birmaga.ru
добавить свой файл

1






Введение

Использование в учебном процессе дистанционных образовательных технологий (ДОТ) требует разработки специализированных электронных учебно-методических ресурсов дисциплин (ЭУМР). Состав и содержание ЭУМРа определяются Приказом Минобрнауки России 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных технологий», ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», методическими указаниями УГТУ по составлению учебно-методического комплекса дисциплины от 27.11.2008 года и видом технологии дистанционного обучения (ДО). В УГТУ принята Интернет-технология дистанционного обучения, которая реализуется на платформе системы ДО Moodle.

Настоящие методические рекомендации предназначены для преподавателей, разрабатывающих ЭУМР для размещения последних в учебной среде ДО УГТУ.

Предлагаемые рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту. Преподаватель-автор курса, основываясь на своем профессиональном и педагогическом опыте и учитывая конкретные условия, обстановку и форму проведения занятий, целевую аудиторию и т.д., всегда может внести необходимые (с его точки зрения) коррективы в нижеизложенные рекомендации, не нарушая, однако, при этом результативности и эффективности дистанционного курса.
Общие требования к ЭУМР

ЭУМР – это основной информационный образовательный ресурс при реализации технологии дистанционного обучения, предназначенный для изложения четко структурированного на дидактические блоки и модули учебного материала дисциплины, обеспечения оперативного самоконтроля и контроля учащегося, мотивации и управления познавательной деятельностью студентов, организации активной составляющей дистанционного курса.

ЭУМР должен полностью соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и рабочей программе соответствующей учебной дисциплины. Состав и структура ЭУМР конкретной дисциплины формируются разработчиком курса (преподавателем или группой преподавателей) и контролируются Центром дистанционного обучения (ЦДО).


В минимальный состав каждого ЭУМР должны быть включены структурные элементы, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Структурные элементы ЭУМР



п/п

Наименование элемента

Содержание элемента

1

Общие сведения

Название курса

Сведения об авторе (авторах)

2

Аннотация

Краткое описание курса

3

Программа курса

Рабочая программа дисциплины

Список модулей (разделов) курса с краткой аннотацией содержания каждого модуля




Методические указания по работе с курсом

Руководство к изучению дисциплины

Тематический план-график курса




Материалы для изучения

- гипертексты

- электронные лекции

- аудиолекции

- видеолекции

- презентации

- подборки статей или фрагменты учебных пособий

- пакеты Scorm (Sharable Content Object Reference Model)

- и т.д.

3

Практические материалы

Практические и лабораторные работы

Семинары

4

Материалы для контроля знаний



- вопросы к зачету (экзамену)

- перечень тем рефератов, курсовых работ (проектов)

- задания для контрольных и самостоятельных работ

- вопросы и тесты для самопроверки

- промежуточные тесты

- контрольные тесты

5

Глоссарий

Основные понятия, термины и определения, использующиеся при изучении дисциплины

6

Список источников информации

- список основной учебной литературы

- список дополнительной литературы (справочные издания и словари, периодические и отраслевые издания, научная литература и т.п.)

- ссылки на Интернет-ресурсы

Все структурные элементы курса должны быть представлены в едином стиле.

Требования к содержанию структурных элементов.

Методические рекомендации к их разработке
Общие сведения

Название.
Название электронного ресурса должно соответствовать названию дисциплины по ФГОС.

Сведения об авторе (авторах). В сведениях об авторе указывается фамилия, имя, отчество разработчика курса, ученая степень и ученое звание.
Аннотация

В аннотации необходимо указать, для какой аудитории предназначается курс, его цели и задачи. При этом необходимо помнить, что цель – это конечный результат, а задачи – этапы и действия, посредством выполнения которых достигается поставленная цель.

Например, при цели курса – подготовка специалиста в области дистанционного обучения, задачами могут быть – познакомить студента (слушателя) с методикой и технологией дистанционного обучения, дать навыки работы в определенной системе дистанционного обучения, привить навыки практической работы по созданию дистанционного курса и т.д.


В том случае, если курс преподается не автором-разработчиком или курс разработан группой авторов, необходимо четкое указание того, кто именно будет работать со студентами данной группы.
Программа курса

Рабочая программа дисциплины – определяет цели, задачи, содержание и объем дисциплины. Оформляется по общим правилам оформления рабочих программ УГТУ.

