birmaga.ru
добавить свой файл

1

ПРОЕКТ






Санкт-Петербург – Манчестер – Хельсинки

Партнерство по поддержке творческих индустрий



Рабочий семинар


Дача Кочубея, Царское Село, 10-11 Ноября, 2001

Краткий обзор




Исследование предпринимательской деятельности


в творческом секторе Санкт-Петербурга

Предварительные выводы и стратегические направления
Завершается первый - исследовательский - этап по проекту «Партнерство по поддержке творческих индустрий», инициированный Форумом лидеров бизнеса под эгидой принца Уэльского при финансовой поддержке Программы Приграничного Сотрудничества ЕС Тасис.

Проект направлен на повышение роли предпринимательства в сфере культуры для социально-экономического возрождения Санкт-Петербурга на основе развития и поддержки новых конкурентоспособных видов творческих индустрий.



  1. Исследование


В ходе исследования проводились сбор и обработка статистической информации, а также более 60 глубоких интервью с представителями сферы творческих индустрий, практиками, посредническими организациями, образовательными учреждениями, консультационными центрами и представителями государственных органов управления. Исследование затрагивает следующие области:


Творческие индустрии

Направления

Традиционное искусство


Изобразительное искусство

Сценические формы искусства


Галереи

Музеи

Литература

Издательское дело

Дизайн

как самостоятельное направление в творчестве и как фактор, воздействующий на массовое производство

Графика


Мода

Мебель

Медиа

Телевидение

Радио

Газеты и журналы

Кино

Популярная музыка

Аудиозапись

Живая музыка

Досуг

Сфера развлечений

Сфера услуг



Очевидно, что представленные здесь виды деятельности сильно отличаются друг от друга. Однако существует ряд проблем, которые, как мы полагаем, имеют межсекторальные взаимосвязи, отражающие общие проблемы и предлагающие путь к поиску общих решений.
Подробный отчет об исследовании и анализе текущей ситуации в Санкт-Петербурге будет представлен вниманию общественности в 2002 году. В целях более точной диагностики основных проблем сектора, партнеры проекта проводят дополнительные консультации с представителями сектора творческих индустрий, городскими властями, международными донорскими организациями и партнерами.

  1. Стратегические направления



Проект направлен на усиление и укрепление позиций санкт-петербургского сектора творческих индустрий как необходимой составляющей экономической и культурной жизни города. Особое значение сектор творческих индустрий приобретает в условиях экономического спада и безработицы, создавая новые рабочие места, стимулируя развитие туризма и увеличивая поступления в городской бюджет.
В сфере культуры креативность и инновации являются ключевыми факторами успеха и, как показывают исследования, проводимые в Западной Европе, концентрируются главным образом в секторе творческих индустрий, в котором работает более 40% от общей численности занятых в сфере культуры.
В условиях постоянно обостряющейся конкуренции на рынке мирового туризма, творческая жизнь современного города должна содержать разнообразные, новые, альтернативные культурные события и мероприятия. При этом даже если город не обладает богатым культурно-историческим наследием и памятниками архитектуры, он сможет победить в конкурентной борьбе, если в городе происходят интересные культурные события, активно развивается индустрия отдыха и развлечений, сеть кафе, баров, ресторанов и клубов. Например, Барселона - город, который уступает Санкт-Петербургу в области классического искусства, находится на пятом месте по посещаемости в списке мирового культурного туризма. Этот высокий рейтинг определяется вкладом сектора творческих индустрий в развитие альтернативных искусств, сферы услуг и развлечений, что обеспечивает культурное разнообразие жизни города и развитие инфраструктуры туризма.

Но основным фактором, определяющим рост занятости в секторе культуры в европейских странах, является не только создание рабочих мест, связанных с развитием инфраструктуры туризма, но, главным образом, увеличение массового потребления продукции и услуг в таких областях, как музыка, телевидение, радио, фильмы и видео. Эта продукция производится, с одной стороны, узкой группой крупных игроков-производителей и, с другой стороны, малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями кластера творческих индустрий, гибко реагирующего на потребности рынка. Отмечается также возрастание спроса на высококачественный дизайн и расширение ассортимента потребительских товаров и услуг в таких сферах, как мода, мебельный дизайн, графика и других подобных направлениях в бизнесе, при этом наблюдается расширение производственных контактов с компаниями-производителями.

Маленькие, гибкие, ориентированные на рынок, динамично развивающиеся предпринимательские компании сектора творческих индустрий, могут дать существенный импульс в развитии крупных государственных учреждений культуры, в сотрудничестве с которыми могут быть реализованы совместные проекты по возрождению и реконструкции Санкт-Петербурга. Именно в этом секторе рождаются новые идеи, новые формы, новая энергия: креативность, наличие которой является решающим фактором в развитии современной городской культуры, а также множество профессиональных навыков, содействующих повышению конкурентоспособности продукции промышленных предприятий.
Богатое культурное наследие и процветающее классическое искусство Санкт-Петербурга придают ему огромный потенциал как городу мировой культуры. Однако в ходе исследования было установлено, что в Санкт-Петербурге недостаточное внимание и поддержка оказываются таким видам творческой деятельности, как современное искусство и инновации, индустрия отдыха и развлечений, сфера услуг и информационные технологии. Следует отметить, что за последнее время количество малых предпринимательств в сфере творческих индустрий Санкт-Петербурга значительно возросло, но должно пройти еще немало времени, прежде чем Санкт-Петербург сможет встать в один ряд с такими успешными европейскими моделями творческого развития, как Париж и Барселона, а также Хельсинки и Манчестер.
Обобщая результаты проведенного исследования, становится ясным, что развитию предпринимательства в секторе творческих индустрий препятствуют следующие факторы:


