birmaga.ru
добавить свой файл

1
n=Комплекс коррекционно развивающих  занятий с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении~sz=280257;pg=1;te=Занятия с группой детей, испытывающих трудности в школе, направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности психической деятельности~cat=~t=Занятие~!~«Учение с развлечением»

комплекс коррекционно – развивающих  занятий

с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении

Пояснительная  записка


Комплекс коррекционно-развивающих занятий предназначен для организации специальной помощи детям с трудностями в обучении. Одной из причин трудности в обучении первоклассников является низкий уровень развития познавательных процессов. Занятия с группой детей, испытывающих трудности в школе, направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности психической деятельности.

Групповые занятия проводятся в игровой форме и включают методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка к самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако, наиболее слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь. Для развития речи используются приемы: постановка сказок и сочинение своих с последующим их проигрыванием. Тренировка спонтанной речи ребенка способствует формированию мыслительных операций, логических умозаключений.

^ Цель занятий:

развитие познавательных процессов и формирование учебной мотивации у младшего школьника для преодоления трудностей в обучении

Задачи:

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления;

- развивать коммуникативные навыки;

- способствовать созданию эмоционального комфорта

^ Предмет коррекции: познавательная сфера обучающихся

Комплекс коррекционно-развивающих занятий опирается на диагностику уровня развития познавательных процессов и сформированности учебной мотивации. По итогам диагностики формируются группы (8-10 чел.) с учетом уровня развития детей.

В группы принимаются дети: с дисгармоническим инфантилизмом (недостаточное развитие познавательной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи, мышления); соматически ослабленные; с функциональной недостаточностью нервной системы.

Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 мин.

^ Этапы занятий: занятие состоит из трёх частей

- разминка (1 упражнение);

- основная часть (1-3 упражнения);

- заключительная (1 упражнение)

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации.
Одно из основных направлений всей коррекционно-развивающей работы является повышение самооценки и учебной мотивации учащихся. И поэтому наличие коллектива в данном случае может оказать большую помощь. Большинство дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении имеет недоразвитие произвольной деятельности и очень часто демонстрирует инфантильные способы поведения. У них недостаточно сформирован образ «Я» (мне не доверяют окружающие, не верят в меня, я тоже не верю в себя и не знаю, каков я). Именно поэтому использование игр и упражнений, способствующих формированию социально приемлемых форм поведения.

Содержание работы:

Воображение – развитие воображения.
^

Занятие № 1  

Упражнение «Давайте знакомиться»


(5 мин) Психолог. Давайте познакомимся. На счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя, а по сигналу «молчок» (я поднесу палец к губам) нужно закрыть рот ладошкой.
Дети дружно выкрикивают свои имена.
Ой, какой шум и гам. Узнали ли вы имена друг друга? Узнала ли я, как вас зовут? Получилось ли у нас знакомство? Почему?
Дети отвечают. Применяется такой прием: учитель бросает мячик ребенку, тот отвечает.
Итак, знакомство у нас не состоялось: получились шум и гам. Мы не услышали имена друг друга. Поэтому надо говорить по очереди, и тогда мы услышим каждого. Участники группы по очереди называют свое имя в той форме, в которой бы им хотелось, чтоб к ним обращались.  
^

(10 мин) Упражнение « Дорисуй  картинку».


Оборудование: недорисованные картинки, карандаши

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, формирование операционных навыков.

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях. (Приложение)

^

(10 мин) Упражнение «Угадай кто я?»

Итак: «Кто я?» - спрашивает психолог у детей и изображает (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. А затем загадывает ребятам по очереди изобразить какой-либо предмет, животное, профессию.

^

(10 мин) Упражнение «Новое назначение предмета»

Оборудование: изображение любой фигуры (круг, прямоугольник и т.п.).


