birmaga.ru
добавить свой файл

1
ГКОУ СО «Туринская СКОШИ»


Подготовила урок библиотекарь 1 категории Помаскина Светлана Анатольевна
Библиотечный урок на тему:
«ЧУДО, ИМЯ КОТОРОМУ — КНИГА»
Цель: Развитие интереса к книге, устойчивого желания читать.
Задачи:
- Привитие любви к чтению;

- Воспитание уважения к книге

- Развитие интеллектуальных способностей учащихся;

- Развитие любви к книге, расширяя сферу знаний о ней.

- Знакомство с историей создания письменности и книги

Оборудование:

- презентация

- выставка книг

- жетоны

- дидактический материал

- осиное гнездо

- Словарь Ожегова

- Книга Марка Твена

- сердечки

- награды победителям
Форма проведения - соревнование
(1 слайд)

Библиотекарь:

Добрый день, ребята! Сегодня на улице не очень хорошая погода осень – холодно, мрачно, сыро, не очень хочется идти на улицу. Вы ищете себе занятие по душе, но не всегда находите. А ведь всегда с вами рядом есть друг (расшифруйте и скажите кто?)

Не забывайте правила поведения на уроке – не кричать, поднимать руку, активно работать и получать жетоны, а в конце урока мы их подсчитаем и выявим «суперчитателя».

Расшифруйте запись и скажите, кто ещё может быть вашим другом?

◘ ◄ ★ ► 















г

д

а

н

к


п

и


Ответ: Книга

(2 слайд)

– это книга. И сегодня у нас пойдёт речь о книге. Ведь книга – твой друг, без неё как без рук. (работа с пословицей).(учит, даёт новые знания, поднимает настроение, даёт хорошие, мудрые советы)

Дружба с книгой, обращение с ней не зависит ни от погоды, ни от времени года, а зависит она от состояния души. И если ваша душа и сердце не хотят читать или у них нет такой потребности, то с таким чувством надо бороться. Иначе ваша жизнь будет скучной, серой и однообразной. Недаром говорят: «Прочёл новую книгу – встретился с другом». А друг в беде не бросит, он поможет, посоветует и поднимет настроение.

А теперь, ребята, расшифруйте запись и узнайте тему нашего урока. (раздать карточки с шифровкой)
8Д; 4В; 6В; 2Ж 4Б; 1И; 3Ж 6А; 8Б; 4А; 8Б; 4А; 8Б; 1И; 8К 6А; 5Ж; 4Б; 6Ж; 4А






1

2

3

4

5

6

7

8

А

В

Г

З

Р

А

К

Е

Е

Б

Ю

Л

У


И

Ж

А

П

О

В

Б

С

Ц

У

У

Д

А

Б

Г

В

Н

Ф

К

П

И

Э

П

Д

А

Е

Ы

Д

Р

Л

Р

Ч

Е

П

Ю

Й

Ш

Н

Ю

Х

Б

Ж

И

О

Я

Л

Н

Г

Г

В

И

М

А

Е

А


Б

К

Н

Л

К

К

Е

П

Т

Ж

Ш

З

У


Ответ: Чудо, имя которому – книга.

(3 слайд)
(4 слайд)

Книга, быть может,

наиболее сложное и великое чудо

из всех чудес, сотворённых человечеством

на пути его к счастью

и могуществу будущего.

М.Горький
Книга — это чудо! Вот лежит на столе маленькая книга — в две ла­дони величиной, а в нее вмещены люди, дома, города. Она лежит на столе неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой может соперничать даже космическая ракета. Она переносит нас в прошлое и в будущее. Книга единственная машина времени, созданная человеком.

(5 слайд)

Книге ставят памятники, делают сувениры, вот у меня есть такой сувенир, книга сделана из камня – малахита. Каждая книга – это новая история, новая судьба, новое приключение.

Чтение учеником стихотворения «Книга» Н. Катасоновой(в руках держит книгу Марка Твена)

(6 слайд)

Я открываю книгу – какой счастливый миг!
Как много интересного я узнаю из книг:
Ответы на вопросы «как, что и почему»,
Если на уроке я что-то не пойму;
О том, как жили люди и как живут сейчас,
О чём мечтают дети в стране у нас.
Хороших много книжек пишут для ребят,
И авторов любимых стоит на полке ряд.

Я часто открываю Марка Твена том,

А там живёт проказник – весёлый мальчик Том.
Вот это был парнишка! Пускай не «золотой»,
Но верный и отважный. А выдумщик какой!
Гайдар, Дюма, Катаев, Беляев и Жюль Верн
Дают уроки жизни и доблести пример.

