birmaga.ru
добавить свой файл

1
n=Конспект занятия по теме : «Геометрические фигуры и тела»~sz=69842;pg=1;te=Цель: Учить детей соотносить плоскостные геометрические фигуры с объемными телами~cat=~t=Конспект~!~бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад №278 компенсирующего вида»

Конспект занятия

по теме: «Геометрические фигуры и тела»

для дошкольников с ОВЗ 3-го года обучения

(подгрупповое)

Составила:

Остапик Татьяна Александровна,

воспитатель первой кв. категории

Омск – 2013 г.

Вид занятия:

Познавательное развитие

(сенсорное воспитание, формирование мышления).

Формирование деятельности (обучение игре).

Тип занятия: подгрупповое

^ Тема: «Геометрические фигуры и тела».

Цель: Учить детей соотносить плоскостные геометрические фигуры с объемными телами.

Программные задачи:

Обучающие:

  1. Учить детей вычленять контур плоскостной геометрической фигуры и соотносить с геометрическим телом.

  2. Учить соотносить геометрические тела с соответствующими изображениями предметов (похожими на геометрические фигуры).

Коррекционная:

  1. Продолжать развивать зрительное, стереогностическое восприятие, наглядно - образное мышление.

Развивающие:

  1. Активизировать словарь по данной теме, развивать связанную речь, добиваться полного ответа на поставленный вопрос.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность, активность, самостоятельность.

  2. Воспитывать умение выслушивать друг друга, приходить на помощь в необходимой ситуации.

Словарь: название геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), геометрических тел (шар, куб, овоид, треугольная призма, прямоугольная призма). Их признаки - стороны, углы, (количество).

Оборудование: магнитная доска, цветные геометрические фигуры на магнитах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), геометрические тела (шар, куб, овоид, треугольная и прямоугольная призмы), две подставки для шара и овоида, набор плоскостных фигур с контуром, «Чудесный мешочек», шесть наборов по шесть картинок с изображением предметов.

^ Предварительная работа:

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что катится, что не катится», «Футбол».

Чтение произведений: Н. Калинина «Снежный колобок».

Загадывание и отгадывание загадок про геометрические фигуры.

^ Ход занятия

Деятельность педагога

Действия детей

^ 1. Организационный момент:

Дети заходят в группу, перед ними стоят стулья, на которых разложены геометрические фигуры.

- Витя сядет на тот стульчик, где лежит квадрат.

- Ильяс сядет на тот стульчик, где лежит треугольник.

- А Саша сядет на тот стульчик, где осталась последняя геометрическая фигура (прямоугольник).

- Как называется твоя фигура? (прямоугольник).

^ 2. Дидактическое упражнение «Найди фигуре место и назови её» (магнитная доска)

- Ребята, предлагаю вам по очереди расположить геометрические фигуры на доску, чтобы вы все их видели.

- Алёша, расположи свою геометрическую фигуру в центре доски.

- Как называется твоя фигура?

- Почему ты решил, что это круг?
- Саша, расположи свою геометрическую фигуру в правом верхнем углу.
- Как она называется?
- Как ты догадался, что это прямоугольник?
^ 3. Сообщение темы занятия:

- Ребята, я хочу открыть вам один секрет. У всех этих геометрических фигур есть «друзья».

- Сегодня на занятии мы познакомимся с «друзьями» геометрических фигур и научимся соотносить плоскостные и объёмные формы.

^ 4. Игровой момент:

Воспитатель предлагает подойти детям к столу, где лежат две коробочки.

- В одном шкафу на полочке, лежали две коробочки: в одной жили геометрические фигуры, а в другой жили геометрические тела.

Воспитатель достаёт геометрические фигуры, дети называют их.

Затем воспитатель достаёт геометрические тела и называет их (шар, куб, овоид, треугольная призма, прямоугольная призма).

Воспитатель демонстрирует детям с объяснением соотнесение плоскостных и объёмных форм, проверяя способом «наложения».

- Куб дружит с квадратом, шар с кругом.

^ Дидактическое упражнение «Ладошки»

- Ребята, чтобы правильно узнать геометрическая фигура это или геометрическое тело, можно использовать наши руки, ладошки.

Воспитатель прячет в свои ладошки квадрат.

- Ребята, ладошки плоские, фигуры не видно. Затем воспитатель прячет в свои ладошки куб.

- Ребята, ладошки расширяются и спрятанное тело видно.

- Ильяс, возьми треугольник, спрячь его в ладошках.

- А теперь возьми треугольную призму, и спрячь её.

- Витя, возьми круг, спрячь его.

- А теперь возьми шар, спрячь его и т.д.

^ Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся геометрические тела. На столе лежат геометрические фигуры.

- Алёша, достань из мешочка, один предмет, назови его и найди ему друга. Дети по очереди достают геометрические фигуры, называют их, соотносят их с геометрическими телами.
^ 5. Физминутка "Переменка" Дидактическое упражнение «Что на что похоже?»

Воспитатель раздаёт детям наборы картинок с изображением разных предметов (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы). На столах расставляет геометрические тела (куб, шар, овоид, треугольная и прямоугольная призмы).

- Ребята, подберите, к геометрическим телам похожие на них предметы.

- Саша, почему ты положил клубок к этому геометрическому телу?

- Маша, почему ты к треугольной призме положила свою картинку?

6^ . Итог заняти:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, что нового мы узнали сегодня на занятии? (закрепили названия геометрических фигур, познакомились с их «друзьями»- геометрическими телами, научились их соотносить).

- А кто запомнил название геометрических тел?
- Какое геометрическое тело вам понравилось?

7. Оценка:

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии. Все ребята были внимательными, активными, любознательными. Вы умеете слушать и отвечать на мои вопросы полным ответом, старались правильно выполнять все задания!

- Молодцы! Наше занятие законченно!

- Всем спасибо! Вы можете отдыхать!

^ Дети выполняют задания педагога.


Моя фигура называется прямоугольник.


Алёша подходит к доске и располагает свою фигуру в центре доски.

Моя фигура называется круг.

Потому что у неё нет углов, нет сторон и она может катиться.
^ Саша выходит к доске и располагает свою геометрическую фигуру в правом верхнем углу.
Это прямоугольник.
Потому что у этой фигуры четыре угла и четыре стороны, две стороны короткие, и две стороны длинные.

^ Дети внимательно слушают.

Дети подходят к столу.
Это круг, это квадрат, это прямоугольник, это треугольник, это овал.


Ильяс прячет треугольник в ладошках.

Пытается таким же образом спрятать треугольную призму.

^ Витя выполняет те же действия.


Алёша достаёт из мешочка предмет:

- Это круг, а друг у него шар.

Другие дети:

- Это квадрат, а его друг – куб.

- Это треугольник, а его друг – треугольная призма.

- Это прямоугольник, а друг у него – прямоугольная призма.

^ Это овал, его друг – овоид.

Дети смотрят на картинки и соотносят изображённые предметы с формой фигур.
Дети раскладывают соответствующие геометрическим телам картинки.

Потому что клубок похож на шар и может катиться.
Потому что моя картинка больше похожа на треугольную призму.

Мы познакомились с друзьями фигур треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала.


Шар, куб, овоид, треугольная призма и прямоугольная призма.

Дети высказывают свои предпочтения.