Список модулей (разделов) курса с краткой аннотацией содержания каждого модуля. Курс ДО должен быть организован по модульному принципу, т.е. разбит на модули или разделы, каждый из которых ограничен определенным временем и информационно логически замкнут, представляя из себя четко определенный объем учебного материала. Результат работы с модулем должен фиксироваться одним или несколькими видами контрольных мероприятий. Рекомендуемое число модулей в течение семестра равно трем, по аналогии с количеством рубежных контролей.

При написании аннотаций, помимо определения основных смысловых акцентов модуля, необходимо отметить особенность каждого модуля и его важность в общей структуре курса, заострить внимание студента (слушателя) на особенно трудных или своеобразных моментах и т.п.

Модуль, в свою очередь, разбивается на более мелкие структурные единицы – темы или занятия. Именно эта структурная единица дистанционного курса является аналогом обычного аудиторного занятия. Как правило, тема должна в своем составе содержать несколько разнородных видов учебной деятельности (теоретический материал, практические задания и контрольно-измерительные материалы), содержание и состав которых должны быть достаточными для усвоения содержания темы в рамках ФГОСа за 2 академических часа.

Методические указания по работе с курсом

Руководство к изучению дисциплины - содержит методические указания по изучению дисциплины, выполнению контрольных, практических и лабораторных работ, организации самостоятельной работы, определяет количество контрольных заданий, которые нужно выполнить для допуска к аттестационным испытаниям по дисциплине, а также форму контрольных испытаний и критерии оценки знаний. Представляет собой комплекс разъяснений и указаний, помогающих студенту эффективно организовать процесс обучения. При разработке данного элемента необходимо помнить о том, что основная часть курса изучается студентом самостоятельно, а значит, необходимо максимально предусмотреть все возможные сложности и вопросы для любого этапа дистанционного курса.


В общих методических указаниях желательно отдельно оговорить следующие позиции:

- дополнительные программы, необходимые для комфортного прохождения курса;

- основную методику работы с курсом (самостоятельная работа, работа в группе, работа с преподавателем, порядок ликвидации задолженностей и т.д.);

- требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения дисциплины;

- взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами, изучавшимися ранее;

- рекомендации по организации обратной связи и т.п.

Методические указания к модулю или теме могут содержать следующие позиции:

- цели и задачи;

- обязательная и дополнительная литература с указанием конкретных страниц (в случае необходимости);

- перечень заданий, которые надо выполнить;

- требования к выполнению заданий и критерии их оценивания;

- контрольные сроки выполнения заданий;

- примерное (рекомендуемое) распределение времени на изучение модуля (темы);

- указания требуемых (допустимых) уровней усвоения;

- предупреждающие ответы на часто задаваемые студентами (слушателями) вопросы.

Таким образом, этот элемент курса, в зависимости от своего назначения, может варьироваться – от общего руководства по изучению дисциплины до пояснения к отдельным темам курса и различным рекомендациям более узкого характера (например, рекомендации по работе с литературой). Описывая каждый элемент курса как можно подробнее, с максимальным количеством инструкций, Вы оградите себя от потока единообразных вопросов и уточнений, а студентам (слушателям) поможете легко сориентироваться в новом для них курсе.

Иногда построение курса логично требует составления методических указаний не в целом по курсу, а по каждой теме. Но в любом случае указания должны быть сформулированы так, чтобы студент имел возможность от учебной деятельности под руководством преподавателя перейти к самостоятельному освоению курса и самоконтролю.


Тематический план-график курса – определяет порядок изучения и преподавания учебного курса, расписание проведения учебных занятий всех видов и контрольных мероприятий изучаемой дисциплины. Включает в себя:

- сроки прохождения курса, модуля, темы;

- формы и время отчетности;

- график практических и семинарских занятий;

- график консультаций.

