birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект урока по СБО. «Лекарственные растения»


7 класс VIII вида

Минкина Татьяна Ильинична,

учитель технологии МКОУ ООШ №6

с. Донское 2014 год

Конспект урока по СБО для учащихся 7 класса школы VIII вида

Тема урока: Лекарственные растения

Цели урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о лекарственных растения, их применении. Научить учащихся распознавать местные лекарственные растения

Коррекционно-развивающие: развивать мышление, память, внимание, речь; формировать положительную учебно-трудовую мотивацию; развивать эмоционально-волевую сферу;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений; воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие; формировать отношения дружбы, взаимопонимания и  взаимопомощи  в группах.

Оборудование: инструкционно - технологическая карта «Лекарственные растения», тетрадь для выполнения заданий, распечатки картинок с изображением лекарственных растений

Методы и методические приемы.


  1. Словесные (беседа, объяснение);

  2. Практические;

  3. Наглядные;

  4. Логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы;

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент. (организация внимания и внутренней готовности).

- Встали, подравнялись. Садитесь.

- Кто сегодня дежурный ?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какое время года?

- Молодцы!


Приветствие учащихся; проверка посещаемости; назначение дежурных, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний.

- Что самое ценное в жизни человека? (Здоровье)

Здоровье – это красота, это сила и ум, это самое большое богатство.

Оно нужно всем – и детям, и взрослым и даже животным. Здоровье – это долгая счастливая жизнь, это, когда ты весел и у тебя всё получается.

Здоровье было и остаётся самой важной частью человеческой жизни.

- А как вы думаете, ребята, что помогает людям быть здоровыми? (здоровый образ жизни).

- А если вдруг человек заболел, что прописывает врач? (таблетки, уколы, микстуры)

- А что еще можно использовать для лечения, особенно для маленьких детей? (лекарственные травы).

3. Сообщение темы и цели урока

Именно об этом поговорим сегодня. Мы с вами продолжаем изучать раздел « Медицинская помощь». А тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения»

- Ребята, кто мне скажет, какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Запишите дату, тему урока в тетради, а я на доске.

4. Изложение нового материала.

Ребята, подскажите, какие растения относятся к лекарственным? ( К лекарственным растениям относят те растения, которые обладают целебными свойствами. это те растения, которые идут на изготовление лекарственных средств).

Правильно. Запишем определение. Лекарственные растения – это те растения, в лечебных целях которых используют все органы растения (корни, стебли, листья и плоды)

Беседа учителя. Человек ещё издавна заметил, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр I издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Таких растений у нас в Ставропольском крае около сотни, 88 видов относят к проверенным научной медициной. Кроме того, более 350 видов являются народно-лекарственными растениями.


– Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете? ( Ромашка, подорожник, фиалка, одуванчик).

Итак, давайте познакомимся с ними поподробнее. Узнать, о каком растении пойдёт речь, поможет загадка.


  1. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог ( подорожник)

Сообщение ученик 1. (подорожник) Приложение №1

  1. Растет в лесу кудряшка, белая рубашка,

Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка).

Сообщение ученик 2. (ромашка) Приложение №2

  1. В летний солнечный денек
    золотой расцвел цветок.
    На высокой тонкой ножке
    все дремал он у дорожки,
    А проснулся - улыбнулся: 
    - вот пушистый я какой!
    Ах, боюсь, что разлечусь,
    тише, ветер луговой! (одуванчик).

Сообщение ученик 3. (одуванчик). Приложение №3

  1. Ой не трогайте меня, обожгу и без огня ( крапива)

Сообщение ученик 4. ( крапива). Приложение №4

Физминутка. Стоя, руки на талии, выполняются повороты туловища с разведением рук в стороны. На поворотах – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 5-6 раз в течении 1 мин. Это упражнение тонизирует косые мышцы спины, усиливает в них кровообращение.

