birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Западное окружное управление образования


Департамента образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 1755

Методическая разработка

«Использование комплексно-тематического принципа планирования образовательной работы с детьми на примере знакомства детей с народной культурой»

Разработала:

старший воспитатель

Котова С.А.

Москва 2013 г.

Оглавление:
1. Принципы и формы работы с детьми в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования…..................с. 3

2. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного

и эстетического развития детей………………………………………………с. 4

3. Модель комплексно-тематического планирования для старшего дошкольного возраста по теме: «Народный календарь: Масленица»……..с. 8

4. Заключение………………………………………………………………….с. 25

5. Библиографический список………………………………………………..с. 28

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ НРАВСТВЕННОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.

Так постепенно, от века к веку, шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает:

- совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;

- совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;

- средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы

народных культур.
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания,

совершенствующаяся из поколения в поколение.
Современный дошкольник живет в то время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят «спайдермены» и «бетмены», Новый год наступает с приходом иностранца Санта Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе работы на основе народных традиций с детьми педагогический коллектив нашего детского сада увидел, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, так как народная культура и народная педагогика обладает удивительной способностью буквально на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества. В процессе работы ребенок раскрывается, как цветок, а родители начинают интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке.


Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Поэтому и важна роль дошкольного образования. Дети должны помнить свой детский сад: чувства, эмоции, ощущения, воспоминания, встречи, знания, полученные в детском саду, пронести через всю жизнь.

Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении построен на решении задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой. Это является системным основанием для развития личности ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков.

Воспитательно-образовательный процесс строится на приобщении детей к исторической народной памяти: бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в новых условиях. Основной особенностью работы с детьми по народному календарю является гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни, то есть постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей, основанных на положительных эмоциях: общий труд и общий праздник. Например, осенние капустники устраивались в большой избе, где заготавливали капусту – трудились, во время работы пели, рассказывали сказки, побайки, шутили и т.д., здесь же после работы устраивались хороводы, игры.

Исследования этнографов и фольклористов показывают, что дети активно принимали участие в ритуалах, связанных с переломными моментами в году (Осенины, наступление Нового года, приход весны и т.д.). Молодое поколение символизировало собой зарождение и проявление пробуждающихся сил природы. Таким образом, дети, выполняя магическую функцию в обряде, влияли на последующие события в жизни семьи, общины, утверждали идею восстановления жизненных связей и рождения Нового. В народных традициях отмечено участие детей в ритуалах осеннего заговенья, зимних святок, Масленице, встречи весны, Пасхи и т.д. Детские праздники проходили как бы параллельно со взрослыми, дети подражали взрослым, но все же это был другой мир праздника, отличный от взрослого.


Народный календарь помогает решить целый ряд сложнейших педагогических задач, связанных с системным погружением современных детей в контекст национальной культуры. Дает возможность системного изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека традиционного общества по «программе», задаваемой природой. В самом цикле народного календаря заложена периодичность и повторяемость обрядовых песен, танцев, хороводов, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Календарные праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми за определенный период времени.

Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность.

Исходя из вышеизложенного, для успешного введения в работу детского сада традиционной народной культуры педагогическим коллективом были выбраны следующие приоритеты:


  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные игры и т.д.

  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

  4. Очень важно знакомить детей с народным декоративным искусством. Оно, пленяя душу гармонией и ритмом, способно увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Организация работы проводится по трем направлениям: занятия познавательного цикла, совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей.

Первое направление – занятия познавательного цикла. Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, взаимосвязь с трудовой и обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На этих занятиях дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, пословицами, поговорками, произведениями устного народного творчества.


Второе направление определяет содержание совместной деятельности воспитателя с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственная норма в народной жизни будет убедительно доказана, если с детьми устроить «капустник», на котором и дело сделать, и повеселиться.

Третье направление – самостоятельная деятельность детей. Воспитатель создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной воспитателем познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной художественной деятельности. Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала (предметы быта, фотографии, иллюстрации и т.д.), просмотра видеофильмов, организации встреч с носителями народной культуры.

Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ: МАСЛЕНИЦА»

Для построения своей модели комплексно-тематического планирования для старшего дошкольного возраста был выбран временной отрезок 4-я неделя февраля – 1-я неделя марта, тема: «Народный календарь: Масленица».

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века: древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.


Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, уделить особое внимание воспитанию детей в национальных традициях. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми составлено в соответствии с рекомендациями авторов примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки».

