birmaga.ru
добавить свой файл

1


ВОЕННО-ПЕНСИОННОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

И.А.Кинашенко, полковник юстиции, доцент, vpravo@mail.ru

_____________________________________________________________________________

Аннотация: статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов права социального обеспечения в части, касающейся правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей, проводится классификация военно-пенсионных отношений, анализируется их субъекты, объекты и содержание, сформулировано понятие военно-пенсионного правоотношения.

Ключевые слова: правоотношение, военно-пенсионное правоотношение, пенсионное обеспечение, пенсия.

I.A.Kinashenko. Military-pension legal relations and its elements.

The summary: article is devoted consideration of theoretical aspects of the right of social security in a part, concerning legal regulation of a provision of pensions of the persons passing military service, and their families, classification of military-pension relations is spent, analyzed their subjects, objects and the maintenance, the concept military-pension legal relations is formulated.

Keywords: legal relations, military-pension legal relations, a provision of pensions, pension.

______________________________________________________________
Нормы военно-пенсионного законодательства свое практическое действие приобретают только в правоотношениях по пенсионному обеспечению, которые представляют собой систему конкретных юридических связей субъектов военно-пенсионного права1.

Как известно из курса теории права, всякое правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях предмета данной отрасли права. Правоотношение – это возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства2.


Основываясь на данном методологическом подходе, можно утверждать, что правоотношение по пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную службу, и их семей – это урегулированное нормами военно-пенсионного права обеспечительные отношения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с военно-пенсионными органами по вопросам назначения, выплаты, перерасчета, доставки военных пенсий. Это юридические связи субъектов военно-пенсионного права, в которых один субъект – гражданин, уволенный с военной службы (член семьи умершего военнослужащего) – реализует свои права на получение пенсии, а второй субъект – военно-пенсионный орган – обязан обеспечить эту реализацию.

Все пенсионное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с военно-пенсионными органами. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по пенсионному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер3, когда один субъект – гражданин, уволенный с военной службы (член семьи умершего военнослужащего) – правомочен требовать назначения и выплаты полагающейся ему пенсии определенного вида, а другой субъект – военно-пенсионный орган – обязан эту пенсию назначить и выплачивать. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права, и обязанности, однако право по пенсионному обеспечению находится на стороне гражданина (члена семьи), а обязанности по его предоставлению – у военно-пенсионного органа.

Понятие военно-пенсионного правоотношения – это научная абстракция, поскольку в реальной жизни эти правоотношения выступают всегда в конкретном их виде, с конкретными участниками.

Все военно-пенсионные правоотношения можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по характеру правоотношения, определяемому его целями:

– по назначению пенсии,

– по перерасчету пенсии;

– по рассмотрению спора о пенсии.


Первые два вида являются регулятивными правоотношениями, а третий – охранительным;

б) по видам военных пенсий:

– пенсия за выслугу лет;

– пенсия по инвалидности;

– пенсия по случаю потери кормильца.

Эти два вида классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по военно-пенсионному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения, прекращения).

Исходя из характера и целей правоотношений, все военно-пенсионные правоотношения делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий;

2) предшествующие основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для определения права на определенный вид пенсии, по назначению этих пенсий или отказу в назначении;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о пенсионном обеспечении.

Процессуальное правоотношение в свою очередь может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

а) правоотношение гражданина, уволенного с военной службы (члена семьи умершего военнослужащего), с вышестоящим военно-пенсионным органом, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

б) правоотношение гражданина уволенного с военной службы (члена семьи умершего военнослужащего), с судом по рассмотрению спора, связанного с пенсионным обеспечением.

Основные материальные правоотношения занимают центральное, определяющее место во всей системе правоотношений по пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и их семей. Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по пенсионному обеспечению, существуют для их установления или изменения. Процессуальные правоотношения обеспечивают защиту и восстановление нарушенных материальных правоотношений.

Военно-пенсионное правоотношение имеет сложную структуру и включает следующие элементы («состав правоотношения»4):


– субъекты правоотношения;

– объекты правоотношения;

– содержание правоотношения, причем различаются материальное содержание, т.е. реальное поведение субъектов, и юридическое содержание, т.е. субъективные юридические права и обязанности.

Субъектом военно-пенсионного правоотношения является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно военно-пенсионному законодательству.

Чтобы стать субъектом правоотношения по пенсионному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность гражданина иметь права и обязанности по пенсионному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность гражданина осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области пенсионного обеспечения). Эти три способности гражданина по военно-пенсионному обеспечению могут не совпадать в одном лице (в противоположность тому, например, что такое совпадение является обязательным в правосубъектности военнослужащего). Так, например, несовершеннолетний ребенок погибшего военнослужащего правоспособен иметь право на пенсию, однако он в силу возраста является неделиктоспособным, поэтому за него в правоотношениях по пенсионному обеспечению выступает законный представитель.

