birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 60 61
Серия «Учебники, учебные пособия»


Ю.Г.ВОЛКОВ, В.Н.НЕЧИПУРЕНКО, С.И.САМЫГИН

СОЦИОЛОГИЯ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ответственный редактор доктор философских наук, профессор Ю.Г.Волков

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений

Издательский Торговый Дом

КР Зшрус

Москва


«Феникс»


Ростов-на-Дону


1999

ББК60.5Я73

В 67

Ответственный редактор доктор философских наук, профессор Ю.Г. Волков

Рецензенты

член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор А.В. Дмитриев

декан шщюлогаческого факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор А.О. Бороноев

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. В
67 Социология: история и современность

Серия «Учебники, учебные пособия», Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999— 672 с.

Книга отличается комплексным и интегральным изложением учебного материала, «многослойностью» структуры, позволяющей дать целостную панораму возникновения и развития социологиче­ских теорий в широком историческом контексте. Содержание характеризуется лаконичностью и в то же время высокой ин­формативностью, глубиной анализа основных концепций социоло­гии, логической последовательностью и доступностью. Все это дало возможность впервые в отечественной научной литературе в одной книге вместить почти 200-летнюю историю социологиче­ской мысли от О. Конта до Э. Гидценса, показать диалектику един­ства истории и современности.

Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, аспирантов, преподава­телей и всех интересующихся историей социологического знания.


ISBN 5-222-00492-9

ББК60.5Я73


© Волков Ю.Г, Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ., 1999

© Оформление: изд-во «Феникс», 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга представляет собой учебник по истории соци­ологии—развернутое хронологическое изложение содержа­ния пути концептуального развития социологического знания. Справочники и словари служат другой цели — всеобщему понятийному охвату в определенной области знания. Тот, кто хочет получить точные сведения по специальной теме, всегда найдет в них краткую информацию, а кроме того — справку о современном состоянии исследований и рекомен­дации по необходимой академической литературе.

Учебник не может удовлетворить это требование полно­ты. Его назначение в том, чтобы содействовать повышению качества знаний читателя, а также развитию у него способно­сти суждения, которая поможет в дальнейшем действовать са­мостоятельно. Дидактическая ценность такого учебника со­стоит именно в том, что он дает возможность использовать богатейший концептуальный материал, накопленный социо­логической мыслью, для выработки у читателя теоретической парадигмы социологического мышления. Исторический пере­ход от спекулятивно-философского типа мышления к социо­логическому представляет собой не только важный этап раз­вития общественной мысли, но гораздо более масштабное явление — переход к новому видению мира и места в нем человека. Исторически обусловленное застревание теорети­ческого обществознания в России на уровне развития сере­дины XIX века способствовало формированию известной косности понимания, несовместимой с реалиями жизни со­временного открытого мира. Изучение наследия классиков социологической мысли, помимо чисто образовательных це­лей, служит расширению сознания читателя, дает ему пони­мание поливариантности и многоплановости социальной жизни как формы существования человека.

Социология: история и современность


Это сопряжено с определенными трудностями. Несмотря на то, что в последние годы проделана огромная работа по переводу работ классиков социологической мысли, их твор­чество все еще недостаточно представлено русскоязычному читателю.

Предлагаемый учебникпо истории социологии призван ока­зать помощь тому, кто желает научиться самостоятельно ориен­тироваться в океане социологических школ, течений и направ­лений. Авторам удалось датьширокую панораму исторического развития социологии от Контаи Спенсера до ГидценсаиТуре-на и одновременно показать сложную динамику идейной и ин­теллектуальной борьбы, сопровождавшей это развитие. Ясность мысли и доступность изложения ни в коей мере не снижают теоретической глубины работы. Везде, где это возможно, авто­ры стремились сохранить или адекватно перевести оригиналь­ные термины, используемые классиками социологии. Кроме того, в учебнике впервые вводятся в оборот прежде не перево­дившиеся работы зарубежных социологов.

Одним из основных достоинств предлагаемого учебника, как нам видится, является удачное раскрытие авторами глу­бинной взаимосвязи, существующей между ходом развития социологического знания и текущими социальными процес­сами. История социологии показывает, что крупные социоло­гические школы возникали, когда определенные обществен­ные ситуации подбрасывали ученым новые проблемы. Для решения этих проблем создавался соответствующий инстру­ментарий. Когда Огюст Конт ввел в употребление слово «со­циология», европейское общество переживало тяжелый кри­зис: противостояние стран, революции, гражданские войны. Зарождению пролетариата и секуляризации также сопутство­вала ожесточенная идейная борьба. Конт рассматривал борь­бу мировоззрений как бесплодную и опасную. Он отнюдь не 5ыл аполитичным ученым и мечтал о прогрессе и мире. Он считал эту цель достижимой, если изучение общества высво-

Предисловие

бодится из идеологических рамок. Только тогда возможно ра­зумное действие. Конт требовал от тех, кто занимается соци­альными проблемами, чтобы они брали пример с ученых-естествоиспытателей. Так социология стала «позитивной на­укой». Она занимается в первую очередь тем, что имеется на­лицо, или, лучше сказать, тем, что можно обнаружить. Соци­олог хочет наблюдать и объяснять социальные факты.


