birmaga.ru
добавить свой файл

1
Почва и почвенные ресурсы России и Республики Коми


(8 класс, 3 часа)


Модульная программа «Почвы и почвенные ресурсы России и Республики Коми




Модуль

№ 1

Модуль

№ 2

Модуль № 1 - Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв (2 ч.).

Модуль № 2 - Почвенные ресурсы России. Обобщение по данной теме (1 ч.).




Комплексная дидактическая цель:

В результате изучения темы вы должны: расширить и углубить знания о почве, почвообразующих факторах, изучить особенности основных типов почв России и республики Коми, определить закономерность их размещения, развивать навыки самостоятельного анализа предложенных источников информации, развивать общеучебные навыки (работа в паре, работа с атласом и учебником), навыки работы с натуральными объектами (почвами), воспитывать бережное отношение к почвам, способствовать сохранению их плодородия.
Оборудование: Почвенная карта России и Республики Коми, контурные карты, атласы, учебник «География России. Природа. 8 класс» - автор И. И. Баринова, статьи: «В. В. Докучаев», «Образование почв», «Механический состав почв», образцы почв, стаканы с водой, салфетки для рук.
Урок 1: Образование почв и их разнообразие.

Закономерности распространения почв (2 ч.).


Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

1.Введение.

2.Объяснение темы урока и постановка цели.


Интегрирующая цель: усвоить понятие «почва», познакомиться с особенностями почвообразовательного процесса; раскрыть знание почв в природе и в жизни людей; показать научный подвиг и значение работ В. В. Докучаева, изучить структуру почвенного профиля и классификацию почв по структуре и составу; выяснить главные особенности зональных типов почв и закономерности их размещения на территории России и Республики Коми.


Тема урока записана на доске


Внимательно прочитать цель урока

УЭ - 1



Цель: усвоить понятие «почва» и «почвообразующие факторы»

Задания:

1.Вспомните, что такое почва?

2.Какие типы почв мы рассматривали в 7 классе?

3.Прочитайте текст учебника и выпишите определение «почвы» в тетради.

4.Прочтите статью «Образование почв».

5.Составьте схему «Почвообразующие факторы».


Почвообразующие факторы



Оцените свою работу: за каждый правильный ответ-1 балл (мах - 2 балла).

Прочитайте текст учебника И. И. Бариновой на стр. 93,

§ 15.
Сделайте запись

в тетради.

Прочитайте

статью.
Работайте

самостоятельно

в тетради.


Баллы выставляются в

лист контроля.

УЭ - 2

Цель: выявить значение работ В. В. Докучаева; раскрыть значение почв в природе и жизни людей.


Задание:

Прочитайте статью «В. В. Докучаев» и в учебнике раздел «Значение почвы для жизни и деятельности человека».

Контроль:

1. Кто такой В. В. Докучаев? В чём его заслуга перед наукой?

2. Какое значение имеют почвы в природе?

3. Какое значение имеют почвы в жизни

человека?

Оцените свою работу: за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 3 балла.


Работайте с

дополнительным

материалом и

учебником И. И.

Бариновой § 17,

стр. 101.
Работайте

самостоятельно.


Баллы выставляйте в

лист контроля.

УЭ - 3

Цель: изучите структуру почвенного профиля.

Задания:

1. Рассмотрите рисунок в учебнике и прочитайте текст к рисунку.

2. Закончите предложение:

Почвенный профиль - это ...

3. Сделайте рисунок «Строение почвенного профиля», обозначьте горизонты.

Контроль:

1. Ответьте на вопросы теста:

1) К материнской породе примыкает почвенный горизонт:

А) гумусовый; Б) вмывания;

В) вымывания; Г) глеевый.

2) В сухие периоды года влага в почве движется:

А) снизу вверх; Б) сверху вниз;

3) Самым верхним горизонтом почвы является:

А) материнская порода; Б) гумусовый;

Б) вмывания; Г) лесная подстилка.

