birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 учебный год)

Номинация конкурса:

Организация учебного процесса и управление учебным заведением

Комплексный проект:







Планирование воспитательно-образовательной работы в

МБДОУ «Детский сад № 29 «Дарёнка»

в летний оздоровительный период

2012/13 учебного года


Автор-составитель:

Пережигина Екатерина Васильевна,

заместитель заведующей по ВМР

г. Лесной, 2013 г.

Жизнью человека управляет множество ритмов.

Один из них — ритм года. Состояние природы

непосредственно отражается на состоянии

всех живых существ и человека в том числе.
Т.Н. Доронова
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.


Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для них незабываемым?

Решить эти вопросы помогает интересная  и разнообразная организация деятельности детей в летний период. 

Таким образом, был разработан комплексный проект «Вот оно какое наше лето!»

Проект предполагает охват всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развитие у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а так же повышение информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей. Исходной предпосылкой выбора тематики развлечений проекта является тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в летний период. Каждое новое развлечение является итогом тематических недель по определенной теме.
Пояснительная записка к проекту:

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: комплексный

Срок реализации: 3 месяца (июнь, июль, август)

Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, сотрудники ДОУ.
Цель проекта:


  • объединение усилий взрослых (сотрудников учреждения и родителей воспитанников) по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период, эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка.


Задачи:

  1. Создать условия обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
  2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей их нравственное воспитание развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков посредством комплексно – тематического планирования воспитательно-образовательного процесса.


  3. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам воспитания, оздоровления детей в летний период. Способствовать развитию партнерских отношений между детьми – родителями – педагогами, повышению заинтересованности родителей жизнью ребенка в детском саду, компетентности в вопросах развития и воспитания своего ребенка.

  4. Повышать профессиональное мастерство педагогов, способствовать развитию педагогического творчества через реализацию кратковременных проектов и разработки перспективного планирования по рудовому воспитанию на 2013-2014 уч.г.

  5. Создать условия для организованного приема вновь поступающих детей и их безболезненной социально-психологической адаптации в детском саду.

  6. Подготовить здание детского сада к новому учебному году:

- проведение косметических ремонтов (по плану);

- обновление предметно-развивающей среды групповых помещений в соответствии с содержанием смотра готовности ДОУ к учебному году;

- обновление стендов и выставок детского творчества, размещенных в коридорах и на лестничных маршах здания.
Предполагаемый результат:

  1. Сохранение и укрепление качества детского здоровья, стабилизация показателей детской заболеваемости и снижение травматизма.

  2. Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребенка в детском саду, проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

  3. Повышение педагогической грамотности, компетентности и активности педагогов в реализации образовательной программы ДОУ, в подготовки к аттестации и готовность педагогического коллектива к работе в новом учебном году.

  4. Озеленение территории ДОУ, использование созданных условий для целенаправленной работы с детьми по экологическому, трудовому воспитанию и познавательному развитию.

  5. Повышение статуса ДОУ среди родителей воспитанников.
  6. Готовность здания к новому учебному году.



 Продукты деятельности:

  • Проведение праздников и развлечений;

  • Разработка сценариев;

  • Фото и видеоматериалы;

  • Творческие вернисажи, выставки;

  • Мини проекты педагогов ДОУ.

Риски:

Риски

Пути решения

Не систематическое посещение детьми детского сада

Беседы с родителями Консультации с родителями

Неблагоприятные погодные условия

Проведение мероприятий в музыкальном и спортивном залах


Реализация задач проекта осуществляется по направлениям: физическое развитие, познавательно - речевое развитие; социально-личностное развитие и художественно-эстетическое развитие ребенка. Задачи по направлениям:


физическое развитие ребенка

познавательно-речевое развитие

  • Создать условия для укрепления здоровья детей, повышение адаптационных возможностей детского организма

  • Формировать у детей потребности в ежедневной двигательной активности.

  • Знакомить с доступными способами укрепления здоровья.

  • Совершенствовать ловкость, координацию движений, воспитывать выносливость, интерес к занятию спортом.

  • Формировать навыки самостоятельной умственной и поисковой деятельности, направленной на достижение определенной цели.
  • Формировать у детей навыки исследовательской деятельности: анализа и синтеза, учить наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.