«Глобальные» социологические теории, безусловно, не соответствуют этому требованию. Но, несомненно, некото­рые всеобщие теории, несмотря на присутствующие в них спекулятивные элементы, решительно помогают науке дви­гаться вперед: ведь они способствуют тому, что иные про­блемы выходят на новый научный уровень. Поэтому необхо­димо изучать всеобщие теоретические построения; кроме того, они часто отражают в сколько-нибудь рациональной форме общественное сознание эпохи, класса или движения, поскольку они составляют предмет социологии. История со­циологии позволяет увидеть, что происходит, когда общество создает свой теоретический образ, при каких социальных ус­ловиях становится возможным появление социологии как науки и возникает спрос на такую дисциплину.

Авторам учебника удалось доступно изложить и наиболее полно представить ключевые моменты истории социологиче­ской мысли, концепции, которые оказали значительное влия-ниенаразвитиесоциологиикакнауки. Срединебольшого числа современных учебников и учебных пособий по истории соци­ологии работа профессора Ростовского государственного уни­верситета Ю.Г.Волкова, профессора РГЭА С.И.Самыгина, кан­дидата философских наук В.Н.Нечипуренко, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к учебной литературе по названному предмету.

Декан социологического факультета МГУ,

доктор философских наук,

профессор В.И.Добреньков

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое читателю учебное пособие по курсу «Исто­рия социологии» предназначено в первую очередь для студен­тов социологических и других гуманитарных специальностей вузов, но будет полезно также и всем штгересующимся истори­ей социально-философской и социологической мысли.

Содержание учебника структурировано в целом по хроно­логическому и географическому принципам, как этого обыч­но требует изложение истории науки. Воздерживаясь по воз­можности от критических и оценочных суждений, авторы стремились сделать текст преимущественно дескриптивным, так как ставили своей целью дать читателю как можно более объективную и полную картину генезиса и исторического раз­вития социологии.


Широтапоставленнойзадачи требовала от авторского кол­лектива привлечения разнообразных, в том числе и иностран­ных, источников, многие из которых вводятся в отечественный научный оборот впервые. В числе таких источников следует назвать работы Д. Брауна, И. Валлерштайна, Э. Гидценса, Д. Джери, Г. Микл-Хорке, Р. Морроу, А. Туренаи других.

Концептуальную основу учебника составляет представле­ние о социологии как о единой ветви гуманитарного знания, обладающей одной и той же парадигматической спецификой. Первая из девяти глав посвящена, в частности, рассмотрению базисньгхпреддосьшоквозникновениясоциологии как особо­го, качественно нового типа науки об обществе и вскрытию ее принципиального отличия от социальной философии.

Социологическое знание, несмотря на то, что давно уже существует в качестве вполне сформировавшейся самостоя­тельной науки, сохраняет неразрывную связь с теми вдеями и представлениями, которые стояли у его истоков. А эти идеи неотделимы от исторического контекста возникновения со-

Введение

циологии. Поэтому авторы подробно останавливаются на ис­торических предпосылках возникновения этого феномена, а также все последующие ключевые моменты в развитии со­циологического знания рассматривают комплексно—на фоне не только соответствующей социально-исторической ситуа­ции, но также широкого экономического, политического и культурного контекста.

В настоящем учебном пособии развитие социологии по большей части представлено одновременно в трех аспектах: как история идеи, как история теории и как история метода. Эти три аспекта развития исторически далеко не всегда на­ходились в единстве. Великие социально-политические дви­жения XIX века, в частности, породили ряд не утративших своего значения идей, однако эти идеи не имели никакого отношения к научным методам социологии. В настоящее вре­мя между базисными идеями и идеологемами эпохи и мето­дами эмпирических социологических исследований также со­храняется значительная дистанция.


Тем не менее с необходимостью должна прослеживаться связь, реально существующая между интеллектуальными дви­жениями в узкопрофессиональной среде обществоведов и со­циально-экономическим состоянием общества конкретных стран и конкретных периодов. Развитие науки не является автономным. Реальные обстоятельства, в контексте которых осуществляется научное исследование, накладывают весо­мый, порой определяющий отпечаток на его результаты. Со­циология представляет собой часть социального процесса в целом; ее понятия, теории и методы вплетены в единую для данного исторического периода сеть значений, которая в ко­нечном счете и придает форму нашей интерпретации дей­ствительности.

