birmaga.ru
добавить свой файл

1
Календарно-тематический план программы по музыке для 5 класса




Дата

Тема урока

Содержание урока.

Основные понятия

Музыкальный

материал урока

Планируемые результаты

УУД



Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные




I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

1.




Искусство в нашей жизни

Рассказать о роли музыки в семье искусств, о её влиянии на другие искусства

Муз. В.Локтева сл.О Высоцкой «Песня о России»

Формировать представление о социально-политическом устройстве России.

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.


Развивать умения «слышать другого».

2.




Что я знаю о песне?

Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи

«Песенка о медведях» из к/ф Муз. В.Локтева сл.О Высоцкой «Песня о России»

3.




Как сложили песню?

Показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне

Р.Н.П.«Казак»

«Песенка о медведях» из к/ф

4.




Песни без слов

Познакомить с жанрами: вокализ; инструментальная песня

Вокализ С.В.Рахманинов; Грустная песенка П.И.Чайковский

5.




Другая жизнь песни

Показать возможность возрождения песни в новом жанре

М.Глинка «Жаворонок»

М.Балакирев «Жаворонок»

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.

Участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании.

6.




Опера

Познакомить с жанром оперы, историей рождения и создания

Видеофрагмент оперы М.П.Мусоргский «Борис Годунов»

7.




Опера

просмотр

Опера «Отелло»
















8.




Балет

Познакомить с жанром балет

Видеофрагмент балета «Спящая красавица»

9.




Превращение песен в симфонические мелодии

Сформировать представления учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений



Н.Римский-Корсаков симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане»







II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

1.





Музыка-главный герой сказки


Показать, как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в трудную минуту

Н.Римский-Корсаков симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» А.Бородин струнный квартет 2 часть Ноктюрн.

Народные песни разных народов мира

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Преобразовывать объект: импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом, изменять, творчески переделывать

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями

2.



Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?


Показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира







3.




Музыка-главный герой басни

Показать, что музыкальные звуки досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают поэтический мир произведения; дать понятие «квартет»

А.Бородин струнный квартет 3 часть

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Преобразовывать объект: импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом, изменять, творчески переделывать

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями




4.




Чудо музыки в повестях К.Паустовского

Показать значение музыки в прозе: они не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания

В.А.Моцарт фрагмент из симфонии «Юпитер»; фрагмент из симфонии № 40


5.




«Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант» Э.Григ

Помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углублённое её восприятие

Э.Григ 1 часть концерта с оркестром

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Преобразовывать объект: импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом, изменять, творчески переделывать

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями

6.




Контрольная работа

Закрепление пройденного материала и новых понятий




7.




Музыка в кинофильмах

Показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик


Е.Крылатов «Колокола» и др. песни из кинофильмов




III четверть «Можем ли мы увидеть музыку?»

1.




Можем ли мы увидеть музыку?

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни

Н.Римский-Корсаков «Три чуда»

Е.Крылатов «Крылатые качели»

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Анализировать  собствнную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

2.




Музыка передаёт движение

Показать как разные искусства по- своему и независимо воплощают одно и то же жизненное содержание; объяснить, что музыка вступает в союз с другими искусствами для того, чтобы произведение обрело большую наглядность и действенность, большую доходчивость

Е.Крылатов «Крылатые качели»

3.


Богатырские образы в искусстве

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного итого же образа

А.Бородин Богатырская симфония

Н.Римский-Корсаков «Три чуда»фрагмент


Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Анализировать  собствнную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

4.




Героические образы в искусстве

Показать значение музыки в создании героических образов; дать почувствовать, в каких случаях (произведениях) музыка может возбудить в нашем воображении героические образы

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»; хор «Вставайте, люди русские»

Песенка фронтового шофера

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Анализировать  собствнную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.


5.

6.

7.

8.




Музыкальный портрет

Сопоставить произведения живописи и музыки; углубить представления о многогранных связях живописи и музыки; музыка изображает душевный мир, переживания своих героев

Видеофрагмент оперы М.П.Мусоргский «Борис Годунов» песня Варлаама; М.П.Мусоргский «Баба Яга» из музыкального альбома «Картинки с выставки»; Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» картина из оперы «Сказка о царе Салтане»; П.Чайковский танец феи драже из балета «Щелкуник»

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Анализировать  собствнную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

9.




Картины природы в музыке

Дать понятие «музыкальный пейзаж»

М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»; Э.Григ «Утро»; В.Баснер, Е.Матусовский «С чего начинается Родина?»

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Анализировать  собствнную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.


Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

10.




Можем ли мы увидеть музыку?

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и ИЗО

Викторина из пройденных произведений




VI четверть «Можем ли мы услышать живопись?»

1.




Можем ли мы услышать живопись?

Познакомить с понятием «музыкальность» картин; дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом не звучит в этот момент, что у каждого человека при соприкосновении с природой или живописными полотнами работает воображение, возникают музыкальные образы-звуки

С.Рахманинов Прелюдии Соль диез минор и Соль мажор

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения



Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах.

2.




Музыкальные краски

Объяснить, что музыка потому и может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски (средства и приемы выразительности): тембр, звучность, ритм, нюансы, оттенки и др.

А.Вивальди цикл «Времена года»; Бизе «Хабанера»

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения


Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах.

3.

4.




Музыкальная живопись и живописная музыка

Познакомить с импрессионизмом: комбинация звуковых красок, структурные инструменты, история создания

Углубить знания об особенностях импрессионизма

К.Дебюсси Триптих «Ноктюрны» («Празднества» и «Лунный свет»)

Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.



Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.


5.




Настроение картины и музыки

Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни

Р.Н.П. «Вечерний звон» сл. И.Козлова

6.




Контрольная работа

Закрепление пройденного материала и новых понятий




Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.


Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.


Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.


7.




Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

Выявить, как в музыке и живописи множество контрастных деталей соединяется в единое целое


И.Стравинский фрагмент балета «Петрушка»

8.




Взаимосвязь музыки с другими видами искусства (обобщение)

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи искусств

По выбору учителя

9.




Взаимосвязь музыки с другими видами искусства (обобщение)

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи искусств

По выбору учителя