  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • Развивать познавательную активность, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарь, развивать речь ребенка

Социально-личностное развитие ребенка

художественно-эстетическое развитие ребенка

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • Формировать у детей эстетический вкус, воображение и творческое мышление.

  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

  • Создать условия для эффективного развития тонких дифференцированных движений пальцев и рук.

  • Создать условия для овладения навыками общения и коллективного творчества

В основу календарного планирования проекта положен метод тематического восприятия окружающего мира дошкольником. Структура плана представлена следующими тематическими блоками: экологическое, познавателно-речевое, социально-личностное, физкультурно-оздоровительное, художественно – творческое.


Для того чтобы лето воспринималось как время наслаждения общением с близкими и незнакомыми людьми, как радость коллективного действа, у каждой недели есть тема, а у каждого дня – название, через которое прослеживается «идея дня».

Такая форма организации летнего периода работы дает возможность детям чувствовать себя раскрепощенно, усваивать познавательный материал, а вместе с ним эталоны и нормы поведения. При этом лучшим воспитателем становится радость, которую получают дети от игр, общения, от демонстрации своих способностей, от «сюрпризности».

Технология летнего планирования предполагает активную образовательную совместную деятельность детей и взрослых, в ходе которой развиваются компетентности:


  • — социальная — способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных социальных, в том числе больших и малых группах, участвовать в решении проблем, проявлять нравственное отношение к окружающему миру;

  • — интеллектуальная — использование знаний в различных ситуациях, установление взаимосвязей и зависимостей;

  • — информационная — овладение различными источниками получения знаний, умений выбирать наиболее рациональные пути;

  • — коммуникативная — умение инициировать и поддерживать общение в различных группах (сверстников, взрослых).


Особое внимание в реализации комплексного проекта необходимо уделить самостоятельной творческой деятельности детей:

— предоставлять возможность выбора в процессе игровой деятельности (вида игры, сюжета, роли, партнеров, действий, приемов);

— стимулировать использование предметов-заместителей;

— внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;

— создавать условия для различных видов игровой деятельности;

— следить за самочувствием детей (индивидуально) во время двигательной активности;

— во время свободной двигательной деятельности поддерживать возникновение положительных эмоций, чувство «мышечной» радости;


— стимулировать детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в свободной деятельности; поощрять в свободной деятельности проявление детского словотворчества;

— поощрять самостоятельное экспериментирование с цветом (смешивание цветов, получение дополнительных), проводить исследование, опыты с водой, песком, цветным стеклышком;

— предоставить возможность использовать для рисования различные материалы, краски, мелки, фломастеры, маркеры, сангину и т.д.;

— предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения (сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театра и др.);

— поощрять самостоятельную творческую активность детей при конструировании;

— создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными, растениями, высаживание цветов, уборка помещения и территории ДОУ и пр.);

— овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств».

Индивидуальная работа с детьми осуществляется во всех видах детской деятельности. Ее проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка.
Утром с детьми уточняется тема дня, детям задаются примерно такие вопросы:

— Какая у нас тема?

— Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?

— Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились?

— Какие у вас есть предложения?

— Что еще можно предложить (узнать, сделать)?

— Чем бы ты хотел сегодня заняться?

— Какой у тебя план на сегодня?

— Какое дело ты выбираешь для себя?

— Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?

— Как ты это будешь делать?

— С чего ты начнешь?

— Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?

— Какие материалы ты собираешься использовать?

— Кого ты хочешь пригласить работать вместе с тобой?


— Тебе нужны помощники (партнеры)?

— Можешь ли ты включить в свою работу малышей, что они смогут делать вместе с тобой?

— Тебе нужны помощники (партнеры)?

— Как ты планируешь распределить работу?

— Кто будет ответственным в вашей работе?

— Сколько времени тебе нужно для выполнения этой работы?

