birmaga.ru
добавить свой файл

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ДЕТСКИЙ САД № 26 «СЕМИЦВЕТИК»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И ВАЛЕОЛОГИИ

«Береги свои глаза»


В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

Дедюхина Елена Геннадьевна

г. Елабуга, 2012 год.
Цель:

Дать детям представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, познакомить со строением глаза.

Задачи:


  1. Подвести к самостоятельному выводу о гигиене и охране органа зрения.

  2. Формировать привычку к здоровому образу жизни, упражнять в самостоятельном использовании гимнастики для глаз.

  3. Обогащать знания детей, воспитывать заботливое отношение к своему организму.

Интеграция образовательных областей:

- здоровье: воспитание желания заботиться о своём здоровье;

- коммуникация: развитие речевого общения, коммуникативных навыков;

- социализация: развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности;

- познание: формирование представления о здоровье и здоровом образе жизни, расширение представления детей о способах укрепления и сохранения здоровья.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей термины: глазное яблоко, глазница, веко, радужная оболочка.

Материал к занятию:

  1. Зеркальце для каждого ребёнка.

  2. Схема строения глаза.

  3. Дидактическая игра «Валеология, или здоровый малыш».

  4. Нарисованное дерево и картинки для игры «Волшебное дерево».

  5. Презентация «Это интересно».

  6. Музыка.

  7. Художественное слово: стихотворение Н.Орловой «Береги свои глаза»,

«Весёлая неделька» - гимнастика для глаз.


  1. Салфетки и платочек для завязывания глаз.

  2. «Чудесный мешочек», небольшие игрушки для узнавания на ощупь.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему «Наши помощники глаза».

  2. Упражнение «Какое у меня настроение?»

  3. Гимнастика для глаз.

  4. Дидактическая игра «Валеология, или здоровый малыш».

  5. Подвижная игра «Жмурки».


Ход НОД:

  1. (Звучит музыка. Дети на коврике. Предлагаю встать в круг).

Воспитатель: Ребята, мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Подарите доброжелательную улыбку соседу справа, а затем соседу слева. Давайте улыбнёмся друг другу. (предлагаю детям сесть на стульчики на ковре.)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы с вами будем сегодня разговаривать: На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются?(глаза)

Воспитатель: Правильно, это глаза. Ребята, а для чего человеку нужны глаза? (ответы детей). Давайте мы с вами поиграем в игру «Паровоз и вагончик». Вагончик будет двигаться за паровозом с завязанными глазами.

Вопросы к детям: Легко ли было двигаться с открытыми глазами? А с закрытыми?

Воспитатель: Посмотрите, что это у меня? (показ игрушки). А что лежит у меня в «Чудесном мешочке», попробуйте узнать на ощупь. Трудно ли было узнать игрушку в мешочке? Почему?

d:\ваня\desktop\к занятию\08.04.2013\dsc01524.jpg

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице по паре глаз?

Для чего нужны глаза,

Чтоб из них текла слеза.

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно:

Где кроватка, где окно?


Странно, скучно и обидно.

Ничего вокруг не видно.

Нужно помнить каждый час,

Как глаза важны для нас!

Благодаря глазам, зрению мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить какой человек, какое у него настроение. А как наши глаза передают настроение? Давайте вместе покажем. (Психогимнастика «Эмоции»)


  1. Если нас что-то удивило, мы широко раскрываем глаза, делаем удивлённый вид.

  2. Если нам грустно, печально опускаем глаза вниз.

  3. Если испугались, прищуриваем глазки, стараемся спрятаться.

  4. Если сердимся, хмурим брови.

  5. Если радуемся, поднимаем глазки вверх, улыбаемся.

Молодцы, ребята. Вот с таким хорошим настроением пройдём за столы и продолжим нашу беседу.



  1. Ребята, мы с вами выяснили, что глаза являются помощниками человека. Глаза устроены очень сложно. Природа заботливо оберегает наши глаза. (Показ слайда «Схема глаза» или таблицы). Они расположены в специальных углублениях – глазницах. Глаз круглый, похож на яблоко и называется глазное яблоко. Рассматривая глаз, можно увидеть цветной круг. Это радужка. У всех людей она разного цвета, по радужке мы определяем цвет глаз. Знаете ли вы, какого цвета ваши глаза? Посмотрите в глаза друг другу, посмотрите в зеркало на свои глаза. Какого цвета ваши глаза? (ответы детей).

В середине радужки чёрная точка. Это зрачок. Зрачок, регулируя на количество света в глазу, может сужаться и расширяться. Поднесите зеркало к своим глазам, закройте глаза и посидите немного с закрытыми глазами. Откройте глаза. Что вы заметили, что произошло с вашими зрачками? Правильно, они сузились от большого количества света, проникающего в глаза.

