birmaga.ru
добавить свой файл

1

Краткое содержание лекционных занятий по дисциплине

«Теория обучения и воспитания»


Раздел 1. Теория обучения

Тема 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия. Дидактика как составная часть педагогики. Предмет дидактики. Сущность процесса обучения и его цели. Противоречия и движущие силы процесса обучения. Гносеологические основы обучения. Психологические компоненты усвоения знаний. Законы и закономерности обучения. Основные принципы обучения.

Тема 2. Характеристика современных дидактических концепций. Функции обучения.    Традиционная дидактическая концепция. Педоцентрическая концепция. Современная дидактическая концепция.   Ассоциативная теория (концепция) обучения. Теория проблемного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Функции обучения. Понятие о содержании образования.   

Тема 3. Методы обучения.   Методы обучения и их классификация. Классификация методов обучения по источникам знаний. Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности. Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат. Методы устного изложения. Практические методы и самостоятельная работа учащихся.

Тема 4. Современные модели организации обучения. Виды обучения. Объяснительно-иллюстративное, проблемное и программированное обучение. Дифференцированное обучение. Формы организации обучения. Классификация форм организации обучения. Урок как основная форма организации обучения. Типология и этапы урока. Планирование урока, цели урока.

Тема 5. Контроль знаний учащихся. Современные и традиционные средства контроля. Понятие о педагогическом контроле. Содержание и виды контроля. Формы и методы контроля знаний. Функции и принципы контроля. Оценка проверка и диагностика в педагогическом контроле. Характеристика процесса оценивания. Традиционные и современные средства контроля. Мониторинг качества образования. Виды, модели этапы мониторинга. Понятие теста. Классификация тестов. Тестирование во входном, текущем и итоговом контроле.

Раздел 2. Теория воспитания

Тема 6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Теория и методика воспитания как раздел педагогики. Воспитание и его сущность. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Особенности воспитания. Понятие о самовоспитании. Функции воспитания. Становление теории и методики воспитания как науки.

Тема 7. Методологические основы воспитания. Понятие о методологии в педагогической науке. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Противоречия воспитательного процесса. Внешние и внутренние закономерности воспитания. Принципы воспитания.

Тема 8. Воспитание как система. Понятие о воспитательной системе. Воспитательная система школы и ее компоненты. Этапы создания воспитательной системы школы. Управление воспитательной системой школы. Воспитательные системы в истории педагогики. Методика создания воспитательной системы. Цели воспитания. Методика постановки целей воспитания.

Тема 9. Содержание и методы воспитания. Понятие о содержание воспитания. Традиционная парадигма воспитания. Методы воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы контроля самоконтроля в самовоспитании. Приемы воспитания.

Тема 10. Формы и средства воспитания. Понятие о формах воспитания. Классификация форм воспитания. Методика организации и проведения воспитательных мероприятий. Понятие о средствах воспитания. Классификация средств воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания. Взаимодействие личности в коллективе. Методика формирования и развития коллектива.

Тема 11. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Понятие о педагогическом взаимодействии. Составляющие и стороны педагогического взаимодействия. Стратегии и способы педагогического взаимодействия. Условия повышения эффективности педагогического взаимодействия. Методика организации педагогического взаимодействия.