birmaga.ru
добавить свой файл

1
Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства.


Номинация «Педагогические идеи и технологии»
МБОУ « Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИГРОТЕКИ»


Авторы:

Учитель начальных классов С. А. Кравченко

Педагог-психолог Е. А. Морозова

2013-2014 год

Психолого-педагогическое сопровождение исследовательского проекта

« Создание школьной игротеки»

Известно, что недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста, является одной из причин нарушения осанки, ухудшения дееспособности стопы, недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы ребенка.

В результате чего замедляется моторное развитие, снижается эффективность учебной деятельности детей.

По данным Н. Т. Лебедевой 40-минутный урок физической культуры компенсирует в среднем 11% суточного числа движений, еще на 18%-20% потребность детей в движении удовлетворяется самостоятельно. Таким образом, двигательные потребности детей удовлетворяются в среднем на 30%.

На современном этапе развития школ, особенно школ с продленным днем (как наша школа), недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только уроками физической культуры. Зная суточный объем необходимых для младших школьников движений (в среднем 2 часа), в течение всего учебного дня очень важно воспитывать потребность детей в подвижных играх. Игры относятся к физкультурно-оздоровительным формам и являются одним из компонентов двигательного режима учащихся нашей школы:


  • Утренняя ритмическая гимнастика;

  • Подвижные перемены;

  • Физкультминутки на уроках;

  • Уроки физической культуры;

  • Спортивный час в ГПД;

Известно положительное значение подвижных игр в учебно-воспитательном процессе:

  • Подвижные игры способствуют снижению утомляемости, повышению работоспособности;


  • Снижению уровня агрессивности и тревожности

  • Дети учатся запоминать правила и подчиняться им, в следствие чего развивается саморегуляция и произвольность.

Наиболее эффективными на переменах, в ГПД являются игры малой и средней подвижности. По тому, что они компенсируют гиподинамию и не приводят к перевозбуждению гиперактивных учащихся.

По результатам многих исследований (врача–гигиениста М.В. Антроповой) полуторачасовой активный отдых, заключающийся в играх малой и средней подвижности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние ЦНС учащихся. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшение подвижности нервных процессов.

Наши наблюдения показывают, что младшие школьники нуждаются в руководстве играми.

У детей нет достаточных знаний подвижных игр, нет достаточного опыта в самостоятельной организации, поэтому и возникает необходимость организовывать детей с учетом интересов и возможностей. Подвижные игры детей быстро распадаются, если нет контроля со стороны руководителя.

Исходя из вышесказанного, в нашей школе решалась следующая проблема:

С одной стороны гиподинамия школьников, вызванная условиями школьного обучения, с другой стороны гиперактивное поведений детей на переменах и в ГПД, что создает травмоопасные ситуации.

Для решение проблемы в рамках здоровье – сберегающего направления, проводился исследовательский проект по созданию школьной игротеки.

Классным руководителем С. А. Кравченко и педагогом психологом Е. А. Морозовой осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение данного проекта.

В работе над проектом учитывались возрастные физиологические и психические особенности детей младшего школьного возраста.

Новизна данного проекта в использовании в учебном процессе интерактивных форм обучения и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников.


Цель проекта: Приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников на основе исследовательской деятельности направленной на изучение игр малой и средней подвижности.

Методический паспорт проекта.

Проект: « Создание школьной игротеки»

Предмет: Интегрированный метапредметный проект (технология, ИЗО, физическая культура)

Тип проекта: Долгосрочный (октябрь2008г – февраль2009г), групповой, исследовательский проект.

Участники проекта: группа учащихся 1и 3 класса, классный руководитель, педагог-психолог, родители, воспитатели ГПД.
Проблема: Гиподинамия школьников, вызванная условиями школьного обучения и гиперактивное поведений детей на переменах, в ГПД, что создает травмоопасные ситуации.
Цель проекта: Приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников на основе исследовательской деятельности направленной на изучение игр малой и средней подвижности.
Задачи проекта:

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения(УУД):

а) формирование чувства гордости за свою Родину, её самобытность, богатое фольклорное наследие;

б) формирование уважительного отношения к иному мнению;

в) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.

г) активизация познавательной активности школьников, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.

д) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения ( УУД ):


а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;

в) формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять;

г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,

д) развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

Предметные учебные задачи (УУД):

а) Познакомить учащихся с методом проекта, как способом решения проблемных ситуаций на уроке и во внеурочной работе.

б) Активизация познавательной деятельности школьников. Закрепление предметных знаний и умений по Изо, технологии.

в) Повышение уровня учебной мотивации школьников.
Планируемый результат:


  1. Повышение самооценки и уровня умственной работоспособности детей в процессе исследовательской деятельности.

  2. Понижение уровня агрессивности и тревожности детей.

