birmaga.ru
добавить свой файл

1
Министерство Образования и Науки Республики Татарстан


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида ЕМР

Экологический проект

«Комнатные растения»

d:\венера\проэкт\8ef5151e9840.jpg

Автор проекта:

Воспитатель первой

Квалификационоой категории

Галяфутдинова В.В.

Елабуга 2013г.

Содержание:


  1. Проект «Комнатные растения»

  2. Реализация проекта

  3. Литература

  4. Организованная образовательная деятельность. Тема: «Комнатные растения дарят здоровье».

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=44570-67-72&n=21 http://img-fotki.yandex.ru/get/5810/27516506.179/0_7f766_a362ef92_xl http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=303722191-40-72&n=21

Нас в любое время года,

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучки – терпению,

Пчелы в поле и саду

Обучают нас труду,

А зеленые друзья

Пусть нас радуют всегда.

Актуальность

Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.


Природа окружает ребенка с ранних лет, она привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребенка к передаче мыслей и речевой активности. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представления о богатстве мира природы. А также наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды. Поэтому проект «Комнатные растения» интересен и близок детям, а также актуален еще и потому, что сегодня одним из главных условий успешности образования является здоровье. А успешное использование здоровьесберегающих программ, является одним из критериев инновации.

d:\венера\проэкт\7dec792e94c746a68e6ecbb21846c4c594cbe7ca.jpg


  1. Проект «Комнатные растения»

(Тип проекта: Исследовательско - информационный)

Возраст 5-6 лет. Срок реализации 3 месяца.

Проблема: Недостаточные знания детей о цветущих комнатных растений.

Цель: Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.

Задачи:

Воспитательные.

  1. Воспитывать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.

  2. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.

Образовательные.

  1. Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
  2. Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь комнатных растений и внешние факторы окружающей среды.


  3. Коррекционно-развивающие.

  4. Развивать мыслительную деятельность, память, речь, внимание, любознательность.

  5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, двигательно-моторную функцию.

Планируемые результаты

  1. У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе. Называть и различать комнатные растения.

  2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  4. Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

Ожидаемые результаты

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на его нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

  3. Проявление любознательности, интереса к изучению природы.

  4. Осознанное отношение детей к комнатным растениям.

  5. Сформированные знания о комнатных цветах.

  6. Умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят с комнатными растениями.

Способы оценки: Беседы, опыты, наблюдения, исследования, анализ продуктов творчества детей.

Этапы проектной деятельности

1 этап

В группе отвели зону для экологического уголка. Приобрели комнатные цветы и горшки.

2 этап

Дети наблюдали за комнатными цветами (как приживаются, какие цветы требуют больше влаги, какие больше света, какие цветы цветут, а какие нет). Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.

3 этап

Совместно с родителями был выпущен «Паспорт комнатных цветов», включающий в себя название цветов, их описание, выносливость, влажность воздуха, отношение к свету, полив.


4 этап

Презентация проекта «Подарок маме».

Список литературы


  1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. И.: - ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998г.

  2. Цветы в вашем доме. Т.А. Храмова ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004г.

  3. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. Москва «Наука», 1985г.

  4. Цветы на подоконнике. Москва, Мой Мир, 2004г.

  5. Комнатные растения в вашем доме. Энциклопедический справочник. Москва, «ОЛМА – ПРЕСС», 2005г.

  6. Комнатные растения для девочек. Москва «Внешсигма» «Премьера» 2001г.

  7. Комнатные растения от А до Я. АСТ Астрель, Полиграф – 2006г.

  8. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников, проблемы и перспективы.

  9. В.В. Смирнова, Н.И. Булаева, «Тропинка в природу» (экологическое образование в д/с).

  10. Т.А. Шарыгина «Зеленые сказки» (Экология для малышей).

  11. Л.М. Потапова «Детям о природе». Экология в играх для детей.

  12. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников».

  13. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».


План реализации проекта



Мероприятия

Ответственные

Сроки

Подготовительный этап

1.

2.

3.

4.

Родительское собрание «Участвуем в проекте комнатные растения»;

Подбор литературы о комнатных цветах;

Приобретение необходимого оборудования и комнатных цветов;


Трудовая деятельность, уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка).


