birmaga.ru
добавить свой файл

1
Министерство образования и науки РФ


Федеральное государственное

Бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Кафедра «Управление качеством»

Отчёт по практике.

«Анализ предприятия на примере ООО ИЭМЗ «Купол»»

Выполнил:

студент группы 5-05-1

Сибгатова Н. А.
Проверил:

преподаватель

Ибрагимов А. У.

Ижевск 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3

1. Знакомство со структурой предприятия, правилами внутреннего распорядка, охраной труда, правилами техники безопасности (прохождение инструктажа), с правилами противопожарной безопасности и охраны окружающей среды………………………………………………………………4

2. Система менеджмента качества………………………………………………6

3. Система документации………………………………………………………..9

4. Изучение работы с контрольно-измерительной техникой и инструментарием контроля качества………………………………………..…11

5. Изучение конкурентоспособности…………………………………………..14

Приложения………………………………………………………………...…15

Введение

Созданное в 1957 году для выполнения заказов Министерства обороны ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" является активным участником процесса обеспечения национальной безопасности и военно-технического сотрудничества. На протяжении многих лет предприятие производит системы ПВО ближнего действия, основным разработчиком которых является Научно-исследовательский электромеханический институт (НИЭМИ) г. Москва. ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол", как и НИЭМИ, входит в состав ОАО "Концерн "ПВО "Алмаз-Антей", производящего системы противовоздушной обороны в России.

В настоящее время ИЭМЗ "Купол" осуществляет:

1. производство ЗРС "Тор-М1" и ее модификаций;

2. модернизацию ЗРК "Оса-АКМ", ЗРС "Тор-М1" и их модификаций;


3. изготовление бортовой аппаратуры ракет класса "земля-воздух";

4. оказание сервисных услуг эксплуатирующим организациям.

Предприятие активно взаимодействует с ФГУП "Рособоронэкспорт" и Концерном ПВО "Алмаз-Антей" по вопросам продвижения на мировой рынок систем ЗРС "Тор-М1", а также услуг по ремонту и модернизации ранее поставленной заказчикам продукции военного назначения. Изготовленные на предприятии системы ПВО находятся на вооружении более чем в 20 странах мира.

С начала 90-х годов в связи с конверсией военного производства и снижением госзаказа на спецтехнику возникла необходимость поиска новых направлений хозяйственной деятельности.

В результате реализации стратегии диверсификации на предприятии был разработан и утвержден ряд стратегических программ, направленных на развитие производства продукции гражданского назначения. Определяющим в выборе основных направлений явилось проведение обстоятельного маркетингового анализа и создание на его основе планов продвижения продукции на рынок.


1. Знакомство со структурой предприятия, правилами внутреннего распорядка, охраной труда, правилами техники безопасности (прохождение инструктажа), с правилами противопожарной безопасности и охраны окружающей среды.
1957г. - 20 июня принято Постановление об организации Ижевского радиотехнического завода по производству аппаратуры радиоуправления.
1958 г. - Завершена первая очередь строительства. Получено первое плановое задание по выпуску отсеков К-5И. Завод получил название "Ижевский электромеханический".
1961 г. - Заводу поручено изготовление счетно-решающих приборов для радиолокационных и пусковых установок первого войскового зенитно-ракетного комплекса "Круг" и блока радиоуправления для ракеты ЗМ8 этого же комплекса, радиоэлектронной аппаратуры для станции наведения и обнаружения зенитно-ракетного комплекса "Куб".

1966 г. - Завод стал головным по выпуску боевой машины войскового зенитно-ракетного комплекса "Оса".

