birmaga.ru
добавить свой файл

1
Классный час «Всеобщая декларация прав человека»


Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...

И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

Буратино и Царевна-лягушка; Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека. И вместе с ними другие литературные герои...

И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны! _

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

Правда, только в том случае, если соблюдать…

А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, ознакомиться со всеми тридцатью статьями Декларации.

После того как вы ее прочитаете, советуем взять любую сказку, любой рассказ, роман или повесть, посмотреть любой фильм или спектакль и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идет речь.

Заверяем вас — нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы права человека!

А теперь ознакомьтесь с нашим вариантом прочтения Всеобщей декларации прав человека. Начнем знакомство с конца, с тридцатой ее статьи. Потому что именно в ней сказано, как нужно понимать остальные двадцать девять статей и пользоваться ими.


Помните: ни «тридцать витязей прекрасных» из сказки Пушкина о царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обеспечат выполнения всех статей Декларации. Статья 1

Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Статья 2

Каждый человек обладает всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:

- национальности, языка, расы, пола, религии;

- социального происхождения, политических убеждений,

богатства или бедности;

- величины и мирового происхождения его страны.
Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

Статья 14(1)

Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований.

Статья 14 (2)

Это право не может быть использовано в случае преследований за действия, противоречащие целям и принципам ООН.

Статья 26(1, 2)

Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное - общедоступными.

Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами.

Дополнительный материал

Историческая справка о принятии Всеобщей декларации и других международных документов о правах человека.

Непосредственное изучение Всеобщей декларации следует предварить рассказом о том, когда и почему возникло международное сотрудничество в защиту прав человека.

Человеческая жизнь и человеческое достоинство игнорировались и попирались на протяжении всей истории. Во все времена находили оправдание дискриминации, т.е. ущемления прав людей, на том основании, что одни менее способны, чем другие, или даже якобы генетически ущербны. Вплоть до XI X в. подобные аргументы использовались для оправдания ран стаз. Да и в наши дни аналогичные доводы приводятся при оправдании дискриминации против женщин (сексизм) и против людей с другим цветом кожи (расизм).


Конечно, отдельные слои общества всегда пользовались определенным правом, но, скажем, в рабовладельческих государствах или абсолютных монархиях человек никогда не рассматривался как суверенная личность. Люди не были равны по сословным, имущественным, религиозным, национальным и иным признакам. А юридическое неравенство людей делает невозможной реализацию прав и свобод человека. Таким образом, эти права и свободы находятся в прямой зависимости от типа государственного устройства: они невозможны в тоталитарных (несвободных) государствах, диктатурах, а являются принадлежностью свободных, демократических государств.

Тем не менее, сама идея прав и свобод человека привлекли внимание людей еще с древних времен. Принципы равенства людей, достоинства человеческой личности, равенства и братства нашли воплощение в ряде мировых религий, в частности в христианстве.

Исторические факторы свидетельствуют о том, что сама постановка вопроса о необходимости всеобщего соблюдения основных прав и свобод возникла только в нашем веке. Раньше место лишь отдельные случаи заключения международных договоров, содержащих положение о борьбе с работорговлей, о защите религиозных и национальных меньшинств. Возникновение гуманной идеи о необходимости международного содействия всеобщему уважению основных прав и свобод личности относится к периоду создания по инициативе СССР, США и Великобритании Организации Объединенных Наций — всеобщей организации по поддержанию международного мира и безопасности.

Основные принципы включения положений о правах человека в Устав ООН могут быть поняты только с учётом той конкретной исторической обстановки, в которой разрабатывался этот важнейший международный документ нашего времени.

Вторая мировая война подходила к концу. В ходе этой войны нацизм ликвидировал на оккупированной им территории в Европе права человека, права народов. Фашизмом были истреблены миллионы людей. Одной из важнейших задач освободительной антифашистской борьбы явилось восстановление свободы и независимости Порабощенных фашизмом народов, а также демократических прав и свобод, растоптанных и поруганных гитлеризмом.


В документах государств антигитлеровской коалиции неоднократно подчеркивалось, что после окончательного уничтожения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который «обеспечит уверенность, что все люди во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды». В подписанной с 1 января 1941 г. Декларации Объединенных Наций 26 государствами, находившимися в состоянии войны с фашистскими государствами (затем к Декларации присоединилось еще 21 государство), говорилось, что «полная победа над их врагами необходима для защиты прав человека и справедливости в их собственных, а также в других странах».

