birmaga.ru
добавить свой файл

1
Методика и опыт пользования семейных архивов и родословных на уроках истории и классных часах.

Наши прадеды представляли жизни всех людей на Земле как огромное Дерево Рода. Дерево начиналось от Адама и Евы, которые дали жизнь всему роду человеческому. Далее на дереве шли ветви других детей, внуков, правнуков и так вплоть до нашего времени. Нет такого рода, который бы не имел на Дереве Рода своей ветви. Каждый из нас на этом дереве свой ​​маленький листочек. Люди всегда свято берегли память о своих прадедах. Кое-кто мог «насчитать» семь или больше "колен" своего рода. «Колено» -- это одно поколение. Попробуйте вместе с родителями изобразить дерево вашего рода.

Как стыдно, что некоторые с гордостью называют 10 колен родословной какого-то бульдога - победителя собачьих выставок, а имен своих же прадедов не помнит. Нужно хорошо знать свой род. Ведь из знания рода начинается человек. А корни ее заложены в родительском доме маминой песни.

В основе изготовления родословных и написания реферата "История моей семьи" лежит самостоятельная работа школьников с семейными архивами. При этом применяются следующие методы и приёмы:

1). дидактические - учащиеся углубленно изучают исторический материал на примере своей семьи, а затем делают сообщение об участии своей семьи в исторических событиях нашей страны. При этом происходит активация познавательной деятельности учащихся.

2) методические - учащиеся используют личные семейные архивы и другие источники (например: семейные предания и легенды ) для пополнения исторических знаний.

3) организационные - учитель заблаговременно сообщает учащимся задания, определяет его форму и объём, а также внешний вид.

Учащиеся на протяжении нескольких уроков подряд защищают свой реферат «История моей семьи» и показывают свое родословное дерево. Для этого целесообразно выделять 3-5 минут в конце урока. После защиты рефератов и родословных перед учителем вырисовывается определенная тема, которую можно предложить классу в качестве обобщающего урока по истории Украины в темe «Наш край». Вместо урока, возможно, провести классный час или воспитательное мероприятие.

Сразу оговорюсь - желательно, чтобы в разных классах были разные темы. Данный вид работы можно предлагать школьникам только в том случае если дети готовы к работе с документами и умеют извлечь из него нужную информацию и сделать соответствующие выводы. Так как на протяжении нескольких лет я работаю с 7-11 классами, то опишу данный вид работы с этим возрастом детей. Вначале я предложила данный вид работы учащимся 8-х классов. Для начала я начала собирать материал для своей родословной, чтобы на своём примере объяснить учащимся задание. Я поздний ребёнок в семье. Ёще в детстве мои бабушки и дедушки умерли от старости. Я конечно помню кое-какие их рассказы об исторических событиях, которые пережила наша большая семья, но весьма смутно. То есть, когда я сознательно заинтересовалась историей своей семьи, выяснилось, что не осталось родственников старшего поколения, которые смогли бы мне в этом помочь и сообщить какие-то данные. Осталось несколько семейных альбомов с пожелтевшими карточками, с которых на меня смотрели незнакомые люди с очень похожими родовыми чертами лица. Ни подписей, ни имён, ни дат. Да, в нашей семье знают биографию дедушек и бабушек, но конкретных сведений о прабабушках и прадедушках мы не имеем. Мои родители знаю лишь их имена и уличные прозвища, помнят их приблизительную дату смерти, но не знаю их дату рождения. И практически никаких известий как они прожили свою жизнь. Обратившись в село Троицкое, откуда наши родовые корни, я узнала, что церковные книги с записями рождения и смерти не уцелели, так как с приходом к власти большевиков архитектурное здание церкви использовалось не по назначению. Был в церкви и клуб при коммунистах, и конюшня при немцах, и склад для зерна после войны. Несколько лет назад полуразрушенную церковь начали, восстанавливать и сейчас там ведётся церковная служба. Архивы сельсовета были уничтожены во время немецкой оккупации. Советская власть не ждала столь быстрого прихода немцев, все надеялась, что Красная Армия их разобьет, и когда в декабре 1941г. это произошло - вывозить архив уже не было времени. Восстановить пробел в истории моей семьи при помощи архивов мне не удалось. Тогда я решила сделать родословное дерево для своего сына. Раз уж так случилось у меня, пусть мой сын знает своих прабабушек и прадедушек и хоть что-то из их биографии. Когда я рассказала своим ученикам, с какими проблемами я столкнулась при изготовлении родословной – это потрясло детей. Поэтому каждый из них с большим энтузиазмом принялся за обработку семейного архива. Родители пришли на помощь своим детям. Многие написали своим родственникам, чтобы получить нужную информацию. Приходили ко мне на консультацию целыми семьями. И как сказала мне одна семья: «Мы теперь с Вами родственники. Ведь Вы всё о нас теперь знаете».

