birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект урока русского языка


по теме: «Буквы О - А в корне РОС – РАСТ - РАЩ» в 5 классе.

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне РОС – РАСТ - РАЩ,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;    

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Постановка учебной задачи.

Этап мотивации и целеполагания.

Определение учебной задачи.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

-С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 -Что такое орфограмма? А для чего мы должны изучать орфограммы? Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке?

1. Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, предл.жение, выр.с, прил.жить, изл.гать, в.дяной, подр.сти, г.ворить.

- Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?

- Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?   



Отвечают на поставленные учителем вопросы, называют понятие «орфограмма», перечисляют орфограммы в корне слова. Называют корни лож-лаг.
Самостоятельно выполняют задание.

У учащихся возникли затруднения, потому что дети не знают, как правильно написать корни с чередованием рос-раст-ращ.

- Дети высказываются, формулируют тему урока.

личностные, коммуникативные.

2. «Открытие нового знания».

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.



-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием РОС – РАСТ - РАЩ?  

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Вырастать, растение, подросли, заросли, выращенный, росточек, зарасти.

- Все ли справились с заданием?  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях РОС – РАСТ – РАЩ. Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных. Какое слово показалось вам особенным?

Значит в этом правиле есть исключения.


- Можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности.
Ребята справились с заданием, самостоятельно формулируют правило написания чередующихся гласных.

- «росточек»

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).



3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.


  -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило.
- А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом и запомним слова - исключения.

Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней РОС – РАСТ – РАЩ и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?


Дети проговаривают  шаги алгоритма:

выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «СТ», «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О».


- Нужно поработать самостоятельно.

познавательные, регулятивные (работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».


Предлагаю написать буквенный диктант (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

1.подрастать,росток,заросли

2.поросль,выращенный,Ростов-на Дону

3.ростовщик,вырос, заросли, зарасти.

Обращаем внимание на слова-исключения.


Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону.

познавательные, регулятивные, коммуникативные


5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Даются упражнения из учебника или может быть предусмотрена небольшая словарная работа в группах с последующей проверкой учащихся - консультантов.

Дети отрабатывают навык работы с алгоритмом и работают над закреплением изученного материала.

Познавательные (проводят сравнение, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

строят логическую цепь рассуждений при выполнении заданий), регулятивные (система заданий, ориентирующая школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму), коммуникативные (сотрудничество в группе)

Рефлексия деятельности (итог урока).


- Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями РОС – РАСТ – РАЩ.

Домашнее задание по выбору:

1. Выполнить упражнение из учебника.

 2. Составить карточку для соседа на изученное правило.            

(10 слов с пропущенными буквами в корнях);

 3. Написать небольшой рассказ «В огороде»,

Употребляя слова и словосочетания с корнями РОС – РАСТ – РАЩ.


Подводят итог урока, оценивают свою деятельность.

(подросли, повзрослели, вырастали и т.д.)

Познавательные (ученик научился или получил возможность научиться формулировать правило на основе выделения существенных признаков),


регулятивные (ученик научился или получил возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания).



- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

  Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (раст-ращ-рос).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  ЛАГ-ЛОЖ).  

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. «Открытие нового знания» .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

  -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.


1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.

5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Сообщение дополнительного материала по культуре речи.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать».

Задание: кто  быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?

Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника.

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученное

                                                      правило.            

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                      3. Написать небольшой рассказ «В походе»,

                                                       употребляя

                                                       слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.