Примерный вариант тематического плана-графика приведен в таблице 2.
Таблица 2 - Пример тематического плана-графика

Раздел

Тема (лекция)

Виды учебной деятельности

Срок выполнения

Вид контроля

Срок выполнения

1

2

3

4

5

6

Описание интерфейса системы ДО Moodle

Интерфейс системы ДО Moodle

Самостоятельная работа

Семинар off-line

01.10.2011-10.10.2011


Тестирование

Форум (участие в нем)

10.10.2011

10.10.2011




Блоки, курсы, модули, разделы, ресурсы

Самостоятельная работа

Консультации on-line

10.10.2011-01.12.2011

15.10.2011

25.10.2011

Тестирование

Практическая работа



01.12.2011

01.12.2011

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6




Настройка курса. Система помощи Moodle

Самостоятельная работа

Семинар on-line


01.12.2011-15.01.2012

14.01.2012

Контрольная работа

Семинар (участие в нем или альтернативное задание)

15.01.2012
14.01.2012


Материалы для изучения

Гипертексты. Должны содержать развернутое системное изложение модуля, в котором раскрывается содержание каждого учебного элемента. Кроме ссылок на основную литературу, должен содержать ссылки на дополнительные и сетевые информационные ресурсы. Информация, представленная в элементе, должна быть достаточной для ответа на контрольные и тестовые задания. Стиль изложения в этом элементе, как правило – академический.

Электронные лекции. Именно в этом структурном элементе должна содержаться основная учебная информация, при этом лекция должна быть организована и наполнена так, чтобы:

- обзорно освещать материал с выделением ключевых вопросов;

- содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на промежуточные и контрольные вопросы по теме и тестовые задания;

- минимизировать обращение студента к дополнительным источникам информации;

- включать в себя дополнительные элементы для иллюстрации изучаемого материала – звук, видео, графику, анимацию и т.д., при этом включаемые элементы не должны превалировать над основным информационным содержанием лекции, не отвлекать внимание студента (слушателя) от основного учебного процесса, а наоборот, удерживать их внимание;


- содержать обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, графики, отражающие главные сведения или выводы. Материал, представляемый в такой форме, должен быть наглядным и содержать емкие комментарии;

- содержать ссылки (список рекомендуемой литературы по теме) на литературные источники по теме согласно приведенной библиографии в рабочей программе курса, с указанием конкретных глав, разделов, страниц;

- включать вопросы для самопроверки (в разной форме) после каждого раздела (темы) лекции;

- завершаться краткими выводами с целью ориентирования студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.

Аудиолекции, видеолекции – в некоторых случаях более предпочтительны, чем электронная лекция, например, вводную, установочную лекцию оправданно представлять в видеоряде – в этом случае сразу же налаживается личностный контакт студент-преподаватель, дальнейшее обучение становится не безличным. Аудиолекции удобны для студента тем, что, в отличие от электронного текста, изучать их можно в более широком диапазоне времени, не будучи привязанным к определенному месту. Но необходимо помнить, что при включении данных элементов в курс, может ограничиваться возможность комфортного их использования из-за низкой пропускной способности каналов связи, лучше рекомендовать студентам пользоваться данными элементами после сохранения их на локальном компьютере.

Презентации – презентационные лекции отражают основные понятия дисциплин (терминологию) и позволяют в обобщенном и наиболее привлекательном виде представить содержание дисциплины. Их использование значительно повышает информативность и выразительность подаваемого материала, поскольку при этом одновременно задействованы как слуховой, так и зрительный каналы восприятия информации.

Подборки статей или фрагменты учебных пособий необходимо использовать в том случае, если необходимая информация недоступна, содержится в объемных изданиях или в других случаях, оправданных логикой дистанционного курса.


Пакеты Scorm – пакет группирует объекты обучения, содержащиеся в сети, упакованные способом, который поддерживает стандарт SCORM или AICC (Aviation Industry Computer-Based Training Committee). Эти пакеты могут включать веб-страницы, графику, программы Javascript, Флеш и нечто иное, что работает в веб-браузерах. Очень информативный и эффективный для обучения вариант представления информации.
Практические материалы

Практические работы. Блок должен содержать практические задания, которые студенту необходимо выполнить для получения допуска к аттестации по дисциплине. В практикум желательно включать примеры решения типовых задач и задач, аналогичных тем, которые включены в экзаменационные (контрольные) задания. Необходимо предусмотреть блок, в котором будут представлены задачи для самостоятельной проработки.

Лабораторные работы. Блок должен содержать лабораторные работы, которые студенту необходимо выполнить для получения допуска к аттестации по дисциплине. Этот элемент, независимо от того, используются ли в курсе виртуальные лабораторные работы или их проведение запланировано на очную аттестационную сессию, должен включать в себя методические указания по проведению работ.

Семинары – активный деятельный элемент курса, направленный на многие цели:

- итоговое осмысление изучаемого материала;

- качественное изучение наиболее проблемных теоретических тем курса;

- коллективное обсуждение теоретических и методических вопросов курса;

- формирование психологического климата в группе, ее сплоченности;

- развитие навыков работы в коллективе.