Воспитатель группы

Воспитатель группы

Родители

Воспитатель группы

Воспитатель группы


Январь 2012

Январь 2012

Февраль 2012

В течение всего проекта

Основной этап

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Пересадка комнатных цветов;

Изготовление табличек с названием комнатных цветов;

Опытно-экспериментальная деятельность: «Размножение, рост, развитие растений», «Строение цветов», «Условия, необходимые для жизни растений»;

Занятия с детьми «Комнатные растения дарят здоровье» (приложение 3). Беседа «Уход за комнатными цветами» (приложение 1). Викторина «Путешествие в мир растений»;

Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения листок», «Сложи цветок», «Угадай цветок»;

Разучивание стихов о цветах;

Рассматривание иллюстраций комнатных растений. Аппликация «Волшебные цветы»;

Рисование «Мой любимый цветок»

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Март 2012

Февраль 2012

Февраль 2012

Январь 2012

В течение всего проекта

В течение всего проекта

В течение всего проекта

Январь 2012

Заключительный этап

1.

2.

3.

4.

5.


Оформление паспорта комнатных растений. Памятка «Правила ухода за комнатными растениями» (приложение 2);

Оформление выставки «Мой любимый комнатный цветок»

Оформление папки «Комнатные цветы»

Оформление картотеки комнатных растений в группе

Проведение итогов реализации проекта «Подарок маме»

Воспитатель группы

Родители

Воспитатель группы

Родители

Воспитатель группы

Родители

Воспитатель группы

Родители

Воспитатель группы


Январь 2012

Март 2012

Январь 2012

Февраль 2012

Март 2012


Приложение 1

Беседа об уходе за комнатными растениями

Цель:

  1. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями;

  2. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

  3. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений;

  4. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.


Материал: клеенка, палочка для рыхления, тряпочки, пульверизатор, лейки.
Ход:

Воспитатель: Дети сегодня мы продолжаем учиться ухаживать за комнатными растениями.

- Давайте вспомним, что для этого нужно делать?

- Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле)

- Чем вы рыхлите землю? (палочками)

- Почему палочками? (чтобы не ранить корни). Ближе к стеблю рыхлить не глубоко, а дальше от стебля поглубже.

- Как узнать, что растение нужно полить? (земля сухая, на ощупь светлая)

- Какой водой мы поливаем? (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня)


- Как надо мыть растения? (крупные листья протирать тряпочкой)

- Для чего мы ухаживаем за растениями? (чтобы были красивыми, хорошо росли и цвели)

Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение. А затем нужно подкармливать цветы, для роста, цветам необходимы витамины. Удобрение наливается в горшок, после того как полили растение, чтобы раствор лучше впитался в землю.

d:\венера\проэкт\памятка.jpg

d:\венера\проэкт\памятка 2.jpg

d:\венера\проэкт\памятка 3.jpg

Приложение 2

Памятка

Правила ухода за комнатными растениями


  1. Поливай растения водой комнатной температуры: летом каждый день, зимой реже, но следи, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы летом поливай через два – три дня, а зимой один – два раз в две недели. Поливай их из лейки сбоку, а не сверху;

  2. Рыхли палочкой поверхности земли в горшке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растений;

  3. Вытирай пыль с крупных, гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опущенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой;

  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

d:\венера\проэкт\viewer.png

d:\венера\проэкт\viewer1.png


d:\венера\проэкт\viewer2.png

d:\венера\проэкт\viewer3.png

Приложение 3

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Комнатные растения дарят здоровье»

Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.

Задачи:


  1. Обучающие:

- Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, каланхоэ, герань;

- Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя названия частей растения (корень, стебель, лист, цветок);

- Закрепить знания детей о комнатных растениях, совершенствовать навыки ухода за ними;

- Обобщать знания детей, о том какую пользу приносят комнатные растения людям.

2. Развивающие. Развитие памяти, речи, внимания.

3. Коррекционное. Развитие глазодвигательных функций.

4. Воспитывающие. Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Предварительная работа: Чтение сказки Б.Вовк «Чьи цветы лучше?», беседа о комнатных растениях, их пользе, способом ухаживания за ними, заучивание стихов и загадок о комнатных растениях.

Продуктивная деятельность: Изготовление постеров для комнатных растений в группе с детьми совместно, выполнение домашнего задания в виде рисунка «Мой любимый цветок».

Оборудование: Комнатные растения, герань, алоэ, каланхоэ (фотоснимки).

Ход:

В. Ребята, нам сегодня в садик принесли необычную посылку (показывает), но прежде чем открыть ее, Вы должны отгадать загадку и тогда мы узнаем что там.

Эти растения не большие,


Но чудесные такие

В каждом доме они живут

Создают для нас уют.