На протяже­нии всей жизни мы обращаемся к книге. С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий нас мир и самих себя. Нередко книга, вовремя прочитанная, оп­ределяет жизненный путь человека.

Книга - по­мощник, когда мы работаем; товарищ, когда мы отдыхаем; порой она — просто развлечение. Но всегда книга наш спутник. А для того, кто умеет дружить с ней — и верный друг. Есть люди, которые этого не забывают. Они платят книге любовью и уважением. Их называют книголюбами.

В нашей школе немало таких книголюбов:

Полещук Коля

Карагаева Настя

Родненкова Юля

Коркин Стасик

Полещук Катя

Колбанёв Слава

Курмачёва Айя

И что характерно – эти ученики хорошо учатся, а помогает им в этом – чтение книг. (7 слайд)

В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонечко стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу – и книга начнёт рассказывать:

«Жили - были старик со старухой у самого синего моря…» Догадались, ребята, из какой это книги? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

У вас есть, наверное, любимые книжки, назовите их.
Книга, хотя она и не живая, говорит с нами о разных странах, о разных временах, о разных судьбах. Иногда о самой себе, о том, как, когда и почему она была написана. Но чаще из нее этого не узнаешь. А узнать хочется. И о том, как возникла конкретная книга, которую чи­таешь сейчас, и о том, как возник­ли книги вообще.

Давайте же узнаем об этом чуде:

(8 слайд)

Откуда же бе­рет начало книга? Давайте с вами мысленно перенесемся во време­на, когда человек уже умел гово­рить, но писать ещё не умел. Как же люди передавали информацию?


Аня:

Существовало несколько способов. (9 слайд)

Первой по­пыткой остановить и сохранить слово были пиктограммы. Давайте обратимся к словарю Ожегова, чтобы узнать, что такое пиктография. Пик­тография — это письмо в виде рисунков. Давайте представим, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками. (10 слайд)

Древний художник выбил на камне вот что: лодка с гребцами, на ней серп-месяц и три кружочка солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси.

Подумайте, что могут означать эти рисунки. (Варианты ответов ребят.) “Это письмо можно почесть так: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Нашли место, богатое дичью. Добыли много оленей и гусей. Плывите за нами!”

Библиотекарь: - А используют ли в наше время люди пиктографическое письмо?

Дети: (дорожные знаки, реклама).

Библиотекарь: Попробуйте разгадать слово по первым буквам рисунков.

(книга)

А теперь вы попробуйте написать слово, используя буквы-рисунки и загадать его соседу по парте.


- Удобно ли было такое письмо? Почему?

Дети: (письмо получается очень длинное, и писать его нужно долго)

(11 слайд)

Вы знаете, ребята, а ведь и в наши дни пользуются похожим рисунчатым письмом. Пиктография сквозь тол­щу времен дошла и до нашего вре­мени. Две детские фигурки на знаке уличного движения означа­ют: «Осторожно, здесь улицу пе­реходят дети!» Все знаки уличного движения — это настоящие пик­тограммы.

Как вы думаете, где ещё применяют такие рисунки? (Варианты ответов ребят.)


  • На улице часто можно увидеть картинку-знак. Водитель увидит знак и сразу поймёт: рядом школа, дети, значит, надо быть особо внимательным и осторожным.
  • Нарисована зебра – пешеходный переход.


  • Другое письмо-картинка – предупреждающий знак. Его рисуют на ящиках. Оно говорит: “Груз боится сырости” , «Не кантовать!»



Женя: Послушайте историческую справку о том, какими были самые первые книги. (обращение к иллюстрациям древних книг)

(12 слайд)

  1. Более двух тысяч лет назад появились первые книги. Они были из пергамента (выделанная кожа животных). Книга когда – то в незапамятные времена была свитком. Её удобно было носить в дорожном мешке.

(13 слайд)

  1. Но сначала книга была каменной, как вам рассказала Аня, каменная книга состояла сплошь из картинок.

(14 слайд)

  1. Дальше была деревянная книга.

(15 слайд)

  1. Но всех затмил папирус. Он выделывался из тростника трёхметровой высоты.

(16 слайд)

  1. В это же время в ходу были глиняные книги. На них не писали, а выдавливали значки. Эти книги хранили в бочках, сосудах.

(17 слайд)

  1. Конечно, говоря о древнейших книгах, нельзя не сказать и о берестяных грамотах.«Бумагой», на которой выцарапывали костяным стержнем текст, служила берёзовая кора – береста.

