birmaga.ru
добавить свой файл

1
Литературное путешествие по творчеству Г.Х.Андерсена.

Цели:


  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена;

  • Расширить читательский кругозор;

  • Обогащать словарный запас учащихся

  • Развивать речь, внимание, мышление, читательские способности;

  • Привить любовь к чтению, к книге.


Подготовка к мероприятию: учащиеся читают сказки Г.Андерсена, учитель готовит материал о жизни и творчестве, подбирает вопросы к викторине, параллель делится на две команды (команда девочек «Дюймовочки», команда мальчиков – «Оловянные солдатики»), один из классов готовит небольшую инсценировку по понравившемуся произведению, подготовка презентации.
Оборудование: шкатулка, предметы из сказок Г.Х.Андерсена, рюкзак.
В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам, друзья, и книги в руки,

Пусть герои оживут!
Ребята сегодня мы посвящаем наш урок творчеству великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена.

Родился писатель в городе Оденсе на острове Фюн в 1805 году.

2 апреля в этом году мы будем праздновать 205 лет со дня рождения этого замечательного человека.

Во всем мире Андерсен прославился как автор сказок. Андерсен много путешествовал, и впечатления, полученные в разных странах, конечно, находили отражение в его произведениях. На сказках датского писателя выросло не одно поколение читателей. И сказки его поистине чудесны, они понятны и близки и детям, и взрослым. В сказках есть волшебство и колдовство, но решают исход главные человеческие качество: доброта, любовь, дружба, отвага.

С 1967 г.во всем мире 2 апреля, в день рождения Г.Х.Андерсена, отмечают Международный день детской книги.

2 апреля, в день рождения писателя, раз в два года детским писателям и художникам присуждается главная награда – Международная премия имени великого сказочника с вручением золотой медали.


Благодаря усилиям замечательных переводчиков произведения великого датского сказочника стали появляться в России с 1844 г.

- Какие произведения Г.Х.Андерсена знакомы вам?

Каждая сказка Андерсена занимательна, и в каждой сказке – глубокий смысл.
Выставка книг.
Многие сказки вами прочитаны, что-то осталось неизвестным. Насколько внимательны вы были при чтении, а может познать новое вам поможет путешествие по сказкам Андерсена.
Конкурс – разминка «Сказка начинается…

А как называется?»

(командам предлагается по четыре вопроса.) Знакомство с командами: «Дюймовочки» и «Оловянные солдатики»


  1. «Давно-давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги…» («Новое платье короля»)




  1. «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. И вдруг…на дороге встретилась ему ведьма…» («Огниво»)




  1. «Жил однажды принц, и пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…» («Принцесса на горошине»)




  1. «Было на свете когда-то 25 оловянных солдатиков. Все они были сыновьями одной матери – старой Оловянной ложки…» («Стойкий оловянный солдатик»)




  1. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и одна дочь Элиза…» («Дикие лебеди»)




  1. «Жила-была штопальная игла. Но она так важничала, словно была тонкой швейной иглой…» («Штопальная игла»)




  1. «Жил-был купец. Он был так богат, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу, да ещё переулок в придачу…» («Сундук-самолет»)


  1. «Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось иметь маленького ребеночка. Вот и пришла она к старой колдунье…» («Дюймовочка»)



Молодцы! Вы очень внимательно читали эти сказки. Конечно, у каждого из вас появился свой любимый герой, которого вы изобразили на бумаге.
Выставка рисунков.

Многие из девочек нарисовали главную героиню сказки «Русалочка». Отказавшись сначала ради любви к принцу от рыбьего хвоста, отказывается она и от…

От чего еще отказалась Русалочка?

Верно, от жизни. В память о большой любви в Дании, в городе Копенгагене, установлена скульптура. У входа в гавань, среди волн, на высоком камне сидит Русалочка, пришедшая из сказки Андерсена.
Инсценировка из сказки «Русалочка» (диалог Русалочки и бабушки).
Продолжает наше литературное путешествие «Сказочная поэзия» (команды по стихотворным строкам угадывают произведение, каждой команде 3 задания).

1.Налетела злая вьюга

Герда потеряла друга:

В царство льда умчался Кай…

Герда, Герда выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке …

(«Снежная королева»)

2.Сильный, гордый, благородный,

Через вьюгу и мороз

По Лапландии холодной

На себе он Герду нес.

( олень «Снежная королева»)

3.На ветвях сидит не птица.

А сидит краса девица

Сладким голосом поет

Над рекою в чаще:

Околдует, зазовет

И на дно утащит.

(«Русалочка»)

4.Он стойко беды перенес,

Никто не видел его слез.

(«Оловянный солдатик»)

5.В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

(«Гадкий утенок»)

6.Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.


(«Дюймовочка»)
Замечательно. Еще раз убеждаюсь в том, что вы внимательные читатели. Но сможете ли вы одолеть «Вопросы из шкатулки» (ведущий вытаскивает из шкатулки разные предметы, а учащиеся из команд отгадывают произведение).