И это действительно так. Когда знаешь родовые корни ребёнка, из какой он семьи, что пережили его родные - учителю легче понять психологию школьника и найти к нему индивидуальный подход.

После защиты рефератов у меня вырисовалось несколько тем. Так в 8-Б классе семьи учащихся не просто прошли через Великую Отечественную войну, но и очень сильно пострадали. Поэтому было решено провести классный час, посвящённый памяти погибших родственников. Дети изготовили стенд из своих родословных и рефератов, подобрали иллюстрации с картинами и фотографиями о войне. Решили вместе, какую музыку и песню использовать во время проведения классного часа. Пригласили ветерана войны, а также своих родителей, бабушек и дедушек. Назвали классный час: "Сплав боевых биографий". Ведь в какую семью не зайти - выяснится, что есть погибший родственник во время войны, или угнан в концлагерь, или воевал в армии, партизанском отряде, или рыл окопы, работал в госпитале... На встрече прозвучало много стихотворений о войне и песня "Письмо отца". Когда учащиеся исполняли эту песню - многие из присутствующих плакали. Настолько дети эмоционально на примере своих семей прочувствовали, что такое война. Обратите внимание, на встрече практически не звучало дат, военных событий и цифр. Все - таки, 8-й класс ещё не совсем готов к восприятию подробной и серьёзной информации о войне. Да я и не ставила себе такую цель. Главное, что этой поколение осознало, что война - трагедия для народа и чтобы выработалось резко отрицательное отношение к любым военным действиями, неважно какими бы благими намерениями они не прикрывались. Но наиболее потрясли рассказы учащихся о том, как их семьи прошли через войну. Я, к сожалению тогда не додумалась записать все услышанное. Однако, поверьте на слово, когда Андрей Н. рассказывал о возращении наших войск в Украину и о том, что все поля вокруг деревни , где проживала тогда его бабушка, оказались заминированы. На полях шли упорнейшие бои, осталось огромное количество погибших. Пришла весна, необходимо их было засеять, поэтому, впереди по полям двинулись саперы, за ними женщины, старики и подростки, которые собирали трупы погибших и тащили их к ближайшему оврагу. А за ними дети от 5 до 10 лет, которые несли корзины и собирали мелкие куски тел - ноги, руки, головы погибших. В числе этих детей была и бабушка Андрея Н. Когда он это рассказал, в шоке были не только учащиеся и гости, но даже наш ветеран, который прошёл войну и многое повидал. Или рассказ бабушки Леры В., которая сидя со своей мамой в кукурузе, видела как немцы, согнав всех жителей села, в том числе и её отца, начали их расстреливать. Её мама пыталась закричать, но маленькая тогда бабушка Леры В. закрыла ей рот своими ручонками, понимая, что если немцы их обнаружат - тоже расстреляют. И подобных рассказов было много. Я уверена, что когда эти дети прейдут в 11-й класс и начнут изучать тему: «Великая Отечественная война», то для них это не будет просто строчками в учебнике. Они уже осознали какой ценой вписаны эти строки в учебник. Наша разработка заняла 1-е место на городском конкурсе, посвященному 55-й годовщине ВОВ, а также была отмечена на областном конкурсе.


В 8-В классе (украинский язык обучения) вместе с детьми было решено провести воспитательное мероприятие "Мій родовід. Історія украінськоі сім'ї". В этом классе в каждой семье были живы предания о прадедах и сохранились некоторые традиции и обряды. Начав мероприятие украинской песней, они коротко рассказывали историю украинской семьи, о традициях и обрядах, которые дошли до нашего времени, подобрали пословицы и поговорки о семье. В этот раз все, что рассказали дети, я кратко записала, так что подробно на этом останавливаться не буду. Добавлю только, что иногда дети учат и нас взрослых. Так рассказав о традициях и обрядах в своих семьях, Таня Г. вдруг обращается к гостям и предлагает рассказать о своих обычаях в семьях, среди присутствующих секундное замешательство, затем умудренная опытом заместитель по воспитательной части начала рассказывать о том, как её семья встречает Рождество. Затем подключили и другие гости и стали наперебой рассказывать о своих семейных традициях. Также выступила заведующая ЗАГСом и поведала о том, какие из обрядов и традиции дошли до нашего времени и как работники ЗАГСа их используют. Это хороший урок для меня и я поняла, что для детей очень важно не просто что-то показать и рассказать, но ещё и пообщаться. Поэтому планируя следующий классный час в 8-А, я это учла.