Ребята сидят в кругу. Психолог раздает листы с изображением какой-либо фигуры (круг, прямоугольник, треугольник). Каждый придумывает предмет, в который можно превратить фигуру. Например, круг можно превратить в мяч, в солнце, в колесо и т.д.
(5 мин)^ Упражнение «Мизинчики

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.
^

Занятие № 2


(15 мин) Упражнение «Инсценирование сказки»

Роли записываются на листочек и вытягиваются или раздаются, зачитывается и инсценируется сказка: Большая светлая поляна. В центре стоят 3 МРАЧНЫХ ДУБА. Они мрачно поскрипывают. Вокруг них летает красивая БАБОЧКА. Пробежал рядом ШУСТРЫЙ КАБАНЧИК. Ищет ЖЕЛУДИ или просто проводит спортивную разминку. Не далеко во ДВОРЦЕ скучает ПРИНЦЕССА. Наступает ВЕЧЕР, по НЕБУ плывет зловещая ЛУНА. РЫЦАРЬ на КОНЕ приехал к БАЛКОНУ петь ПРИНЦЕССЕ СИРИНАДУ.

(10 мин)^ Упражнение «Пятнография

ЦЕЛЬ: развитие воображения.

Оборудование: листы и краски.

Перед каждым участником чистый лист бумаги. Психолог ставит каждому ребенку на чистый лист пятно, а дети должны дорисовать ее так, чтобы вышло что - то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок окажется интереснее и смешным.
^

(10 мин) Упражнение « Дорисуй  картинку».


Оборудование: недорисованные картинки, карандаши

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, формирование операционных навыков.

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях. (Приложение)

(5 мин)^ Упражнение «Мизинчики

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.

Внимание  -  развитие внимания
^

Занятие № 3

(10 мин)Упражнение «Постройся в ряд по признаку (ранжирование)»


Психолог. Эта игра — на знание друг друга и быстроту реакции. Правила игры такие. На счет «1, 2, 3» нужно как можно быстрее построиться в один ряд. Я говорю вам, каким образом это нужно сделать (например, «постройтесь по росту»), а вы становитесь в ряд — впереди самый высокий ученик, в конце — самый маленький.
Понятно? Итак, постройтесь в ряд.
Психолог предлагает разные варианты, например, по цвету волос, по цвету платья, кофточки, пиджака, по цвету глаз — от самого темного до самого светлого.
Получилось? Почему не получилось?

(10 мин) Упражнение « Что я видел»

В этой игре ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтёт психолог (предложить одно из нижеприведенных стихотворений):

Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что плугом пашут луг в лесу,

Как медвежонок туфли мерил,

И как дурак всему поверил.

(С.Я. Маршак)

Из-за леса, из-за гор

Ехал дедушка Егор.

Он на пегой на телеге,

На дубовой лошади,

Подпоясан он дубиной,

Приопёршись на кушак,

Сапоги на растормашку,

На босу ногу пиджак.


Ехала деревня мимо мужика,

А из-под собаки лают ворота,

Кнут схватила лошадь,

Хлещет мужика,

Чёрная корова

Ведёт девку за рога.

(К.С. Станиславский)




^

(10 мин) Упражнение «Четыре стихии»


Психолог. Поиграем в игру на внимание. Она называется «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» — вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» — вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.
Дети играют.
^

(5 мин) Упражнение «Летает - не летает»


Психолог произносит слова и кидает мяч. Если он называет летающий предмет, то ребенок ловит мяч. Если назван нелетающий предмет, то ребенок не ловит.

(5 мин)^ Упражнение «Мизинчики

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.

Занятие № 4

(5 мин) Упражнение «1-2 – добрый день»

Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить «добрый день». Т.е. первый говорит «один», второй – «два», третий – «добрый день», четвертый – «четыре», пятый – «пять», шестой – «добрый день», и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.
^

(10 мин) Упражнение «Корректор»


Оборудование: листы с крупным печатным текстом

Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву К.


^

(10 мин) Упражнение « Хлопки»

Дети становятся в круг. Каждый получает порядковый номер. Все начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два — по коленям. Первый ребенок на хлопки в ладоши повторяет свой номер «один-один», а на хлопки по коленям называет номер любого другого ребенка, например, «три-три». Третий ребенок, услышав свой номер, на хлопки в ладоши повторяет свой номер, а на хлопки по коленям — номер любого другого ребенка. Ребенок, не успевший назвать свой номер, выходит из игры. Ребенок, назвавший номер того, кто уже вышел, тоже выходит. Побеждают два последних оставшихся.

