birmaga.ru
добавить свой файл

1
Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка


План:

1) Введение.

2) Понятие о методах, приемах, средствах и формах обучения.

3) Урок – как основное организованное звено процесса обучения.

4) Методы, применяемые на уроке немецкого языка.

5) Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка.

6)Литература

Введение.

Урок
- зеркало общей педагогической культуры учителя и мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции на уроке, хотя внеурочная деятельность занимает при этом значительное время.

К. Д.Ушинский.

Урок – это традиционная форма обучения. Но его можно разнообразить применением нетрадиционных приёмов и форм обучения. Мне близка, так сказать, нетрадиционная методика, т.к. она отрицает авторитарность преподавания, помогает учить детей в общении, в сотрудничестве.

Урок – личное произведение каждого учителя. Необходимо вносить изменения в план урока в зависимости от языкового багажа и способностей учащихся. Я начала работу над созданием и использованием своих собственных научно-методических разработок, таких как:

  • зачётная система на уроках немецкого языка,

  • сборник тестов по грамматике и страноведению,

  • контрольные работы по немецкому языку.

В своей деятельности я использую активные формы учебной работы. Раз уж мы начинаем преподавать немецкий язык во 2 классе, то необходимо давать его концентрированно, чтобы изложить всё, что предписывает программа средней школы. Лучше научить детей языку пока они горят желанием овладеть им, чем потом навязывать его и мучиться в поисках путей повышения интереса к предмету. Ведь недаром говорят «куй железо пока горячо».

Практика показывает, что учащиеся, даже успешно окончившие курс обучения иностранному языку, испытывают большие затруднения, если им приходится принимать участие в реальной спонтанной беседе на этом языке. Именно поэтому одной из главных задач я считаю научить учащихся речевому общению на немецком языке, используя для этого различные приёмы, средства и формы обучения.

Понятие о методах, приемах, средствах и формах обучения.
Методы обучения – это способы взаимосвязи деятельности педагога и школьников по реализации намеченных целей обучения. К методам относятся приёмы и средства.

В методике обучения иностранным языкам выделяются 8 методов взаимодействия учителя и учащихся.

1) Ознакомление с материалом; наглядно-чувственное, коммуникативно-ориентированное ознакомление.

2) Активное осмысление. Для более глубокого осознания и осмысления существующих признаков грамматического, лексического явления, текста важно чтобы они были результатом активных, самостоятельных действий учащихся. Для этого учителю необходимо по возможности ситуативно и проблемно осуществлять объяснение, организовывать самостоятельный поиск этих признаков учащимися.

3) Коммуникативно-направленная тренировка продуктивного плана, а иначе – говорения и письма.

4) Коммуникативно-направленная тренировка рецептивного плана, а иначе аудирования и чтения. Необходимо свести до минимума механическое повторение, а действия по аналогии должны быть мотивированными, сменяться действиями преобразования, комбинирования при увеличении удельного веса самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо чтобы у ученика действительно появилось желание что-то узнать, сообщить, представить себя на месте другого лица, соответственно строя своё речевое поведение.

5) Коммуникативно-мотивированное применение говорения и письма.

6) Коммуникативно-мотивированное применение аудирования и чтения.

7) Организация адекватного контроля речевых действий продуктивного плана, включающего коррекцию и оценку в целях развития сознательного самоконтроля (самооценки, коррекции при порождении речи).

8) Организация адекватного контроля речевых действий рецептивного плана, включающего коррекцию и оценку в целях развития сознательного самоконтроля при восприятии речи.

Выделенные методы отражают взаимодействие учителя и учащихся, которое чётко прослеживается в каждом методе: учитель или при самостоятельной работе ученик организует комплекс определённых, целенаправленных действий.

Эти методы направлены на развитие всех основных сфер деятельности учащегося; а т. ж. на развитие таких важных психических процессов как восприятие, внимание, мышление, память, чувства и эмоции.
В методике преподавания иностранного языка различают основные и вспомогательные средства обучения.