(18 слайд)
Аня: На Руси книги появились с принятием христиан­ства. Писали их летописцы. Руко­писная книга писалась в течение года или даже нескольких лет. Каждая книга была настоящим ше­девром. Двух совершенно одинако­вых книг не было и быть не могло.

(19 слайд)

Тексты писались на дорогом и ред­ком пергаменте, в первых книгах текст писали слитно (для экономии места), переплеты изготовляли из сафьяновой кожи, окла­ды украшали золотом и серебром. И только в 13 веке появились книги из бумаги.

Библиотекарь: А сейчас из рубрики « Это интересно!»

(20 слайд)


Посмотрите, что у меня в руках, на что это похоже?

(21 слайд)

Да, действительно, это часть осинового гнезда – ячейки, в которые осы откладывают свои личинки. Посмотрите внимательно, из чего они сделаны. Да, из бумаги. Именно оса подсказала людям новый способ изготовления бумаги.

Сидели как-то в саду два директора бумажных фабрик, и вдруг они заметили, что по деревянному забору ползают осы, а за ними остаются светлые полосы. И стали люди за осами наблюдать. А осы тем временем работали. Они своими челюстями собирали верхний слой древесины, тщательно пережёвывали его, смешивая со слюной капельку за капелькой, расстилали эту массу, делая себе гнездо. Когда масса высохла, получился тонкий слой бумаги. Два директора, посмотрев на это, стали делать бумагу по тому же принципу. Сначала древесина сильно размельчалась, потом опилки перемешивались с химикатами и, чтобы всё это быстро сохло, промокались специальными фильтрами и сушились. Так и был изобретён новый способ получения бумаги, подсмотренный у ос.

(22,23 слайд)

(24 слайд)

Обратите внимание на выставку книг «Человек придумал книгу!» – здесь вы можете прочитать всё о возникновении книги.

Библиотекарь: Книга завоевала весь мир, она сопутствует человеку во всех сферах его труда, быта и культуры. Так не ленитесь читать – это вам пригодится в дальнейшей жизни. А сейчас попробуйте прочитать секретный приказ.

«Секретный приказ»:
Лишь буквы – те, что в этих строчках

Даны не более, чем раз,-

Тебе помогут быстро, точно,

Секретный выполнить приказ.

З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э
Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П О М
Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т Я Ч З

Зачеркни буквы, которые встречаются более, чем один раз и, прочитай приказ. Запиши его.

(будь врагом лени)

(25 слайд)

Сегодня вы узнали что-то новое из истории книги. Давайте проверим, что вы запомнили.


Викторину по истории книги.


  1. Как называются рисунки, изображений? (пиктограммы)

  2. Можем ли мы сейчас жить без пиктограмм? (нет)

  3. Как называли человека, который писал первые книги? (летописец)

  4. На чём писали книги до 13 века? До изобретения бумаги? (пергамент, бересто, глина, дощечки, камень, папирус)


Женя: Как вы помни­те, в первых книгах текст писали слитно (для экономии места). По­чувствуйте себя читателем Древне­го мира и попробуйте прочитать пословицы, написанные, как в древних книгах, — слитно.

(раздаются листы с двумя пословицами, в которых слова написаны слитно. Ребята читают их вслух.)

Пословицы

ИЗГЛУБИНЫМОРЯДОСТАЮТЖЕМЧУГИЗГЛУБИНЫ КНИГЧЕРПАЮТЗНАНИЯ.

(26 слайд) (Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)

НАПРАСНЫЙТРУДУДИТЬ БЕЗКРЮЧКАИУЧИТЬСЯБЕЗ КНИГ. (27 слайд)(Напрасный труд удить без крючка и учиться без книг.)

Подведение итогов: (28 слайд)

Библиотекарь:
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, были активными, заработали много жетонов. Давайте же подсчитаем их и определим «суперчитателей» и, конечно, же - наградим их.

Убедил ли наш сегодняшний час общения вас в том, что книга – это чудо? Оставьте на сердечках, которые лежат на столах, свое мнение и впечатление о нашем уроке в письменной или знаковой форме.(+ - да, - нет)

Человек, который любит и умеет читать – счастливый человек. Он окружен умными, добрыми, верными друзьями – книгами.

Замечательный писатель Эдуард Успенский сказал:

«Если вы хотите узнать, насколько умнее и лучше становится человек, прочитавший тысячу книг, прочитайте тысячу книг»

(29 слайд)

А Екатерина Вильмонд уверена, что человек, не читающий книг, удивительно скучен.

(30 слайд)

Дерзайте! Читайте как можно больше! До новых встреч!