birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное образовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 91»

г.Котлас

Конспект урока по теме «Действия с десятичными дробями».

(5 класс)

Подготовила учитель математики
Патутина Ольга Фёдоровна.


Тема урока: «Действия с десятичными дробями».
Цели урока:

1. Образовательные:

знать: правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей; правило сравнения десятичных дробей;

уметь: выполнять арифметические действия с десятичными дробями; решать примеры на все действия с натуральными числами и десятичными дробями; решать уравнения и текстовые задачи с данными, выраженными десятичными дробями.

ОУУН: учить: а) оценивать свою учебную деятельность посредствам устной проверки, б) оценивать деятельность одноклассников, в) работать с алгоритмами (правилами).

2. Воспитательные: содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду, организованности; познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям.

3. Развивающие:

создание комфортных условий работы на уроке;

развивать память, мышление, внимание, умение слушать и слышать друг друга; оказывать помощь друг другу.
Тип урока: Урок повторения. Тема: «Действий с десятичными дробями».

Организационные формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: карточки.
Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

4.Историческая справка.

5. Работа в парах.

6.Физкультпауза.

7.Работа с учебником.

8-9.Тест.

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

- Восточная мудрость гласит: «В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына». В этом году мы с вами выращиваем Дерево Знаний. Чтобы его вырастить, необходимо посадить семечко знаний. Это то, что вы уже знаете. И это такая маленькая частичка знаний, но именно от нее зависит, каким большим и сильным вырастет наше дерево и какими будут ваши знания».


И сегодня мы с вами работаем под девизом:

«Математика – увлекательна,
Математика – занимательна,


Интеллект наш повышает,
Мозг работать заставляет.»

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

(На магнитной доске карточки с примерами чисел).

Необходимо провести классификацию их на две группы и сделать вывод о той группе чисел, с которыми мы будем работать.

19 175 200 11,5 45 0,6 15,75 .
3. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.

Учащиеся после этой формы работы смогут сформулировать, какие действия им знакомы, и чтобы это проверить, им предлагается устная работа:

1.Какую цифру можно подставить вместо звёздочки, чтобы равенство было верным:

2,*3=2,3*

3,*5

0,*7

0,7*5

2.Найди ошибки в решении примеров:

5,12=512

5,12

5,12

3

41,51

17,156

3.Объясни, как можно выполнить деление

20,7: 9

1: 80

Вывод о цели урока делают ученики самостоятельно.

4.Историческая справка. (выступают ученика класса)

С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты на купленные или проданные товары.


  Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

 В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломанные числа».

 Черта дроби стала постоянно лишь около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи.  В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные.

 Это связано с простотой правил вычисления с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале  XV века.

 Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

 Но об этом в Европе в то время не узнали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандскими нженероми ученым Симоном Стевином.

   5.Работа в парах:

А теперь проведём устный счёт и с помощью кодированных букв узнаем, кто автор первой книги в которой есть задания с десятичными дробями.


10,2

1,2

3,87

3,5 + 1,2=


5,75=

11,75-11,75=

145,7-0,7=

0,1

87,9-1,09=

 

М-102; А-4,7; Г-145; Н-2,4; И-0; Ц-10; К-38,7; Й-86,81.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».

После проверки ребята смогут оценить своего соседа.
6.Физкульпауза.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше, выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали!

 
7.Работа с заданиями учебника.

Учащимся предлагаются номера из учебника с проверкой у доски.
8.Заключительный этап:

Учащимся предлагается тест с самопроверкой и оцениванием своей работы.

 

ТЕСТ. Умножение и деление десятичных дробей

Вариант 1

А1. Вычислите значение выражения 0,52*7


  • 1) 364

  • 2) 3,64

  • 3) 36,4

  • 4) 0,364

А2.Чему равно произведение, если первый множитель 0,072, а второй множитель 35?

  • 1) 2,52

  • 2) 0,252

  • 3) 2520

  • 4) 25,2

А3.Что получится, если 5,018  увеличить в 6 раз?

  • 1) 11,018

  • 2) 3,0108

  • 3) 30,108

  • 4) 301,08

А4. Чему равно значение произведения 6,38 и 15?

  • 1) 95,7

  • 2) 957

  • 3) 9,57


  • 4) 9570

В1. Скорость автомобиля 67,8 км/час. Какой путь пройдет автомобиль за 4  

       часа?

В2. Длина комнаты 5м, ширина 3,88 м. Вычислите площадь.
Вариант 2

А1. Вычислите значение выражения 0,72*6

  • 1) 632

  • 2) 43,2

  • 3) 4,32

  • 4) 0,432

А2.Чему равно произведение, если первый множитель 0,094, а второй множитель 25?

  • 1) 2,35

  • 2) 2350

  • 3) 23,5

  • 4) 235

А3.Что получится, если 4,016 увеличит в 7 раз?

  • 1) 28,112

  • 2) 2,8112

  • 3) 281,12

  • 4) 2811,2

А4. Чему равно значение произведения 9,36 и 15?

  • 1) 14,04

  • 2) 1404

  • 3) 140,4

  • 4) 1,404

В1. Скорость автомобиля 75,8 км/час. Какой путь пройдет автомобиль за 3  

       часа?

В2. Длина комнаты 5м, ширина 4,48м. Вычислите площадь.
9. Проверка теста.

Вариант 1

Вариант 2




А 1    2)

А1    3)

А 2    1)

А 2   1)

А 3    3)

А 3   1)

А 4   1)

А 4   3)

В1     S=271,2 км

В 1    S=227,4 км


В 2    S=19,4 м2

В 2    S=22,4 м2


10.Домашнее задание.

Для тренировки к следующему уроку подобрать пример на все действия или составить задачу на движение с изменением условия (в противоположные стороны). Найти из дополнительной литературы величины, связанные с космосом, например, диаметр Луны, Земли, расстояние от Земли до Солнца.
11.Рефлексия.
Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Выбери рожицу человечка:

зелёный - если у тебя ещё есть вопросы по этой теме;

жёлтый – вопросов у тебя нет;

фиолетовый – много вопросов по действиям с дробями.




Список использованной литературы.

  1. Математика: учеб.для 5 класса общеобразовательных учреждений/Н.Я.Виленкин; А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд – М. Просвящение, 2010

  2. А.П.Ершова, В.В.Голобородько Самостоятельные и контрольные работы для 5 класса М.: Илекса, 2008

  3. С.Е.Танцоров Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр «Эксперимент», Рига, 1997

  4. Математика 5-8 кл.: игровые технологии на уроках/ авт.-сост.

И.Б.Ремчукова Волгоград: Учитель 2007