birmaga.ru
добавить свой файл

1
n=Инструкция по охране труда №~sz=109036;pg=1;te=Эксплуатация автомобилей в зимний период связана с интенсивным охлаждением механизмов, агрегатов, эксплуатационных материалов и по этому имеет ряд особенностей~cat=~t=Инструкция~!~ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда



при эксплуатации автомобиля в зимний период

при эксплуатации автомобиля в зимний период
1. Особенности эксплуатации транспортных средств в зимний период. Техническое

обслуживание.

1.1. Эксплуатация автомобилей в зимний период связана с интенсивным охлаждением механизмов, агрегатов, эксплуатационных материалов и по этому имеет ряд особенностей.

Производительность автомобилей в этот период снижается на 15-20 %. Время, затрачиваемое водителями на пуск и прогрев двигателя автомобиля в условиях средней полосы, составляет 110-80 минут. Низкие температуры воздуха и связанные с ними охлаждения агрегатов и эксплуатационных материалов затрудняют пуск двигателей, уменьшают надежность автомобилей, ухудшают экономичность, усложняют обслуживание и их вождение.

1.2. Все работы по техническому осмотру и ремонту транспортных средств должны проводиться только в отапливаемых помещениях.

1.3. Для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправностей в пути, работать следует только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим деталям и инструменту голыми руками без рукавиц.

1.4. Если устранение неисправностей проводится лежа под автомобилем или стоя на коленях- применять утепленные маты.

1.5. При заправке автомобиля топливом, заправочные пистолеты брать только в рукавицах, соблюдая особую осторожность, не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

1.6. Запрещается вьпускать в рейс автомобили, имеющие неисправные устройства для обогрева салона.

^ 2. Влияние низких температур на пуск двигателя. Изменение физических свойств

эксплуатационных материалов.

Низкие температуры воздуха и связанное с ними охлаждение агрегатов и эксплуатационных материалов затрудняют пуск двигателей, уменьшают надежность автомобилей.

Затруднения пуска двигателей возникают из-за сложности создания пусковой частоты вращения коленчатого вала, ухудшения смесеобразования и воспламенения смеси. Для надежного пуска двигателя скорость проворачивания или частота вращения его коленчатого вала должна быть равна или превышать минимальную пусковую частоту вращения, обеспечивающую процесс подготовки горючей смеси в карбюраторном двигателе, или достаточную температуру конца сжатия в дизеле.

Факторы, влияющие на воспламенение и сгорание рабочей смеси при низких температурах, могут быть разделены на поддающиеся к управлению в процессе эксплуатации и конструктивные, управление которыми в процессе эксплуатации невозможно.

Так, качество работы топливной системы зависит от вида топлива, его октанового числа, температуры. В эксплуатации на эти параметры можно влиять путем добавления ЛВЖ , выбора топлива с соответствующим значением октанового числа и подогрева топлива, подаваемого в двигатель. При низких температурах ухудшается пропускная способность фильтров. Эти помехи могут быть исключены при ТО или путем подогрева самих топливных фильтров. Чтобы повысить температуру всасываемого воздуха в двигатель, необходимо его специально подогреть.

^ Необходимо помнить, что:

2.1. При снижении температуры масла, значительно ухудшается его вязкость. В результате чего увеличивается сопротивление прокручивания коленчатого вала и снижение скорости его вращения, что ухудшает условия воспламенения.

2.2 Снижение температуры электролита аккумуляторной батареи в значительной степени ухудшает энергетические возможности аккумулятора, а следовательно, уменьшает и скорость вращения коленчатого вала и, в конечном итоге, ухудшает воспламенение топлива.

2.3 При холодном пуске топливо испаряется, т.к. испарение – процесс, проходящий с поглащением тепла.

2.4 Высокая вязкость дизельного топлива при низких температурах ухудшает его распыление.

При снижении температуры дизельного топлива с +20 0С до -20 0С его вязкость увеличивается

в 8-10 раз. При этом топливо попадает в цилиндры двигателя в виде сравнительно крупных капель с малой относительно поверхностью. Это затрудняет его воспламенение. Кроме увеличения вязкости охлажденное топливо приводит к перебоям работы двигателя.

Для поддержания работоспособности аккумуляторных батарей и обеспечения достижения необходимой величины температуры сжатия необходимо, с одной стороны, уменьшение потерь тепла от батареи в окружающую среду, с другой - использование батарей только с достаточно высокой степенью заряженности.

На частоту вращения коленчатого вала при пуске и на воспламенение топлива влияет качество моторного масла. Можно существенно улучшить условия смесеобразавания и воспламенения, применяя подогрев масла и охлаждающей жидкости.

^ 3. Подготовка транспортных средств к эксплуатации зимой.

Для обеспечения высокого уровня технического состояния автомобилей, эффективности эксплуатации в зимнее время необходимо заблаговременно, до наступления морозов, выполнить ряд мероприятий по подготовке водителей, ремонтно-обслуживающего персонала, а также подвижного состава и всех производственных участков автотранспортных предприятий к зиме.