1980 г. - Изготовлен первый опытный образец зенитно-ракетной системы "Тор-М1".
1987 г. - Завод стал головным по выпуску ЗРС "Тор-М1".
1988 г. - Завершено производство ЗРК "Оса". В настоящее время завод производит ремонт и восстановление ЗРК.
1992 г. - Начато производство Установок погружного диафрагменного электронасоса "УЭДН5", предназначенных для добычи нефти из искривленных сложных малодебитных скважин.
1997 г. - Выпуск первой партии климатотехники.
2002 г. - Приватизация ФГУП "ИЭМЗ "Купол" и регистрация открытого акциионерного общества "Ижевский электромеханический завод "Купол" (ОАО "ИЭМЗ "Купол").
Дочерние предприятия, такие как:

1. ЗАО «ПОТЭК» - производят реализацию нефтепромыслового оборудования производства ОАО «ИЭМЗ «Купол» и ЗИП к нему. Предоставляют инжиниринговые, консалтинговые, маркетинговые услуги. Также производят гарантийное и постгарантийное обслуживание.

2. ЗАО «Купол-ПРО» - реализация запасных частей центробежных насосов для нефтеперерабатывающей промышленности, реализация ТНП, организация маркетинговых услуг, выполнение проектно-изыскательных работ, организация и участие в выставках.

3. ООО «Купол-Защита» - услуги по информационной защите юридических и физических лиц от противоправных действий, развитие предпринимательской деятельности и получение прибыли.

4. ЗАО «Купол-Старки» - реализация товаров народного потребления (ТНП), выполнение работ и оказание услуг; торгово-посредническая деятельность.

5. ЗАО «ТТЦ «Купол-Трейд» - торговля, проведение работ по маркетингу и инжинирингу, разработка и внедрение новых технологий, конструкторских решений, организация конференций, симпозиумов, инвестиционная деятельность и т.д. (фактически деятельность не осуществляется).

6. ЗАО «НПП «Купол» - реализация товаров климатотехнического назначения, теплообменных устройств, устройств кондиционирования воздуха.

ОАО ИЭМЗ «Купол» - серийный завод. Существует конструкторская документация, по которой составляют технологический процесс. Завод состоит из цехов (сборочные и механические), и отделов. У каждого определённый технологический процесс.


2. Система менеджмента качества
В настоящее время в организации внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, разработанная в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008, ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ГОСТ РВ.15.002-2003.
Основными целями системы менеджмента качества являются:

- разработка, производство и поставка продукции высокого качества, способной постоянно удовлетворять все установленные или ожидаемые требования потребителей (заказчика) посредством результативного применения системы, включая процессы постоянного улучшения системы;

- предоставление гарантий заказчику по обеспечению обусловленного уровня качества продукции, ее соответствие требованиям потребителей, а также законодательным и отраслевым требованиям конструкторской и другой нормативной документации, которые отражены в процессах, обеспечивающих идентификацию и контроль соответствия продукции;

- создание уверенности у руководства организации в том, что поставленные цели в области качества будут достигнуты;

- ведение активного управления всеми процессами, влияющими на качество продукции, как средства предупреждения появления несоответствий;

- организация эффективного контроля (оценки) соответствия продукции требованиям потребителей и организация контроля состояния процессов;

- нормативно-методическое руководство работами по обеспечению качества.
В соответствии с требованиями МС ИСО 9001 система менеджмента качества базируется на следующих основных принципах:
1. Ориентация на потребителя.

Организация зависит от своих потребителей и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Ключевые преимущества: возрастающие прибыли и доли рынков, получаемые посредством гибких и быстрых откликов на возможности рынка; повышение лояльности потребителей, ведущее к повторению бизнеса и хорошим отзывам.

Применение:


1) понимание потребностей и ожиданий потребителей

2) обеспечение соответствия целей и задач организации потребностям и ожиданиям потребителей

3) распространение информации о потребностях потребителей внутри организации

4) измерение удовлетворённости потребителей и результатов действий

5) менеджмент взаимоотношениями с потребителями

6) обеспечение балансированного подхода к потребителю и другим заинтересованным сторонам.

2. Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью включены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение даёт возможность организации с выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов, как системы менеджмента качества содействуют результативности и эффективности организации при достижении её целей.

6. Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как её неизменную цель.

7. Принятие решения, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и её поставщики взаимозависимы, и их отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Для реализации принципов процессного и системного подхода установлены процессы системы менеджмента качества, необходимые для управления ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол». Структура процессов соответствует структуре основных разделов ИСО 9001.


Процессы системы менеджмента качества объединены в блоки процессов: создание и развитие СМК, управление документацией, ответственность руководства, управление ресурсами, управление производством и обслуживанием, измерение, анализ и улучшение.

Результативность управления процессами и выполнения процессов СМК оценивается реализацией Политики в области качества и достижением целей, установленных руководством ОАО «ИЭМЗ «Купол».

ОАО «ИЭМЗ «Купол» получены сертификаты СМК на разработку, производство, проектирование, установку, монтаж, техническое обслуживание, реализацию спецтехники, продукции гражданского назначения (оборудование нефтяное, аппаратура хроматографическая, изделия климатотехники, устройства перекрытия вентиляционных каналов УПВК). Копии сертификатов прилагаются.

На заводе существуют: отдел стандартизации, технический отдел (оценка состояния качества на заводе), управление технического контроля.

Служба качества.

5 управлений подчинены заместителю генерального директора по качеству – ответственный представитель руководства по качеству:

- 70 управление

- управление контроля качества

- испытания

- полигон государственных испытаний

- отдел гарантийного обслуживания.

Разработано много инструкций, т.е. как делать продукцию, как контролируется качество продукции. Согласно этим инструкциям производится вся работа на предприятии.

Управление обеспечения качество занимается анализом отказов – отдел надёжности. В отделе стандартизации находятся все документы, гостандарты. Идеологическое руководство системы менеджмента качества следит, чтобы инструкции были вовремя изданы и подкорректированы. Результаты проверок предоставляются генеральному директору.

3. Система документации

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 на предприятии используются документы внешнего и внутреннего происхождения.

К документам внешнего происхождения относятся: законы, постановления, международные, межгосударственные, государственные, отраслевые стандарты, правила, нормы, рекомендации, справочники, классификаторы.


К документам внутреннего происхождения, разрабатываемым предприятием, относятся:

1. Политика и цели в областях качества

2. Руководство по качеству:

- определяет область применения, перечень основных процессов системы менеджмента качества, ответственность руководителей за ГОСТ Р ИСО 9001, методы поддержания системы менеджмента качества в рабочем состоянии

- описывает взаимодействие процессов системы менеджмента качества

- содержит ссылки на соответствующие процедуры системы менеджмента качества

3. Процедуры системы менеджмента качества.

6 обязательных документированных процедур системы менеджмента качества:

1) управление документацией

2) управление записями

3) управление несоответствием продукции

4) внутренние аудиты

5) корректирующие действия

6) предупреждающие действия

Виды документации:

1) управленческая

2) конструкторская

3) технологическая

4) программная

5) документация СМК

4. Изучение работы с контрольно-измерительной техникой и инструментарием контроля качества

Отдел испытаний.

Испытания – это мониторинг. На каждый производственный процесс существует инструкция.

При организации процесса проведения испытаний участники должны руководствоваться следующей документацией:

1. документами системы менеджмента качества

2. положением об отделе испытаний, должностными и рабочими инструкциями

3. нормативно технической документацией по проведению испытаний ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, РД, РДВ.

4. КД на изделие

5. инструкциями на ИО и СИ

6. требованиями СУОТ

7. требованиями Российской нормативной базы, ГО сатомнадзора РФ и специальных условий поставки оборудования, приборов, материалов и изделий для объектов атомной энергетики.

Рабочая инструкция подразделения – рабочая инструкция, которая действительна для одного конкретного подразделения.

Методологическая инструкция – документ, регламентирующий ответственность и взаимодействие подразделений и должностных лиц в их деятельности по определённому процессу системы менеджмента качества.