При планировании данного элемента в обязательном порядке необходимо предусмотреть точные формулировки по подготовке к семинару и его проведению (заранее озвучить темы семинара, важность семинара в общей структуре курса, условия участия в нем и его оценки и т.д., т.е. фактически подготовить план семинара). Проведение семинара возможно как в режиме on-line, так и в режиме off-line – в зависимости от целей и назначения. При проведении семинара в режиме on-line, необходимо для «сбора» группы в определенное время использовать все возможные ресурсы – электронную почту, новостной форум, электронную доску объявлений, рассылки и т.п. Учитывая возможности и результативность элемента, настоятельно рекомендуется его использование в курсе не менее двух раз, но не чаще, чем 1 раз в две недели.


При подготовке всех практических материалов необходимо соблюдать следующие требования:

- тесная связь с теоретическим учебным материалом;

- конкретность, ясность формулировки;

- комплексность видов;

- разнообразие ступеней сложности;

- наличие нескольких вариантов с четкой системой выбора варианта (например, для контрольных работ);

- отсутствие организационных трудностей в выполнении;

- оптимальность объема в соответствии с нормами времени на самостоятельную работу.


Материалы для контроля знаний

Вопросы к зачету (экзамену) – допускается приведение примерных вопросов.

Перечень тем рефератов, курсовых работ (проектов) помимо собственно названий тем, должен содержать рекомендации к выполнению работ (проектов), требования к их оформлению и другую информацию, необходимую, с точки зрения преподавателя, для успешной реализации задачи.

Задания для контрольных и самостоятельных работ – должны сопровождаться четкими указаниями по их выполнению и выбора номера варианта.

Вопросы и тесты для самопроверки – необязательные, но желательные для выполнения студентами задания по изучаемой теме для более полного ее усвоения и закрепления.

Промежуточные тесты - должны в том числе, содержать в себе задания (или аналогичные им), используемые при формировании тестов самоконтроля.

Контрольные тесты – должны содержать в себе задания для проверки уровня знаний по всему теоретическому курсу дисциплины.

В любом случае при подготовке контрольно-измерительных материалов рекомендуется использовать Методические указания Федерального Центра тестирования о подготовке педагогических тестовых материалов и их сертификации (http://www.fepo.ru/index.php?menu=devapim_kodi). При формировании базы тестов желательно использовать несколько форм тестов (с выбором одного правильного ответа, нескольких правильных ответов, на соответствие и т.д.).


Опыт дистанционного обучения показывает, что нужна жесткая отчетность за каждый модуль или тему курса, студенту нельзя двигаться дальше, не изучив и «закрыв» текущий раздел. Наличие в курсе такого контроля смотивирует студента на ежедневную, планомерную работу.
Глоссарий

Обеспечивает толкование и определение основных понятий и терминов, необходимых для осмысления и освоения учебного материала в полном объеме. Формируется в алфавитном порядке и с гиперссылками из разделов курса.
Список источников информации

Должен включать в себя списки основной и дополнительной литературы, составленные в порядке значимости источников для изучения дисциплины и оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Желательно наличие ссылок на Интернет-ресурсы.
Рекомендации по объему учебного дистанционного курса

Объем ЭУМР (в страницах) должен быть достаточным (избыточным) для изучения дисциплины, чтобы учитывать разные уровни подготовки и желание отдельных студентов изучить курс более глубже. Общий объем представляемого в ЭУМР учебного материала зависит от часов, выделяемых на изучение дисциплины по рабочему учебному плану и нормативного показателя – один лекционный час соответствует не менее чем четырем стандартным страницам текста. Таким образом, базовый (достаточный для овладения программы по стандарту) объем для курса составит произведение количества часов по учебному плану и нормативного показателя. Так, если по плану объем курса декларируется в 100 часов, то максимально допустимый объем основной части курса составит 400 стандартных страниц.

Под стандартной страницей понимается страница, сформированная в текстовом редакторе MS Word, в формате А4 со следующими параметрами:

- левое поле – 3 см;

- правое поле – 1 см;

- верхнее поле – не менее 2 см;

- нижнее поле – не менее 2 см;

- межстрочный интервал – одинарный;

- абзацный отступ – 1.25;


- шрифт Times New Roman;

- размер шрифта 12;

- режим «выравнивание по ширине»;

- без расстановки переносов.