К основным организационным мероприятиям по подготовке подвижного состава к эксплуатации в условиях низких температур относятся:

3.1. Составление плана работы.

3.2. Инструктаж водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих по особенностям эксплуатации автомобилей зимой.

3.3. Распределение обслуживающего персонала для обеспечения объемов работ.

3.4. Проведения сезонного обслуживания автомобилей, приурочивая его к очередному ТО.

3.5. Материально-техническое обеспечение подготовительных работ.

3.6. Оборудование автомобилей дополнительными средствами утепления и обогрева, укомплектование их дорожным инструментом и буксирными устройствами, а также средствами повышения проходимости.

3.7. Учет и контроль вьполнения плана подготовки подвижного состава к зимней эксплуатации.

До проведения обслуживания и подготовки автомобилей к зимней эксплуатации выявленные скрытые неисправности устраняются в зоне текущего ремонта.

Объем и время подготовки автомобилей к эксплуатации в условиях низких температур зависят от уровня технического состояния подвижного состава и климатических условий. Комплекс работ проводят в сентябре-октябре месяце.
^ 4. Особенности технического обслуживания транспортных средств зимой.

4.1. Подготовка системы смазки двигателя.

4.1.1. В процессе эксплуатации автомобилей в системе смазки двигателей образуются мелкие механические примеси, продукты окисления, осмоления и др. В значительной степени этому способствует работа двигателей на пониженных тепловых режимах и применение несоответствующих сортов масел.

Подготовка системы смазки двигателя заключается в проведении следующих работ:

- промывка системы и замена масла на зимние сорта;

- проверка исправности вентиляции картера двигателя, перепускных клапанов масляного насоса, манометров;

- проверка герметичности системы;

- отключение и промывка масляных радиаторов;

Промывка системы смазки двигателя осуществляется в следующем порядке:

Двигатель запускают, прогревают его до 70-80 0С. Затем останавливают, сливают масло из картера, корпусов фильтров через сливные отверстия. Производят замену фильтров тонкой очистки, а элемент фильтра грубой очистки тщательно промывают в дизельном топливе или керосине и продувают сжатым воздухом. После этого смачивают в теплом масле, применяемом для двигателей зимой.

При подготовке системы смазки двигателя к зиме необходимо тщательно проверить исправность вентиляции картера. Хорошая вентиляция уменьшает количество проникающих в картер отработанных газов. При холодном пуске двигателя масло поступает к трущимся деталям через пропускные клапаны фильтров. Поэтому при подготовке двигателей к зимней эксплуатации необходимо в системе смазки проверить исправность указанных клапанов.

При подготовке системы смазки к эксплуатации зимой особое значение приобретает проверка ее герметичности по отношению к системе охлаждения, заполненной антифризом . Загрязнение моторного масла антифризом более пагубно, чем загрязнение водой.

На зимний период эксплуатации следует отключать масляный радиатор, т.к. зимой картер достаточно охлаждается потоком холодного воздуха.
4.2. Подготовка системы питания.

4.2.1 Подготовительные работы системы питания карбюраторных двигателей включают:

- промывку топливной системы;

- проверку состояния топливопроводов и распределительных кранов;

- разборку, очистку и проверку топливного насоса;

- проверку на стендах и при помощи приборов карбюратора, его узлов и деталей;

- проверку системы на герметичность;

- проверку исправности заслонки регулирования подогрева горячей смеси и установку ее положения, в соответствии с зимними условиями;

Промывку топливных баков осуществляют непосредственно на автомобилях при помощи гидромонитора, который подсоединяют к шлангам с промывочной жидкостью и сжатым воздухом. В период зимней эксплуатации слабым местом в системе питания является топливный бак. В незаполненном баке в результате разницы температур на внутренних стенках образуется иней, который затем превращается в воду. для устранения образования кристаллов льда в топливе при длительной стоянке автомобиля на морозе с неполным баком целесообразно добавлять в бак метанол из расчета 600г на 10 литров топлива или небольшое количество денатурата.

При проверке состояния топливопроводов и распределительных кранов обращать внимание на отсутствие в них трещин, глубоких вмятин и крутых изгибов, затрудняющих циркуляцию топлива.

Подготовка топливного насоса заключается в испытании его на производительность, развиваемое давление и герметичность при помощи приборов. Проверку исправности и регулировку карбюратора производят на работающем и прогретом до рабочей температуры двигателе при правильно установленном зажигании и нормальных зазорах в газораспределительном механизме. Герметичность топливной системы питания проверяют после сборки и установки на место всех приборов и топливопроводов системы питания. После окончания подготовки системы питания проверяют исправность заслонки регулирования подогрева воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Заслонку устанавливают в положение, соответствующее зимним условиям работы.