В настоящее время история социологии как отдельная наука переживает пик своего развития. Это означает, что на­коплено достаточное количество материала, позволяющего

Социология: история и современность

увидеть и проследить общие закономерности становления и функционирования различных социологических школ и на­правлений, а также социологии в целом, позволяющего во всем этом многообразии рассмотреть единую логическую линию, которая обуславливает в конечном счете единство социологии как науки.

Обращаясь к широко известному методологическому по­ложению Г.В.Ф.Гегеля о совпадении исторического и логи­ческого в познании, необходимо признать некоторую право­ту этого подхода в отношении истории науки, в частности, истории социологии. История формирования понятийного аппарата, вычленения самостоятельных уровней исследова­ния, образования новых парадигм в изучении общества по­зволяет как в зеркале увидеть логику понимания человеком общества и самого себя и то, как эта логика менялась, эво­люционируя к сложной, полиморфной и многомерной пара­дигме постмодерна, в которой есть место для классических и неклассических подходов, математической точности и игры, традиционалистской ностальгии и устремленности в буду­щее. История социологии—это в широком смысле история саморефлексии человека как социального существа. Поэто­му ее изучение представляет не только чисто академический, но и общечеловеческий интерес.


Студенческую аудиторию, на которую преимущественно рассчитан этот учебник, составляют люди, период активной деятельности которых придется на XXI век. Хотелось бы, чтобы это был век широкого взгляда на мир, век понимания глубинных социокультурных взаимосвязей, мирного сосу­ществования социальных групп, классов, наций, культур.

Авторы надеются, что предлагаемая книга поможет читате­лю приобрести прочные и глубокие знания по истории социо­логии, лучше понять общество и
перспективы его развития.

РАЗДЕЛ I. ИДЕЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Социально-исторические и научные предпосылки возникновения социологии

Возникновение социологии как отдельной науки пред­полагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социаль­ного порядка. Можно даже сказать, что социология как самостоятельная наука обязана своим возникновением изоб­ретению понятия «общества», то есть его разработке в тео­ретическом плане и в общественном словоупотреблении.

Социология возникла из духа Просвещения и как реак­ция на Французскую революцию. Ее основной задачей ста­ло понимание того, каким образом социальный порядок может подчинить себе беспорядок, частные интересы и аг­рессивность. Таким образом, она является продуктом опре­деленного времени и общества, однако впоследствии сама стала воздействовать на социальную действительность. Со­циология создавалась как идеология современности. Она была связана с духовными и политическими течениями вре­мени, но социальное мышление не обязательно должно было выражаться в виде «социологии». Это подтверждает целый ряд мыслителей, ученых, реформаторов общества, которые интенсивно занимались социальными вопросами, но ни в коей мере не считали себя «социологами». Здесь следует упомянуть лишь двоих из них: Алексиса де Токвиля, совре­менника и соотечественника Опоста Конта, произведения которого «О демократии в Америке» и «Старое государ­ство и революция» представляют интерес и сегодня, в то время как работы Конта по сравнению с ними выглядят не­сколько архаично; Карла Маркса, который иронизировал над социологией Конта, если вообще принимал ее всерьез: его


Социология: история и современность

исторический материализм стал величайшим вызовом для социологии.

«Дюркгейм называл себя рационалистом. Вебер поставил понятие рационально-легальной легитимации во главу своего анализа власти. А Маркс посвятил себя изучению того, что он называл научным (то есть рациональным) социализмом. Все ос­новоположники социологической науки были детьми эпохи Просвещения».1

В XIX веке со словом «социология» связывали совершен­но определенное интеллектуальное обоснование, которое, од­нако, не являлось безусловно единственным способом поста­новки вопроса о социальном порядке и его развитии. Сам вопрос: «Как возможен социальный порядок?» — стоял не в начале, а в конце развития размышлений о социальном.

По мнению Алена Турена, общественная мысль формиру­ется в точке пересечения понятий порядка и эволюции: «Имен­но так создавалась социология, и Опост Конт потому стал твор­цом социологии, что он отстаивает одновременно и прогресс, и порядок»2.

Социология — это определенный ответ на вопрос о со­циальном порядке, который направил в одно русло последу­ющий анализ, но он не был единственно возможным. После появления этой специфической новой науки существовали и другие подходы к социальным проблемам, которые не счи­тали себя социологией. В настоящее время объем того, что охватывает социология, значительно вырос и включает мно­гие до сих пор альтернативные подходы, которые обознача­ются как направления или парадигмы.

Возникновение социологии как самостоятельной науки шло на фоне длительного социально-экономического и на­учного развития, последствия которого оказывают влияние

1 Wallerstein I. Presidential Address, XlVth World Congress of Sociology,
Montreal, July 26,1998.

2 Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии.
М., 1998. С. 35.

10



следующая страница >>