Таким образом, провозглашенная в Уставе ООН решимость Объединенных Наций «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций... и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе...» объяснялось прежде всего требованием народов восстановить попранные фашизмом основные права и свободы человека.

Другая важнейшая причина включения положений о правах человека

в Устав ООН состоит в том, что поддержание международного мира и безопасности неразрывно связано с защитой демократических прав и свобод. Подготовка агрессии неминуемо влечет за собой посягательства на права и свободы широких слоев населения. Милитаризация экономики приводит к понижению жизненного уровня населения, к ликвидации, прежде всего социально-экономических прав трудящихся. Неизбежным следствием подготовки к развязыванию войны является наступление реакционных правящих кругов на политические и гражданские свободы. Правители Германии, Японии и Италии, прежде чем развязать агрессивные войны, растоптали в своих странах последние остатки свобод, установили режим бесправия и произвола. Начатые ими войны повлекли за собой ликвидацию прав народов оккупированных стран.

Поэтому уважение прав человека, достоинства личности неразрывно связано с уважением прав народов, с установление м дружественных отношений между народами и, следовательно, с укреплением всеобщего мира и безопасности.


Первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Этот день по решению Генеральной Ассамблеи — одного из главных органов ООН, состоящих из всех государств - членов, — объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах.

Всеобщая декларация явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблюдения элементарных прав личности, демократических прав и свобод для всех и содержащим перечень этих прав и свобод.

С течением времени положения Всеобщей декларации современных международных отношениях стали расцениваться как общепризнанные общедемократические начала, которые государства должны учитывать при разработке своих законов и проведении иных мероприятий, касающихся элементарных прав личности, а также демократических прав и свобод в целом.

Однако Декларация не налагает на государства конкретные юридические обязательства по реализации всех перечисленных в ней прав и свобод человека. Дело в том, что декларация — международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие либо принципы. Декларации не носят, в строгом смысле, обязательного для исполнения характера. Они являются лишь рекомендациями, пожеланиями. Однако эти документы обладают большой морально-политической силой, и по отношению к ним судят о позициях, государств. Декларации вступают в силу сразу же после их принятия и не предусматривают как отказа от своей позиции государств, голосовавших «за», так и присоединения к ним воздержавшихся либо голосовавших «против» государств.

Следует отличать декларации от конвенций и пактов, являющихся юридически обязательным международными соглашениями договорами. Как правило, конвенция - это соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме, а пакт — договор, охватывающий различные группы проблем. Конвенции и пакты вступают в силу не сразу после их принятия, а лишь после их ратификации определенным количеством государств. Государства -участники конвенций и пактов берут на себя содержащиеся в них обязательства и должны их строго выполнять. Для наблюдения за выполнением данных соглашений создаются, как правило, соответствующие комитеты. К открытым конвенциям и пактам могут присоединиться государства, не участвовавшие в их подготовке и принятии. Другой особенностью конвенций и пактов является то, что государства - участники могут отказаться от своих обязательств и выйти из данного договора, т.е. денонсировать его.


Таким образом, задача наложения конкретных юридических обязательств по реализации всех перечисленных во Всеобщей декларации прав и свобод человека была осуществлена путем разработки и одобрения Международных пактов о правах человека. Работа над составлением этих пактов завершилось в 1966 г., а 10 Декабря 1966 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Пакты вступили в силу 23 марта 1976 г. после их ратификации 35 государствами.

В целом за время своего существования ООН приняла более 70 международных документов (деклараций, рекомендаций, конвенций, пактов) в области прав человека. Но сердцевину всех этих документов составляет так называемый Международный билль о правах человека, состоящий из трех документов:

- Всеобщей декларации прав человека.

- Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

- Международного пакта о гражданских и политически правах, а также Факультативного протокола (т.е. решения международной конференции, имеющего силу международного договора) к этому пакту.

Страны, подписавшие Факультативный протокол, признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения в этих государствах положений Пакта о гражданских и политических правах. Далеко не все страны решили его подписать. Наша страна сделала это в 1991г.