  1. «Братья освободились от злого заклятия с помощью одежды, изготовленной из стеблей этого жгучего растения, руками близкого им человека». (Элиза сплела из крапивы рубашки «Дикие лебеди»)

  2. Сушеная рыба. В какой сказке встречается сушеная рыба? (Одна из героинь сказки «Снежная королева»- лапландка, написала своей родственнице письмо на рыбе.)

  3. Пачка серных спичек. («Девочка со спичками»)

  4. Горошина. («Принцесса на горошине»)

  5. Скорлупа от грецкого ореха. («Дюймовочка»)

  6. Роза.(Любимым цветком Андерсена была роза. На страницах многих сказок встречается этот красивый цветок. «Дюймовочка» , «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Свинопас», «Розовый куст и улитка»)



Молодцы! На все вопросы из волшебной шкатулки получены ответы. Может быть, у кого-нибудь появилось желание прочитать незнакомые сказки Г.Х.Андерсена.

Путешествуем дальше.

Каждая девочка мечтает стать принцессой. Сейчас будет испытание для представительниц команды «Дюймовочки».

Конкурс «Принцесса на горошине» (6 участниц садятся на стулья, у одной на стуле – горошина . Задание – почувствовать горошину.)

Конкурс для команды «Оловянные солдатики» (6 участников

приглашаются определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые

находятся в рюкзаке Кая . Каждому участнику по вопросу.)

  1. Большой нож . Им можно вспороть брюхо большущей рыбы. («Стойкий оловянный солдатик»)

  2. Большие ножницы и игла без нитки - да и зачем нитка, если шить- то нечего! Обманули портные короля…(«Новый наряд короля»)
  3. Веревка – ею нужно обвязываться, чтобы спуститься в дупло . («Огниво»)


  4. Книжка с картинками, за которую было отдано полкоролевства . («Дикие лебеди»)

  5. Бумажный кораблик . («Стойкий оловянный солдатик»)

  6. Чудесный музыкальный горшочек, увешанный бубенчиками . («Свинопас»)

Отлично. Это задание тоже выполнено. Продолжаем путешествовать по

дорожкам сказок Г.Х.Андерсена.

Предлагаю отгадать сказочный кроссворд.

  1. Кто похитил Дюймовочку? (Жаба)

  2. В какой сказке принцессу возила собака? («Огниво»)

  3. Как звали очень маленькую героиню сказки? (Дюймовочка)

  4. Как звали девочку, спасшую своего названного брата ? (Герда)

  5. Кто был наказан за то, что позарился на игрушки Свинопаса? (Принцесса)

  6. Кто превратился в морскую пену из-за любви к принцу? (Русалочка)

  7. Птица, в которую превратился гадкий утенок? (Лебедь)

  8. Что мешало спать принцессе на мягкой постельке? (Горошина)


















1.

ж

а

б

а
































2.

о

г

н

и

в

о





































3.

д

ю

й

м

о

в

о

ч

к

а
















4.

г

е

р

д

а
































5.

п

р

и

н

ц

е

с

с

а



















6.

р

у

с

а

л

о

ч

к

а

























7.

л

е

б

е

д

ь














8.


г

о

р

о

ш

и

н

а


























Проверим, правильно ли мы разгадан кроссворд. По вертикали ключевое слово. (Андерсен- фамилия великого сказочника)

По сказкам датского сказочника созданы мультфильмы. Многие из них вам знакомы. Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из мультфильма, и назвать к какой сказке относится этот эпизод. (Отрывок из мультфильма «Свинья – копилка»)
Интересны и поучительны сказки Андерсена. Они проникнуты любовью, а осуждают жадность и другие пороки. В сказках знакомишься с положительными и отрицательными героями.

Предлагаю прочитать «Сказочные телеграммы». Кто из героев сказок Г.Х.Андерсена мог послать такую телеграмму? (По 3 вопроса каждой команде)

  1. Выбился из сил. Примерзаю ко льду. Помогите. (Гадкий утенок)

  2. Немедленно купите самую красивую ткань для нового наряда. (Глупый король)

  3. Десять рубашек готовы. (Элиза)

  4. Выхожу замуж за короля эльфов. Приезжайте. (Дюймовочка)

  5. Уезжаю на поиски Кая. Вернусь нескоро. (Герда)

  6. Всю ночь глаз не смыкала. Лежала на чем-то твердом. Просто ужасно! (Принцесса)

Отлично. Это задание выполнено.

( стук в дверь)

Но вот еще одна телеграмма. Она необычна. Послушайте ее текст.

«Мы рады встрече с вами. Приятно было пообщаться. Вы много читаете, а значит много знаете. Но не останавливайтесь на достигнутом. Пусть книга будет вашим другом. До скорой встречи. Высылаем сладкий приз.»

Подпись: герои из сказок Г.Х.Андерсена.