  3. Создание комплекта игр для школьной игротеки и книги правил « Играем сами».

  4. Презентация школьной игротеки в форме игровой развлекательной программы.

Содержание проекта «Создание школьной игротеки».


Этапы и их сроки.

Конечный продукт.

Деятельность учащихся

Роли


Необходимые материалы.

Источники информации.

Деятельность учителя

в школе


вне школы

1.Собрание группы 1-3 классов. Постановка вопроса о создании школьной игротеки.

(11-15 ноября)

Принятие решения о создании школьной игротеки.


Обсужде-ние с товарища-ми и воспитате-лями ГПД.

Обсуждение с родителями.

Агитаторы

Сбор средств.




Организация обсуждения возникшей проблемы. Мотивирование на осуществление проекта

2.Сбор информации о играх.

(17-22 ноября)

Перечень игр и игрушек,

которые можем сделать

Обсужде-ние

и создание перечня игр.

Поиск литерату-ры и беседы с родителями.

Исследователи

Бумага.


Книги-сборни-ки игр, беседы с учителями и родите

лями.

Предоставление источников информации.

3. Изготовление

игр.

(25 ноября-

12 декабря)

Коробка с 8 играми.

Изготовле-ние игр на уроках технологии и ИЗО

Изготов-ление

игр с родителями дома

Худож-ники, оформители, конструкторы, швеи.

Цвет. картон, клей, булавки нитки, бельев.

резинка

бечёвка ткань, фанера, кольца, кружки, шарики.


Книги-сборни-ки игр, педа-гоги, родите-ли.

Сопровождение, оказание помощи на уроках технологии, организация родительской помощи.


4.Создание книги правил «Играем сами»

(15 декабря- 26 декабря)

Книжка-самоделка

«Играем

сами»

Оформле-ние книги, описание игр.

Рисова-ние, раскрашивание

Худож-ники оформители.

Бумага, карандаши, фломас-теры, картон, клей.

Книги-сборни-ки игр, беседы с учителями и родите-лями.


Помощь в оформлении книги

5. Разучивание игр.

(15 января-20 января)

Умение играть.

Проведе-ние соревнова-ний. Выявление

чемпионов.

Разучива-ние игр.

Игроки

Изготовленные игры.

Книга правил «Игра-ем сами»

Проведение игр и соревнований на уроках физкультуры, переменах и в ГПД


6.Презентация школьной игротеки.

(20 января-25 января)

Игровая развлека-тельная программа.

Презентация

Демонстрация игр.




Инструкторы по играм.

Изготовленные игры.

Книга правил «Игра-ем сами»

Организация Презентации.


7.Рефлексия. Передача школьной игротеки в ГПД

Коробка с 8 играми, книга правил «Играем сами».

Вручение

игр ребятам из ГПД



Дари-тели


Изготовленные игры




Проведение рефлексии.



План-конспект презентации проекта.

1Вступление.

Руководитель проекта:

- Сегодня последний этап нашего проекта по созданию школьной игротеки - презентация результатов проделанной работы. В октябре 2008 года мы начали исследовательский долгосрочный проект. В процессе работы мы вовлекали всё больше участников. Выражаем благодарность родителям, оказавшим помощь в изготовлении игрушек, педагогу-психологу Морозовой Е. А. за психологическое сопровождение проекта.

- Об этапах проекта расскажут ребята:

Этапы проекта в Презентации (см. Приложение), ученики объясняют гостям, что они делали на каждом этапе.
Этапы проекта:

  1. Проблема (почему?)

-Всё началось с проблемы: мы уставали на уроках, хотелось на перемене побегать, поиграть, а игр не знали, было скучно. Ещё ребята много бегали по школе, что могло привести к травмам.

  1. Цель (зачем?)

-Нам хотелось узнать новые игры, чтобы на переменах и в продлёнке не было скучно. Мы хотели чтобы, играя вместе, наш класс стал дружнее.

  1. Задачи (что делать?)

-Мы решили, что должны сделать простые и интересные игры, чтобы они были подвижные, но не слишком.

  1. Методы и способы (как?)

-Мы расспрашивали родителей, Светлану Анатольевну, Елену Алексеевну и составили список игр. Потом мы вместе с родителями их сделали и разучили правила, а ещё составили книгу правил «Играем сами».

  1. Результат (что получилось?)

-Мы играем на переменах, а сегодня хотим всех вас научить играть в эти игры.
Руководитель проекта:

-На всех этапах проекта ребята выполняли самые различные роли: они были исследователями, художниками-оформителями, игроками, а сегодня они будут инструкторами по играм.


2.Основная часть.

Учащиеся по очереди показывают игры, объясняют, из чего они состоят и как в них играть. Также демонстрируются рисунки из книги правил «Играем сами», где эти игры описаны (см Приложение №5).


