birmaga.ru
добавить свой файл

1
Лекция для родителей.


«Роль отца в семейном воспитании»

.

Цель: изучение роли отца в воспитании подростков.
База проведения: МБОУ СОШ №1 Сургутского г. Лянтор.
Кл. рук.8б.кл Зорина О.Р.

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд ,посади дерево.

Если ты думаешь навек вперёд, воспитай человека.

Восточная мудрость.

Но, а если обратиться к великому Конфуцию:«Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы ,начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов .Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

В основе любых достижений человеческих отношений лежит любовь. Например, Любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним - сострадание и доброту, порядочность, любовь к детям – жертвенность и ответственность.

Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребёнка, подарить ему физиологическую жизнь, надо ,суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе , вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребёнка, желании понять , посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво. Мягко направлять мысли ребёнка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви.

Да, такая родительская любовь построена не на песке, который размоет первый бурный поток жизненных трудностей. Она жертвенна, как всякая истинная любовь, не требовательна и не разменяна, мудра и терпелива. Она не боится оказаться в одиночестве, потому что понимает, если её постигнет одиночество и невзаимность, значит она сама была глупа и скудна, значит, не смогла научить любить того, кому себя посвятила.


Учить любви самим родителям и учить своих детей суждено всю жизнь, изо дня в день. Главное- набирать мудрости, быть искренним . Какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить!

Центром любви в семье, примером и образцом для подражания для ребёнка является мать. Но у неё порой физически не хватает времени, если ещё муж не является единомышленником в общем деле воспитания, а лишь односторонним потребителем сил и внимания, то ребёнок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства.

В произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга В Москву» в главе « Кресты» ярко описан образец истинной родительской любви мудрый отец не требует от детей сиюминутной и формальной благодарности за их рождение, воспитание и вскормление. Он хотел только «насадить в их душе дружбу, но не обязанность, не должность или рабское повиновение». Не должны вы мне ни за вскормление, ни за наставление, а меньше всего за рождение».

Без сомнения, существует много общего в том, как отцы и матери ведут себя по отношению к детям. И всё-таки матери отличаются от отцов по тому, каким занятиям уделяет больше внимания каждый из них. Эти различия проявляются в их содержании. например, такое занятие с ребёнком, как игра. Сам стиль игры у отца и матери различен.Отцы обычно склоны играть с детьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребёнком носит циклический характер, за вспышками возбуждения в проявлении внимания следуют периоды минимальной активности. Но что интересно, когда отец берёт на себя основную заботу о ребёнке, он чаще ведёт себя так, как это делает мать. Следует, однако, отметить, что отец даёт меньше указаний ребёнку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И. может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. Хотя вмешательства отца важны, он стремится играть поддерживающую роль для матери в формировании поведения ребёнка.


При рассмотрении специфики отношения матери и отца к ребёнку стоит упомянуть и о лежащих в основе организации общества принципах: Материнский принцип- это принцип безусловной любви; мать любит своих детей не потому. Что они нравятся ей, потому, что они её дети ( или дети другой женщины).Поэтому материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять её, согрев. Материнская любовь –это милосердие и сострадание. Отцовская любовь, напротив, обусловлена; она зависит от достижений ребёнка и его хорошего поведения; отец сильнее любит того ребенка, который больше всего похож на него, того , кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но её можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Отцовская любовь – это справедливость. Об этом же пишет и М.Максимов: «Мама-это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с тобой. Папиной любви надо добиться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть» (М.Максимов,1992).

Итак, можно сказать, что специфика отцовской позиции обусловлена как биологическими (природными) особенностями мужчин, так и социокультурными ожиданиями. Сформировать мужское отношение к миру своим примером и поступками способен только отец. Особенно это важно в воспитании мальчиков.  Мальчику необходима дружба и одобрение отца. Сыновья очень нуждаются в обществе отца, в его любви. И хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему.  Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, к которым он чувствует дружеское расположение. Отец должен с удовольствием проводить время с сыном, давая ему понять, что он «свой парень». Им полезно оставаться одним дома, без покровительства, а порой, и без вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои, общие секреты.


