birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект НОД в старшей группе:


«Путешествие на воздушном шаре».




Программное содержание.

- Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда;

- расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении);

- стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Оборудование.

Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 600) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), фильтры (салфетки), снег, лед, карточки – схемы.

Ход занятия.

Воспитатель.
На чем можно отправиться в путешествие? (Ответы) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? О нем говорится в загадке.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух).

(Воспитатель открывает изображение воздушного шара).

Воспитатель. Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.


  1. Не толкай соседа во время работы.

  2. Сначала посмотри, потом повтори.

  3. Убери и на место положи.

  4. с горячей водой будь осторожен!

Опыт 1.

Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в течении 1 минуты в горячей воде.

Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается). Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. (Ставим бутылку с шариком в холодную воду).

Воспитатель. Что вы видите? (Шарик сдувается). Как вы думаете, почему так происходит? (Предположение детей). Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? (Ответы).


Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.

Воспитатель. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода).

Стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заполняет,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев). Кто-то стоит у нас на пути? (Это Незнайка).

Незнайка.

Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? (Смотрит на свои руки). И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лед. Откуда он взялся?

Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Незнайки? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования). Незнайка, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.

Опыт 2.

Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.

Воспитатель. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет).


Вывод. Вода не имеет запаха.

Опыт 3.

Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком. Можно в стаканы, поставить ложечку.

Воспитатель. Ложечку видно или нет? Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет).

Вывод. Вода прозрачная.

Опыт 4.

Положить в стакан ложку сахара или соли, размешать.

Воспитатель. Что произошло? (Сахар растворился).

Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт 5.

Разлить воду по разным сосудам (колбы, бутылка, банка).

Воспитатель. Какую форму приняла вода? (форму той посуды, в которой ее налили).

Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.

(Проводиться физкультминутка, игра «Воздух, огонь, вода, земля»).

Земля! (дети приседают).

Воздух! (Поднимают руки вверх).

Вода! (Изображают волны руками).

Огонь! (Поворачиваются вокруг себя).

Воспитатель. Ребята и Незнайка, подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? (Снег и лед растаяли). Почему так произошло? (Потому что в группе тепло).

Незнайка. Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженое – белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит снег?

Воспитатель. Что ты, Незнайка? Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег? (Он холодный, грязный – можно заболеть). Скажите, а как можно доказать, что снег грязный? (профильтровать).

Опыт 6.

Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).

Воспитатель. Чистый снег или грязный? (Грязный). Почему вы так решили? (Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частицы земли и песка. Незнайка, так что – можно есть снег, или этого делать нельзя?


Незнайка. Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще из-за того, что он холодный – заболеть.

Опыт 7.

В один стакан положить деревянные, пластмассовые предметы, в другой стакан с водой металлические.

Воспитатель. Ребята, почему один предметы остались на поверхности стакана, другие пошли ко дну.

Вывод. Деревянные и пластмассовые предметы не тонут, а металлические тонут.

Воспитатель. Ребята, давайте повторим для Незнайки все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Перечисляют все свойства).

Незнайка. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходит).

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре. (Дети садятся на прежние места). Итак, считаем до трех – и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги.

Мы ведь на планете не одни!