birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
Образовательная система «Школа 2100»:


Концепция

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов,

О.В. Чиндилова,

Т.Д. Шапошникова

1. Анализ ситуации

Нормативно-правовой и документальной основой Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (далее — Концепция) являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Образовательная программа «Школа 2100».

В соответствии с требованиями ФГОС и другими вышеперечисленными документами данная Концепция является основой для разработки Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в Образовательной системе «Школа 2100». На основании данной Концепции и Программы образовательные учреждения, работающие по ОС «Школа 2100», могут разрабатывать собственные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Особая роль в стандартах второго поколения отводится такой области, как духовно-нравственная. Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, а в дальнейшем, возможно, станет именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект займет достойное место. Именно на воспитание человека делается сегодня акцент в развитии мировой педагогической мысли, именно образованию предназначается ведущая роль в осуществлении насущных и будущих социальных реформ в обществе, решении глобальных проблем человеческой цивилизации. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в современном мире, обострение глобальных проблем человечества заставляют сегодня мировое сообщество все настойчивее обращаться к проблеме духовно-нравственного воспитания, которое выступает условием и средством сохранения как самой личности, так и всего общества.


Особое значение данная проблема представляет для России: сегодняшние процессы в экономике, политике, национальных отношениях ученые связывают в том числе и с духовным кризисом, кризисом человека – особым состоянием нашего общества, сутью которого является неспособность сделать следующий шаг в своем развитии, нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность людей, прежде всего молодежи (С. Бондырева, Б. Братусь, А. Верховский, С. Гроф, Е. Дубова, А. Кочетков, Е. Строев, А. Шеман и др.). Серьезная проблема современности состоит, в том числе, в забвении золотого правила нравственности, в утрате взаимной зависимости и ответственности в условиях положительного значения свободы, в подмене ценностей. Причины этого могут быть устранены в процессе образования, способствующего «возвращению блага в лоно морали» (А. Разин). Поэтому с воспитанием связывается дальнейшее духовное возрождение российского общества.

С начала 1990-х годов в нашей школе воспитанию отводилась второстепенная роль. Сегодня образовательные и воспитательные стратегии формирования духовно-нравственной личности вышли на первый план и являются для нашего общества, школы особенно значимыми. Однако очевидно и то, что быстро решить задачи воспитания и даже выделить его цели сегодня совсем непросто. Обусловливается это тем, что воспитание – сложнейшая сфера жизнедеятельности человека и общества, а задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного: идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют  на воспитание как социально контролируемую социализацию (В. Розин, А. Мудрик).

Специалисты считают, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.


В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерны переход от одного типа общества к другому или существенное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципиально другая. В нем отсутствует социальный консенсус, то есть интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. В вопросе о том, что надо изменить, а тем более, в каком направлении изменить, единства нет (А. Мудрик).

В обществе, находящемся в стадии становления, коим и является еще пока российское, трудно ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно только движется к определению канона человека и устойчивого сценария его развития. Оно знает, что нужно воспитать другого человека и делать это надо по-другому. Поэтому наше общество пытается определить свои ценности и их иерархию, новые ориентиры и установки. Иными словами, в условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?». В этом и заключается главная трудность.

С точки зрения психологии, смыслообразующей характеристикой жизни человека является отношение к другому человеку, к людям. Оно составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать (С. Рубинштейн). В педагогической науке и практике данное положение было блестяще реализовано в гуманно-личностной педагогике Ш. Амонашвили, – опыт, который активно используется в Образовательной системе «Школа 2100».

Воспитание – составная часть образовательного процесса. Образование выполняет функцию приобщения учащихся к ценностям морали и культуры. которые освящают жизнь учащихся и учителей. Важно, чтобы учащиеся становились способными «проживать» в социокультурном пространстве таким образом, чтобы оно, отвечая потребностям и интересам школьников, подвигало их на реализацию адекватных нравственных ценностей, на созидание (через преодоление «превращенных» смыслов жизни) новых ценностей, являющихся аксиологической формой культуры (Р. Бунеев).


Решение этой задачи невозможно без учета изменений общества, влекущих за собой и изменение в характере межличностных, межгрупповых отношений; изменение Детства не только в смысле расширения его границ, но, главное, в плане искусственной задержки личностного развития детей, интенсификации роста их квазипотребностей, квазиинтересов; изменение системы интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы, сферы отношений и структуры умственной деятельности (Д. Фельдштейн).

2. Ключевые понятия

В связи с вышесказанным в данной Концепции представляется необходимым определить важнейшие понятия духовно-нравственного развития и воспитания с опорой на ведущие принципы воспитания1, выделенные в рамках личностно ориентированного подхода в Образовательной программе «Школа 2100» .

Воспитание – одна из основных категорий педагогики, однако общепринятого определения его нет, что объясняется отчасти его многозначностью. Воспитание рассматривается и как процесс, и как ценность, как общественное явление, как деятельность, как система, как воздействие и проч. Каждое их этих определений не дает полноты и отражает лишь какую-то грань данного понятия, не позволяя охарактеризовать воспитание в целом.

Поскольку данная Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России создается в рамках Образовательной системы «Школа 2100», мы берем за основу определение воспитания, сформулированное академиком А.А. Леонтьевым.

Воспитание – это «управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества» [16, c. 131].

Важнейший результат воспитания готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); «…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев). Данный результат в основе своей предполагает ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на ее самоопределениежизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного; социальное, национальное, религиозное, профессиональное, семейное и т.д., осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания школы выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника. Такое понимание результата воспитания отражает важнейший его принцип – принцип его незавершенности (А. Мудрик), который свидетельствует о незавершенности развития личности на каждом возрастном этапе, обусловленной бесконечностью и возможностью человеческого развития и совершенствования на всем протяжении его жизни.


