birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект занятия « ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПЯТИ ЧУВСТВ»


Программное содержание:

Познакомить детей с пяти чувствами человека, сформировать понятие « органы чувств».

Показать роль и специфику разных органов чувств.

Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Закреплять и уточнять представления детей о частях лица.

Учить сравнивать и обобщать, пополнять активный словарь.

Развивать мышление, речь, познавательные интересы.

Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации.

Развивать умение рассуждать по аналогии.

Воспитывать дружелюбие, интерес к знанию.

Оборудование:

Карта с изображением странного человека, детали игры « Танаграм», предметы для опытов, знак беды, голубь из бумаги, карточки для задания «Что взять в путешествие» нарисованные бухты.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Скажите, мы с вами в группе дружно живем? Давайте сделаем так, чтобы и ваши пальчики дружно жили.

Пальчиковая гимнастика « Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (рит­мичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

Начинай считать опять Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки в низ, встряхнуть кистями)

(раздается тихий стук, залетает голубь с письмом).
Вос-ль: Ребята, к нам прилетел голубь с письмом. А на письме посмотрите что написано?
Д: SOS.

Вос-ль
: А что обозначает этот знак?

Д
: Знак беды

Вос-ль
: Кто подает этот знак? ( ответы детей)

Давайте посмотрим, что написано в письме.

(открываю письмо)

- Что, ребята мы здесь видим? (остров)

- Как вы думаете, что такое остров? (ответы детей)

- А кого вы видите на острове?
Д
: Человека.

Вос-ль
: А какого человека?

Д: Странного, необычного.

Вос-ль: как вы думаете, что же в нем необычного? (ответы детей)

(Звучит запись на магнитофоне «Меня заколдовал злой волшебник. Помогите мне. Если вы задание выполните правильно, я снова стану настоящим человеком. Жду вас».)

Вос-ль: Поможем, ребята человеку? (поможем)

Ребята, а давайте придумаем человеку имя, какое-нибудь необычное.

Посмотрите на него и скажите, какой может быть человек? ( грустный, ласковый)

А давайте сейчас возьмем первую часть слова грустный и первую часть из слова ласковый. Сложим их вместе и посмотрим, какое у нас получит­ся имя.


  • Катя, какую первую часть возьмем из слова грустный? (гру)

  • Вероника, А какую первую часть возьмем из слова ласковый? (лас)

  • Егор, сложи эти части

  • Какое у нас получится имя? (Грулас)

  • Красивое у нас получилось имя?

Ребята, а с помощью чего мы сможем выполнить задание?

Д
: С помощью карты.

Вос-ль
: Да, ребята, нам поможет в этом задании карта. Посмотрите, на карте указаны места, где находится задание.

  • А как мы узнаем, где находится этот остров? Кто догадался?

  • Кого вы еще здесь видите? (кенгуру)

  • А где живут кенгуру? (в Австралии)

- Значит, где может находиться остров? (около Австралии)

( на карте красной точкой обозначен остров)

Ребята, остров находится далеко, далеко.

  • А нам нужно быстрее попасть на него.

  • На чем лучше нам добраться?

Д: самолетом, вертолетом, кораблем, теплоходом.
  • А как вы думаете, что хорошего, если мы добираться самолетом?


  • Катя как ты думаешь? (на самолете интересно лететь высоко)

  • А как ты Лиза, думаешь? (самолетом быстрее)

  • А что плохого? (по пути мы увидим только облака и больше ничего)

  • А что хорошего, если мы будем добираться теплоходом? ( остров окружен, водой и теплоходом удобно добираться, а по пути можно увидеть много интересного: встречные корабли, разные страны...).

  • А что плохого? (на теплоходе медленнее добира­ться)

Давайте решим, на чем нам добираться.

Д: на теплоходе.

Давайте выложим теплоход из деталей игры « Танг-рам»

( дети выкладывают один большой теплоход).

Вос-ль: Теплоход у нас уже готов. Осталось при­готовить все необходимые предметы, которые нам понадобятся в путешествии к волшебному острову. Ребята, подойдите к карточкам, вам нужно зачеркнуть те предметы, которые нам не понадобятся в путешествии.

( каждый ребенок на индивидуальной карточке вычеркивает ненужный предмет)

(спрашиваю у детей, какие предметы вычеркнули и почему)

Вос-ль: Молодцы! Все предметы выбрали правильно.

Ну что ж, ребята отправимся в путешествие.

Заходить мы будем на нашем теплоходе в бухты.

А что же такое бухта?