К основным в первую очередь относится программа и учебник. В новый УМК по немецкому языку входит помимо учебника набор кассет, наглядных пособий, картинки по темам, кинофильмы, книга для чтения, книга для учителя и рабочая тетрадь. Цель новой серии УМК – это обеспечение достижения учащимися государственного стандарта в овладении немецким языком, который был бы минимально коммуникативно-достаточным для непосредственного и опосредованного общения на этом языке. Базовый курс рассчитан на 5 лет обучения (5-9 классы) и должен обеспечить в итоге развитие у школьников коммуникативной компетенции в немецком языке, т. е. способность и готовность практически использовать приобретённые ими речевые навыки и умения, языковые и страноведческие знания как в непосредственном общении с носителями языка, так и в опосредованном. В базовом курсе ученик в итоге, как правило, не достигает одинаково высокого уровня в развитии всех видов деятельности: говорения, чтения, письма, и аудирования.

Учебник это основное пособие для ученика, где он находит:

1) языковой, методически организованный материал

2) необходимые упражнения для овладения материалом

3) пояснения: грамматический справочник, словарь, сноски

К средствам обучения относят также видеоматериал, схемы, муляжи, дидактические материалы и игры.

Приёмы – это конкретное содержание действий с учебным материалом. Они могут сильно отличаться в зависимости от направления и системы обучения этому предмету в школе, поскольку их конкретное содержание, их выбор определяется принципами, лежащими в основе обучения иностранным языкам, в рамках той системы, по которой идёт обучение.


К частно-методическим приёмам относят следующие:

1группа – приемы, направленные на ситуативное предъявление единиц материала и способов действий с ними (многократное произношение, показ речевого образца, запрос информации, семантизация слова путём перевода).

2 группа – приемы, направленные на объяснение, выделение существенных признаков явлений, на стимулирование познавательной активности учащихся, на организацию поисков закономерностей самими учащимися.

3 группа приёмов направлена на организацию тренировки, на создание условно коммуникативной ситуации побуждающей к восприятию образца действия, в том числе от лица какого- либо персонажа в условиях ролевой игры, побуждение к варьированию и комбинированию речевых образцов.

4 группа – приёмы направлены на организацию общения и формирование коммуникативной мотивации, создание коммуникативных ситуаций с помощью разного рода стимулов, описание ситуации общения и постановка коммуникативной задачи с привлечением наглядности.

5 группа – приёмы контроля: фронтальное тестирование с помощью разного вида теста, организация само- и взаимоконтроля с помощью карточек с ключами и опорами, различные игровые формы проверки. Находясь в такой связи приёмы учения, реализуются в процессе выполнения упражнений. В каждом упражнении как бы закодированы конкретные действия учащихся. Учитель, ставя задачу, актуализирует их и управляет ходом выполнения.

Традиционной формой обучения иностранному языку является урок.
Урок – как основное организованное звено процесса обучения.

Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей.

Урок, будучи самостоятельной единицей учебно-воспитательного процесса, является звеном в цепи уроков, где решаются, наряду с тактическими задачами, задачи стратегического плана.


Урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым. Как часть учебного процесса он позволяет решать промежуточные задачи; в этом смысле каждый отдельно взятый урок находится в горизонтальном ряду других уроков.

Конкретные задачи каждого урока вытекают из задач, решаемых на предыдущем уроке с прицелом на последующий. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной и образовательной целей через решение конкретных задач.

Н.п. - тренировать учащихся в употреблении новой лексики - учить воспринимать на слух диалогический текст - систематизировать знания о … - учить читать и составлять план прочитанного текста - учить выражать свое мнение, используя заданные выражения - учить читать текст с опорой на догадку и т. д.

Задачи определяет сам учитель. Их не всегда можно конкретно сформулировать к каждому уроку, так как они зависят от группы, класса; то уровня обученности и воспитанности класса; от событий, происходящих в данное время в классе, городе, стране; от личности самого учителя, его интеллигентности, изобретательности, находчивости и чувства юмора, коммуникабельности, наконец, от стимулов идущих от самого материала. В этом смысле большой потенциал содержится в текстах о великих людях, о значительных исторических событиях, о сохранении природы и т.д.

Учителю не следует допускать монотонности. Важно вести урок в разных регистрах, применяя нетрадиционные методы и формы обучения. Они во многом имеют для учащихся интеллектуальный смысл и освобождают учебно-воспитательный процесс от монотонности. В этом случае учащиеся будут уходить с урока с ощущением прогресса в усвоении языка и с достаточным запасом положительных эмоций, что важно для дальнейшего учения В работе была сделана попытка, показать урок иностранного языка местом организованного, целенаправленного общения, подкрепляемого всё новым языковым материалом, несущим в самом себе определенный заряд мотивации.