Педагогическое содержание работы с детьми. В эти две недели воспитатель знакомит детей с тем, как традиционно проводили Масленицу на Руси в старину. Рассказывает о разных обычаях и традициях, например о том, что Масленицу праздновали целую неделю, и каждый день недели имел свое название и праздновался по-своему. Дети узнают, кто такие «ряженые», во что они рядились, что делали во время праздника. Дети знакомятся с масленичными закличками, обрядовыми песнями, частушками. Знакомятся с техникой изготовления кукол из соломы и ниток. Изготавливают своих кукол как прообраз Масленицы. Воспитатель рассказывает, что главным угощением на Масленицу были блины, которые являлись символом солнца. Блины полагалось печь всю масленичную неделю, досыта есть самим и щедро угощать всех гостей. А посещение гостей – это особая традиция празднования Масленицы. Поэтому обязательно проводятся беседы о том, как нужно вести себя в гостях и принимать гостей, чтобы прослыть радушным хозяином и желанным гостем. Содержание бесед – отличный материал для сюжетно-ролевых игр. Поэтому детям предлагаются такие сюжеты для игр, как «Выпекание блинов», «Встреча гостей на Масленицу», «Масленичные посиделки» и др. (сюжеты могут предлагаться и самими детьми). С детьми проводятся народные подвижные игры «Взятие снежной крепости», «Перетягивание каната», «Гори, гори ясно!».

Взаимодействие с родителями. Воспитатель просит родителей, а также бабушек и дедушек поподробнее рассказать детям о традициях празднования Масленицы, возможно, о своем участии в нем в молодости; почитать, показать картинки; оказать помощь в изготовлении чучелка Масленицы. По желанию – провести один (или несколько) день масленичной недели в соответствии с русской народной традицией (посещение и прием гостей с обязательным угощением блинами, восхвалением щедрости хозяев и благодарением гостей), вовлекая в него родственников и соседей. Вовлекать родителей в проведение празднования Масленицы в детском саду (участие в хороводах, играх и аттракционах вместе с детьми).


Организация развивающей среды. Воспитатель пополняет детскую мастерскую (уголок ручного труда) новыми материалами, которые могут понадобиться для изготовления чучела Масленицы: солома, нитки, лоскутки пестрой ткани, гофрированная цветная бумага и т.д. Вносит книги, иллюстрации, репродукции картин, расширяющие представления детей о традициях празднования Масленицы.

Планирование образовательной работы на 4-ю неделю февраля

День недели

Временные отрезки дня

Совместная деятельность воспитателя с детьми и самостоятельная деятельность детей

Образовательные области и задачи

1-й день, понедельник

Утро

Игры по инициативе детей. Работа в природном уголке с календарем погоды: анализ изменений в природе и погоде. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин с зимними пейзажами в разные месяцы зимы.

«Социализация»

«Художественное творчество»

«Познание»

После завтрака

1. « Зима недаром злится, прошла ее пора…»: беседа с детьми о сезонных изменениях (окончание зимы – начало весны)

2. «Портреты Зимы и Весны (по выбору)»: рисование образов Зимы или Весны с попыткой передачи характера выбранного объекта через возраст (старая-молодая), цвет, выражение лица, детали костюма.

3. Занятие физической культурой

«Познание»:

- закреплять представления детей о последовательности сезонных изменений в природе;


«Чтение художественной литературы»:

- знакомить со стихотворением

Ф. Тютчева «Зима недаром злится»

- развивать образное мышление

«Художественное творчество»:

- учить передавать в рисунке возраст и настроение человека, используя различные графические материалы по выбору: цветной карандаш, пастельный мелок, восковой мелок, фломастер;

- подбирать цветовое сочетание в соответствии с содержанием и характером выбранного образа

«Физическая культура»:

- воспитывать волевые качества, развивать ловкость, выносливость


Прогулка

Наблюдения в природе «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты»

Подкормка птиц

Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Быстрые и меткие»

Игры по инициативе детей

«Познание»

«Труд»

«Физическая культура»

«Социализация»

После обеда

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

«Чтение художественной литературы»

Вечер

Разные виды детских игр.

Самостоятельная художественная деятельность: завершение портретов Зимы и Весны (возможно дополнение обрывной аппликацией)

«Социализация»

«Художественное творчество»

2-й день, вторник

Утро

Игры по инициативе детей.

Рассматривание

цветочных узоров на павловопосадских платках

«Социализация»

«Познание»

«Художественное творчество»


После завтрака

1. «Мир красок и мелодий в павловопосадских платках»: показать красоту искусства украшения предметов окружающего мира через литературу, музыку, искусство росписи по ткани (стихотворение неизвестного автора «Павловопосадский платок» («Я вчера разбиралась в шкафу и нашла…»), русская народная хороводная песня «Я по лугу», павловопосадские платки)

2. « Платок для русской красавицы»: аппликация на ткани (составление узора на квадратной форме)

3. Музыка: заклички солнышка, календарная песня «Мороз, мороз», припевки «Туман», «Божия коровка», игра «Имена»

«Познание»

- расширять представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли человека в преобразовании этого мира;
- формировать представления о красоте, целостности, гармонии мира

«Художественное творчество»:

- развивать умение вырезать симметричные формы (цветы) из бумаги, сложенной в несколько раз

- закреплять умение располагать цветочный узор на квадратной форме

«Музыка»

- совершенствовать умение различать особенности разных по характеру песен и исполнять их в соответствии с характером

«Коммуникация»:

- способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых образов

Прогулка

Наблюдения в природе: «Февраль воду подпустит, а март – подберет»

Подкормка птиц

Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Взятие снежной крепости»

Игры по инициативе детей

«Познание»

«Труд»

«Физическая культура»

«Социализация»

После обеда

Чтение русской народной сказки «Два Мороза»


«Чтение художественной литературы»

Вечер

Разные виды детских игр

Самостоятельная художественная деятельность: завершение украшения «Платка для русской красавицы»: дорисовать фломастерами прожилки на цветах и листьях, по желанию сделать «бахрому» путем выдергивания ниток по краю

«Социализация»

«Художественное творчество»

3-й день, среда

Утро

Игры по инициативе детей.