Все испытания проводят на испытательном оборудовании – это средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний. На рабочем месте используются контрольно-измерительная аппаратура, заложенная в ТУ, с указанием класса точности. Существует стандартная аппаратура – заводского изготовления (по ГОСТ) и нестандартная – изготовлена для целей на данном предприятии для проверки параметров изделий. Это облегчает процесс проверок.

Записи результатов испытаний заверяют подписями лиц, проводившими испытания.

Виды испытаний:

Виброустойчивость – способность прибора работать во время синусоидальной вибрации при определённых параметрах. Не более чем за 55с. давление должно быть 3,5ат при частоте 10-80 Гц. Вибрация направлена в трёх взаимноперпендикулярных направлениях (компрессор).

Ударная устойчивость – способность прибора работать при ударных нагрузках с ускорением. Соответствует ТУ.

Также существуют испытания на холод, иней, дождь, тепло. Для них специально изготовлены камеры – холодильные, тепловые, дождевые.

Методы контроля.

1. Все испытания, если это не оговорено в частных ТУ, проводятся в нормальных климатических условиях. Температура воздуха 25+10 С; относительная влажность воздуха 25+15 %; атмосферное давление 750+30 мм рт. ст..

2. Проверять приборы перед началом, в процессе и после каждого конкретного вида испытаний рекомендуется одними и теми же источниками электропитания.

3. При испытаниях по обнаружению резонанса, виброустойчивости и вибропрочности, значение испытательных режимов при воздействии механических нагрузок должны выдерживаться в местах крепления изделий к платформам стенда с погрешностью от номинала, не превышающей по амплитуде вибраций +15%; по частоте вибраций до 50Гц + 2Гц; свыше 50 Гц + 5%.


Проверка проводится внешним осмотром с имеющимися схемами, чертежами и нормативно – техническими документами.

Проверка при непрерывной работе во включенном состоянии в течение 8 часов проводится контролем параметров, предусмотренных частными ТУ.

Прибор считается выдержавшим испытание, если проверяемые параметры при предельных значениях питающих напряжений находились в пределах допусков, указанных в частных ТУ.

В целом по заводу проводят внутреннее аудирование. Также на заводе проходит аккредитация, сертификация и аттестация раз в три года – следят за оборудованием.

Сертификация – юридическое признание того, что данный субъект имеет право выпускать продукцию, которая должна соответствовать правилам. Сертификацию производят зенитно-ракетных систем.

Метрология— наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью; нормативная база для этого — метрологические стандарты.

Все средства измерения стоят на метрологическом учёте и регулярно проверяются. Проверка производится согласно ГОСТ. Если годны, то их посылают в цех, если нет – на ремонт. Например, для радиоизмерений используют частомеры, генераторы, вольтметры и осциллографы, синтезаторы частоты.

Также существуют такие приборы, как колебратор, компаратор, меры ёмкости, омметр Т33 в цехах, преобразователь напряжения и т.д.

На заводе всё автоматизировано. Есть специальные обрабатывающие центры – станки, в них заложена программа. Электроника – выводит в виде таблиц (цифровые блоки). Контроль параметров происходит по программе.

Например, в отделе испытаний цикличность «холод – тепло» - автоматизация испытаний.

5. Изучение конкурентоспособности

Конкурентоспособность зависит от следующих критериев:

1. качество


2. цена (лучше, чем у других, дешевле)

3. предоставление дополнительных услуг, например, гарантии, её оперативность, качество, постгарантийное обслуживание, обучение персонала. Как производитель справляется с заказами. Формирует конкурентоспособность предприятия, продукции. Для России гарантия 5 лет, за рубежом – 1 год.

4. гибкость при предпокупной кампании. Снижение себистоимости продукции:

- цена комплектующих

- снижение трудоёмкости, внедрение прогрессивного оборудования, обучение персонала