birmaga.ru
добавить свой файл

1
Ю.А.Пичугина


Литературно - музыкальная композиция «Память Сталинграда»

(для учащихся 5-8 классов)
Цели:

-
формировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа,

-
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, любви и преданности земле русской.
Участники: учащиеся 2-11 классов.
Оснащение и оформление:


-
тематическое оформление актового зала (имитация зала Воинской славы- по периметру стены свисают символические красные знамени, изображение часового, в центре- скульптура- рука держит факел с Огнём Вечной славы.);

- презентации «Листы скорби и мужества», «Спасибо, тебе, безымянный солдат…», «Мамаев курган» (сопровождают выступление учеников);

- атрибуты для сценки (лошадь, самолёт, фуражка моряка);

- аудиоматериал: запись биения сердца,

- шарики и флажки для учеников 2 класса.
Ход мероприятия.

(С1-7)

Ученик 1:

С (8-10)

Я не видел войны, я родился значительно позже,

Я её проходил и читал про неё с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,

Есть и это, и то, только самого главного нет.
(закрыть презентацию)

(выходят мама и девочка)

Мама:

Снова дралась во дворе?

Девочка:

Ага, мама, но я не плакала,

Вырасту, выучусь на моряка, (надевает фуражку моряка с лентами)

Я уже в ванне плавала. (показывает, как она плавала)

Мама:

Боже, не девочка, а беда,

Сил моих больше нету. (разводит руками)

Девочка:

Мама, а вырасту я когда? (подпрыгивает)

Мама:

Вырастешь, ешь котлету. (усаживает за стол)

Девочка:

Мама, купи мне живого коня. (достаёт игрушечного коня из под стола и встаёт)

Мама:

Коня? Да что же это делается? (раздражённо, отбирает коня)

Девочка:

Мама, а в лётчики примут меня? (имитирует полёт самолёта)

Мама:

Примут, куда они денутся?

Ты же из каждого, дочь моя,

Душу сумеешь вытрясти.

Девочка:

Мама, (подходит к маме) а правда, что будет война

И я не успею вырасти. (встаёт на стул, прижимается к матери)

(Замирают )

В записи звучит биение сердца. На сценической площадке с двух сторон появляются ведущие в торжественной одежде. Ведущие (два юноши и две девушки) идут в такт биения сердца. В биение сердца вплетается инструментальная мелодия Бетховена минорного характера. Ведущие выстраиваются в шахматном порядке (двое ближе к микрофонам, двое немного подальше).

(Мама и девочка уходят, после выхода ведущих)

(презентация сопровождает слова ведущих)

Ведущий 1: 22 июня 1941 года...

Ведущий 2: 9 мая 1945 года...

Ведущая 1: Две странички календаря.

Ведущий 1: Два дня жизни планеты Земля.

Ведущий 2: Два дня истории Человечества.

Ведущая 1: Они отмечены в календаре разными цветами.

Ведущий 1: Один – чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами.

Ведущий 2: Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.


Ведущая 1: Они так и называются:

Ведущий 1: День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 гг.

Ведущий 2: Но между двумя этими страницами календаря есть третья памятная дата. 2 февраля 1943 года. День Сталинградской битвы.

(Звучит фонограмма боя)
Ученик 2:

От рожденья земля не видала

ни осады, ни битвы такой,

содрогалась земля,

и краснели поля,

всё пылало над Волгой-рекой.

В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

– Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.
(На эти стихи подается эффект «Эхо». 1, 3, 6, 9 и 11-я строки все ведущие тихо повторяют за основным читающим)
(Затем звучит отрывок из песни «Священная война»)

Ведущий 1.Течет река времени. Минуло уже много лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны на Сталинградской земле. Много воды унесла река времени с тех пор.
Ведущая 1. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 17 июля 1942 года- начало Сталинградской битвы- осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета 200 дней и ночей Сталинградской битвы.


(Звучит минорная инструментальная композиция под презентацию)


Ученик 3:

Там, где 200 дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан.
Ученик 4:

Там, где сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу, –
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Ученик 5:

Там сегодня над Волгой-рекой,

На священной земле Сталинградской

Рвется к полю цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.


(Звучит песня «На Мамаевом кугране тишина» в исполнении учеников 11 класса)

Ведущий 1. Огромный город стал полем боя. Мамаев курган был центром этого великого смертного победного боя. Мамаев курган – высоту 102 – называли тогда главной высотой России.
Ведущая 1. 2 февраля после артиллерийского наступления доселе невиданной огневой силы, капитулировала и северная группа генерал-полковника Штренка. Последний очаг сопротивления был ликвидирован.
Ведущие (вместе). Сталинградская битва закончилась полной победой наших войск.

Ведущий 2: Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших дедушек и бабушек, наших родных и близких – всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину,

И в минуту счастья мы будем приходить к памятникам, потому что это несбывшееся счастье всех тех, кто погиб, чьи фамилии здесь, и всех безымянных, но ставших героями.

Наши ровесники, поднявшись в атаку молодыми, так и не состарились.

Ведущий 1: Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам.

Ведущая 1:

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.

Объявляется минута молчания.

(В записи звучит метроном. Демонстрируется плакат «Памяти павших будьте достойны!»)

Минута молчания.

Ведущая 2: Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.
(Танец)

Чтец 3:

Война закончилась. Но память поколений,
Как фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас никогда, никто не ставил на колени
И не поставит ни за что и никогда!

Чтец 4:

Война закончилась. Но песней опаленной

Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.

Чтец 5:

Война закончилась. И пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду.
И мы живем. И мы опять весну встречаем,
Встречаем День Победы – лучший день в году.
(Песня «Салют» в исполнении учеников 2 класса)