- Как ты, Никита, думаешь? А как ты Лиза думаешь?
Вос-ль: Вот мы и приплыли к первой бухте, называ­ется она «Находка»

Посмотрите, сколько здесь много заданий. Давайте распределимся парами, чтобы быстрее выполнить.

  1. пара « Нарисуй не круг, не квадрат.

( раскрась не варежки, раскрась не зеленым.)

2 пара « Соедини целое и часть»

« Найди кусок торта»

3 пара «Соедини по порядку».

Вос-ль: Молодцы! Все выполнили задания.

- Скажите, почему вы смогли выполнить задание?
(Потому что видели, что нарисовано)

- А видели почему? (потому что у нас есть глаза)

Вос-ль: Да, ребята, правильно.

ГЛАЗА- это часть организма т.е. орган.

- Может кто-нибудь, догадался, глаза это орган чего?
Вос-ль: Это орган зрения, и благодаря зрению, мы видим окружающие нас предметы, их цвет, величину, можно смотреть телевизор.

- Вот мы и выполнили первое задание, вернуть Груласу орган зрения.

(дети берут глаза и прикладывают к человеку)

(На карте бухты обозначены флажками, после выполнения заданий около флажка ставится кораблик)

Вос-ль: А сейчас отправимся дальше.

И вот мы заплываем в следующую бухту, (на магнитофоне звучит шум прибоя)


  • Ребята, что это? (волны шумят)

  • Вы что увидели? (нет, услышали)

А посмотрите, сколько всего море выбросило на берег.

Игра « Что это за звук»

(Дети садятся в круг и закрывают глаза)

- Ребята, нам нужно отгадать, какие предметы
сражаются друг с другом.

( Воспитатель стучит камень о камень, ветку о ветку, шишку о шишку, ветку о камень. Дети на слух угадывают.)

- Скажите, какой орган участвует? (уши)

  • Благодаря чему мы слышим?

Вос-ль: Да, благодаря ушам.

  • А уши-это орган чего?

Вос-ль: Это орган слуха.

Вот мы еще и помогли странному человеку обрести орган слуха. (дети прикрепляют уши)

Итак, поплыли дальше.

Нас ждет следующие испытания.

Нам нужно определить, что в этих коробках, не открывая их.

Закройте носы, возьмите коробочки в руки.

Послушайте, что там? Отгадали? (нет)

  • А сейчас откройте носики, и понюхайте.

  • Узнали, что находится в коробке?

  • А какой орган нам в этом помог? (нос)

  • А нос это орган чего?

Вос-ль: Это орган обоняния. Верните человеку орган обоняния. (дети прикрепляют)


Вос-ль: Нам нужно, ребята поторопится.

(садятся на ковер и плывут дальше)

А в этой бухте мы сделаем привал.

Посмотрите, здесь стоят стаканы, а в них что-то налито.

- Понюхайте, что вы почувствовали? (ничего)

- А как мы можем узнать, что это? (нужно попробовать)

(пробуют)

- Что вы ощущаете?

(вода сладкая, соленая, простая, кислая)

Вос-ль: А сейчас проведем еще один опыт.

Сможете ли вы угадать предмет.

Игра «Угадай по вкусу»

(дети закрытыми глазами пробуют кусочки овощей и фруктов)


  • Какой орган нам помог? (рот)

  • А одними губами мы можем почувствовать вкус? (нет)

  • Так что же нам еще помогло? (язык)

- Правильно, а язык-это орган чего?
Вос-ль: Это орган вкуса

Ребята, посмотрите на нашу таблицу. У нас еще один орган неизвестен. Мы должны с вами догадаться, что же это за орган.

Сейчас мы поиграем в игру « Чудесный мешочек», попробуем отгадать предметы.

- При помощи чего мы отгадали предметы?
(при помощи рук)

- А при помощи чего мы смогли определить из чего сделан предмет, из дерева или железа, теплый или холодный? (ответы детей)

Вос-ль: Наше тело покрыто кожей, на коже находится много клеток, которые ощущают тепло и холод, величину предмета, его поверхность. Итак, кожа это орган осязания. Вот мы с вами и справились со всеми заданиями. Теперь наш человек и видит и слышит.

Наше путешествие завершается.

Нам пора возвращаться в детский сад.

- Где мы с вами побывали?

- О каких чувствах мы узнали?

- Как вы думаете, как может называться остров, где живет человек, которому мы помогли?

(ответы детей)

Вос-ль: Это остров пяти чувств.

- А что нам помогло в путешествии? (дружба)


- Значит, какими мы были? (дружными, добрыми)

За это, ребята, наш человек приглашает нас на свой остров поиграть с ним в разные игры.