В подготовку к зиме системы питания дизельных двигателей включают следующие работы:

- удаление из системы летнего сорта топлива, промывка топливных баков;

- проверка и регулировка топливного насоса со снятием его с двигателя;

- проверка и регулировка форсунок;

- проверка работы топливоподкачивающего насоса и системы теплообменного подогрева топлива;

- проверка состояния водоотделителя;

- замена масла в насосе высокого давления и в корпусе регулятора числа оборотов коленчатого вала;

- проверка герметичности системы;

- замена бумажного элемента воздушного фильтра (автомобили марки КАМАЗ);

4.3.^ Подготовка электрооборудовани

При подготовке электрооборудования автомобиля к эксплуатаций в условиях низких температур проверяют:

- состояние и исправность всей электропроводки автомобиля;

- аккумуляторную батарею (доводят плотность электролита до нормы);

- исправность приборов с одновременной регулировкой их;

Подготовка электрооборудования к зиме начинается с тщательной проверки состояния и исправности всей электропроводки автомобиля. Нарушение изоляции, неплотные контакты в местах соединений вызывающие утечку тока, должны быть устранены. Предохранители проверяют одновременно с электропроводкой, подбирая и устанавливая их в соответствии с указаниями инструкции завода-изготовителя автомобиля. При проверке нагрузочной вилкой напряжение исправного аккумулятора должно быть постоянным не менее 5с. Отверстия в крышках аккумуляторов должны быть закрыты пробками. Дистилированную воду доливают зимой непосредственно перед пуском двигателя, т.к. она может замерзнуть, не успев смешаться с электролитом.

При подготовке генератора к работе зимой:

- осмотреть якорь, коллекторы, щитки;

- определить частоту вращения генератора на начало и полную отдачу тока;

- проверить температуру его нагрева, выявить шумы и стуки;

- проверить состояние отдельных деталей с помощью стендов и приборов;

Выявленные при осмотре и испытании генератора неисправности устраняются.

4.4. ^ Подготовка системы охлаждения

В системе охлаждения двигателя температура должна поддерживаться в узких пределах, чтобы, с одной стороны, не допускать чрезмерного разжижения масла, с другой - его термического распада.

Подготовка системы охлаждения двигателя включает в себя:

- промывку системы охлаждения и котла пускового подогревателя;

- проверку герметичности систем охлаждения и отопления, устранение неисправностей;

- проверку работоспособности термостата, состояние привода жалюзи радиатора;

- замену охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

- проверку пускового подогревателя и других вспомогательных средств облегчения пуска двигателя, устранение неисправностей;

При подготовке к зиме системы охлаждения, необходимо проверить ее герметичность путем опресовки заполненной системы с помощью специального приспособления, устанавливаемого на расширительный бак.

4.5. ^ Подготовка тормозной системы.

При подготовке тормозной системы к зимним условиям эксплуатаций необходимо особо тщательно проверять ее исправность и герметичность. Герметичность системы тормозов с пневматическим приводом следует проверять при номинальном давлении при работающем двигателе. Особое внимание обращают на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов, т.к. в этих местах чаще всего происходят утечки сжатого воздуха. Места большой утечки определяются на слух, а небольшой - с помощью мыльной эмульсии. Давление воздуха в воздушных баллонах должно уменьшаться не более чем на 14,7кПа за 15 мин. при свободном положении органов управления тормозного привода и на 58,8кПа после включения органов управления. При подготовке тормозной системы необходимо проверять и регулировать сливные устройства для удаления конденсата из воздушных баллонов. В случае замерзания конденсата, отогревать приборы, трубопроводы и воздушные баллоны горячим воздухом или водой.

Наличие большого кол-ва масла в конденсате указывает на неисправность компрессора. В этом случае необходимо тщательно проверить его и выявленные неисправности устранить. В период зимней эксплуатации автомобилей следует ежедневно сливать конденсат из тормозной системы и контролировать уровень жидкости в предохранителе.

4.6. ^ Подготовка гидросистем, рулевого механизма, агрегатов и шин.

Гидравляческие системы в зимнее время должны работать на зимних сортах масел. При особо низких температурах для смазывания гидравлического прибора может быть применена силиконовая жидкость. В процессе подготовки к зиме гидравлические системы обязательно опробовать на холостом ходу. Чтобы предотвратить выход из строя гидравлических амортизаторов в следствии попадания воздуха зимой следует применять масла с малой вязкостью. Смена масла в гидроусилителе рулевого механизма также проводится при подготовке автомобиля к зиме.

У большинства машин замена масел в коробках передач, коробках отбора мощности, задних мостах проводится в обычные сроки, т.к. эти агрегаты работают на всесезонном масле. При низких температурах резко снижается эластичность резины. Наибольшую эластичность она имеет при температуре -100С -- -20 0С. При -250С -- -40 0С резина становится твердой, хрупкой и малоэластичной. Поэтому монтировать и демонтировать шины зимой следует только после предварительного медленного отогревания в теплом помещении. Быстрый отогрев (например у костра) приводит к выходу из строя шин.

Инженер по ОТ и ТБ
С инструкцией ознакомлены: ________________________

________________________

________________________