При проектировании учебного процесса по дисциплине с ДОТ необходимо учитывать следующие временные затраты обучаемых:

- изучение инструкций преподавателя по работе с курсом;

- изучение теоретических материалов курса;

- изучение основных и дополнительных источников из рекомендуемого библиографического списка;

- выполнение текущих контрольных заданий;

- подготовка и участие в контрольных мероприятиях (семинарах, чатах) как в режиме on-line, так и в режиме off-line;

- консультации с преподавателем как в режиме on-line, так и в режиме off-line;

- подготовка к аттестации и собственно аттестацию по курсу.

Суммарное время всех видов работ студента по курсу должно соответствовать количеству часов по учебному плану.
Иллюстративный материал

Электронный ресурс подразумевает большое количество иллюстративного материала, помогающего облегчить пользователю курса усвоение теоретического материала, поэтому его подготовка требует особых продуманности и тщательности.

Иллюстрации должны быть выполнены с высоким качеством и в форматах .jpg, .gif, .cdr, .wmf. В любом случае следует избегать экзотических форматов данных. Во всех случаях необходимо принять меры по минимизации объема графического файла. Формулы, которые набираются в редакторе MS Equation (MathType), сохраняются (для облегчения дальнейшего внедрения в оболочку ДО) как html-файл или набираются непосредственно во встроенном в оболочке редакторе формул TEX.

Анимация. Некоторые задачи обучения (например, показ динамики некоторого процесса) для большей наглядности требуют включения в курс анимации – мультфильмов или видеофильмов в форматах .swf или .avi (без сжатия). Но следует помнить, что наличие таких элементов в составе ЭУМР в некоторых случаях ограничивает для пользователя возможность чтения учебника в сети Интернет. Поэтому применять их необходимо в крайнем случае и в разумных пределах.

Методические требования к дистанционному курсу

При подготовке курса необходимо:

- провести четкую структуризацию текста, выделив небольшие, легко усваиваемые блоки информации;

- тщательно вычитать текст на наличие орфографических, синтаксических и стилистических ошибок;

- продумать единый стиль представления учебной информации;

- активно использовать различные формы наглядности, шире использовать иллюстративные элементы;

- обязательно использовать тестирование, соблюдая при этом методические и дидактические рекомендации к составлению тестов (Приложение № 1).

Учитывая особенности восприятия студентом электронного текста, при его подготовке необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- все элементы дистанционного курса должны иметь единый стиль представления учебной информации;

- текст должен быть логически последовательным, не допускающим различных толкований;

- текст должен быть набран в соответствии с правилами компьютерного набора текста (после знаков препинания делается пробел, перед знаками препинания пробелов не делается. Перед знаком «тире» и после него делается пробел. Знаки «дефис» и «перенос» пишутся без пробелов. Знаки «номер» (№) и «параграф» (§), а также единицы измерения от цифры отделяются пробелом и т.д.);

- текст должен быть лаконичен и не перенасыщен сложными терминами и сокращениями;

- желательно не использовать полосу прокрутки, располагая текст в пределах одного окна – в этом случае будет отсутствовать утомляемость и пассивность студента, а сосредоточенность – наоборот, присутствовать. Внимание человека естественным образом притягивается к точке, расположенной в середине экрана. Поэтому студент (слушатель) может выпустить из виду важные детали, представленные в верхней или нижней его части. Прокручивание текста приводит к тому, что важные аспекты легко потерять. Идеальным представляется размещение основного понятия или мысли в центре экрана (примерно на треть расстояния от верхней его границы), так как именно к этой точке обычно бывает прикован взгляд;


- использовать в тексте гиперссылки, в том числе внешние, но не перегружать ими текст, так как студент (слушатель) может потерять ориентировку в информации;

- использовать приемы акцентирования внимания. Визуально на экране текстовую информацию можно выделить несколькими способами, например, местом ее расположения, выравниванием, фоном, выбором шрифта, начертанием и цветом шрифта и т.п. К этим же приемам можно отнести использование иконок и метазнаков – внимание, совет, уточни, подумай, ответь на вопрос и т.п.;

- необходимо помнить об эргономике текста. Так, например, категорически нельзя делать текст светлее фона, на котором он воспроизводится (рекомендуется применять черные буквы на белом фоне);

- все ссылки одного уровня необходимо выделять одним цветом (например, гиперссылки – голубым, ссылки на глоссарий – зеленым и т.д.);

- оправдано размещение гиперссылок для навигации по текущей странице электронной лекции.