^

(10 мин) Упражнение «Запрещенная буква»


Водящий каждому ребенку задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями считается тот, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

(5 мин)^ Упражнение «Мизинчики

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.

Восприятие  -  развитие  ощущения  и  восприятия.

Занятие № 5    
^

(5 мин) Упражнение «Необычное приветствие»


Психолог. В начале каждого занятия мы приветствуем друг друга. Сегодня мы сделаем это не совсем обычно — без слов, то есть взглядом, улыбкой, ладошками, плечами, коленками, ступнями, локтями. Проявите, пожалуйста, свою фантазию и изобретательность.
(20 мин) Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»

Цель – познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Оборудование: разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Психолог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий,  вчера - голубой, завтра - фиолетовый.

Сначала закрепляем цветовое обозначение: психолог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.

Затем психолог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

Чтоб скорей дождаться

Завтрашнего дня,

Дети спать ложаться

Рано, без огня.  (А. Барто)


В сад сегодня выносить мы не будем Машу.

На морозе простудить

Можно куклу нашу.

(О. Кригер)


Завтра вы спать еще будете детки,

А уж мы все понесемся на юг.

Нет там не стужи теперь, ни дождей,

Ветер листвы не срывает с ветвей.

 (А. Плещеев)

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось (С. Есенин)

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело,

Видно, есть мороз. (А. Фет)

Ласточки пропали,

А вчера с зарёй

Все грачи летали

Да, как сеть, мелкали

Вон за той горой.

(А. Фет)
^

( 10 мин) Подведение итогов


Дети отвечают на вопросы психолога:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как называется день, который уже прошел? (вчера)

- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня)

- Как называются день, который скоро наступит? (завтра)


(5мин) ^ Упражнение «Мизинчики»

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.

Занятие № 6

   

(5 мин) Упражнение «Здравствуй, мне очень нравится…»

Приветствия и установление контактов в данном случае проводятся с обязательным использованием в начале разговора фразы: “Здравствуй, мне очень нравится…”
(20 мин) Упражнение^ «ДНИ НЕДЕЛИ»

Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Оборудование: часы «Дни недели» с  цифрами 1-7.

Психолог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня  переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем психолог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий  день недели.

Задания:

Психолог называет  день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра. Понедельник-первый день.

Прогони, дружочек лень.

Мы во вторник очень близко

Познакомились с английским.

В середине же недели

Мы в спортзале попотели.

Музыкальней четверга

В жизни не было пока.

В пятницу у нас чуть свет

Начинается балет.

За неделю мы устали,

В выходные отдыхали.(Е. Кулагина)
(5 мин) Упражнение «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Оборудование: мяч.

Дети образуют круг. Психолог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем психолог  бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов:

 Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

^

(5 мин) Подведение итогов


Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

(5 мин)^ Упражнение «Мизинчики

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.


Занятие № 7   
(10 мин) Упражнение «Имя и движение»

Сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение - руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяет его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа).

 (10 мин)  Упражнение  «Когда это бывает?»

Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Оборудование: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Фишки.

Психолог зачитывает стихотворение:

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды -

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

(А. Кузнецова)

Затем всем играющим раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Психолог поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
(10 мин) Упражнение «Что за чем?»

Цель – закрепление последовательности времён года.

Оборудование: мяч.

Психолог зачитывает стихотворение:

Матушка-зима несёт

Рождество и Новый год,

Белый снег и синий лёд,

И сугробы у ворот.

Солнышком весна лучится.

Стаял снег, вернулись птицы.

Пробивается трава,

Распускается листва.

В сарафане, в босоножках,

С земляничкою в лукошке

Манит лето, хоть чуть-чуть,

На природе отдохнуть.