Методы, применяемые на уроке немецкого языка.
1) Метод интенсивного обучения иностранному языку на первых уроках (приветствие, знакомство, визитные карточки, заполнение анкеты, диалоги расспросы, приглашение на прогулку, день рождения, пальчиковые театры и т.д.

2) Ролевые игры – разыгрывание диалогов и мини-полилогов (3-4 участника), инсценировки сказок (6кл), художественных произведений (11кл), стихотворений и поэм (8-9кл).

3) Метод литературного перевода стихотворений немецких авторов на русский язык.

4) Ученик в роли учителя. Способному ученику класса даётся задание подготовить и провести отдельный этап урока (речевую разминку или проверку домашнего задания).

5) Метод Кобленца. – Обучение активной устной речи. Кобленц считал, что текст сковывает инициативу учащегося. Учитель должен дать набор конструкций и определённый лексический материал. Подставляя в данную конструкцию слова и словосочетания можно получить большое количество вариантов, прогнать страх и развить умение комбинировать изученный лексический материал, чтобы выразить что-то своё.

6) Метод проектов. Подавляющая часть проектов начинается и заканчивается мя. Любой такой проект обретает совершенно иные краски, если в процессе работы над ним используются материалы дополнительной литературы, газетных и журнальных статей, практических знаний и примеры из жизни. Часто проект становится междисциплинарным, затрагивая знания по истории, географии, физике, истории искусств и других. Проектная методика обучения находит всё более распространение в обучении иностранному языку. Работа над проектом предполагает несколько этапов. 1. Планирование 2. Представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации. 3. Согласование и коррекция проекта совместно с учителем. 4. Выполнение работы. 5. Защита проекта. Собранный материал можно использовать для стенной газеты, альбома, устного журнала.


7) Метод тестирования и анкетирования. При помощи ответов на вопросы можно предвосхищать и планировать уроки.

Нетрадиционные формы проведения урока


  • Устный журнал

  • Экскурсия

  • Читательская конференция

  • Уроки-праздники

  • КВН, викторины, конкурсы

  • Беседа. Телемост

  • Заочное путешествие. Урок- путешествие

  • Работа с газетой

  • Защита проектов

  • Диспут

  • Аукцион знаний


Читательская конференция. Такая форма работы известна довольно давно. Она используется с целью подведения итогов в изучении какой-то области знания или социальных проблем. Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно-исследовательские или научно-практические конференции, в ходе которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учиться публично выступать, доказывать жизнеспособность своих теорий и гипотез. Конференции помогают школьникам развивать коммуникативные умения: логически выстраивать своё выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой ведения научного спора. Читательская конференция используется довольно редко. И педагоги-предметники, говоря об учебных достижениях учащихся, часто жалуются на то, что ученики не умеют и не хотят читать. К сожалению, этому способствует и научно-технический прогресс. Слушание музыки, компьютерные игры, многочасовое сидение у телевизора - всё это приводит к тому, что чтение книг становится скучным и неинтересным. Основная цель читательских конференций - развитие интереса у учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений, традиций и обычаев чтения. Читательские конференции должны способствовать развитию кругозора учащихся, познавательного интереса.

Методика подготовки к читательской конференции


1) Определение темы читательской конференции

2) Согласование сроков проведения с будущими участниками (ученики, библиотекарь, педагоги и т.д.)

3) Определение вопросов, которые будут обсуждаться

4) Просмотр художественной литературы, фильмов

5) Поиск необходим материалов в библиотеке, работа с документами, периодической печатью, библиографией.

6) Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учётом интересов и желаний

7) Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов

8) Проведение конференции

9) Обсуждение результатов.

Урок подобной формы рекомендуется проводить на старшей ступени обучения (10-11кл).