— Что у тебя должно получиться?
Целесообразно в конце дел подводить итоги прожитого дня, рассказывать о событиях, увиденном, сделанном, обо всем хорошем, что случилось за день, о том, как положительно отличился каждый ребенок, и совместно планировать завтрашний день, продумывая домашние задания, совместную работу с родителями.
Примерные вопросы для обсуждения итогов дня:

— Как мы прожили день сегодняшний? (Что узнали? Чему научились? Что понравилось (не понравилось)? Что бы ты хотел изменить? Что можно предложить?)

— Что можно спланировать на завтра? Индивидуальные вопросы:

— Ты выполнил все, что задумал?

— Кто тебе помог, что тебе помогло?

— Какой результат у тебя получился?

— Ты доволен своей работой?

— Что тебя больше всего порадовало в своей работе?

— Чему ты сегодня научился?

— Что нового тебе удалось узнать?

— В чем тебе помогли и кто?

— Как ты использовал трафареты (линейку, энциклопедию и т.п.)?

— Ты планируешь продолжить свою работу?

— Что ты можешь посоветовать на завтра?
Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Это могут быть прогулки: на луг, лесную поляну ("От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето", "Зеленая аптека"); в сквер, парк ("Люби и знай родной свой край") и др.

Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.


В ходе прогулки полезно использовать разнообразные дидактические игры, например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", "Следопыты". Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.

Можно организовать соревнование "Кто больше заметит вокруг интересного и необычного", взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей и то, что они наблюдают. После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве.

Интересно составить книгу о летних прогулках, которую дошкольники будут читать, рассматривать, показывать родителям и сверстникам из других групп. Над текстом обычно работают воспитатели и дети. Совместное издание могут украсить фотографии и детские рисунки.

Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:


  1. заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания за пределами ДОУ;

  2. определить, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение;

  3. чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;
  4. принять во внимание физические возможности всех детей, заранее подготовить к прогулке новичков и дошкольников, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача);


  5. организовывать пешеходные прогулки с детьми, начиная со старшей группы, на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25–30 мин в один конец (для подготовительной группы – 40–45 мин в один конец);

  6. осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;

  7. запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям и др.

Накануне целевой прогулки заведующий ДОУ издает приказ, в котором оговариваются маршрут, сопровождающие детей лица, количество дошкольников в группе. Ответственные за сопровождение дошкольников проходят инструктаж с обязательной регистрацией в журнале инструктажей
Стиль организации среды и работы в летний период подразумевает, что:

  • каждая группа выстраивает свой режим дня, где установлено постоянное время для общения, совместных действий, занятий, самостоятельной деятельности, планирования, обсуждения итогов дня, проведения закаливающих мероприятий;

  • дети могут заниматься разными видами деятельности; обязательные виды образовательной деятельности не заменяются и не подменяют игру;

  • все взрослые в детском саду оказывают помощь и поддержку детям;

  • родителям доступна вся информация об организации жизнедеятельности всех детей и лично каждого ребенка;

  • родители по возможности принимают участие в работе группы, обязательно сопровождают в походах, прогулках за пределами детского сада.


Организация условий для всестороннего развития детей



Направления работы

Условия реализации работы

Ответственный

Санитарно-гигиенические условия


Организация водно-питьевого режима

Наличие индивидуальных стаканчиков, чайника, кипячённой охлаждённой воды

Медицинский работник,

младшие воспитатели

Организация закаливающих процедур

Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног, лейки, тазов

Медицинский работник
Младшие воспитатели

Условия для физического развития

Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ

Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках

Медицинский работник

Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни

Наличие дидактического материала для работы по ОБЖ, для работы с детьми по предупреждению бытового травматизма, обучения детей правилам дорожного движения, работы по ЗОЖ:

д/и «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», «Законы улиц и дорог», «Большая прогулка», «Юный пешеход», «Пассажир и водитель», «Вежливость», «Час пик», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Чрезвычайные ситуации на прогулке»

Методкабинет

Организация двигательного режима

Наличие физкультурного оборудования (мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, мешочки с песком и др.)


Проведение коррекционной работы (коррекция зрения, осанки, плоскостопия и др.)

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений.

Организация спортивных праздников, досугов.


