birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение


детский сад общеразвивающего вида №65

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Трели птиц на островах Заполярья»

(подготовительная группа)


Воспитатель

высшей квалификационной категории

Леонова Светлана Александровна.

2014 г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,

коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель:

Формирование у детей осознанно-правильного отношения к сохранению природных ресурсов Мурманской области.

Задачи:


  1. Расширять знания детей об особенностях природы Кольского Заполярья, о деятельности человека к проблеме охраны Кандалакшского заповедника.

  2. Развивать речевые навыки детей путем введения в активный словарь мало употребительных эпитетов и научных терминов.

  3. Воспитывать бережное, природоохранное отношение к природе и уметь предвидеть последствия деятельности человека к ней.


Планируемые результаты:

- ребенок должен понимать, что жизнь редких и исчезающих видов животных на Земле во многом зависит от образа жизни и поведения людей в окружающей среде (чистый воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни животных и человека) и научиться устанавливать причинно-следственные связи между представителями различных сообществ.
Словарная работа:

обогащение словаря:

1. Продолжать работу по обогащению природоведческого и обществоведческого словаря:

- заповедник; Кандалакшский заповедник, Айновы острова, архипелаг Семи Островов;

- научные сотрудники, ученые;

- исследователи;

- биологи, зоологи;


- охотоведы;

- орнитологи, орнитология;

- баклыши, луды, абразия;

- акватория, литораль;

- «птичьи базары»;

- погадки.

активизация:

1.Использовать в речи сравнительные обороты и выразительные средства при описании моря.

2.Упражнять в подборе прилагательных к заданному слову.

Материал и оборудование:

- кроссворд;

- слайды с видами моря и проблемными ситуациями;

- фланелеграф с набором птиц Кандалакшского заповедника;

- индивидуальные карточки с изображением физической карты Кольского полуострова;

- индивидуальные карточки для составления сравнительной таблицы характерных признаков сходства и различия птиц;

- фломастеры;

- микрофон;

- магнитофон;

- проектор, экран.
Предварительная работа:


  1. экскурсии в Краеведческий музей и Полярно-альпийский ботанический сад;

  2. создание в группе центра «Природа и наука» оснащенного оборудованием и материалами (дидактические и настольно – печатные игры, фланелеграф, диаграммы с модулями для творческих игр);

  3. подборки познавательной и художественной литературы; иллюстраций и буклетов о море и заповедниках;

  4. просмотр научно – познавательных фильмов;

  5. сюжетно – ролевые и подвижные игры природоведческого характера;

  6. совместная деятельность детей и родителей по изготовлению поделок – макетов и т.д.;

  7. оформление выставок, стендов, альбомов;

  8. наблюдения в природе в разное время года с акцентом на помощь и охрану окружающей среды (лес, парк, участок детсада);

  9. работа с календарями природы.

Содержание НОД

Воспитатель:
Сегодня мы будем продолжать исследовательскую работу в нашей лаборатории. Для того, чтобы попасть в лабораторию, необходимо пройти через контрольно–пропускной пункт. Пропуском будет правило, сказанное в защиту природы.


Дети: 1. Не ломать ветки деревьев и кустов, не повреждать их кору.

2. Не разжигать костры.

3. Не уничтожать грибы, даже ядовитые, они нужны природе.

4. Не разорять муравейники. Муравьи – санитары леса.

5. Не ловить диких птиц и животных и не уносить их домой.

6. Не шуметь, не включать громкую музыку.

7. Не подходить близко к гнездам птиц и не разорять их.

8. Не оставлять после себя мусор, не сбрасывать его в водоемы.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники! Сегодня мы продолжим знакомство с нашим Северным краем. Куда предстоит нам отправиться, вы узнаете, отгадав этот кроссворд.

1. Кто в году четыре раза переодевается (земля)

2. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кошка (сова)

3. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Скачет на снегу, резвится

Не орел, а все же птица. (воробей)

4.Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит – и легче. (дятел)





З

Е

М

Л

Я




С

О

В

А




В

О

Р

О


Б

Е

Й

Д

Я

Т

Е

Л


Воспитатель: Какое же слово получилось в красных клетках?

Дети:

Воспитатель: Значит, сегодняшние наши исследования будут связаны с морем.

Воспитатель: Тогда первый вопрос. Каким бывает море?

Дети: Спокойное, тихое, ласковое, теплое, соленое, холодное, штормовое, студеное, шумящее, пенящееся, свинцовое, могучее, бушующее, бездонное, бескрайнее, безграничное, глубоководное.

Воспитатель: Название, каких морей связано с цветом?

Дети: Черное, Красное, Желтое, Белое.

Воспитатель: Мы живем на Кольском полуострове. Какие моря его омывают?

Дети: Баренцево, Белое.

Воспитатель: (работа детей с индивидуальными карточками). Давайте рассмотрим карту Кольского полуострова с его прибрежными водами. Найдите Баренцево море (оно омывает северную часть полуострова). Найдите Белое море (оно омывает южную часть полуострова). (слайд 2).

Воспитатель: Обратите внимание на карте на красные замкнутые линии (как заборчик), что ими обозначают?

Дети: Заповедники.

Воспитатель: Что такое заповедник?

Дети:

Воспитатель: Зачем нужны заповедники?

Дети: (ответы).

Воспитатель: (обобщить) Заповедник – это особо охраняемая природная территория. На территории заповедника полностью исключается любое вмешательство человека кроме научных исследований. Кто работает в заповедниках?

Дети: Научные сотрудники, ученые, исследователи, биологи, зоологи, охотоведы.


Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с участками Кандалакшского заповедника. Он является заповедником морских островов. На севере участок Айновых островов (слайды 3,4). На Востоке архипелаг Семи Островов (слайды 5,6). А остальные участки расположены в Кандалакшском заливе (слайд 7). В основном это острова, начиная от крупных лесистых, как остров Великий (слайды 8,9) до небольших скалистых без растительности, которые называются баклыши (слайды10,11), а самые мелкие называются – луды (слайд 12).

Воспитатель: Большую роль в скульптурном образовании побережья и островов играет форма берегов (слайды 13,14). Как формируется береговой рельеф? (слайд 15).

Дети: (ответы детей)

1. Волны вымывают валуны и гальку и образуют береговые валы. (слайды 16,17).

2. Берега разрушаются волнами, образуя причудливые формы. Этот процесс называется абразией. (слайды 18,19,20,21).

(физминутка «Море волнуется» имитация повадок птиц).

Воспитатель: Главное богатство Кандалакшского заповедника – морские птицы (слайд 22).

У поэта Конет Вельхина есть такие строки:

«Ты был в заповеднике летом,

Где в голубые воды,

Льется пьянящего света

Солнечный луч золотой.

И неуловимые ветру,

Вычеркивают узоры

Птицы в ладонях ветра

Над трепетною водой (слайды 23,24).




Воспитатель: Для чего был создан Кандалакшский заповедник?

( Ответы детей)

Воспитатель: Кто такая гага?

Дети: Гага – крупная, северная, морская утка, славящаяся ценным качеством гнездового пуха. Гагачий пух лучший в мире утеплитель. (слайд 25,).

Воспитатель: Какой пух называется гнездовым?

Дети: Пух, который вырастает на груди передней части брюшка самки. Делая гнездо, утка выщипывает пух и утепляет им яйца.(слайд 26).


Воспитатель: Есть такой промысел – сбор гнездового пуха. Его собирают после того, когда гага с выводком птенцов уйдет в море. В течение нескольких веков Россия в большом количестве вывозила гагачий пух за границу. Сбор его проводился не в конце гнездового периода, а во время кладки яиц, также забирали яйца гаги и иногда убивали самих птиц. Это привело к резкому сокращению численности гаги. Так возникла необходимость защиты гаги и гагачьих гнезд.

Воспитатель: Инициатором создания Кандалакшского заповедника стал ученый Александр Николаевич Формозов, помогал ему охотовед – биолог Дубровский. Благодаря их исследованиям были утверждены новые правила охоты, запрещалась добыча гаги и разорения гнезд. (слайд 27).

В охраняемую зону ввели не только острова, но и морские – акваторию и литораль. Что такое акватория?

Дети: Водное пространство около берегов (слайд 28).

Воспитатель: Что такое литораль?

Дети: Обнаженное морское дно во время отлива (слайд 29).

Воспитатель: Заповедная акватория имеет огромное значение для водоплавающих птиц. (слайд 30).Здесь птицы добывают себе корм, (слайды 31,32), растят и воспитывают птенцов (слайд 33). Что вы можете рассказать об образе жизни птиц в заповеднике?

Дети: Птицы гнездятся большими группами на обрывистых скалах. Эти места называются «Птичьи базары». Они встречаются по всему побережью, где есть неприступные скалы. Это памятники живой природы Севера (слайды 34,35,36,37,38).

Воспитатель: Что вы можете сказать о перьевом покрове морских птиц?

Дети: Их оперение мягкое, густое, пухлое. Птица одета в несколько перьевых рубашек. Верхняя – из крупных жестких перьев, которые плотно облегают крылья и хвост. Эти перья крепкие и гибкие, они помогают птицам в полете. Вторая рубашка из более тонких нитевидных перьев. У самого тела самая теплая рубашка из пуховых перьев, которые предохраняют тело от охлаждения даже в сильный мороз.


Дети: Перья водоплавающих птиц не намокают, потому что они смазывают свое оперенье жировой жидкостью из железы над хвостом.

Воспитатель: Чем питаются морские птицы?

Дети: Питаются птицы различными видами водяных насекомых, личинками, мелкими рыбками, моллюсками, а также водорослями (слайд 39,40).

Воспитатель: Есть ли у птиц зубы?

Дети: Нет. Птицы заглатывают пищу целиком (слайд 41). Она перетирается ее в передней части желудка, а через некоторое время птица отрыгивает (выплевывает) несъедобные остатки, которые называются погадки.

Воспитатель: Чем интересны погадки? (слайд 42).

Дети: По этим погадкам ученые узнают, чем питается та или иная птица, достаточно ли ей корма, нужна ли ей помощь.

Воспитатель: Какая особенность строения глаза у птиц – ныряльщиков?

Дети: Глаза имеют защитную пленку, которая не дает попадать воде в глаза и раздражать их при добывании корма под водой (слайд 43,44).

Воспитатель: Мы сегодня очень много узнали о жизни птиц в заповедниках. Как называются люди, которые занимаются изучением жизни птиц? (слайд 45, 46,47,48).

Дети: Орнитологи.

Воспитатель: А наука, изучающая жизнь птиц?

Дети: Орнитология (слайд 49,50).

Воспитатель: (работа с карточками) Сейчас я предлагаю вам составить таблицу. В строке, где стоит знак плюс, вы должны нарисовать характерные признаки птицы, присущие только им. В строке, где стоит знак минус – чем отличаются птицы друг от друга.

(работа детей с индивидуальными карточками)

Воспитатель: А теперь я предлагаю сверить свою работу с работой товарища.

(обмен мнениями)

Воспитатель (итог): В заповеднике работы ведутся круглосуточно. Главная задача его – сохранение наиболее ценных и интересных животных. Здесь составляется «Летопись природы», по которой можно восстановить картину жизни того или иного вида животных или растений. Спасибо всем за сотрудничество.