                           Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, а в развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе.

                         Часто, собираясь пообщаться с ребёнком, мы откладываем это дело на потом, находя себе более интересное занятие. А время не ждёт…

                          Ребёнок постоянно нуждается в участии отца, взывая к нему: «Пап! Давай поиграем!», «Пап, помоги мне!», «Пап, а когда…?» И, как правило, на все эти призывы получает отказ: «Потом», «После футбола», «Мне некогда», «Я еду на рыбалку» А ведь главное не опоздать с воспитанием. Главное – с первых дней воспитывать в себе и ребёнке потребность как можно больше времени проводить вместе.

                       Во многих семьях дети всё больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребёнок ждёт. Но засыпает, так и не увидев отца. Проходят дни, недели, месяцы, годы…. Вроде вся семья живёт в одной квартире, а дети и отцы не знают друг друга. 

                         Играя с ребёнком, вы сами того не замечая, внушаете ему ощущение уверенности в себе и защищённости. Ребёнок идёт с этими ощущениями через все периоды становления личности. И на всех жизненных поворотах его поддерживает невидимая рука отца.

                       Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в тех семьях, где у родителей и ребёнка дружеские отношения с раннего детства, где ребёнок уверен, что и матери и отцу в равной степени всё интересно в его жизни.

                        Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции в обществе. Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.

                       Недостаточный опыт общения с отцом ослабевает формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.                 


       Велика роль отца и в подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность, чуткое и внимательное отношение к женщине, детям, стремление разделить с ними все домашние хлопоты, сделать жизнь домочадцев более интересной, счастливой оказывает огромное влияние  на формирование представлений детей о семье. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, хорошими отцами и мужьями, а девочек – сравнивать своих потенциальных мужей с отцом и предъявлять к ним соответствующие требования.

                     Учитывая, что быть родителем – значит помогать ребенку , формировать его характер, то понятие «быть хорошим отцом» значит:


  • быть доступным для ребенка;

  • иметь желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы, опыт;

  • уметь хвалить за исследование, успешное действие;

  • включаться в совместную деятельность с ребенком;

  • быть ответственным за материальное обеспечение потребностей детей;

  • всегда с интересом и участием следить за ростом детей.

хочется предложить современным отцам  несколько философских советов подтвержденных жизнью.

1.     Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.     Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

3.     Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. 

4.      Не унижай!

5.      Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, 

мучь себя, если можешь и не делаешь.

6.      Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

7.     Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему. 

8.     Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему:  это необратимый закон благодарности.

9.     Люби своего ребенка таким какой он есть : неталантливым, неудачливым,  взрослым... Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник.

10.   Знай! Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка, а стыд – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.


  • Заключение

  • Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка

  • Как родитель отец несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным. Все эти позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно). Пожелать отцам большей уверенности в собственных силах. Пробуйте, пытайтесь, ошибайтесь, наконец, но, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к своим детям Главное – это предоставить свободу в общении, именно она дает возможность построить те тонкие мотки, которые свяжут между собой ребенка и отца.

  • По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет
  • Итак, важное воздействие на развитие ребёнка оказывает отец. Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства.


  • Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

  • Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.

  • Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несёт ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное общение между супругами, способствует гармоничному развитию личности обоих партнёров.

  • Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объём домашней работы.

  • В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, а затем, уже подростковом возрасте, всё большее значение приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

  • Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце в течение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.
  • Итак, изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней. .


  • О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их дети. Важно, то, что дают им родители, в частности отец может дать то, что ни кто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах, мужчина должен оставаться папой.

  • В обстоятельствах развода оба родителя должны показать, что они любят ребенка. Ваши отношения не должны отражаться на ребенке, не убивайте его мир. Расставшись с женой, мужу не надо забывать об общении с ребенком. Оно должно быть постоянным, желательно ежедневным. Например, разговоры с ребенком по телефону.