Вопросы для обсуждения:


  1. Что изображено на иллюстрации?

  2. Кто в сказке «Красная Шапочка» нарушает право на личную неприкосновенность и жизнь?

  3. Почему Волк так поступил?

  4. Правы ли были охотники, убив Волка?

  5. Должна ли быть смертная казнь? Если да, то, за какие преступления?

  6. Есть ли опасность, что к смертной казни может быть приговорен невиновный? Можно ли этого избежать?

  7. Что такое геноцид?


Методические рекомендации

Эта статья провозглашает право самого человека распоряжаться своей жизнью. В разные века ценность человеческой жизни была разной, и мы можем смело сказать, что именно повышение ее ценности является ярким свидетельством гуманизации человеческого общества.

Детям легко будет уяснить смысл статьи с помощью иллюстрации, на которой художник изобразил Красную Шапочку в момент встречи с Волком. Известность сюжета сказки предоставляет хорошую возможность поговорить о нарушении права на жизнь и личную неприкосновенность.

Обратите внимание детей на то, что в сказке это право нарушает не только Волк, но и охотники. Обсуждение этого может быть очень интересным и увлекательным.

Рассуждения учеников при ответе на вопрос, имели ли охотники право убить Волка?

Первый ученик, (ответы предположительные или заранее обговорить с детьми). Волк съел — его тоже наказать так же.

Марина В.: Волк был голодный, он обязан был Поесть.

Люда Д.: (Он должен был попросить еды ему бы не отказали..

Второй ученик. Еще неизвестно, какая была Бабушка, о ней в сказке

ничего не сказано.

Третий ученик. По его виду не скажешь, что он был на грани истощения.

Четвертый ученик. Охотники не наделены правом судить.

Пятый ученик. Волка надо было оперировать, и если Красная шапочка и Бабушка живы — посадить, но не убивать.

Шестой ученик. Тогда будут, есть, кого хотят, и - ничего!

Седьмой ученик. А если за убитого Волка пойдет мстить другой волк?

Рассуждений много, и спор длится долго.

Уместно обсудить тему смертной казни, отнимающей у человека жизнь. Целесообразно узнать мнение ребят о том, допустима ли смертная казнь вообще, и если да, то в каких случаях.

Обсуждение высказанных точек зрения можно завершить перечислением гарантий справедливости и вынесения смертного приговора, отраженных в Международном пакте о гражданских и политических правах. В нем перечень прав и свобод начинается именно с права на жизнь. Смертные приговоры могут выноситься:


- только за самые тяжкие преступления;

- по окончательному приговору компетентного суда;

- соответствие с законодательством, не противоречащим Пакту и Конвенции о предупреждении преступления ге­ноцида и наказании за него.

(Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам).

Самой крайней формой нарушения права человека на жизнь считается лишение жизни, нанесение телесных повреждений или ущерба умственным способностям с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Подобные, действия квалифицируются как геноцид и являются международным преступлением. Явление геноцида можно рассмотреть на примере североамериканских индейцев.

Смертный приговор не может быть применен в отношении беременной женщины.

Рассуждения детей при ответе на вопрос, имели ли право

приговорить к смертной казни беременную женщину:

1-й ученик, (ответы детей будут, возможно, другими): Подождать, пока родится, а потом приговор привести в исполнение.

2-й ученик. Она должна воспитать ребенка, и если ребенок вырастет хорошим, — отменить приговор.

3-й ученик. Убивать ее нельзя, так как мы убьем ребенка, и нарушим права человека!

Отдельно отмечается право приговоренных «просить о помиловании или о смягчении приговора», т.е. замены смертной казни на другое наказание. В этой связи можно поинтересоваться у ребят, насколько это согласуется с известным выражением «приговор окончательный и обжалованию не подлежит».

Защите права на свободу и неприкосновенность личности посвящено несколько статей Декларации, каждая из которых говорит об отдельных проявлениях личной свободы, гарантиях свободы личности и ее неприкосновенности.

Домашнее задание

  1. Почему право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу является одним из основных?


  2. Вспомните примеры из сказок, в которых нарушалось право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

  3. В каких случаях могут выноситься смертные приговоры?

  4. Почему некоторые международные объединения стран настаивают на отмене смертной казни?

Классный час


8-9 классы