Курс необходимо построить так, чтобы оказывать консультативную помощь студенту в минимально короткие сроки. Самым предпочтительным вариантом оказания консультаций является форум, позволяющий исключить дублирование вопросов.

Для успешного ведения образовательного процесса преподавателю необходимо предусмотреть организацию дистанционной мотивации студентов к выполнению учебных работ по курсу. Построение индивидуальной обратной связи, с фокусировкой внимания и усилий обучаемого позволяет повысить эффективность обучения.

Курс должен быть построен так, чтобы отвечать требованиям декомпозиции, т.е. обладать возможностью изменения отдельных фрагментов курса без изменения курса в целом.

Материал курса должен обеспечивать изучение дисциплины с минимальной поддержкой со стороны преподавателя, но при этом гарантировать уровень знаний в соответствии с ФГОС, который определяется в результате контрольных мероприятий курса. Критерий качества дистанционного курса можно определить как «в любое время в любом месте доступно и понятно с первого раза». Если Ваш курс отвечает этим параметрам – Вы достигли желаемого.


Во избежание потери информации следует, по крайней мере, две последние версии курса сохранять на надежных носителях информации, расположенных в разных местах.

Для разработки курса могут применяться три метода – пилотный (создание прототипа курса со всеми необходимыми технологическими элементами), метод шахт (проработка отдельной темы до логического конца одним из членов коллектива авторов) и метод пластов (разработка всех тем курса на одном глубоком методическом и техническом уровне одним автором). Для первоначального построения курса необходимо использовать пилотный метод, который в значительной степени помогает избежать ложного старта (ощущения, что все сделано не так, отказ от предыдущей версии курса и работа по курсу «с нуля»). Кроме того, необходимо учесть то, что создание курса именно с помощью такого метода вполне доступно любому преподавателю университета, достаточно уверенно владеющему компьютером и материалом своей дисциплины.

Рекомендуемый сценарий разработки дистанционного курса представлен в Приложении № 2, а примерные структуры курса и его элементов приведены в Приложении № 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Рекомендации к составлению тестов


  1. Для максимальной эффективности курса рекомендуется применение в нем всех видов теста:

- входной тест – определяющий степень готовности обучаемого к определенному циклу обучения (курсу, модулю, теме);

- тест для самоконтроля – направленный на достижение уверенности обучаемого в усвоении им учебного материала (для каждого модуля или темы);

- тест текущего контроля, промежуточный – направленный на контроль усвоения материала и выяснение необходимой коррекции обучения (для модуля);

- рубежный тест – направленный на проверку уровня усвоения очередного модуля;

- заключительный, итоговый контрольный тест – направленный на проверку уровня усвоения всего курса в целом. На тест данного уровня студент должен ответить самостоятельно, не прибегая к какой-либо помощи.


  1. При составлении вопросов для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:

- в вопросе должна содержаться только одна мысль, которую необходимо выражать кратко, но содержательно, без повторов и двойных отрицаний;

- текст вопроса должен быть предельно простым, во избежание неправильной его интерпретации;

- по трудности вопрос должен быть доступен студенту, а по содержанию - соответствовать ФГОС;

- при составлении вопросов и ответов к ним следует избегать наличия в них скрытых подсказок к правильному ответу и сленга;

- вопросы в тесте необходимо располагать по мере возрастания трудности;

- возможно максимально использовать в вопросах-ответах иллюстративный материал.

  1. Необходимо предусмотреть в тесте наличие комментариев на неправильные ответы.

  2. Качество вопросов для базы тестов должно определяться по следующим критериям:

- значимость - вопрос должен быть составлен по важной части пройденной темы;

- научная достоверность – вопросы должны предполагать четкий ответ, не рекомендуется включать в вопросы спорные точки зрения, в ответе не должно отражаться субъективное мнение автора или его личное понимание предмета, при этом вопросы (ответы) должны соответствовать современному уровню научной мысли;

- репрезентативность – вопросы должны быть направлены на контроль усвоения не только значимых элементов курса (темы), но и на полноту их усвоения;

- вариативность – по мере изменения содержания дисциплины должно варьироваться и содержание вопросов;

- системность – вопросы должны отражать все разделы теоретической части курса в зависимости от их трудоемкости по рабочей программе;

- сбалансированность – промежуточный тест должен включать в себя вопросы как по только что изученной теме, так и по предыдущим, а итоговый тест не может состоять из вопросов только по одному разделу курсу.