  • Если верить психологам, то и в «полных» семья дети часто обделены отцовским вниманием. Многие отцы уверены, что их основная роль это зарабатывание денег, а воспитание ложится на плечи матери. Все это так. Но, будет не лишним расширить территорию общения ребенка с отцом. Общение друг с другом позволит наладить отношения, узнать много интересного, и главное дать маме тайм-аут в делах, и возможность заняться собой.

  • Многие мамочки, взяв на себя все заботы по дому и детям, забывают вовлекать отца в вопросы воспитания ребенка. Им кажется, что мужчина не сможет правильно покормить, помыть ребенка, проверить уроки или уложить спать. Это не так. Важно помнить, что супруг не маленький ребенок, а взрослый, самостоятельный человек. Он так же как мама любит своего ребенка, и вряд ли сделает ему плохо. Специалисты отмечают, что в большинстве случаев отец более ответственно относится к процессу воспитания..
  • В каждой семье между отцом и ребенком складываются свои отношения. По мнению специалистов, нет универсальных советов, но есть правила, которые могут помочь в общении с ребенком.


  • 1. УВАЖЕНИЕ К МАТЕРИ. Первое и основное правило, оно касается и матери. Даже если вы сильно обижены на свою вторую половину. Ни в коем случае не критикуйте ее в присутствии ребенка. Ваша неприязнь только осложнит отношения с ребенком. К тому же нанесет немалый вред психике малыша. Ведь он любит обоих своих родителей. Супругам стоит чаще вспоминать о своей любви друг к другу. Даже если вы в разводе, постарайтесь остаться друзьями и любящими родителями.

  • 2. ПАПА НЕ ЧЕЛОВЕК, А ПРАЗДНИК. Многим отцам стоит осознать этот процесс. Несомненно, отцу приятно видеть радостные глаза ребенка, когда он появляется на пороге дома с целой кучей подарков. Другое дело, когда находясь с папой, ребенок должен соблюдать режим дня, делать уроки и прочее. Основная роль отца в воспитании заключается в главном – отец, в первую очередь является для ребенка другом, учителем, примером для ребенка, а не праздник на двух ногах. Только в процессе будничного общения, путем личного примера реакцией на события, отец показывает ребенку мир мужчины. Так девочке, он помогает научиться понять людей противоположного пола, а мальчика учит быть мужчиной (в хорошем смысле этого слова).

  • 3. КАЧЕСТВО, А НЕ КОЛИЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Не важно, сколько времени отец проводит вместе с ребенком, целый день, или два часа. Порой, за короткий промежуток времени, отец может дать столько тепла и внимания, что хватит его надолго. Поэтому стоит дорожить каждой минутой общения с ребёнком. Гуляйте, читайте, ведите беседы на интересующие ребенка темы. Роль отца в воспитание ребенка важна. Ведь папа может столько много дать интересного ребенку.

Самое главное -это взаимопонимание между отцами и детьми. Воспитывать своих детей всё зависит т от того как преподнести ту или иную информацию для ребёнка. Кажется, так просто и так сложно. Иногда гораздо более сильнее влияние оказывает форма, в которою облечена наша речь.

Это хорошо отражена в восточной притче « Король и сон»


Одному королю приснился страшный сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало короля. Он велел, бросит прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: « Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь» Король был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой несчастный предшественник. И как же случилось, что он был наказан. А ты награждён?»- спрашивали они. Толкователь снов ответил : «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать.

Литература .

1.Искуство воспитывать Ю.П.Азаров. Москва «Просвещение»1985

2.Журнал Воспитание школьников № 7 2000г стр 42

3.Журнал Воспитание школьников №1 2003г стр 42

4.Журнал Воспитание школьников №6 2001г стр 63

5.Журнал Воспитание школьников №10 2003г стр 13

6.Журнал Воспитание школьников №3 2003г стр 55

7.Журнал Воспитание школьников №3 2004г стр 54