(Комнатные растения)

В. Правильно молодцы.

В. Зимой, когда природа отдыхает и за окнами серый, ветреный, почти бесснежный пейзаж, как будто по велению волшебной палочки, мы с вами переместились из зимы в лето. Посмотрите на наши цветы, какие они красивые, зеленые. Какое у вас настроение, когда вы любуетесь цветами? (Ответы детей).

Цветы это прекрасное творение природы, цветы приносят людям особую радость, поднимает настроение. Нет ничего прекраснее цветов, пришедших в наши тихие жилища.

Физкультминутка «Цветы»

Раз, два, три – выросли цветы

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетел – стебельки покачал

Влево качнулись - низко пригнулись

Вправо качнулись - низко пригнулись

Ветерок убегай, ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут, людям радость несут.

В. У нас в группе есть комнатные растения. Кто за ними ухаживает? (ответы детей).

В. Ребята, мы с вами рассмотрели много красивых цветущих растений, а сегодня мы познакомимся с другими замечательными свойствами растений. Эти растения не только украшают наше жилище, но и еще полезны человеку.

А чем они полезны? (Они красивые, очищают воздух, увлажняют воздух, поднимают настроение и еще лечат людей)

Посмотрите на это растение, как оно называется? (Алоэ)

d:\венера\проэкт\aloe1.jpg

- Что Вы о нем знаете?

- Какой у него стебель?

- Как расположены листья?

(Ответы детей)

В народе это растение называют столетник. Как Вы думаете почему? (ответы детей).

На самом деле это название дано столетнику, за то, что он очень редко цветет. Если живет дома, - то раз в сто лет.


- А как Вы думаете надо поливать алоэ? (ответы детей)

Правильно алоэ надо поливать умеренно и не ставить под прямые солнечные лучи. Ребята, посмотрите алоэ растение колючее, не имеет красивых листьев и цветов, но во многих домах оно растет. Почему? Правильно, потому что оно обладает лечебными свойствами. Из листьев алоэ добывают сок, он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если Вы пораните ногу, надо привязать к ране кусочек листочка, боль пройдет и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.

А вот и другое растение. Как оно называется? Его называют каланхоэ.

d:\венера\проэкт\1246276914_recuva2-268x300.jpg

- Чем оно похоже на алоэ? Правильно, у него тоже мясистые листья и древовидный стебель.

- А чем они отличаются? У каланхоэ листья без колючек и форма листа другая, сердцевидная.

- А как же помогает каланхоэ людям? В листьях тоже находится лечебный сок, его можно закапывать в нос. Каланхоэ называют комнатным женьшенем. Препараты из его листьев применяют при лечении ран, ожогов, обморожений. Используют при лечении десен, глаз. Сок добавляют в крема и лосьоны. Уход заключается в умеренном поливе и его надо прятать от солнечных лучей.

Алоэ и каланхоэ родом из Америки.

Упражнение на реалаксацию.

Кто знает как называется это красивое цветущее растение? (ответы детей)

Правильно, это герань, а еще ее называют пеларгония.

d:\венера\проэкт\pelargonia_7_9.jpg

Расскажите, какая она?

Она напоминает кустик, у нее прямой стебель, листья округлой формы, ярко – зеленые. Герань обильно цветет, цветки разного цвета, розового, красного, белого, бордового. Это растение любит солнце и обильную поливку. Оказывается, если листья герани немного помять, аккуратно вложить в ухо, то ухо перестанет болеть. Если протереть виски листьями, то перестанет болеть голова. За 5 мин. герань убивает все микробы, которые находятся в метре от нее.


А еще, что вы почувствовали, когда помяли листья? (ответы детей)

Правильно, у листика есть свой запах.

- А у кого из вас дома растут лечебные растения?

- Как одним словом можно назвать эти зеленые растения? (ответы детей: доктора, врачи, лекари).

Дидактическая игра: «Выбери растения – лекарь» (из разных видов растений выбрать те, о которых мы говорили).

В. Дети, Вам понравилась наша экскурсия?

Что нового, интересного Вы узнали о комнатных растениях?

Сегодня во время знакомства с комнатными растениями, мы познакомились с растениями, которые украшают наши дома, но и укрепляют наше здоровье.

Спасибо.

Детские рисунки

«Комнатные цветы»

Подарок любимым мамам

d:\рабочий стол\венера\фото 08.2012\dscn1473.jpg

d:\рабочий стол\венера\фото 08.2012\dscn1494.jpg