  1. Игра «Покажи фигуру»

  2. Игра «Твистер»

  3. Игра «Кольцемёт Буратино»

  4. Игра «Шар в кружке»

  5. Игра «Ослик»

  6. Игра «Резиночки»

  7. Игра «Шнурочки»

  8. Игра «Платочек»

В процессе презентации вручаются дипломы победителям в соревнованиях по отдельным играм.

Демонстрируя игры, ученики привлекают для игры ребят из числа зрителей.

3. Заключение. Рефлексия.

Руководитель проекта:

- Проект наш был долгосрочный. Чему вы научились за это время? Что особенно понравилось делать? В какую игру понравилось играть больше всего? Чем теперь вы будите заниматься на переменах?

-Осталась последняя роль для наших детей - это роль дарителей.

Мы передаём коробку с играми, а так же книгу правил «Играем сами» в группу продлённого дня, чтобы в эти игры смогли играть все желающие.
В результате проведенной работы:

  • Было выявлено положительное отношение учащихся начальных классов к исследовательской деятельности. Учащиеся работали над проектом с интересом, активно, проявляя самостоятельность (выявлено в процессе рефлексии).

  • Игры малой и средней подвижности на переменах и в ГПД способствовали снятию физического напряжения и эмоциональной разрядке. В тоже время дети были заняты полезной деятельностью, что приводит к снижению травматизма.

  • Повысилась потребность детей играть вместе, и интерес к новым подвижным играм.
  • Совместные подвижные игры способствовали сплочению детского коллектива, ребята учились играть, подчиняясь правилам, учитывая интересы других.


  • К работе над проектом были привлечены родители, что повысило заинтересованность к школьной жизни детей.

  • Отмечено повышение общего уровня работоспособности учащихся на уроках (см. Приложение 1,4)

  • Снизился уровень тревожности и агрессивности учащихся (см. Приложение 2,3)


Рекомендации педагога-психолога:

При рекомендации детям очередных игр на перемене, в ГПД желательно избегать диктующих предложений типа: « Сегодня вы будете играть в…»

Целесообразно использовать

  • товарищескую форму общения (где учитывается интерес детей) « В какую игру вы хотите поиграть сегодня?»

  • употребляется форма совета« Давайте научимся играть в игру…»

  • предлагаются игры на выбор: « Знаете ли вы игру?» или « Давайте я научу вас этой игре»



Приложение №1

Диагностика педагога-психолога.

Динамика работоспособности учащихся до проекта

цель обследования: оценить состояние утомляемости, активности внимания.

используемая методика: « Заучивание 10слов» А.Р. Лурия



Динамика работоспособности учащихся после завершения проекта

цель обследования: оценить состояние утомляемости, активности внимания.

используемая методика: « Заучивание 10слов» А.Р. Лурия




Приложение№2


Особенности психического состояния учащихся 1 класса

МОУ « УООШ»

цель обследования: определить особенности психических состояний и характер их проявлений.

используемая методика: проективная методика «Кактус» М. А. Панфилова.


«тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Алем.





Приложение№3
Особенности психического состояния

учащихся 3 класса

МОУ « УООШ»

цель обследования: определить особенности психических состояний и характер их проявлений.

используемая методика: проективная методика «Кактус» М. А. Панфилова.

«тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Алем.




Приложение№4

Особенности учебной активности

учащихся 1 класса МОУ « УООШ»
используемая методика:

Карта наблюдений « Психолого-педагогическая характеристика школьника» М. Б. Битянова



До проекта

После проекта

1

Активно работают, единичные ошибки

2 человека (28%)

Активно работают, единичные ошибки

6 человек (87%)

2

Учебная активность носит кратковременный характер, часто отвлекаются, не аккуратно выполняют задания

5 человек (72%)

Учебная активность носит кратковременный характер, часто отвлекается, не аккуратно выполняют задания


1 человек (13%)



Приложение № 5
МБОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
Исследовательский проект

«Создание школьной игротеки»

Книга правил «Играем сами»
Авторы: ученики 1 и 3 классов.

Руководитель: Кравченко С. А.

2013-2014 уч. год


  1. Игра «Покажи фигуру»



Оборудование: 10 карточек с нарисованными схематично фигурками в разных позах.

Правила игры: ведущий, молча показывает карточки, а участники игры стараются повторить ту фигуру, которая изображена на карточке. Игрок, который ошибается- выбывает из игры.


  1. Игра «Твистер»


Оборудование: игровое поле- коврик 1,5 м на 2 м с кругами жёлтого, синего, красного и зелёного цветов. Рулетка со стрелкой, на которой тоже наклеены цветные кружки.

Правила игры: в игре принимают участие ведущий и 2 игроков. Ведущий крутит стрелку и объявляет цвет по стрелке, куда игроки должны поставить руку или ногу. Нельзя касаться коврика локтём или коленом. Если игрок потерял равновесие и коснулся пола- он выбывает из игры.