В современных условиях акцент в разработке проблемы духовно-нравственного воспитания должен быть сделан:

ориентацию воспитания на универсальную этику, что предполагает НЕ сведение его только к узконациональным, групповым, корпоративным, иным интересам, но учет при этом безусловных ценностей, содержащихся во всех культурах и принимаемых представителями всех этносов, социальных групп и классов, верующими разных религий и атеистами;

гармоничное сочетание ориентации на универсальные общечеловеческие ценности и опоры на национальные традиционные духовные ценности. Именно такое их сочетание должно быть положено в основу жизнедеятельности современного человеческого общества и эффективного диалога между разными государствами, группами и сообществами;

смещение «центра тяжести» с внешних моральных ограничений к внутренним нравственным установкам и ориентациям личности в сторону усиливающейся роли нравственности как внутренней саморегуляции по сравнению с моралью, представляющей собой, скорее, внешние нормы – регуляторы поведения;

проблему самоопределения личности, ориентации на ценностно-смысловую составляющую воспитания. Она заключается в том, что школьник сам вырабатывает ценностные смыслы через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром, его активная (субъектная) позиция в этом процессе. Усвоение, постепенное развитие и присвоение этих знаний и опыта поведенческой деятельности и взаимоотношений и составляет основу   духовно-нравственного воспитания в школе.
Следующим ключевым понятием Концепции является понятие развитие.

Только то общество способно двигаться вперед, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей. Иначе говоря, школа не «формирует» ребенка, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге. Она выращивает в нем творческие способности и потребности в творчестве (будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим), она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, она поддерживает в ребенке все то, что связано с «лица необщим выраженьем», с личностным развитием. (Образовательная программа «Школа 2100»)


Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность.

В современной школе существуют две образовательные парадигмы – формирующая и развивающая. Наша Концепция, как и вся Образовательная система «Школа 2100», опирается на развивающую парадигму, основания которой выражены в системе психолого-педагогических принципов:

1) Личностно ориентированные принципы (адаптивности, развития, принцип психологической комфортности).

2) Культурно ориентированные принципы (принципы образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой).

3) Деятельностно ориентированные принципы (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
Введение понятия духовное в определение «нравственное воспитание и развитие» требует специального рассмотрения.

Термин «духовное» в отличие от «нравственное» – относительно новый для нашей школы, и следует понять, что именно привнесено с ним в определение и суть нравственного воспитания и развития.

В философских, социологических, психологических, педагогических исследованиях проблемы духовности отечественных и западных ученых накоплен огромный материал, однако вместе с тем отмечается его фрагментарность, отсутствие разработанного понятия духовности как феномена, выражающего сущность человека, связующего в нем индивидуальное, социальное, культурные начала. На сегодняшний день набирает силу даже некая «никакая» духовность или «просто нулевая», «культурная духовность» (В. Слободчиков), которая отражает светское понимание духовности: высшие образцы человеческих достижений в искусстве, в литературе, в производящей деятельности: технической, интеллектуальной и т.д. Для секулярного (нецерковного) сознания освоение высших образцов исторических и сегодняшних достижений культуры как раз и есть духовное развитие человека, а духовные ценности могут существовать только в пространстве самой культуры. Светское понимание духовности, по утверждению ученых, в самом ее общем виде связывается со сферой высших потребностей познания и альтруизма без присутствия Бога. Духовность в этом контексте соотносится с заботой о других, с потребностью познания, с субъективным бескорыстием (Т.А. Костюкова).


Ретроспективный анализ понятия духовности в отечественной практике образования показывает, что в послеоктябрьский период оно было вытеснено из педагогического лексикона как несущее религиозную окраску, и до сих пор в большинстве случаев понятие «духовное» отождествляют с понятием «религиозное». В религиозном понимании духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Религиозное понимание духовности имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как Божественное откровение: Бог есть Дух, а жизнь духовная есть жизнь с Богом и в Боге. Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Богу (человек сотворен по образу и подобию Божьему), на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Именно оно, с точки зрения теологии, формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

Анализ светского и религиозного понимания духовности позволил нам выделить общие составляющие этого понятия:

– морально-психические качества человека, фиксируемые в нравственных категориях добра и любви;

– идейно-эмоциональная возвышенность присущих духовности мыслей и поступков, их вселенская всеохватность и высокий патриотизм;

– устремленность к новому, лучшему, благородство дерзаний, воодушевленных высокой целью;

– понятие и чувство прекрасного;

– совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности за свое поведение перед собой и окружающими людьми;

милосердие, сострадание, сопереживание, забота;

– интеллект, разум, знание, творчество, стремление к постижению истины;

– ориентация на сохранение устойчивого экологического (или ноосферного) развития цивилизации.


Духовность понимается и как гуманизм, составляющий аксиологическую (ценностную) основу воспитания, в котором раскрываются ключевые ценности: личностная ориентированность, свобода, творчество и др., служащие критериями педагогической деятельности.

В целом же с понятием духовности связывают сегодня в отечественной педагогике обращение ее к традиционным российским культурным духовным ценностям, которые по своей природе большинством исследователей рассматриваются как религиозные ценности традиционных для России религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма – как части культурного наследия как в мире, так и в нашей стране в частности. Однако такой взгляд на проблему представляется довольно узким. В Конституции РФ зафиксирована свобода вероисповедания, и потому мы должны учитывать интересы представителей всех религиозных направлений и атеистов. В понимании российских традиционных культурных духовных ценностей обязательно должна быть учтена также поликультурная и полиэтническая специфика России. Нельзя всю духовность сводить только к религии. Культурологический подход, на который мы опираемся, требует рассматривать духовность как часть культуры народов, ее основу.

Объединяющим началом в системе российских духовных ценностей становится идея гражданственности.



следующая страница >>