЦОР: слайды: 10 - 11
Организация учебного процесса на этапе 3:

Крошка и Пышка предложили поиграть в игру. Игра называется "Сказка о фигурах"

Методические рекомендации: Когда в сказке звучат ошибки, дети хлопают в ладоши.

Я расскажу вам про сказку,
Очень непростую.
Для внимательных и умных,
Слушайте какую.

Квадрат катился по дорожке,
И устал в пути немножко.
Сел тихонько на пенек,
А потом поспать прилег.

Подошел с углами круг,
Ты не спи в лесу, мой друг!
Спать в лесу всегда опасно,
Много здесь зверей ужасных.

И по лесу шел, гуляя,
Треугольник, напевая,
Что он круглый и забавный,
Среди фигур он самый главный.

Также в сказку к нам попал
Треугольный друг овал.
И кирпичик очень стройный,
Его брат прямоугольный.

Все они в лесу гуляли,
И друг друга повстречали:
Как в лесу мы проживем?
Надо нам построить дом.

Был построен чудный дом,
Круг был в доме том окном,
Крыша треугольная,
Дверь прямоугольная.

Одну фигуру мы забыли,
Строить дом не пригласили.
Без какой фигуры, друзья,
Строить дом никак нельзя

№ 1




















№ 2





















Практическая работа № 1(работа в парах.) У вас на столе лежит конверт № 1 с геометрическими фигурами. Рассмотрите геометрические фигуры, разложите их, так они изображены на слайде ? Давайте, попарно сравним фигуры, расположенные рядом. Но, для начала вспомним, что значит «сравнить» фигуры? (Найти сходства и различия). Чем же различаются фигуры? (Выделяются три признака, по которым различаются фигуры, - форма, цвет, размер).

-Смогли ли вы разбить все фигуры на пары? (Нет.)

-В чем вы испытали затруднение? № 2 1 пара- цвет, размер; 2 пара- размер, форма; 3 пара - размер, форма, цвет;     4 пара – размер;     5 пара - размер, форма, цвет;
4. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин.)

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

ЦОР: слайд 12
Организация учебного процесса на этапе 4:

- Посмотрите внимательно на рисунок. Как вы считаете, какие фигуры являются равными? (^ Вполне вероятно, что часть детей ответит, чторавны фигур аи б, другие - вспомнят смысл понятия равенства - совпадение и выберут одинаковые по размеру красная и желтая звездочки.)

Практическая работа № 2 (работа в парах). Рассмотрите звездочки.

- Что можно сказать о первой и третьей звездочках?

а б в
а ≠ б а = в
- Как вы думаете, как можно проверить равенство звездочек? (Совместить их друг с другом.)

- Итак, давайте сделаем вывод о том, какие фигуры мы можем назвать равными?

( Равными являются те фигуры, которые можно совместить наложением.
5. Реализация построенного проекта (4 мин.)

Цель:

1) определить способ нахождения равных фигур;

2) зафиксировать новое знание на эталоне.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

^ УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

ЦОР: слайд 13
Организация учебного процесса на этапе 5:
У Гнома Пышки три квадрата. Квадрат а равен квадрату б, а квадрат б равен квадрату в.

-Как вы думаете, будут ли равны квадраты а и в? Как это проверить? (Дети делается вывод о свойстве равных фигур.)

Задание:

-Сравнить наложением квадраты а и б. (Они равные.)

-Сравнить квадраты а и в. (Они тоже равные.)

Вопрос:

-Что можно сказать о квадратах б и в? (Они равные.)

Дети делают вывод:

«Если первая фигура равна второй, а вторая- третьей, то первая фигура тоже равна третьей».
Слайд 14

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(проводит один из учащихся)(1 мин.)

Цель:снятие мышечной усталости, профилактика перенапряжения

Игра в снежки

Горсть большую снега взяли,

И лепить комочки стали.

