birmaga.ru
добавить свой файл

1

Игровое моделирование как средство формирования и развития коммуникативно — речевых навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

Обучение иностранным языкам на современном этапе является коммуникативно — ориентированным, т.е. основывается не только на знании языковых форм (грамматики, лексики, произношения),но (главное!) - на использовании этих знаний в условиях реального общения. Всевозможные креативные технологии, внедряемые в школе, дают возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более плодотворным , мотивированным и творческим для обеих сторон (учителя и ученика).

Моделирование в процессе изучения языка сводится к тому, что учитель должен создавать (моделировать) как можно больше реальных ситуаций и поощрять к тому же детей. Дети же, в рамках предложенной ситуации, должны представлять и воспроизводить возможные действия, реплики и картины из жизни, соответствующие их пониманию ситуации и их личному жизненному опыту, что повышает их мотивацию к общению на иностранном языке. Ситуация в данном случае - это лингвистические обстоятельства в совокупности с речевыми стимулами, на которые ребенок реагирует речевыми действиями и поступками.

Моделированию ситуаций способствует широкое использование наглядных раздаточных материалов, которые активизируют детское воображение и ведут к творческому высказыванию своих мыслей , идей и мнений. Моделирование реальных ситуаций и их сложность напрямую зависят от возраста и личного опыта участников ситуации. Поэтому весь этот креативный процесс может осуществляться в трех направлениях:


  • игровое моделирование — начальная школа

  • креативное моделирование — средняя школа

  • проектирование — старшая школа

Рассмотрим особенности каждого из направлений. В начальной школе конечной целью игрового моделирования становится воспроизведение (копирование) реплик, действий, сцен на основе небольшого жизненного опыта участников в рамках заданных правил игры, соблюдение которых контролирует учитель. Его роль состоит также в том, чтобы не ограничивать инициативу детей, а направлять ее на достижение определенных целей, которые учитель ставит перед собой и учащимися на конкретном уроке.


Креативное моделирование предполагает, что копирование и воспроизведение ситуаций, основанное на большем жизненном опыте, может выходить за рамки поставленных условий и иметь некое динамическое развитие, приводя порой игроков к неожиданным открытиям, обобщениям и выводам.Здесь контролирующая функция учителя заметно ослабевает и начинает превалировать направляющая; ученикам предоставляется большая свобода для выбора средств и методов достижения цели, их жизненный опыт подсказывает им больше возможных путей развития ситуации.

Проектирование. Этот вид моделирования предполагает получение на выходе некоего нового результата, продукта творчества и обобщения знаний, умений, навыков и опыта. Здесь ученик самостоятельно выбирает объект исследования, ставит перед собой определенные цели и задачи, прогнозирует предполагаемый результат, выбирает средства и способы достижения цели . Роль учителя здесь сводится к наблюдению за процессом и ,при необходимости, к корректировке действий учащихся.

Технология моделирования позволяет учителю реализовать свои функции как тьютора в рамках работы по ФГОС.Это подразумевает, что учитель:


  • обучает детей приемам работы в группах и парах; организует работу в парах и группах сменного состава в рамках учебных ситуаций

  • создает проблемную ситуацию, обнаруживает недостаточность или противоречивость знаний и провоцирует таким образом деятельностную активность детей для поиска и уточнения информации; с помощью такого подхода учит детей самостоятельно определять тему и задачи урока, а так же выбирать оптимальные способы достижения цели

  • развивает метапредметные навыки, навыки самостоятельного приобретения знаний -работы с информацией, ее поиска, работы с источниками

  • учит находить общие способы действий

  • учит детей планировать и прогнозировать свои действия в ходе совместной работы
  • учит делать выводы и объективно оценивать собственную работу и работу партнеров


Все три направления объединяет то, что любое из них предусматривает развитие коммуникативно- речевых умений, которые делятся на 2 группы:

  • рецептивные (аудирование и говорение)

  • продуктивные (чтение и письмо)

При реальном общении эти умения неразделимы. Поэтому в креативных технологиях должны быть использованы самые разнообразные приемы - от ролевых и настольных игр, решения и составления кроссвордов до подготовки концертных программ и спектаклей. Это позволяет одновременно развивать все коммуникативные умения. По сути - «изучаем утку в комплексе»,как говорила учительница Сане Григорьеву («Два капитана» В.Каверин), т.е. как она пишется, читается, где обитает и какова ее ценность с точки зрения питания человека.

Для выбора наиболее продуктивной технологии и входящих в нее приемов необходимо конкретизировать цели обучения на каждом этапе, и далее четко формулировать конкретные практические задачи на каждом занятии.

Коммуникация — это универсальный способ существования человека. Мы получаем сообщения от разных функциональных систем нашего тела, которые не всегда можем, хотим или умеем понять; мы воспринимаем различные природные явления, звуки, музыку, читаем книги, смотрим фильмы, общаемся с другими людьми и реагируем на внешние раздражители. К моменту поступления в школу ребенок успевает накопить некоторый опыт общения и взаимодействия. Главная цель учителя — структурировать этот опыт, наполнить (дополнить) его новым содержанием, умениями и навыками.Это станет для ребенка инструментом дальнейшего саморазвития.