Каждый гражданин, проходящий военную службу, и член его семьи имеет потенциальное право на пенсионное обеспечение, однако их правомочие на конкретный вид пенсии возникает лишь с наступлением основного юридического факта по конкретному виду пенсии (инвалидность – для пенсии по инвалидности; достижение определенной выслуги лет – для пенсии за выслугу лет; смерть военнослужащего – для пенсии по случаю потери кормильца). В связи с этим следует различать гражданина, уволенного с военной службы (члена семьи умершего военнослужащего), как субъекта права на пенсионное обеспечение и как субъекта конкретного правоотношения по пенсионному обеспечению. Так, гражданин, уволенный с военной службы, имеющий выслугу на военной службе более 20 лет, является субъектом права на пенсионное обеспечение. В то же время пока он не проявит инициативу по реализации этого своего права, он не будет являться субъектом военно-пенсионного правоотношения. Это время может длиться годами, пока он не подаст заявление о назначении ему пенсии за выслугу лет.


Вторым субъектом военно-пенсионного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить соответствующий вид пенсии. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в пенсионном обеспечении, ради которых он создан.

Нам уже приходилось писать, что в пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей действует ведомственный принцип назначения и выплаты пенсий, который имеет как свои плюсы, так и минусы5. Функция пенсионного обеспечения указанных граждан возложена на Минобороны России, МВД России, ФСБ России. В каждом из указанных органов созданы и функционируют соответствующие военно-пенсионные органы, являющиеся субъектами военно-пенсионных правоотношений:

1) в Минобороны России:

– департамент социальных гарантий Минобороны России;

– финансово-экономические управления военных округов, Балтийского Флота;

– отделы социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации;

– отделы социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в государствах Балтии (Латвии, Литве, Эстонии);

2) в МВД России:

– финансово-экономический департамент МВД России;

– пенсионные органы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;

3) в ФСБ России:

– финансово-экономическое управление департамента обеспечения деятельности ФСБ России;

– финансовые подразделения территориальных органов ФСБ России.

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ), устанавливающие факты инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего военнослужащего.

В процессуальных военно-пенсионных правоотношениях, связанных с защитой и восстановлением нарушенных пенсионных прав вторым субъектом выступает орган военного управления (должностное лицо), рассматривающее обращение (жалобу) военного пенсионера либо суд, если заинтересованное лицо добивается восстановления нарушенных прав в судебном порядке.


Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере пенсионного обеспечения определяются нормативным актом о его создании и компетенции, предусматривающим его права и обязанности по пенсионному обеспечению.

Все вторые субъекты материальных и процедурных правоотношений по пенсионному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о пенсионном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объектом военно-пенсионного отношения является конкретный вид пенсии, по поводу которой установлена юридическая связь субъектов.

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на соответствующий вид пенсии.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий объектом является установление права на соответствующий вид пенсии и назначение ее или установление определенного юридического факта (например, учреждение МСЭ устанавливает факт инвалидности).

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином его право на конкретный вид пенсии.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид военно-пенсионного правоотношения надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения.

Основанием возникновения, изменения и прекращения военно-пенсионных правоотношений являются наступление установленных законом юридических фактов и их составов (т.е. комплекса таких фактов).


Уже в процедурных правоотношениях устанавливается, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основного правоотношения (на пенсию конкретного вида). Таким образом, прежде чем установить основное материальное военно-пенсионное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении проверяется и устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, то назначается этот вид пенсии, а если нет, то отказывается в его назначении, поскольку нет того или иного юридического факта. Поэтому юридические факты имеют определяющие значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь их основанием.

Из общей теории права известно, что «юридические факты – это такие сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений»6. Применительно к пенсионному обеспечению бывших военнослужащих и их семей юридические факты – это конкретные жизненные факты и обстоятельства, закрепленные в законодательстве о пенсионном обеспечении и имеющие определенные правовые последствия для пенсионного обеспечения по различным видам пенсий.

С юридическими фактами связано как само возникновение права на определенный вид и размер (объем) пенсии, так и возникновение и движение правоотношения по реализации этого права.

Большинство юридических фактов в пенсионном обеспечении – это факты-события (инвалидность, смерть, достижение возраста, достижение определенной выслуги, нетрудоспособность и т.п.). Но в процедурных, процессуальных правоотношениях по пенсионному обеспечению значение имеют и факты – действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Юридические факты наряду с нормами права и правосубъектностью являются необходимыми предпосылками возникновения военно-пенсионных правоотношений. Только при одновременном наличии всех этих трех предпосылок может возникнуть и функционировать военно-пенсионное правоотношение.


В каждом виде пенсий можно выделить основной, определяющий юридический факт и другие значимые факты. Так, в пенсионном обеспечении за выслугу лет определяющим юридическим фактом является достижение определенной выслуги лет, а другим значимым фактом будет увольнение гражданина с военной службы и его исключение из списков личного состава воинской части.

Один и тот же юридический факт в пенсионном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом – правоизменяющим, а в третьем – правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным правообразующим, а в другом – правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца – военного пенсионера за выслугу лет является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии за выслугу лет смерть пенсионера является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на пенсионное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего военно-пенсионного правоотношения.

Есть или нет соответствующий юридический факт или все факты в сложном их составе, необходимые для возникновения права на конкретный вид военной пенсии, устанавливается процедурными правоотношениями по назначению пенсий.

