birmaga.ru
добавить свой файл

1
МБОУ ВМР «Присухонская оош»


Вологодский район Вологодская область

«Его Величество Картофель!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия

учителя начальных классов

Москвиной Т. Г.


2012 – 2013 уч. г.

Задачи:

а)образовательные:

-расширить знания детей по теме «Картофель»: происхождение названия, появление в России, правила посадки и выращивания, а также блюда, которые можно приготовить из этого овоща;

- закрепить представление обучающихся о значимости картофеля в рационе питания;

б) развивающие:

- развивать у детей такие познавательные процессы, как внимание, память, воображение, речь, мышление;

в) воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к данному растению;

- формировать такие качества, активность, чувство товарищества, инициативность.
Оборудование:

- плакат с надписью «Его Величество Картофель!»;

- ёмкости с клубнями для украшения;

- шары;

- выставка рисунков на тему: «Картофельное сказочное существо»;

- карточки с загадками;

- жетоны;

- лоток с драниками;

- презентация.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. В центр зала выбегают два глашатая-ведущих:

Глашатай 1: Собирайся, народ!

Праздник не ждёт!

Глашатай 2: Приходи-ка, детвора,

Праздник начинать пора!

Вместе: Знают все: и стар, и млад –

Его Величество Картофель!

Появляются Зелибоба с Бусинкой:

Зелибоба: Бусинка! Идём скорей, а то опоздаем! Ничего не услышим, ничего не узнаем! Сегодня праздник устроила детвора.

Бусинка: Стой, Зелибоба! Давай сначала поздороваемся с детьми. Здравствуйте, друзья!

Зелибоба: Здравствуйте, ребята и взрослые!

Учитель: Здравствуйте, друзья!

Проходите скорее сюда!


Праздник мы здесь начинаем,

Картофель на земле восхваляем.

Герои проходят, садятся вместе с детьми.

Зелибоба: У-у-у, как скучно. Я-то думал повеселится, а вы тут о картошке говорить будете. Ну что тут может быть интересного? Тем более я картошку не ем, вот пирожные да конфеты – это другое дело!

Учитель: Не спеши, Зелибоба! Рассказ о картофеле может быть очень интересным. Знаешь ли ты, к примеру, что родина этого растения находится далеко за океаном, а на нашем столе он появился около 250 лет назад. Высоко в горах Южной Америки встречается много диких видов картофеля. Учёные, занимавшиеся историей овоща, много спорили, кто же первый перевёз питательные клубни через океан. Об этом тебе, Зелибоба, узнать нужно. А ребята тебе помогут. Знаете ли вы, ребята, откуда к нам картофель на стол пришёл?

Ученик 1: Свою славу картофель приобрёл не сразу. Долгое время он рос лишь в ботанических садах. Тогда ещё не умели его сажать глубоко, поэтому клубни имели горьковатый вкус.

Ученик 2: Впервые в Россию картофель попал в конце 17 века из Роттердама. Пётр 1 путешествовал по Европе и знакомился с различными заморскими диковинками и пересылал всё, что особо ему понравилось. Так, по указанию царя, графу Шереметьеву из Голландии был направлен мешок картофеля, чтобы тот разослал его по разным областям.

Ученик 3: Через 25 лет из Петербурга в другие губернии было выслано для посадки около 180 кг своего, русского картофеля. Был он мелким, горьковатым на вкус, и люди недоверчиво отнеслись к этой культуре. Потребовалось более 100 лет, чтобы этот гость из Америки занял одно из первых мест в списке пищевых растений нашей страны.

Учитель: Вот мы и познакомились с историей этого удивительного овоща.

Зелибоба: Ой, что-то я не всё запомнил! Ребята, вспомним ещё раз о том, что только что узнали!

Дети повторяют историю картофеля. За правильные ответы дети награждаются жетоном, которые им вручает Бусинка.


Зелибоба: Ребята! Вы мне сейчас говорили, что много лет назад картошка была горькая, невкусная. А я знаю, теперь из этого овоща можно приготовить очень вкусные блюда. Как же нужно её выращивать?

В центр зала выходит группа детей. Они поют песню и исценируют её.

Землюшка – чернозём,

Землюшка – чернозём, Идут по кругу.

Чернозём, чернозём.

Землюшка – чернозём.

Тут картошка выросла,

Тут картошка выросла, Притопы на месте.

Выросла, выросла.

Тут картошка выросла.
У картошечки ростки, Все садятся на корточки и

У картошечки ростки, постепенно начинают

И туги, и зелены. подниматься.

У картошечки ростки.
Налились клубеньки, Приподнимаются на носочках

Налились клубеньки, и разводят руками.

Выкопали, выкопали, Имитируют копание

Выкопали клубеньки. лопатой.

Вот какой урожай! Хлопают в ладоши.

Вот какой урожай!

Будет сыта детвора

И целый год весела!

Бусинка: Молодцы, ребята!

Зелибоба: Спасибо вам, ребята, я понял, о картофеле можно узнать много нового и интересного.

А сейчас я предлагаю поиграть с вами в игру «Меню». Среди вас есть настоящие знатоки блюд, приготовленных из картофеля? Тогда приглашаю для участия 2 команды по 5 человек. Каждый из вас по очереди должен называть блюдо, которое можно приготовить из этого овоща. Выиграет та команда, которая назовёт блюдо последним.

Подведение итогов конкурса «Меню».

Зелибоба: Молодцы! Выигравшая команда получает 5 жетонов(каждому по одному).

Бусинка: Посмотри, Зелибоба! Какие здесь замечательные рисунки детей.

