birmaga.ru
добавить свой файл

1
Викторина «Знаешь ли ты фразеологизмы?»


Викторина «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Кого по осени считают? (Цыплят)

Где обычно советуют искать ветра? (В поле)

Каково количество пядей во лбу у умника? (7)

К кому обычно призывают вернуться? (К нашим баранам)

С чем обычно бывает кровь у здоровяков? (С молоком)

Что обычно выкидывают оригиналы? (Коленце)

В чём иногда пытаются носить воду? (В решете)

Кто на безрыбье может стать рыбой? (Рак)

Объясните значение фразеологизмов.

Кот наплакал

Слова не вытянешь

Куры не клюют

Рта не закрывает

Семи пядей во лбу

Олух царя небесного

Дать маху

Ходить вокруг да около

Брать быка за рога

Попасть в точку

Замените одним словом следующие фразеологизмы.

Мозолить глаза - надоедать Куры не клюют - много

Точить лясы - болтать Не покладая рук - трудиться

Клевать носом - засыпать В один голос - одновременно

Бить баклуши - бездельничать Надуть губы - обидеться

В ежовых рукавицах – строго Жить бок о бок - поблизости

Не находить себе места – волноваться Извиваться ужом - хитрить

Кануть в лету – исчезнуть Пальма первенства - лидерство

Семи пядей во лбу – умный Делать из мухи слона - преувеличивать

Кровь с молоком – здоровый Как две капли воды - одинаковые

Набрать в рот воды – молчать Когда рак на горе свиснет – никогда

Зарубить на носу – запомнить В час по чайной ложке - медленно

Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Делить шкуру неубитого … Купить … в мешке. … в мешке не утаишь. Согнуть в … рог. Толочь … в ступе. Не в бровь, а в … Выйти … из воды. Надуться как … на крупу. Вот где … зарыта.

Сгруппируйте антонимичные фразеологизмы.

Не покладая рук Сидеть сложа руки


Ни зги не видно Хоть иголки собирай

Ворон считать Держать ухо востро

Чуть свет На ночь глядя

Как кошка с собакой Душа в душу

Жить своим горбом На чужой шее сидеть

От горшка два вершка Коломенская верста

Повесить нос Воспрянуть духом

Рукой подать У чёрта на куличках

На вес золота Грош цена

Песок сыплется Молоко на губах не обсохло

Мастер кислых щей Мастер на все руки

Семи пядей во лбу Хоть кол на голове теши

В час по чайной ложке На всех парах

Закончите фразеологизмы.

Волков бояться -… (в лес не ходить). Без задних … (ног).

Нет дыма … (без огня). Брать себя в … (руки).

Куй железо, … (пока горячо). Бросать слова на … (ветер).

Знает кошка … (чьё мясо съела). Взять голыми … (руками).

У кого что болит, … (тот о том и говорит). Водить за … (нос).

Не разольёшь … (водой). Вывести на чистую …(воду).

Держать камень за … (пазухой). Держать язык за … (зубами).

Делать из мухи … (слона). Ждать у моря … (погоды).

За тридевять … (земель). Зарубить себе на … (носу).

Заговаривать … (зубы). Гроша медного не … (стоит).

Днём с огнём не … (сыщешь). В ежовых рукавицах … (держать).

Палец о палец не …(ударит). Впросак … (попасть).

Определите, какое из двух сочетаний слов не является фразеологизмом и почему?


  1. медвежья берлога, медвежья услуга; 2) волчий аппетит, волчий хвост; 3) горькая микстура, горькая правда; 4) приходить на выручку, приходить на собрание; 5) глубокий пруд, глубокий старик

Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.

хоть пруд пруди куда глаза глядят

кто во что горазд в двух шагах

как снег на голову куры не клюют

ни рыба ни мясо кто в лес, кто по дрова

рукой подать как гром среди ясного неба

куда ноги несут ни то ни сё

с пустыми руками приводить в бешенство

ни кровинки в лице как мел

Доводить до белого коления несолонохлебавши

Восстановите фразеологизмы.

Из ____вон (плохо). Как в ____канул.

Мастер на все_____. Вариться в собственном____.

Подливать_____в огонь. Как рукой_______.

Несолоно_______. Как снег_______.

Кто в лес______. Ни к селу_______.

Тише воды_____.

Закончите стихотворение, подобрав нужный по смыслу фразеологизм.

Товарищ твой просит украдкой Фальшивят, путают слова,

Ответы списать из тетрадки. Поют кто в лес, кто по дрова,

Не надо, ведь этим ты другу Ребята слушать их не станут,

Окажешь_____________. От этой песни__________.

(медвежью услугу) (уши вянут)

Дружнее этих двух ребят Мы исходили городок

На свете не найдёшь. Буквально вдоль и поперёк,

О них обычно говорят И так устали мы в дороге,

__________________. Что еле______________.

(водой не разольёшь) (волочим ноги)

Определите, какие предметы или явления объединяют каждую группу фразеологизмов. Запишите эти фразеологизмы.

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают и всюду суют, вмешиваясь в чужие дела. (Нос).

Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают. Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные. А ещё на них можно вешать лапшу. (Уши).

Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить. Он может быть хорошо подвешен. Его можно держать за зубами. (Язык).

Иногда в них пускают пыль. Их можно сделать большими. Они могут разбегаться в разные стороны. (Глаза).

Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело. Её не сварить с тем. С кем трудно сговориться. Её просит рваная обувь. Она в голове у вечных путаников. (Каша).


Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Ею нельзя разлить неразлучных друзей. В неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (Вода).

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез. На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер).

Из стихотворения В. Суслова «Как работает слово?» выпишите как можно больше фразеологизмов.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

« Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Прочитайте сказку, найдите и выпишите 10 фразеологизмов.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.


- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню.

А бабушка: « Всему своё время».

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка».

А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».

Какой фразеологизм используют, когда…

- очень много людей в тесном помещении;

- хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствуют;

- бывают в постоянных хлопотах, суетятся;

- очень быстро бегут;

-неожиданно появляется кто-либо;

- проливной дождь, ливень;

- полная тишина;

- кто-либо оказался в нелепом, смешном положении

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

Например:

Ребенок сказал: Взрослые говорят:

пойти на исправку пойти на поправку

куда глаза видят куда глаза глядят

душа в подметки ушла душа в пятки ушла

свободная птица вольная птица

открыть Африку открыть Америку

посчитать в голове посчитать в уме

глаз упал на книжку взгляд упал на что-нибудь

на свежий ум на свежую голову

нервы скандалят нервы шалят

в пятки не годится в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".


Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Пословицы:

1. "Дело мастера боится".

2. "Всякий мастер на свой лад".

3. "На все руки мастер".

4. "Портной испортит - утюг загладит".

5. "Картошка поспела - берись за дело".

6. "Без труда и в саду нет плода".

7. "Каков уход, таков и плод".

8. "Больше дела - меньше слов".

9. "Всякий человек у дела познается".

10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".

11. "Без дисциплины жить - добру не быть".

12. "Заработанный хлеб сладок".

13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".

14. "Без начала нет конца".

15. "Без порядка толка нет".

16. "Без работы пряников не купишь".

17. "Глаза боятся - руки делают".

18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".

19. "Без труда нет добра".

20. "Труд - лучшее лекарство".

21. "Терпение и труд все перетрут".

22. "Будешь книги читать - будешь все знать".

23. "Дом без книги, что без окон".

24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".

25. "Где ученье - там уменье".

26. "Ученье и труд вместе живут".

27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".

28. "Почитай учителя, как родителя".