Классный час, посвященный 50-тилетию Мироновской ГРЭС, мы назвали так: «Моя родословная. Первые строители посёлка Мироновский». В этом классе многие семьи участвовали в строительстве нашей электростанции, посёлка, предприятий, школы. Поэтому на примерах биографии первых строителей школьники не только познакомились с историей нашего посёлка, но и сами внесли вклад в эго летопись. Мы пригласили снова нашего почетного ветерана, который установил имена погибших во время освобождения земель нашего будущего посёлка и написал об этом книгу. Пригласили мы Александру Ивановну, которая на протяжении длительного времени пишет историю нашего посёлка. Были приглашены и первые строители, а также родители, учителя. Эта тема вызвала очень большой интерес среди учащихся. Написанной истории нашего посёлка с архивами в государственных учреждениях нет, поэтому перед учащимся была поставлена задача, собрать необходимый для этого материал. Так как школьники 8-го класса имеют ещё очень мало познаний для данного вида деятельности, то в помощь восьмиклассниками я предоставила учащихся 10-х классов. Дети были разбиты на группы, причём в каждой группе обязательно был учащийся, чьи родители работают на том предприятии, историю которого пишет данная группа. Заранее побывала на всех предприятиях, договорилась о том, чтобы детям оказали необходимую помощь. Детей настроила соответствующим образом, объяснила насколько важно выполнить поставленное перед ними задание. Мы использовали личные воспоминания нашего местного поэта К. Демешко. После завершения работы вся добытая детьми информация из архивов была обобщена и напечатана в форме реферата. Конечно же, за один учебный год 8-А успел не многое. Но у детей появился интерес своему родному посёлку и самое главное они осознали важность участия в летописании нашего посёлка. 10-е классы пошли ещё дальше - они отправились, на предприятия соседнего города Светлодарска и написали, его краткую историю и как происходило строительство Углегорской ГРЭС. Часть из них написали историю соседних населенных пунктов, которые находятся вокруг нашего посёлка. И пусть это ещё небольшие рефераты, отдельные воспоминания, выписки из собственных архивов, но самое главное, что они позволили выполнить поставленные задачи перед детьми и привить им любовь к родному краю. На следующий учебный год я предложила сделать родословные детям 7-х классов, но задание немного усложнила. Попросила детей, чтобы они выяснили происхождение своего имени и фамилии, а также придумали свой семейный герб. Многие в геральдике использовали атрибуты казачества. При изготовлении родословных в 7-В классе (украинский язык обучения) некоторые учащиеся выяснили казацкие корни. Поэтому решено провести классный час на тему: "Козацкому роду - нема переводу". Принцип проведения данного мероприятия тот же, что и в предыдущих заданиях. Необходимо с детьми подобрать песни, пословицы и поговорки. В начале учащиеся рассказывают , что они знают о жизни и быте казаков, затем - какие предания о прапрадедах - казаках сохранились в их семьях и какие казацкие обряды и традиции живы по сей день. Если есть возможность, то лучше провести это мероприятие в лесу, вместе с родителями. Обязательно варится кулеш и проводится «коозацькі розваги». Детям нравится быть казачатами и когда они придут в 8-й класс при изучении темы о казачестве, они проявят большой интерес к истории.


А в 7-Б классе отказались дети наших бывших выпускников. Педагогическому коллективу представилась уникальная возможность проследить судьбы наших выпускников на примере учащихся одного класса. По старым школьным альбомам подготовьте стенгазету о бывших выпускниках, когда они ещё учились в школе. Детям, интересно посмотреть какими, глазами школа помнит своих выпускников, как они выглядели, какую форму носили, в каких мероприятиях участвовали. Учащиеся подготовили рефераты о том, как сложилось судьбы их родителей после окончания школы. Обязательное условие при написании рефератов проиллюстрировать фотографиями своих родителей на рабочих местах или в семейной обстановке. Поверьте, эта трогательная встреча бывших выпускников вместе со своими детьми, нынешними учениками, с педагогами, которые их учили, надолго всем запомнится.

В 2001-2002 учебном году бывшие восьмиклассники, с которыми я начинала использование родословных на уроках истории, стали уже десятиклассниками. Без всякого принуждения дети продолжали интересоваться историей своих семей. Так при изучении темы о проведении коллективизации в Украине многие в ответах использовали факты раскулачивания своих родственников в те далёкие годы. Тема «Голодомор 1932-1933 гг.» вызвала болезненную реакцию учащихся. Оказалось, что многие их семьи это тоже затронуло. Поэтому ещё раз они обратились к своим родословным, чтобы лучше понять корни трагедии украинского народа. Я привела лишь несколько примеров использования семейных архивов при изучении истории Украины. Диапазон использования гораздо шире. Возможно, у кого-то возникнет желание поведать о своём опыте. Самое главное оставить след в душе учеников, чтобы они осознали: история- это не строки в учебнике, а жизнь их семьи в каком-то отрезке истории.