Конкретные цели обучения иностранному языку на начальном этапе выглядят следующим образом:

  1. Формировать у учащихся первичные навыки и умения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной и учебно — познавательной
  2. Формировать толерантное, дружелюбное отношение к населению, культуре и и традициям других членов мирового сообщества , в том числе стран изучаемого языка


  3. Формировать устойчивую мотивацию для развития познавательного интереса и социокультурного кругозора учащихся

  4. Создавать условия для активизации и актуализации знаний и опыта учащихся

  5. Развивать коммуникативно — игровые и личностные способности учащихся

Кроме того, при выборе технологий следует учитывать психолого — педагогические и возрастные особенности детей:

  • высокую степень подвижности

  • высокую способность к непроизвольному запоминанию

  • неустойчивость внимания

  • наличие имитационных способностей

  • высокую степень детской эгоцентричности

Игровое моделирование является одной из самых распространенных и эффективных креативных технологий на начальном этапе обучения.Такая технология необходима потому, что с ее помощью можно воссоздать ситуацию при отсутствии реального языкового окружения.Игра является для детей самой привычной и приятной формой познания мира.Развитие речи входит в сферу непроизвольного внимания детей, что позволяет им совершать множество активных попыток, не теряя при этом устойчивой положительной мотивации. У ребенка в процессе игры должны последовательно включаться все системы восприятия: вижу — слышу — чувствую — ощущаю вкус и запах, т. е. при организации коммуникативной среды должен осуществляется комплексный подход ,о чем уже было сказано выше.

Одной из комплексных форм игрового моделирования можно назвать сторителлинг

(storytelling) — театрализованное рассказывание. Этот вид деятельности позволяет слушать, петь , проговаривать, рисовать , заниматься драматизацией, включать у детей языковую догадку. Он основан на практике создания текстов- примитивов, поскольку там почти нет грамматических структур, а только набор ключевых слов (как правило существительные и прилагательные, реже — глаголы) и лишь небольшое количество новой лексики (Приложение1). В таких текстах активно используются мимика, жесты, интонирование и звукоподражание. Такой вид игрового моделирования ставит перед собой цель добиться совместного рассказывания, заставляя детей выделять внешние опоры, членить текст на смысловые части, понимать общее содержание, включаться в рассказывание, прогнозировать дальнейшие события и угадывать (либо находить самим )ключевые понятия. Добиться этого позволяет структура текстов-примитивов — сказочная параллельность эпизодов, повторы (обычно три), риторические вопросы,обращенные к слушателю, эмоциональность и артикуляция.Для полноты рассказывания дети могут использовать пластилиновые пальчиковые куклы, сделанные самостоятельно.


Еще один интересный метод игрового моделирования — грамматическая сказка, которую дети сочиняют совместно с учителем, имеющая продолжение и переходящая по темам от эпизода к эпизоду (примеры таких сказок можно прочитать в моей методической разработке «Сказки страны Grammarland»). При этом на сказочных персонажей — грамматические формы — проецируются реалии нашей жизни, поскольку дети вкладывают в эту игру весь собственный накопленный жизненный опыт — опыт общения и взаимодействия

Любой вид игрового моделирования способствует развитию УУД — личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Поскольку речь идет о предмете «Иностранный язык», основной акцент следует сделать на развитии именно коммуникативной компетенции в сумме ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной и учебно — познавательной) и коммуникативных УУД. В целях формирования и развития этих УУД у учащихся перед учителем должны стоять следующие практические задачи:


  • учу задавать вопросы и отвечать на них

  • учу убеждать другого человека.мы

  • создаю (моделирую) ситуацию для обсуждения

  • учу передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

  • учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

  • учу строить монологическое и диалогическое высказывание

  • учу работать в группе

  • учу вносить вклад в общие действия

Однако, нельзя сбрасывать со счетов и другие универсальные учебные действия.

Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические действия, постановку и решение проблем. Моделирование относится к общеучебным знаково- символическим действиям и осуществляться должно только по принципу деятельности, поскольку «напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»(А.Л.Минц). Иначе говоря, мало накормить голодного рыбой, надо научить его эту рыбу ловить, а для этого ему необходимо наблюдать за рыболовами ,слушать их советы и повторять все необходимые действия.При этом ученик всегда должен стремиться превзойти учителя, усовершенствовав и расширив диапазон своих действий, привнося нечто новое, свое.


Именно этого мы и добиваемся с помощью моделирования, доказывая эффективность, необходимость и универсальность этой технологии в процессе формирования и развития универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.

Приложение.

Образец текста — примитива (методика сторителлинга)

Список слов

Cling-clang!Cling-Clang!-(изображаем звук колокольчика для привлечения внимания к рассказыванию;поворяем этот прием при каждом рассказывании)

winter night (одна группа детей) walk,walk (другая группа)

winter night (повтор) walk, walk (повтор)

cold and windy (одна группа детей) walk (другая группа)

cold and windy (повтор) big house (повтор)

cat (один ребенок прерывает всех) big woman (несколько детей хором)

old,cold cat (медленно и грусно) hello! (все смотрят сверху вниз)

No house (очень грустно и тяжело) miaow! (один ребенок заискивающе)

Come in!come in! miaow!(с благодарностью)