Снаружи глаз защищён твёрдой прозрачной оболочкой. Это роговица.

Закрывает наш глаз веко. Когда глаза закрыты, они находятся в покое. А когда открыты, они постоянно что-то рассматривают.


Не для красоты у нас веки, брови и ресницы. Как вы думаете, от чего они защищают наши глаза? (от ветра, пыли, яркого света, пота, воды)

Если в глаз попадает пыль или соринка, их смывает слеза.

d:\ваня\desktop\к занятию\08.04.2013\dsc01514.jpg

Чтобы сохранить хорошее зрение этой защиты не достаточно. Поделитесь, пожалуйста, на 2 команды. Давайте с помощью игры решим, что вредно, а что полезно для глаз. (игра «Валеология, или здоровый малыш»).

d:\ваня\desktop\новая папка (4)\02.04.2013\dsc01450.jpg

Молодцы, ребята. Теперь мы знаем правила, как беречь глаза и сохранить хорошее зрение. Никто не позаботится о наших глазах лучше, чем мы сами.

Ребята, а зарядку по утрам вы делаете? Нашим глазам тоже нужна гимнастика. Давайте вместе с вами выполним упражнения для глаз «Весёлая неделька»


- Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.
 Поднять глаза вверх; опустить их вниз,

голова неподвижна;

(снимает глазное напряжение).


- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону,

а затем в левую,

голова неподвижна;

(снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,


Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза,

досчитать да пяти и широко

открыть глазки;

(упражнение для снятия

глазного напряжения).


- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой,

поставить палец на расстояние

25-30 см. от глаз,

перевести взор на кончик пальца и

смотреть на него, опустить руку.

(Укрепляет мышцы глаз и

совершенствует их координации).



- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз,

влево и вверх; и обратно:

влево, вниз, вправо и снова вверх;

(совершенствует сложные

движения глаз).


- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.


Посмотреть взглядом в верхний

правый угол, затем нижний левый;

перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый

(совершенствует сложные движения глаз).

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).


- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Молодцы, ребята! Не забывайте про гимнастику для глаз, делайте её ежедневно.

Ребята, как вы думаете, нужны ли глазам витамины? Конечно, нужны. Для глаз очень важен витамин А, он помогает нам расти, а так же сохранить зрение. Витамин В помогает усваивать пищу, в том числе и полезную для глаз. Витамин С защищает нас и наши глаза от болезней.

Самые полезные для глаз витамины «живут» в красных и оранжевых овощах и фруктах. Назовите их. А ещё для глаз полезны рыба и яйца. А кто назовёт самую полезную для глаз ягоду? Конечно это черника. Давайте поиграем в игру «Волшебное дерево». Если вы считаете, что этот продукт полезен для глаз, закрепите его на этом дереве. (дети поочерёдно подходят, называют, что нарисовано на картинке, закрепляют на липучку).

Молодцы, ребята. Вот какое красивое дерево у нас получилось.

d:\ваня\desktop\к занятию\08.04.2013\dsc01507.jpgd:\ваня\desktop\к занятию\08.04.2013\dsc01505.jpg


  1. Ребята, кто запомнил, как называется углубление, в котором расположен глаз? (глазница – располагаю плоскостное изображение на магнит ной доске).

Какой формы глаз и как он называется? (глаз круглый, называется глазное яблоко. Предлагаю кому-то из детей закрепить изображение на магнитной доске).


Как называется цветной круг? (радужка. Ребёнок закрепляет изображение на магнитной доске).

Что расположено в центре радужки? (зрачок. Ребёнок закрепляет).

Что защищает глаз? (брови, веки, ресницы. Закрепляют)

Молодцы, ребята. А как вы думаете, для животных зрение также важно, как для человека или нет? (ответы детей). Я хочу рассказать вам об интересных особенностях зрения некоторых животных. (Показ презентации «Это интересно»).


Те, кого считают ближайшими генетическими родственниками человека – обезьяны – видят втрое лучше.


Глубоководные рыбы, как известно, могут видеть в кромешной темноте.



У собак обзорность превышает возможности, присущие людям.
Сокол способен разглядеть цель величиной в 10 см с расстояния 1,5 км, причем он даже на большой скорости сохраняет четкость изображения объектов.



У осьминога прямоугольный зрачок.



У голубя обзор почти

сферический, то есть

голубь видит почти всё,

что вокруг него.


Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

Я думаю, ребята, что вы всегда будете заботиться о своём здоровье, беречь зрение.