Зелибоба: Да, целая выставка.

Учитель: Наши ученики придумали сказочного героя из клубня картофеля и нарисовали его. Я предлагаю вам подвести итоги конкурса художников.


Подведение конкурса художников.

Учитель: А сейчас для наших гостей ребята исполнят песню про это удивительное растение.

«Картошка».

Ну, споёмте-ка, ребята,

Жили летом дома как.

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.
Наши бедные желудки

Были вечно голодны.

И считали мы минуты

До обеденной поры.
Здравствуй, милая картошка!

Низкий шлём тебе поклон.

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочём.
Ах, картошка – объеденье!

Всех ребяток идеал.

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

(Эта песня изменена. Оригинал «Картошка» сл. В. Попова, м. М. Иорданского - прим. автора )

Зелибоба: Какая хорошая песня! Вот только теперь кушать захотелось.

Входит продавец драников (блюдо из картофеля - прим.)

с лотком на шее.

Продавец: Почтеннейшая публика!

Покупайте драники!

Кому за пятак,

Кому отдам просто так!

Хотите – верьте, хотите – нет,

Но в этих драниках есть секрет!

Зелибоба: Ой, сюда, сюда, продавец! Я сейчас 5 , нет 10 драников сразу съем.

Продавец: Не спеши, молодец! Мои драники не продаются, а за так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться – отгадывай. А загадки вот про что: Его Величество картофель не один в огороде растёт – у него много соседей. Какие вы ещё знаете овощи?

Проводится конкурс загадок.

1.Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь. (репа)

2. Прежде, чем его мы съели,

Мы наплакаться успели. (лук)

3. Сижу в земле на грядке я.

Длинная, сладкая, красная. (морковь)

4. Щёчки розовые, нос белый.

В темноте сижу день целый.


А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (редис)

5. На одной ноге стоит,

Срежут, засолят – хрустит,

Приготовят салат –

С постным маслицем съедят. (капуста)

6. Растут на грядке зелёные ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

7. Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (огурец)

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь –

Даже маленькая долька

Будет пахнуть очень долго. (чеснок)

9. В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из неё можно добыть,

Вкусный борщ сварить. ( свекла)

10. Продавец: Ну, и последняя…

И зелен, и густ

На грядке куст…

Покопай немножко –

Под кустом …(картошка)

Молодцы! Всё правильно отгадали. За это вам угощение!

Продавец всех присутствующих угощает драниками.

Учитель: Бусинка, Зелибоба! А вы знаете, почему у этого овоща такое название «картофель»?

Вместе: Нет!

Учитель: Тогда ребята сейчас вам расскажут…

Ученик 4. Слово произошло от немецкого слова «крафттойфель»: «крафт» - сила, «тойфель»- чёрт, таким образом, «чёртова сила», поэтому церковь считала «земляные яблоки» (картофель ещё и так называли) искушением дьявола, а внедрение этого овоща производилось силой и хитостью. Поэтому долгое время люди не решались выращивать у себя на огородах картофель…

Ученик 5. И зря… в настоящее время он является одним из самых распространённых продуктов, так как он питателен и богат витаминами и другими веществами, полезными для организма человека.

Ученик 6. Сейчас существует очень много различных видов картофеля. Самые распространённые сорта такие: Белорусский ранний, Лорх, Огонёк, Весна, Смена, Столовый и др.

Зелибоба: Какие вы молодцы! Благодаря вам, ребята,я так много нового и интересного узнал о картофеле. Недаром вы его зовёте «Его Величество Картофель».

Учитель: Действительно, мы сегодня узнали с вами много нового. А хотите увидеть, сколько? Давайте подсчитаем количество жетонов, которые вы получали за правильные ответы.

Итак, больше всего жетонов у ….Он занимает первое место.( аналогично – 2 и 3 места)

Награждение победителей.

Бусинка: спасибо вам большое за праздник! Нам с Зелибобой очень понравилось, поэтому для вас у нас есть подарок – кроссворд на тему: «Растения сада и огорода». Вам нужно вписать названия овощей, ягод, фруктов. В выделенных клетках прочитаете пословицу.

Дети отгадывают кроссворд.( презентация)

Учитель: И в заключение нашего праздника ребята прочтут стихи и сказки о картофеле собственного сочинения.

Зелибоба и Бусинка: Ну что ж, побывали мы у вас в гостях, пора и домой возвращаться. До свидания!

Герои уходят.

Литература:

1. Большая энциклопедия природы.-том 6.- Жизнь растений. Травянистые растения. М.:Мир книги.-2002г.-с. 75.

2. Брыгина Н.Т. Жиренко О.Е. и др. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 класс.М.:ВАКО, 2004г.-с.70, с.283-284.

3. Занимательное азбуковедение/ Сост. В.Волина .-М.: Просвещение. 1991г.

4. Занимательный материал на уроках естествознания. Метод. пособие для учителей нач. классов. Углич, 1995г.

5. Начальная школа. Г.- №1. 2002г. с. 5-7

6. Яровая Л.Н. Барылкина Л.П.и др. Внеклассные мероприятия. 1-4 классы.-М.:ВАКО,2005г.


Приложение.

Стихотворение о картофеле собственного сочинения ученицы 3 класса Ивановой Лизы.
Снова май стучит в окошко,

Значит, скоро на картошку:

В огород, на дачу, в поле,

На участок возле школы.
Нужно много потрудиться,

Чтоб картофель уродился.

Знаем мы давно с тобою,

Что картошка – хлеб второй.
Без неё не сваришь суп,

Не сделаешь окрошку.

И в салат, и в винегрет –

Везде нужна картошка!