Инструктор по ФИЗО, воспитатели

Условия для познавательного развития

Организация познавательных тематических досугов

 Разработка сценариев.
Подготовка атрибутов, костюмов.
Наличие дидактических игр, пособий

муз. рук-ли,

воспитатели,


Организация экскурсий

Проведение экскурсий в пожарную часть и целевых прогулок к перекрёстку, по улицам города

Зам. зав. по ВМР, воспитатели

Условия для экологического развития

Организация экспериментальной деятельности

Наличие опытного участка, цветников, клумб; пособий и оборудования для проведения экспериментов


Воспитатели

Организация занятий по ознакомлению с природой

 Наличие календаря природы, пособий и оборудования по ознакомлению с природой, дидактических игр экологической направленности.

Проведение целевых прогулок, экскурсий, походов

Воспитатели

Условия для развития изобразительного творчества


Организация изобразительной деятельности

Проведение занятий с использованием нетрадиционных методов и материалов.
Наличие изобразительных средств и оборудования (мелки, гуашь, акварель, кисти, свечи, природный материал, пластилин).
Организация выставок, конкурсов внутри детского сада, игр с песком и водой

Воспитатель по ИЗО деят-ти,
воспитатели

Условия для организации трудовой деятельности

Труд в природе

 Наличие оборудования для труда (лопатки, лейки, грабли, совки), мини-огорода, уголков природы в каждой группе

Воспитатели

Ручной труд

Наличие изобразительных средств (картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки и др.), природного материала, нетрадиционного материала (тесто, ткань, овощи и др.)

Организация выставок, конкурсов поделок в ДОУ

Воспитатели 

Воспитатель по ИЗО деят-ти


Система оздоровительной работы с детьми в летний период


Содержание

Возрастная группа

Время проведения

Ответственный


Оптимизация режима

Переход на режим дня в соответствии с тёплым периодом года (утренний прием детей на улице, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа), занятия на свежем воздухе

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Зам. зав. по ВМР,
Воспитатели

Организация двигательного режима


Утренняя зарядка на воздухе

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Инструктор по ФИЗО,
Воспитатели

Гимнастика пробуждения: гимнастика сюжетно-игрового характера, упражнения с предметами, имитационного характера

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно после дневного сна

Воспитатели

Физкультурные занятия на улице в часы наименьшей инсоляции

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

2 раза в неделю

Инструктор по ФИЗО,
Воспитатели

Дозированный бег для развития выносливости


Старшая, подготовительная

Ежедневно

Инструктор по ФИЗО

Игры с мячом, развитие умений действовать с предметами 

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Воспитатели

Подвижные игры на прогулке

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Воспитатели

Спортивные досуги

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

1 раз в 2 недели

Инструктор по ФИЗО

Закаливание

Воздушные ванны

(в облегчённой одежде)

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Воспитатели

Прогулки на воздухе

Младшая, средняя, старшая, подготовительная


Ежедневно

Воспитатели

Хождение босиком по траве

Средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно по погоде

Воспитатели, мед.работник

Обширное умывание

Средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно перед сном

Воспитатели

Обливание ног/

гигиенический душ

Средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Воспитатели мед.работник

Игры с водой

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Во время прогулки

Воспитатели

Лечебно-оздоровительная работа

Полоскание горла травами (эвкалипт, ромашка и т.д.)

Старшая, подготовительная

Ежедневно

Воспитатели,

мед. работник


Полоскание зева холодной кипячёной водой

Средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Воспитатели, мед.работник

Витаминотерапия

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Повара, мед. работник

Оздоровление фитонцидами (чесночно-луковые закуски)

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Во время обеда

Младшие воспитатели, повара

Коррекционная работа

Корригирующая гимнастика

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно после сна

Воспитатели

Коррекция зрения

Индивидуальная гимнастика

1-2 раза в неделю

Воспитатели

Коррекция осанки

Индивидуальная гимнастика


1-2 раза в неделю

Воспитатели

Коррекция плоскостопия

Индивидуальная гимнастика

1-2 раза в неделю

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика,

кинезиологически упражнения

Младшая, средняя, старшая, подготовительная

1-2 раза в неделю


Воспитатели

Дыхательная гимнастика

Средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Воспитатели

Релаксация

Средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно перед сном

Воспитатели



следующая страница >>