birmaga.ru
добавить свой файл

1

МОУ «Сумкинская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

«Поговорим о дружбе»

Составили и провели

учителя начальных классов:

Пензина А.Н.,

Захарова А.А.

с. Сумки 2009 г.

"Поговорим о дружбе"

Цели: 1)выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;


  1. способствовать успешному протеканию процессов самопознания и саморазвития личностей учащихся;

  2. содействовать формированию дружного коллектива.

Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.

Оборудование:
магнитофон; аудиозапись мелодий песен; мультимедийный проектор, экран; электронная презентация (Приложение 1).

Ход классного часа:


I. Организационный момент.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос, разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил, мост высокий без перил. /Радуга./

Верно! Но наша радуга будет необычной, почему мы узнаем после раскрашивания. Вспомним порядок расположения цветов в радуге: Каждый охотник желает знать где сидит фазан./на ватмане восковой свечой написаны слова/

-Теперь вы догадались почему она необычная?

Читаем вместе слова: О
бществу Дарить Радость Улыбку Желание Благородство Единство

- Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе./

Начнем с песни о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)


Учитель: А кто может быть другом? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

/1 слайд презентации/

- Да, сегодня мы должны ответить на эти вопросы:

1) Что такое дружба?

2) Какая бывает дружба?

3) Где можно встретить дружбу?

Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и уче­ные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, фи­лософ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Послушайте мысли вслух Леонида Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»: и запомните, как объясняет поэт понятие: дружба?
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной,
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…,
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь, свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Учитель: Согласны ли вы с таким объяснением слова дружба? /звучит лирическая мелодия/

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает,
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен,
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет,
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете,
Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?

/Друг – это человек, который всегда рядом с тобой, с которым тебе интересно, который никогда не подведет, а может быть скроет твой обман, …/

Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?

/во второй части стихотворения идет рассказ о том, что друг должен помогать, разъяснять, если ты поступил неправильно, говорить всегда правду/

Учитель: А с чем вы не согласны? /Друг не должен подсказывать на уроках, а должен помочь понять материал, говорить правду, а не скрывать плохие поступки

- Я тоже с вами согласна.

Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно.

/2 слайд презентации/

Учитель: Это названия населённых пунктов, названия трудных участков горных переходов (например: перевал Дружба на ледник Джамансу).

Учитель: Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы понимаете его значение? /Дети…/


Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти: итают дети/ Друг это человек, который связан с кем-нибудь друж­бой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Учитель: Поднимите руку у кого из вас есть друг?

Учитель: А какими качествами обладают ваши друзья? (Добрые, веселые, умные и т. д.) Почему вы с ними дружите?/Они добрые, внимательные, отзывчивые, верные, всегда по­могут в беде/

Учитель: Продолжить характеристику поня­тий «дружба» и «друг» помогают слова, которые мы с вами получили на радуге: Обществу Дарить Радость Улыбку Желание Благородство Единство

Может вам какие-то из этих слов непонятны? Объясним их:

Общество – круг людей с общими интересами;

Благородство – честность

Единство – сплоченность

Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Ученик: Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Учитель: Можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

Учитель: Бывает ли так, что дружба заканчивается? Дружили – дружили и по каким-то причинам перестали дружить? /Да, бывает, …/

Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Учитель: Для чего нужны друзья? Ответ на этот вопрос мы узнаем из стихотворения, которое прочитает …

Ученица: Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете,
Для хороших славных дел.

Учитель: Ребята, легко ли быть хорошим другом?

Об этом расскажет (папа:…) -Спасибо!

А сейчас исполним вместе песню и отдохнем: Физминутка 1 уч. Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,


2 уч. Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.


3 уч. Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.

4 уч. Это так чудесно, если с вами рядом,
Станет добрым и веселым хмурый человек!

Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы, запишите, какими качествами должны обладать друзья. /На столах полоски и круг для создания солнца/

Учитель: Что же у нас получилось? (Правила

прикрепляются к доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)


Учитель: Молодцы, ребята, я рада, что вы правильно думаете и чтобы лучше запомнить эти правила, прочитаем их вместе:

/3 слайд презентации/


  • Не ссориться

  • Уступать

  • Не бояться просить прощения, если обидел друга

  • Быть вежливым

  • Не злиться

  • Не жадничать

  • Помогать другу

  • Быть честным

  • Быть внимательным

Учитель: А кто помог вам составить правила? /Мамы/

Они всегда наши первые помощники, наши друзья. Поднимите руку, для кого из вас мама – друг? А для кого самый лучший друг? Здорово! А может и мамы, нам расскажут, как они дружили в школьные годы? /…./ Давайте подарим мамам эту песню: Песня мамонтенка.

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

Учитель: А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? /Дети: Все люди дружат…/

/4 слайд презентации/

Учитель: Что помогает укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.

Учитель: А в каком детском международном конкурсе ученики принимают участие каждый год? (математический конкурс «Кенгуру»)

4) Проводить совместные праздники (2 апреля - День единения народов Белоруссии и России).

5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

Если дружбой дорожить,

Можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора

Из любого спора.


Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами?

/5 слайд презентации/

Орденом Дружбы награждаются:

граждане России и иностранных государств за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей;

Учитель: Посмотрите, где находит своё отражение дружба в жизни человека.

/6 слайд презентации/


  • в Москве на ВДНХ есть фонтан Дружбы

  • спортивный клуб называется «Дружба»

  • интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми

Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться?

/7 слайд презентации/

Животные - наши друзья.

Учитель: У кого дома есть четвероногий друг?

Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.

Исполняется песня «Пропала собака»

Учитель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба — это созвучие душ в соединённости судеб».

Посмотрим сказку «Ежик и звезда»

Учитель: Понравилась сказка? Какие возникли мысли? /ответы детей…/

- Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. У вас на столах лежат облака с отрывками пословиц. Подумайте, у кого начало пословиц? (У кого с большой буквы) Читаем начало и ищем продолжение. (Дети составляют пословицы.)

/8 слайд презентации/

  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Нет друга - ищи, а нашел - береги.


  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

  • Друзья познаются в беде.

  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

  • Друг спорит, а враг поддакивает.

Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе. Давайте вспомним и споём.

/9 слайд презентации/

  • С голубого ручейка начинается река,
    Ну а дружба начинается с улыбки.

  • Я иду и пою обо всём хорошем.
    И улыбку свою я дарю прохожим.

  • Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
    Нам любые дороги дороги!

  • Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

  • Дружба крепкая не сломается,
    Не расклеится от дождей и вьюг.
    Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
    Вот что значит настоящий верный друг.

Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа.

Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд).

Учитель: Почему вы так решили?

/10 слайд презентации/

Учитель: Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил для мышат: (читаем все вместе)

  • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

  • Лучше честный враг, чем коварный друг.

  • Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Учитель: А нам это может пригодиться в жизни?

/11 слайд презентации/

Теперь вы знаете о дружбе очень много!

Учитель: Что может нам посоветовать Крошка Енот?


Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.

Учитель: Это подтвердят и все герои мультфильмов.

Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произой­ти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся? (…)

Чтобы солнышко светило,
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет,
По земле огромный хоровод!

Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!

/12 Слайд /