  1. Количество вопросов для итогового теста (аналога экзамена, зачета) должно соответствовать следующим критериям:

- общее число вопросов в тестовой базе должно быть не менее 70;

- число вопросов для одного студента должно составлять 25-30% от общего числа вопросов.

  1. При составлении тестов рекомендуется использовать четыре основных формы тестовых заданий, выработанных в настоящее время в педагогике:

- задания закрытой формы (необходимо выбрать один или несколько ответов из предложенных);

- задания открытой формы (необходимо вставить в ответ пропущенную смысловую единицу. При составлении таких вопросов особенно необходимо помнить об однозначности ответа);

- задания на соответствие (необходимо установить соответствие между парами смысловых единиц);

- задания на установление правильной последовательности (необходимо выстроить в правильной последовательности набор событий, действий, терминов и т.п.).

  1. В каждом сформированном тесте должны быть следующие параметры:

- название теста (дисциплина, модуль, тема и т.д.);

- число вопросов для одного сеанса теста;

- критерии оценивания – минимальный проходной порог, шкала соответствий оценка/процентное содержание правильных ответов;

- продолжительность прохождения теста – рекомендуется устанавливать не более 90 минут. Иногда рационально отказаться от временных рамок (учитывая цели и задачи теста).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Рекомендуемый сценарий разработки дистанционного курса


  1. Определить цели и задачи курса.

  2. Учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс, и выбрать методику дистанционного обучения с учетом целей курса - продумать организацию учебного процесса, методы взаимодействия преподавателя и студента (слушателя), виды и формы занятий.
  3. Структурировать и подготовить учебный материал - разбить курс на разделы, а раздел - на небольшие смысловые части – темы (занятия). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок.


  4. Осуществить подбор для каждой темы практических заданий.

  5. Подготовить медиафрагменты - рисунки, таблицы, схемы, видеоряд, согласно требованиям эргономики.

  6. Подобрать литературу и гиперссылки на ресурсы Интернет для каждого модуля (темы). Тщательный подбор ссылок позволит обучающемуся сэкономить массу времени, избавив от самостоятельного поиска информации и увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.

  7. Разработать систему контроля и оценки знаний студента - подобрать тесты, задачи, контрольные вопросы, темы рефератов и курсовых работ и т.п.

  8. Продумать варианты организации обратной связи.

  9. Разработать методические материалы по изучению курса, календарь курса.

  10. Разместить материалы курса в системе дистанционного обучения.

  11. Протестировать курс, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах (обратившись к помощи сотрудников ЦДО).

  12. Привлечь к апробации курса коллегу (коллег) для выработки критических замечаний по курсу

  13. Доработать курс с учетом высказанных замечаний

  14. Апробировать курс в дистанционном учебном процессе.

  15. Модернизировать курс по результатам учебной апробации.

  16. В дальнейшем модернизировать курс с учетом его использования в системе дистанционного обучения (в значительной мере опираясь на отзывы студентов, полученные в конце изучения дисциплины), достижений науки и техники.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Рекомендуемые (примерные) структуры курса и его элементов
Структура курса:

  1. Название курса.

  2. Содержание (список модулей и тем).

  3. Цель и задачи изучения.

  4. Методические указания по самостоятельному изучению.

  5. Практические задания курса.

  6. Итоговый тест.
  7. Список рекомендованных информационных источников (основных и дополнительных) по курсу.


  8. Глоссарий.

  9. Библиотека по курсу.


Структура модуля:

  1. Название модуля.

  2. Цель и задачи изучения.

  3. Содержание (список тем).

  4. Введение.

  5. Методические указания по самостоятельному изучению.

  6. Заключение.

  7. Практические задания модуля.

  8. Итоговый тест.

  9. Список рекомендованных информационных источников (основных и дополнительных) по модулю.

  10. Библиотека по модулю.


Структура темы:

  1. Название темы.

  2. Цели и задачи изучения.

  3. Введение.

  4. Методические указания по самостоятельному изучению.

  5. Лекция.

  6. Практические задания, упражнения.

  7. Тесты для самопроверки.

  8. Темы семинаров.

  9. Заключение.

  10. Контрольный промежуточный тест.