Осень желтою листвою

Осыпает нас с тобою,

В школу детвору зовёт,

Убирает огород.

(Е. Кулагина)

Дети встают в круг. Психолог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задает вопрос, ребенок отвечая, бросает мяч обратно.

Варианты вопросов:  Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько времён года? Назови первый месяц осени. и т.д.

^

(5 мин) Подведение итогов

Дети отвечают на вопросы психолога:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?


(5 мин) Упражнение «Мизинчики»


Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.

Мышление  -  развитие  мышления.

Занятие № 8   
(5 мин) Упражнение «Комплимент»

Каждому участнику предлагается посмотреть на сидящего слева соседа и подумать какая черта этого человека ему больше всего нравится т.е. необходимо сделать комплимент. Во время высказывания остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Тому, кому сделан комплимент, должен поблагодарить. И тоже сделать комплимент своему соседу слева.
^

(5 мин) Упражнение «Найди лишнее слово»


Оборудование: серии слов

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, твогог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.
^

(5 мин) Упражнение «Бывает - не бывает»


Оборудование: мяч

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

^

(15 мин) Упражнение «Буквенная путаница»


Оборудование: ручки и листы бумаги

Психолог загадывает слово (имя существительное, из определенного количества букв - например, из восьми) и переставляет в слове буквы как попало и записывает его на доске.

Получаются непонятное слово с неизвестным смыслом. Каждый пытается восстановить слово. Чем больше букв в загадываемом слове, тем труднее его восстановить, но зато какой простор для фантазии!

Хотите потренироваться? Угадайте, что означают слова: шарканда, шакиш, фаток, сокбира, турарот, репьюмокот.

^

(5 мин) Подведение итогов


Дети отвечают на вопросы психолога:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(5 мин) Упражнение «Мизинчики»

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.




Занятие № 9   
(10 мин)Упражнение «Приветствие»

Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. 

  • Ладонями, но только их тыльной стороной;

  • Стопами ног (внутренней частью);

  • Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот);

  • Лбами (но очень осторожно).
^

(10 мин) Упражнение «Сказки-перевертыши»


Суть игры – название сказки «перевернуть наоборот» и загадать противнику. Кто больше отгадает сказок – тот и выиграл. Как вариант – можно «переворачивать» не только названия сказок, но и имена главных героев. Ниже несколько примеров сказок-перевертышей:

«Дворец» - «Теремок»,

«Оловянное животное» - «Золотая рыбка»

«Квадратик» - «Колобок»

«Петушок - Рябушок» - «Курочка - Ряба»

«Курочка – серебряная лапка» - «Петушок – Золотой Гребешок»

«Бумажная коровка» - «Соломенный бычок»

«Больной – Ойздоров» - «Доктор Айболит»

«Носочек» - «Варежка»

«Пес без шляпы» - «Кот в сапогах»

Так можно продолжать до бесконечности, благо сказок – огромное количество. Главное – дать волю фантазии, и тогда веселье и детский смех Вам обеспечены!

^

(10 мин) Упражнение «Кто больше назовет предметов?»


Все дети делятся на две команды.

Психолог ставит перед детьми задание назвать предметы:

а) Определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие);

б) Определенной формы (треугольные, круглые. прямоугольные);

в) Изготовленные из определенного материала (стекла, дерева, металла).

За правильные ответы команды получают фишки.
(5 мин)^ Подведение итого

Дети отвечают на вопросы психолога:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(5 мин) Упражнение «Мизинчики»

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.

Память  -  развитие  памяти.

Занятие № 10 

(10 мин) Упражнение «Бросать друг другу мяч с любым вопросом "о тебе"». Вопросы могут быть самыми разными - об увлечениях, семье, о том, что делал сегодня. Получивший мяч дает ответ на вопрос, затем кидает мяч дру­гому участнику со своим вопросом.
(10 мин)^ Упражнение «Тренировка памяти

Оборудование: поднос, различные предметы, платок

На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка...

В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями.
(15 мин)^ Упражнение «Пиктограмма

Оборудование: бумага, ручка или карандаш

Ребята должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.

Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как "Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость", "Гнев", "Печаль".

(5 мин)^ Упражнение «Мизинчики

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.
Занятие № 11   

 (5 мин) Упражнение «Хрюкните те, кто...»

Ведущий задает детям вопросы, например, такие:

Кто любит смотреть на огонь?

Кто умеет ездить на велосипеде?

Кто любит дарить подарки?

Кто не боится бегать под дождем?

Дети должны отвечать, издавая смешные звуки: хрюкать, пищать, мычать и т.д. — по команде ведущего.
(10 мин)^ Упражнение «Рисуем по памяти

Первый из ребят рисует на доске или мольберте домик. Следующий ребенок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.

Что за рисунок получится в конце концов?
(20 мин)^ Упражнение «Увидел, услышал – запомни!

Оборудование: бумага, ручки

Дети садятся вокруг стола. Один из ребят записывает 5 однозначных чисел, затем четко их произносит. Дальше каждый должен записать их у себя на листике в том же порядке. Тот, кто продиктовал числа, проверяет их у всех участников. Затем его сосед пишет у себя на листке бумаги уже свои 5 чисел и показывает их ребятам в течении пяти секунд, остальные должны их запомнить и записать у себя на листке бумаги в том же порядке.

(5 мин)^ Упражнение «Мизинчики

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.

Речь  -  развитие  речи.
^

Занятие № 12   

(10 мин) Упражнение «Спасательная шлюпка»


Пусть все участники станут в центр комнаты — «океана». Громко назовите число — «шесть!». Участники должны быстро разбиться на группы по шесть человек, и держась друг  за друга, образовать «спасательные шлюпки». Участник, который не попал ни в одну из групп, плавает вокруг, пока не назовут другое число. Называйте числа быстро, чтобы участники двигались. Таким образом можно сформировать группы для следующего упражнения —  просто назовите последним то, число, которое соответствует количеству участников в группах, необходимому для следующего упражнения.
^

(20 мин) Упражнение « Составь рассказ по сюжетной картинке» (например, «Спасение собак»).


Оборудование: 3—4 сюжетные картинки, составляющие рассказ.
На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка). Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку. В нашем примере на рис. 1 изображен собачий домик на берегу замерзшего озера, около домика — собака со щенятами, озеро покрыто снегом; на рис. 2 — начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру. Собака со щенятами забралась на крышу домика и лает, прося о помощи. Следующей, третьей, картинки нет. Ребенку предлагают придумать конец рассказа, напоминая в качестве помощи его название («Спасение собак»), а затем нарисовать картинку, например, такую, как на рис. 3.
^

(5 мин) Подведение итогов


Дети отвечают на вопросы психолога:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(5 мин) Упражнение «Мизинчики»

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.
^

Занятие № 13   

(10 мин) Упражнение «Приветствие»


Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга. 
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами. 

^

 (10 мин) Упражнение «Закончи предложение»


Ребенок должен закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
^

(5 мин) Упражнение «Составляем предложения по алфавиту»


Первый ребенок составляет предложение, начальное слово в котором начинается с буквы «А». Второй ребенок придумывает предложение с первым словом на букву «Б», третий ребенок - на букву «В» и т.д.
^

(10мин) Подведение итогов


Дети отвечают на вопросы психолога:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(5 мин) Упражнение «Мизинчики»

Участники встают в круг на одну ногу и берут друг друга за мизинчики. И проговаривая вслух: “Чтоб нам завтра повезло…” - 3 раза. Вместе с произношением фразы участники подпрыгивают, стараясь сохранять равновесие.

^ Используемая литература для подготовки к занятиям:

  1. В.Ю. Большаков «Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры». Санкт – Петербург, 1996 г.

  2. Л. Генденштейн, Е. Мадышева. Энциклопедия развивающих игр. (Арифметические игры для детей) ТЕЛЕКСА «Гимназия». –МтХ 1998. 

  3. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.

  5. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А., Слоненко Т.Б. Как развивать внимание,1997. 

  6. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие - 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с.