Военно-пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии совокупности юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения.

Соотношение норм военно-пенсионного права и правоотношений по пенсионному обеспечению является прямым и непосредственным, так как никакие военно-пенсионные правоотношения, в том числе и процессуальные, не могут возникать без применения норм военно-пенсионного права. Все нормы военно-пенсионного права существуют и действуют лишь в военно-пенсионных правоотношениях. По образному выражению С.С.Алексеева, «правоотношения характеризуют фактическую жизнь права, его реальное бытие, действительное функционирование, взаимосвязь нормы и поведения»7.


Содержание военно-пенсионного правоотношения – это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных военно-пенсионным законодательством. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что каждой обязанности одного субъекта должно соответствовать право второго субъекта требовать исполнения этой обязанности; и наоборот: каждому праву одного субъекта должна соответствовать обязанность второго субъекта это право обеспечить.

Обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение военно-пенсионного органа о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на банковский счет.

Нормы военно-пенсионного права являются определенным эталоном поведения субъектов правоотношений по пенсионному обеспечению, поскольку именно они определяют права и обязанности субъектов, т.е. само содержание данного правоотношения. Оба субъекта правоотношения должны действовать в их юридической связи в соответствии с нормами военно-пенсионного права. Эта их юридическая связь не договорная, как, например, в трудовых правоотношениях, а прямо предусмотрена и урегулирована нормами военно-пенсионного права. Указанные нормы права устанавливаются в основном федеральным законодательством и лишь в некоторых случаях дополняются ведомственными нормативными актами.

Все правоотношения по пенсионному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле (или по воле представителя интересов недееспособного гражданина). Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид пенсии без его реализации в соответствующем правоотношении.

Реализация прав граждан на пенсионное обеспечение осуществляется путем свободного волеизъявления на это гражданина, обращающегося в военно-пенсионный орган, с которым у него и возникает правоотношение об этом. При этом весь смысл субъективного права на собственное волеизъявление заключается в том, что при его проявлении наступает правовой результат для другого обязанного лица, «связанного» этой обязанностью независимо от его воли8.


Правомочие на реализацию пенсионного права по конкретному виду пенсионного обеспечения в правоотношения может длиться как пожизненно, (например, пенсия за выслугу лет), так и в течение определенного срока (например, пенсия по инвалидности устанавливается на срок инвалидности).

Таким образом, содержание военно-пенсионного правоотношения определяется нормами военно-пенсионного права, а в процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами административно-процессуального или гражданско-процессуального права.

Содержанием основного материального правоотношения являются субъективное право гражданина, уволенного с военной службы (члена семьи погибшего военнослужащего) требовать предоставления ему назначенной в определенном размере пенсии и обязанность второго субъекта – военно-пенсионного органа – обеспечить выплату данного вида пенсии в установленном размере.

Содержанием процедурного правоотношения является субъективное право гражданина, уволенного с военной службы (члена семьи погибшего военнослужащего) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид пенсии и вынесения решения о ее назначении и обязанность второго субъекта – военно-пенсионного органа – провести эту процедуру и назначить пенсию, являющуюся объектом данного правоотношения.

Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о пенсионном обеспечении и вынесению юрисдикционным органом решения о восстановлении нарушенного права гражданина на пенсионное обеспечение или в отказе в этом, если нет правонарушения.

Подводя итог рассмотрению теоретических аспектов военно-пенсионного правоотношения, можно сформулировать следующее определение: военно-пенсионное правоотношение – это урегулированное нормами военно-пенсионного права отношение гражданина, уволенного с военной службы (члена семьи умершего военнослужащего), с военно-пенсионным органом, возникающее на основании решения указанного органа, по которому гражданин (член семьи) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию определенного вида в установленном размере, а военно-пенсионный орган соответственно обязан ее выплачивать.

Библиографический список:

Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник / 2-е изд. М.: «Проспект», 2009.

Кинашенко И.А. Органы пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и их семей: структура, полномочия, проблемы правового регулирования деятельности // Российский военно-правовой сборник № 14. Проблемы укрепления законности в военной организации государства. М.: «За права военнослужащих», 2010.

Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Проспект», 2009.

Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н.Гусова. М.: «Проспект», 2004.


1 Под военно-пенсионным правом мы понимаем совокупность правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных актах, регулирующих условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, а также членов семей указанных лиц. Основным законодательным актом, содержащим нормы военно-пенсионного права, является Закон Российской Федерации от 14 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу).

2 Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник / 2-е изд. М.: «Проспект», 2009. С. 328.

3 Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н.Гусова. М.: «Проспект», 2004. С. 96.

4 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 343.

5 Кинашенко И.А. Органы пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и их семей: структура, полномочия, проблемы правового регулирования деятельности // Российский военно-правовой сборник № 14. Проблемы укрепления законности в военной организации государства. М.: «За права военнослужащих», 2010.

6 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Проспект», 2009. С. 602.

7 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 336 – 337.

8 Право социального обеспечения: учебник / Под ред. К.Н.Гусова. М.: «Проспект», 2004. С. 107.