Работа с газетой. По моим наблюдениям молодые люди школьного возраста в настоящее время мало читают газет на русском языке, не говоря уже о газетах, написанных на немецком языке. Задача учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь к чтению газетных статей, что расширит их кругозор и принесёт практическую пользу в овладении иностранным языком. Известно, что любой предмет школьной программы учащиеся усваивают намного лучше, если содержание материала удаётся связать с актуальной действительностью. Такую возможность по отношению к немецкому языку, как к учебной дисциплине даёт газета. Читатели немецких газет получают интересную информацию из области политики, медицины, экологии, истории, культуры, искусства, спорта и т.д. Газета проводит так же всевозможные тесты, конкурсы, даёт полезные советы. В своей работе я использую газету «Rundschau», т.е. « Обозрение». Объём знаний у учащихся, которые читают газетные статьи на немецком языке, значительно больше, знания становятся более прочными, расширяется словарный запас, учащиеся получают более широкую информацию о стране изучаемого языка, культуре, нравах и обычаях немецкого народа. Работу с газетой начинают уже с 6 класса. В учебнике нем. Языка для 6 класса авторов Бим, Санниковой и Садомовой в конце каждой темы есть страноведческий блок « Deutsch lernen – Land und Leute kennenlernen». Я подбираю из газеты интересные статьи, не очень сложные и не большие по объёму. Для снятия трудностей выписываю с переводом незнакомые слова. Для подготовки к уроку часто обращаюсь к рубрике «Deutsch für Sie». Некоторые темы беру без сокращений и даю учащимся под запись на пример такие темы как склонение имён существительных и прилагательных, спряжение глаголов по временам, употребление инфинитива с частицей zu и без, и т.д. После теоретического материала даются упражнения на закрепление грамматики, которыми очень беден учебник.

Защита проектов. Подробно метод проектов был изложен в предыдущем параграфе. Урок является формой презентации своего проекта и его защиты. Ученику даётся несколько минут, чтобы представить остальным участникам свою работу: реферат, модели и макеты, сочинения, рисунки и прочее. Ему необходимо кратко изложить суть своей работы, её страноведческую и языковую ценность. Оценивается проект по следующим критериям:


  • Структурная организация

  • Содержание

  • Форма изложения

  • Языковые требования

  • Эстетическое оформление

  • Языковая, страноведческая, познавательная ценность

  • Актуальность


Урок-путешествие. Целью урока – путешествия является вымышленное место, ситуация, а целью заочного путешествия – вполне реальное место: город или страна.

Урок-путешествие в полной мере реализует себя только при наличии большого количества наглядности, а т.ж. использования ТСО: аудио и видео информации. Это необходимо, чтобы достаточно полно передать атмосферу выбранной цели путешествия. Для урока нужно подобрать как можно больше рисунков и фотографий достопримечательностей, сделанных желательно с разных ракурсов; аудио и видео информация должна быть учащимся понятна (хотя бы на 50%), чтобы у школьника не пропал к ней интерес как к непонимаемой. Необходимо создать определённый настрой в классе (оформить его в виде автобуса, самолёта и т.д.), а т.ж. создать музыкальное сопровождение. На уроке дети не должны быть пассивными слушателями. Они должны заранее подготовить некий материал, выучить его, чтобы на момент путешествия уже владеть некими знаниями о городе или стране. Входе урока ученики должны делать краткие записи об увиденном и услышанном, задавать вопросы, делиться друг с другом известными фактами, формулировать своё мнение и отношение, выказывать восхищение. При такой форме урока большая роль отводится учителю. Его речь, движения, мимика должны быть очень выразительны, чтобы дети поверили в реальность путешествия, воспринимали информацию не как абстрактную, необходимую для зазубривания, а как факт реальной действительности, который имеет место быть в стране изучаемого языка. v

Аукцион знаний – урок проводится в форме деловой игры. Эта форма предпочтительна для контрольного урока. Распорядителем аукциона является учитель. Он «покупает» знания учащихся и платит за них определённую валюту. В задачу учеников входит «продать» как можно больше знаний и набрать максимальное количество валюты, чтобы её хватило на покупку 5 или 4. Эта форма урока позволяет разнообразить и скрасить контроль знаний и умений школьников по пройденной теме, а т.ж. у школьников формируются специальные умения: вести торги, отстаивать свою точку зрения, деловая и творческая активность и др. Проведение аукциона требует тщательной предварительной подготовки со стороны учителя. Ему нужно заранее продумать задания, подготовить раздаточный материал, музыкальное сопровождение, разработать систему объективного оценивания знаний. Проведение урока может включать в себя разные формы (викторины, конкурсы, отгадывание кроссвордов) и режимы (индивидуальный, групповой, фронтальный) работы, т.е. даёт почву для применения фантазии.


Список литературы

1) Пассов Е. И. Урок иностранного языка.- М., 1988

2) Есипович К. Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе. – М., 1988

3) Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку. – М., 1988

4) Розен Е. В. Газета и журналы на немецком языке. – М., 1985