  • Двойственное восприятие «Культуры и Коммерции» со стороны практиков и политиков;

  • Расстановка стратегических приоритетов в пользу классического искусства;

  • Преобладание больших государственных институтов внутри сектора при минимальном сотрудничестве между собой и малыми независимыми предпринимательскими структурами;
  • Наличие государственных программ и других видов поддержки, ориентированных в большей степени на развитие крупных государственных учреждений со статусом особо ценных исторических и культурных объектов, нежели на развитие современных искусств, поддержку инновации, индустрии отдыха и развлечений;


  • Недостаточное понимание со стороны официальных структур города необходимости более широкого применения опыта и возможностей, накопленных внутри сектора творческих индустрий;

  • Ограниченные источники финансирования, грантов, спонсорства и возможности выхода на новые рынки;

  • Навыки ведения бизнеса и управления, недостаточные для привлечения инвестиций и/или микро-кредитов; неразвитая инфраструктура по развитию данных навыков;

  • Легальные, бюрократические и фискальные ограничения на предпринимательскую деятельность.



  1. Возможные пути решения проблем


Долгосрочные направления, связанные с достижением основных целей проекта включают следующие решения:

  • Реформирование законодательной и налоговой среды;

  • Разработка программ бизнес-обучения и бизнес-консультирования, ориентированных на данный сектор;

  • Создание специализированных служб/агентств по поддержке экономического потенциала сектора творческих индустрий;

  • Прозрачная, открытая, доступная система финансирования проектов в данной сфере;

  • Интегрированные стратегии развития туризма и творческой деятельности;

  • Маркетинг сектора на основе совместных PR-инициатив и создание партнерских информационных сетей.

Здесь все направления приоритетны: это проверенные в странах ЕС способы и методы решения проблем, которые обязательно будут использоваться в России. Однако процесс осуществления перемен в Санкт-Петербурге может быть ускорен, если государственные структуры при разработке и реализации политики будут активно взаимодействовать с сектором творческих индустрий, опираясь на творческий потенциал, навыки и инициативы, которые накоплены в этом секторе. Опыт европейских стран показывает, что лучше работают стратегические инициативы, появившиеся в результате обширных консультаций с сектором, реально содействующие укреплению партнерских отношений, с четким разделением обязанностей и ответственности. Такое партнерство может строиться только на основе взаимного доверия между государственной властью и сектором; при этом сотрудничество будет успешным только в том случае, если достигнут определенный уровень сплоченности и консолидации внутри сектора, когда сформировано четкое понимание общих проблем, потребностей и интересов. Только в этом случае сектор творческих индустрий станет реальным сектором экономики, способным четко формулировать свои проблемы и требования, а также воспроизводить собственных лоббистов-лидеров, отстаивающих эти интересы в высших органах власти. Процесс консолидации сектора на основе выявления общих проблем и интересов, использование принципов стратегического партнерства – являются основными факторами успешной разработки и реализации стратегии по поддержке творческих индустрий в Санкт-Петербурге.

Исследование показало, что в Санкт-Петербурге имеется ряд примеров, когда представители сектора объединяются и формируют репрезентативные группы с целью повысить эффективность собственного бизнеса, а также деятельность сектора в целом: например, Арт Сессии, Корпорация «Счастье», «Пушкинская,10», Корпорация прямых инвесторов, Гильдия мебельщиков. По всей видимости, именно этот путь, направленный на объединение усилий, сможет обеспечить создание единой платформы для формирования согласованных позиций по развитию и продвижению сектора творческих индустрий Санкт-Петербурга. При этом в целях поддержки формирующихся объединений предполагается использовать возможности и опыт аналогичных структур в странах и городах ЕС, и, в первую очередь, в Манчестере и Хельсинки, с которыми будут установлены прямые контакты, а именно:


  • Манчестерская Служба по Развитию Творческих Индустрий;

  • Creative Frontiers Group;

  • Манчестерская Сеть Изобразительного Искусства;

  • Манчестерская Музыкальная Сеть;

  • Манчестерские Инициативы в области Дизайна.


Полезным представляется опыт администрации города Хельсинки по привлечению малого и среднего бизнеса, главным образом, из сектора творческих индустрий к реализации мероприятий программы «Культурная столица Европы». Возможности развития партнерских отношений с потенциальными партнерами - ассоциациями, союзами, объединениями Хельсинки и Манчестера будут разрабатываться консультантами данного проекта, контакты с другими городами - путем использования информационных общеевропейских сетей. Именно в этом и состоит основная цель программы Тасис.

Таким образом, инициативные проекты, представленные объединениями предпринимателей сферы творческих индустрий и направленные на решение ключевых проблем сектора, могут заложить надежные основы формирования и, более того, ускорения процесса разработки и реализации официальной государственной политики содействия творческим индустриям.

Цель ноябрьской встречи на Даче Кочубея – собрать вместе представителей сектора творческих индустрий Санкт-Петербурга для:


  • обсуждения пилотных проектов, которые окажут существенное воздействие на развитие сектора творческих индустрий Санкт-Петербурга в целом, и его отдельных субсекторов

  • выявления возможных направлений международного сотрудничества и объединения усилий для формирования инфраструктуры поддержки, обеспечивающей развитие данного сектора.


В проекте при поддержке программы Тасис стоит задача разработки пяти пилотных проектов по развитию сектора творческих индустрий Санкт-Петербурга. В рамках данного проекта Тасис не осуществляет целевого финансирования пилотных проектов. Однако партнеры проекта, опираясь на результаты исследований и получив соответствующие полномочия и поддержку от сектора творческих индустрий Санкт-Петербурга, будут вести переговоры с международными донорскими организациями по поводу возможности привлечения финансовых ресурсов для реализации 4-5 пилотных проектов.