Рассматривание коллекции рукодельных кукол-оберегов «В эти куклы играли наши бабушки» (домовушки, крупенички, пеленашки, кубышки и т.д.), разыгрывание сценок и диалогов

«Социализация»

«Познание»

«Художественное творчество»

После завтрака

1. Развитие математических представлений: дидактические игры и упражнения математического содержания

2. «Куколка моей бабушки»: конструирование кукол из ниток

3. Занятие физической культурой: народные игры-соревнования

«Познание»:

- опытно-экспериментальным путем развивать умение измерять с помощью мерки стороны прямоугольника

«Познание»:

- формировать умение создавать фигуру куклы из ниток, используя прием перетяжек,

- развивать мелкую моторику рук

«Физическая культура:

- воспитывать волевые качества, развивать ловкость, выносливость

Прогулка

Наблюдения в природе: «Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет»

Подкормка птиц


Подвижные игры: «Быстрые и меткие», «Два Мороза», «Взятие снежной крепости»

Игры по инициативе детей


«Познание»

«Физическая культура»

«Социализация»

После обеда

Чтение книги сказок Т.Александровой «Про домовенка Кузю»

«Чтение художественной литературы»

Вечер

Разные виды детских игр.

Самостоятельная художественная деятельность. Придумывание и конструирование костюма из лоскутков ситца для нитяной куклы, дополнение костюма изготовленными ранее платками с цветочными узорами

«Социализация»

«Художественное творчество»

4-й день, четверг

Утро

Игры по инициативе детей

Рассматривание коллекции дымковских игрушек, разыгрывание диалогов

«Социализация»

«Художественное творчество»

«Коммуникация»

После завтрака

1. «Небылицы в лицах»: знакомство с жанрами УНТ «небылицы» и «нескладухи»

2. «Веселая карусель»: лепка различных животных

3. Музыка:

- слушание музыки: календарные песни «Ой, да Масленица во двор въезжает», «Как на масляной неделе»;

- пение: закличка «Солнышко, выгляни», песня «Мороз, мороз»;

- музыкальное движение: народные игры «Водить козла», «Утица шла»

«Коммуникация»:

- знакомить с новыми жанрами УНТ;

- вовлекать детей в игровой диалог;

- обогащать речь образными выражениями


«Художественное творчество»:

- формировать умение лепить животных скульптурным способом на основе цилиндра (овоида)

«Музыка»:

- углублять представления детей о празднике Масленица через музыкальный фольклорный материал;

- знакомить с народными играми;

- в музыкальных народных играх учить слышать изменения характера музыки и передавать их через движение


Прогулка

Наблюдения в природе: «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает»

Подкормка птиц

Подвижные игры: «Два Мороза», «Летят – не летят», «Горшки»

Игры по инициативе детей

«Познание»

«Труд»

«Физическая культура»

«Социализация»

После прогулки

Чтение книги сказок Т.Александровой «Про домовенка Кузю»

«Чтение художественной литературы»

Вечер

Разные виды детских игр

«Социализация»

5-й день, пятница

Утро

Игры по инициативе детей.

Рассматривание фотоиллюстраций и репродукций картин мартовских пейзажей.

Работа в природном уголке с календарем погоды: анализ изменений в природе и погоде.

Дежурство в уголке природы.

«Социализация»

«Труд»

После завтрака

1. В. Бианки « Сказка-несказка «Заяц, косач, медведь и весна»:

- обсуждение с детьми, что происходит весной в лесу»;

- чтение произведения


В. Бианки

2. Занятие физической культурой: народные игры и соревнования, традиционно используемые на гуляниях


«Чтение художественной литературы»:

- знакомить с творчеством детского писателя В. Бианки;

- сформировать понятие о том, что такое жанр «сказка-несказка», выделив с помощью детей сказочные признаки и признаки реального рассказа

«Физическая культура»:

- воспитывать волевые качества;

- развивать ловкость, выносливость

Прогулка

Наблюдения в природе: «В феврале зима с весной встречается впервой»

Подкормка птиц.

Подвижные игры: «Гори, гори ясно!», «Летят – не летят», «Горшки»

Игры по инициативе детей

«Познание»

«Труд»

«Физическая культура»

«Социализация»

После обеда

Чтение книги сказок Т.Александровой «Про домовенка Кузю»

«Чтение художественной литературы»

Вечер

Разные виды детских игр.

«Социализация»



следующая страница >>