birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект занятия в старшей группе


по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Леус Юлия Хусаиновна

Воспитатель МБДОУ ЦРР №28 «Огонёк» г. Бердск

Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родники, подземные воды, осадки и т.д.). Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Развивающие: Развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные: Создать условия для воспитания  бережного отношения к воде как основному природному ресурсу нашей Земли; умение работать в группе; учитывать мнение других детей; отстаивать собственное мнение и доказывать свою правоту.

Предварительная работа: Отгадывание загадок. Рассматривание глобуса и карты мира. Беседа с детьми, о роли воды в жизни человека; почему мы не можем жить без воды; проведения опыта с выращивание фасоли (один росток фасоли поливали в течение недели, а другой нет).

Оборудование:


  • Плакат «Круговорот воды в природе»

  • Куб, шар

  • Стаканы разной формы

  • Бутыль с водой

  • 2 стакана: с водой и молоком

  • Камешки

  • Гуашь, вода, кисти

  • Сахар, соль, мел (или мука), эфирное масло

  • Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, когда я шла в детский сад, то встретила Капельку. Она упала к нам на землю с облака, на котором играла со своими сестрами, такими же капельками. И она попросила нас помочь ей вернуться домой, на своё облако, так как сама не знает, как ей это сделать. Ребята, поможем Капельки вернуться домой?


- Помните, мы с вами говорили, что почти 3/4 поверхности нашей планеты занимают моря и океаны, и только 1/4 части это суша. Недаром нашу планету называют голубой. Давайте вспомним, где встречается вода.

Игра «Волшебный мяч»

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю. Правило, которое должно соблюдаться: никто ни кому не подсказывает, никто не выкрикивает, только воспитатель может помочь ребенку, у которого мяч в руках.

- Вода, какая? (холодная, горячая, газированная)

- Где встречается вода? (реки, моря, океан, пруд, лужа и т.д.)

- Можно ли пить морскую воду? (нет)

- Почему? (потому что она соленная)

- Какую воду можно пить (пресную, очищенную)

- Молодцы ребята! А для того чтобы помочь Капельки вернуться домой, нам с вами нужно узнать её свойства. А для этого мы с вами превратимся в ученных. Пройдемте к нашим лабораторным столам.

Опыт №1.

Какой формы вода?


Цель: Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, текучая, без формы

На столе куб и шар.

- Какой формы эти предметы?

- А имеет ли форму вода? Возьмем узкий стакан, наполним ее водой. Перельем в широкий стакан. Что заметили? Форма, которую принимает вода, все время меняется.

ВЫВОД: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт №2.

Какого цвета вода?

- Возьмем 2 стакана: с водой и молоком. Положим камешки. Что замечаем?

ВЫВОД: В воде камешки видны, а в молоке нет. Значит вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета.

- Но прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого возьмем гуашь. Постепенно добавляя краску, мы видим, что прозрачность воды изменяется. Опустим каменки. Они не видны.


Опыт №3.

Вода – растворитель.

- Ребята, есть ли у воды вкус?

- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду. При этом часто говоря «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ВЫВОД: Вода не имеет вкуса.

- Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые вещества. Давайте попробуем растворить в воде сахар, соль, мел. Что мы видим?

ВЫВОД: Вода растворяет некоторые вещества, значит, вода является растворителем. Также мы ей можем придать тот или иной вкус.

Опыт №4.

Имеет ли вода запах?

- Ребята, определите, есть ли запах у воды?

- А теперь попробуем добавить в воду эфирное масло. Что заметили теперь?

ВЫВОД: У воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами, вода может приобрести запах.

Опыт №4.

Путешествие Капельки.

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека.

Вода постоянно находится в движении – испаряется с поверхности морей и рек в атмосферу, дождем выпадает на землю и снова течет к морю. Это непрерывное движение называется круговоротом воды в природе. А приводит воду в движение Солнце: именно оно нагревает поверхность воды, в результате чего она и испаряется.

Проведем опыт. Воспитатель показывает детям чайник с горячей водой, из которого подымается пар.

- Ребята, вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду (вывод: вода при нагревании превращается в пар). Затем в баночку нальем горячую воду и закроем ее стеклом. Дети наблюдают, как на стекле собирается пар. С помощью льда охлаждаем стекло, на стекле образуются капли воды. Капли капают вниз. Это также происходит в природе.


ВЫВОД: Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

И так мы с вами узнали, что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, текучая, без формы. А также, как происходит круговорот воды в природе.

- А теперь, давайте с вами поиграем.

Вокруг себя все повернитесь
и в капельки все превратитесь.

Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.

Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.

Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

Итог занятия

- Ребята, наше занятие подходит к концу. Что интересного мы сегодня с вами узнали? Какими же свойствами обладает вода?

- Правильно, ребята. Вода бывает в трех состояниях: в твердом (в виде снега, льда и инея), в жидком (в виде дождя, озера, реки) и в газообразном (в виде облака, тумана или пара).

- При каких условиях вода превращается в снег или лед? (от мороза)

- Отчего превращается в пар? (от нагревания)

- Вот такая она волшебница, вода. Может превращаться во что угодно – что это значит? Что мы может помочь нашей Капельки отправиться обратно на облако, для этого нам нужно Капельку нагреть или же положить на солнце.

- Давайте же попрощаемся с нашей гостьей и пожелаем ей счастливого пути!