birmaga.ru
добавить свой файл

1

Критерии измерения результатов в определении гендерной характеристики детей.

Младшая группа.

1 Параметры:


  • Познание и название полов.

  • Представления об особенностях внешнего вида.

  • Знание имен мальчиков и девочек группы.

  • Отношение к детям противоположного пола.

  • Понимание закономерностей развития человека: мальчик-дядя-дедушка.

2. Критерии:

  • Высокий уровень: знает и называет себя как представителя того или иного пола. По внешнему виду определяет - кто это - мальчик или девочка. Знает и называет всех детей в группе по именам. Доброжелательно относится к противоположному полу. Понимает и четко называет систему развития человека.

  • Средний уровень: Понимает и знает свой пол, но иногда путается в названии себя. Соглашается на воображаемое изменение пола. Знает не все имена детей группы. Испытывает равнодушное отношение к противоположному полу. Путает систему развития человека.

  • Низкий уровень: Затрудняется в названии своего пола, распознавании пола ребенка по внешнему виду. Практически не знает как зовут детей. Ссорится, грубо обращается с детьми другого пола. Не понимает и не называет закономерности развития человека. Отношение к собственной тендерной принадлежности не определилось.

3. Технология:

  • Картинки с изображением людей разного пола и возраста.

  • Игра «Кого не стало?».

  • Игра «Потерялась(ся) девочка (мальчик).

  • Наблюдение в игре, в повседневной жизни.

  • Интервью на определение тендерной идентичности (автор В.Е. Каган, 2000).

  • Игра «Кем был, кем стал».

Средняя группа.

1. Параметры:

  • Осознание себя как представителя определенного пола.

  • Отношение к противоположному полу.
  • Отношение к неблагоприятным поступкам.


  • Знание закономерностей развития человека.

  • Сформированность игровых умений (уметь выбрать роль, соответственно своему полу).

2. Критерии:

Высокий уровень: Самостоятельно играет в разнообразные игры. Четко
называет свой пол. Знает систему развития человека. Доброжелательно
относится к противоположному полу. Владеет достаточной информацией об
особенностях поведения себя и представителях другого пола. Знает мужские и

женские имена. Сформирована уверенность в принадлежности к определенному полу и неизменности этого пола.

  • Средний уровень: Осознает себя представителем определенного пола, но нет убежденности в необходимости быть представителем именно этого пола. Путает систему становления человека (кем буду). Отрицательно относится к плохим поступкам, а сам их совершает. Доброжелательное отношение к представителям противоположного пола. Активно накапливает игровой опыт.

  • Низкий уровень: Сравнительно легко соглашается на возможность изменения пола. Трудности в ролевом диалоге. Негативное отношение к своей половой принадлежности. Допускает грубость по отношению к детям.

3. Технология:

  • Дидактическая игра «Кому что».

  • Наблюдение за развитием игры, за взаимоотношениями и принятием роли.

  • Беседа «Кто я?».

  • Игра «Назови профессию».

  • Решение ситуаций «Знакомство», «Ты поссорился с другом (подругой), теперь хочешь помириться.

  • Назови взрослых на картинке.

  • Интервью (Каган В.И. 2000г).

Старшая группа.

1. Параметры:

  • Тендерная идентичность.

  • Содержание сюжетно-ролевых игр.

  • Оценка своего пола.

  • Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола.

2. Критерии:
  • Высокий уровень: Точно отождествляет себя с определенным полом, освоил правила и нормы, характерные для этого пола, демонстрирует их в своем поведении. Хорошо взаимодействует в игре с детьми. Является инициатором новых ролей. Активен в ролевом диалоге. Сформировано положительное отношение к выполнению будущей роли.


  • Средний уровень: Тендерная идентичность сформирована не до конца. Испытывает стеснение при взаимодействии с противоположным полом. Охотно участвует в играх. Называет свою роль, действует в принятой роли.

  • Низкий уровень: Тендерная идентичность не сформирована. Ролевой репертуар беден. Практически не взаимодействует с детьми противоположного пола. Высказывает безразличное отношение к своей будущей роли, к будущей профессии, отказывается играть в семью.

3. Технология:

  • Наблюдения.

  • Метод «Морфологический анализ». Игра «Круги Луллия», «Я-человек».

  • Метод «Синтетика»-Эмпатия. Игра «Если был бы я девчонкой» и наоборот.

  • Рисуночный тест (оценка своего пола).

  • Интервью на определение тендерной идентичности (В.И. Каган, 2000).

  • Разговоры (ситуативные).


Подготовительная к школе группа.

1. Параметры:

  • Полная тендерная идентичность.

  • Тематика сюжетно-ролевых игр.

  • Самостоятельное принятие решений.

  • Принятие половой принадлежности.

  • Взаимодействие со сверстниками.

2. Критерии:

  • Высокий уровень: Активно взаимодействует со сверстниками независимо от пола. Демонстрирует в своем поведении традиционно мужские и женские черты - андрогинный тип полоролевого поведения. Придумывает новые варианты игр, доброжелателен к сверстникам, независимо от пола. Участвует в играх как на ведущих ролях, так и на второстепенных. Сформирована полная тендерная идентичность, испытывает гордость за свою половую принадлежность. Не стесняется в нужный момент проявлять положительные качества своего пола (пригласить на танец, пропустить вперед, помочь и т.д.).
  • Средний уровень: Охотно участвует в играх. Называет свою роль, действует в принятой роли. Пытается справедливо разрешить споры. Тендерная идентичность сформирована. Доброжелательное отношение к сверстникам, независимо от пола. Может выполнять действия противоположного пола. Высказывает привязанность именно к лицам своего пола, совместной деятельности именно с ними.


  • Низкий уровень: Негативное отношение к своей половой принадлежности. Не имеет представление о роли мужчин и женщин в обществе. Проявление агрессии в адрес противоположного пола. Сосредоточен на однообразных действиях во время игры. Часто оставляет игру до ее завершения.

3. Технология:

  • Наблюдение за играми и взаимоотношениями.

  • Рисуночные тесты (оценка своего пола).

  • Интервью на определение тендерной идентичности (В.И. Каган, 2000г).

  • Метод «Синектика»- Эмпатия. Игра «Я - мама», «Я - дедушка».

  • Решение ситуации «Кто это идет?».

  • Игра «Я - человек» (круги Луллия).

  • Разговоры (ситуативные).