  1. Игра «Кольцемёт Буратино»


Оборудование: кольцемёт в виде головы Буратино с длинным носом (из фанеры), кольцо на шнурке, привязанное к кольцемёту.


Правила игры: В игру могут играть 1 или несколько игроков. Игрок берёт кольцемёт в правую руку и резким движением подбрасывает кольцо вверх, при этом надо надеть кольцо на нос Буратино. Если играют несколько человек, то можно устроить соревнование: кто забросит больше колец за 10 попыток.



  1. Игра «Шар в кружке»


Оборудование: пластиковая кружка, к ней привязан на шнуре шарик .

Правила игры: В игру могут играть 1 или несколько игроков. Игрок берёт кружку в руку и раскачивая её пытается забросить шарик в кружку.




  1. Игра «Ослик»



Оборудование: Ослик из картона, кнопка со шнурком-хвостиком, платок.

Правила игры: В игру играют в большой компании. Ослик вывешивается на стене. Одному игроку завязывают платком глаза и дают в руки кнопку с хвостиком ослика. Игрок идёт к стене, пытаясь воткнуть хвостик в нужное место, а остальные игроки его направляют, подсказывая ему куда двигаться.




  1. Игра «Резиночки»


Оборудование: Бельевая резинка длиной2.5 м , завязанная в кольцо.

Правила игры: Играть могут 3 и более игроков. Двое натягивают резинку на ногах между собой, третий прыгает через резинку. Если он допустил ошибку, то сменяет одного из игроков держащих резинку. Игроки меняются в порядке очерёдности, выполняют на резинке разные фигуры, растягивая и перекрещивая резинку. Выигрывает тот игрок, кто сможет выполнить все фигура без ошибки.




  1. Игра «Шнурочки»

Оборудование: Шнур длиной 70 см, завязанный в кольцо.

Правила игры: Играют 2 человека. Первый игрок надевает шнурок на кисти рук и выполняет из шнурка фигуру, а второй игрок снимает шнурочек у него с рук так, чтобы получилась новая фигура и т. д. Цель игры в том, чтобы шнурок не запутался, и игра продолжалась как можно дольше.


  1. Игра «Платочек»

Оборудование: Платочек 30см на 30 см.

Правила игры: В игру играют 5 и более человек. Все становятся в круг. Платочек у водящего. Водящий бежит по кругу за спинами игроков и незаметно кладёт кому-нибудь из них на пол платочек. Водящий продолжает бежать, его цель- оббежать круг до того игрока и засалить его. Тогда этот игрок садится в центр круга- это наказание за невнимательность. Чтобы этого не случилось, игрок, которому положили платочек. Должен взять его и догнать водящего. Если водящий успел встать на место игрока с платочком, то игра начинается с начала и водит теперь игрок, которому положили платок. Если водящий не успел добежать до места и его догнал игрок с платком, то он садится в центр круга. Нельзя подсказывать во время игры, у кого лежит платок. Подсказавший так же садится в центр круга. В кругу штрафник сидит, пока не сядет туда другой игрок.

Список литературы:

  1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирование личности в детстве. М., 1990г

  2. Былеева Л. В. Подвижные игры. М. «Физкультура и спорт» 1985г.

  3. Вавилова Е. Н. укрепляйте здоровье детей. М. Просвещение 1985 г.

  4. Вайснер Р и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996г
  5. Ветрова В. В. уроки психологического здоровья. М - Педагогическое общество России 2000г.


  6. Должиков И. И. Физическая культура 1, 2, 3 класс пособие для учителя. М. Айрис-пресс 2003г.

  7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. Просвещение 1986г.

  8. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе М. Просвещение 1983 г.

  9. Патрикеев А. Ю. Подвижные игры 1-4 классы. М. ВАКО 2007 г.

  10. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет М. Владос 2001 г.

  11. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ под. ред. И. В. Дубровиной, Екатеринбург, 2000г.

  12. Рип М. Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе М. Просвещение 1985 г.

  13. Слободяник Н. П. формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М- Айрис-пресс, 2004г

  14. Смирнова Л. А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников М. Владос 2003 г.

  15. Станкин М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания М. Просвещениме 1997г.

  16. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. М-2004г

  17. Фрайберг С Волшебные годы: понимание и руководство проблемами раннего дества. М.,1995г

  18. Чумаков П. А. Спортивные подвижные игры. М. Физкультура и спорт. 1970 г.

  19. Шлемин А. М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М. Просвещение 1988 г.

  20. Шурухина В. К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продлённого дня. М. Просвещение 1986 г.

  21. Яковлев В. Г. Игры для детей. М. Физкультура и спорт 1975 г.