В исходном положении стоя выполняются энергичные махи руками из-за спины через стороны за голову и обратно. Руки расслаблены. Продолжительность 1-1,5 мин. Это упражнение усиливает кровоток и снимает напряжение с верхних конечностей.

  1. Продолжение изложения нового материала.

Правила сбора лекарственных растений

  1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?( Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта).


  3. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

  4. Сушат под навесом, чтобы не падали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей).

  5. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

  6. Запрещён сбор редких лекарственных растений занесённых в Красную книгу.

  7. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

Ребята, многие лекарственные растения ядовиты, их необходимо знать и использовать по назначению врача. Например, известные вам ядовитые растения.(ягоды ландыша, чистотел). Некоторые из таких растений растут в окрестностях школы, будьте внимательны!

  1. Закрепление изученного материала.

Ребята, а сейчас мы проверим, что вы узнали о лекарственных растениях:

1.Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить? (Ответ: Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище- поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог).

2.Угадай-ка»: На доске висят картинки: подорожник, ромашка, тысячелистник, чистотел, одуванчик, шиповник. Под каждой картинкой номер. Необходимо вытянуть номерок, оказать картинку с растением, которое соответствует номеру, назвать его, рассказать, как используют.

3. Выполнение детьми рисунка понравившихся растений

7. Итог урока. Выставка работ.

8. Рефлексия

- Ваши впечатления о занятии;

- Что наиболее интересно было на уроке?


Приложение № 1

Подорожник. Сок, этого растения прикладывают при укусах пчел и комаров.

Подорожник расселяется там, где ходят люди. Одно растение дает от 8 – 60 тыс. семян. Семена переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко называли его “следом белого человека”. Выживает подорожник под ногами людей, под колесами машин потому, что листья его очень прочные, да к тому же плотно прижаты к земле. Еще один секрет у подорожника – это когда знойное солнце иссушит землю вокруг и если поднять лист подорожника, то земля под листьями подорожника будет холодная и сырая. Так листья подорожника хранят для растения влагу.


Подорожник имеет в себе лекарственные свойства. В народной медицине его употребляли в качестве ранозаживляющего, кровоостанавливающего средства, при укусах насекомых, при гастрите, при бронхиальной астме, при зубной боли.

Листья собирают в течение всего лета. При заготовке впрок сушат в жаркую погоду в хорошо проветриваемых помещениях на чердаках. Хранят в бумажных пакетах или в холщовых мешочках.
Приложение № 2

Ромашка. Интересна биография ромашки. Ведь родина ромашки - Америка. Ромашка, как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков оказались дырки, в полу вагонов – щели и мелкие семена американской ромашки, ехавшей зайцем, сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной здесь мягкой и очень ароматной травкой. Так американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и попала в аптеку.

Если случится тебе, простудиться, привяжется кашель, поднимется жар, Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар. Ромашка обладает мягчительным, болеутоляющим действием. Применяют в виде настоя, как противовоспалительное, антисептическое средство, а также в качестве средства, укрепляющего корни волос.
Приложение № 3

Одуванчик. Это растение называют «эликсиром жизни», означает это название – лечебный, успокаивающий. Много витаминов, и полезных для организма веществ. Заготавливают корни осенью, когда увядают листья. Мелкие корешки и наземную часть отрезают, корни очищают от земли, провяливают на воздухе до прекращения выделения млечного сока. Затем сушат в теплом помещении. Листья собирают до цветения растения, а цветы в мае – июне. Применяют отвар корней – при понижении аппетита, при бессоннице, при общем упадке сил, как желчегонное, а также при камнях в почках, при гастрите. Салат из свежих листьев употребляют в пищу.

Приложение № 4

Крапива.

Едва снега сбегут в низины,
Как на задворках у плетня
Уже вовсю растет крапива,
Душистой зеленью пленя.
И ей не холодно, не жарко,
Рукою тронешь- горячо,
Она, как русская крестьянка:
Ей все невзгоды нипочем.


Почему же все- таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся- получай уколы. Из листьев крапивы готовят великолепные щи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.