Снег плотней в руках сожмем

Да в снежки играть начнем,

Кидай не промахнись, осторожно, а ты пригнись.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин.)

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение нахождения равных фигур путём зрительного соотнесения.

^ УУД, формирующиеся на данном этапе:

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

ЦОР: слайды 15 - 16
Организация учебного процесса на этапе 6.

Работа в рабочих тетрадях

  1. Выполните задание №1стр.36

Что нужно сделать в задании № 1? (Найти равные фигуры и раскрасить их одним цветом).Как вы думаете, как можно сравнить эти фигуры? (Разные варианты ответов учеников, выявляется верный- путём подсчета количества клеток.) Назовите попарно равные фигуры?
















г

































































































з


























































































а






















д












































































е




















































































б






































































в




























ж














































и








































7. Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин.)

Цель:

1) проверить сформированность представления о равных фигурах;

2) тренировать способности к самоконтролю и самооценке.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

ЦОР: слайды 17 - 18

Организация учебного процесса на этапе 7:

Выполните задание №2 стр.36

Что нужно сделать в задании № 2? ( Для каждой геометрической фигуры, изображенной справа, найти равную ей часть рисунка, изображенного слева, и раскрасить их так, чтобы равные части были закрашены одним цветом)

 

  Ученики самостоятельно определяют задание и выполняют его. Самопроверка. Комментирование детей о том, поняли ли они тему урока, где испытали трудность, как вышли из затруднительного положения. Самоанализ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (гимнастика для глаз)(1 мин.)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!
8. Включение в систему знаний и повторение (9 мин.)

Цель:

1) тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым, к сложению частей и удалению части;

2) тренировать способность к ориентации на тетрадном листе и выполнению действий по команде.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: прогнозирование

ЦОР: слайды 19 – 24
Организация учебного процесса на этапе 8:

  1. Выполните задание № 3 стр.36

Что здесь нужно сделать? Один из учеников объясняет задание, класс выполняет с комментированием.(Нарисовать точки так, чтобы на обеих половинках их было

http://festival.1september.ru/articles/538242/img12.jpg



  1. Выполните задание № 4, 5 стр. 37

Почему под первым рисунком записано выражение 2+3? (К трем синим треугольника добавили два красных треугольника.) Сколько треугольников получилось? (5 треугольников.) Запишите ответ, а остальные задачи выполните так же (дети самостоятельно его выполняют, взаимопроверка и взаимооценка по парам.)



3 + 2 = __ 5 + __=__   2 + 4 =__ 6 + __=__

 
  

8 – 3 =___ 7 – 3 =___ 9 - __=__ 6 - __ = __

Слайд 25

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная гимнастика для пальчиков) (1 мин.)
Слайд 26

3) Приближалась зима, и гномики решили построить себе дом. Крошка начал рассчитывать количество камней на дом. Давайте поможем ему решить примеры и проверим правильность с помощью числового луча.

3 + 1 + 5 9 - 7 + 4 9 – 8 + 3 + 2

8 – 2 + 1 6 + 3 – 1 5 + 2 - 6 + 7


  1. Письмо по образцу в тетради (после предварительного анализа.)

1-я строчка – чередование пар чисел;

2-я строчка – последовательное увеличение количества нулей;

3-я строчка – графический рисунок.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового узнали сегодня в Стране Веселых Гномов? (понятие “равные фигуры”)

-Какими способами можно доказать, что фигуры равны? (путём наложения фигур и подсчета клеток)

-Продолжите фразу:

“Если первая фигура равна второй, а вторая равна третьей, значит…” (первая фигура равна третьей фигуре).

- Желаете ли вы продолжить работу по нахождению равных фигур?

- Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:

красная точка – активно работал с классом, у меня все получалось;

желтая точка – работал с классом, допустил 1-2ошибки;

зеленая точка - работал с классом, допустил 3-4 ошибки;

синяя точка – не включался в работу класса.

- Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок и помогали нам открывать новые знания. (Учитель называет имена детей.)