Оцените свою работу: За каждый правильный ответ - 1 балл (2 задания + тест). Максимальное количество баллов - 5 баллов.


Работайте с

учебником И. И.

Бариновой § 15,

стр. 96, рис. 54.

Работайте в

тетради.


Работайте

индивидуально.

Баллы выставляйте в лист контроля.

УЭ - 4

Цель: изучите структуру почвенного профиля и классификацию почв по структуре и составу.

Задания:


1. Прочитайте статью «Механический состав почв», рассмотрите рисунок в учебнике.

2. Проведите следующий опыт: Возьмите на листочек картона немного почвы, разотрите её и увлажните до получения «теста». Теперь попытайтесь скатать из него шнур и свернуть его в кольцо. Если шнур не получиться - почва песчаная, если шнур получиться, но кольцо распалось - почва суглинистая, если получился шнур и кольцо - почва глинистая.

Контроль: Проверьте себя: Образец № 1 - глинистая почва. Образец № 2 - песчаная почва.

Оцените свою работу: Если определили образец - 2 балла, 2 образца - 4 балла.

3. Сделайте вывод о том, как зависит плодородие почвы от механического состава.

Оцените свою работу: за правильно сформулированный вывод - 3 балла

Задание: Структура почвы - это различные по форме и величине комочки почвы, в которые склеены почвенные частицы. Структурные почвы - диаметр почвенных комочков в верхнем перегнойном слое достигает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую структуры. Бесструктурные почвы - состав из пылеватых частиц с диаметром от 0,001 до 0,5мм.

Контроль: Подберите по два примера:


А) структурные почвы:

Б) бесструктурные почвы:

Оцените свою работу: За каждый пример по 1 баллу. Максимальное количество баллов - 4 балла.



Дополнительно прочитайте статью. Смотри учебник рис. 53 на стр. 95, § 15.

Даны два почвенных образца и лабораторные оборудования.


Баллы выставляйте в лист контроля.
Баллы выставляйте в лист контроля.

Баллы выставляйте в лист контроля.

УЭ-5

Цель: выяснить главные особенности зональных типов почв; изучить закономерности типов почв на территории Росси и Республики Коми.

Задание:

1. Рассмотрите почвенную карту в атласе и охарактеризуйте её.

- Что означают условные знаки?

- Определите общую закономерность распространения типов почв на территории России и Республики Коми.

- Где нарушается широтная зональность почв?

- Определите основные зональные типы почв с севера на юг.

Контроль: перечислите по порядку с севера на юг следующие типы почв: 1) каштановые; 2) тундровые глеевые; 3) серые лесные; 4) чернозёмы;

5) подзолистые; 6) арктические.

Оцените свою работу: Правильный ответ: 6), 2), 5), 3), 4), 1) - за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Задание: выполните практическую работу № 11 «Определение по картам условий почвообразований для основных типов почв»

1. Используя текст, рисунки учебника, карту атласа - заполните таблицу:

Название почвы


Условия образования почв

% гумуса

Природная зона













Оцените свою работу: За правильную заполненную таблицу - 10 баллов.

Смотри атлас стр. 18- 19 .

Работайте в паре по карте.

Баллы

выставляйте в лист контроля.

В учебнике §15 рис. 55. § 16 рис. 56, 57, атлас стр. 18 - 19.

Заполняйте таблицу

самостоятельно.

Баллы выставляйте в

листок контроля.

УЭ-6

Подведение итогов урока.

Прочитайте цель урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке.

Если по итогам урока вы набрали 35 - 37 баллов то получаете оценку - «5»; 29 - 35 баллов - оценку «4»; 19-29 баллов - оценку «3»; менее 19 баллов - оценку «2».

Домашнее задание:

Если за работу на уроке вы получили оценку «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, прочитайте п. 15, 16. Если допустили много ошибок, то дополнительно ответьте на вопросы 2, 4 на стр. 92.

Индивидуально.

Ваша оценка:


Сдайте тетради на проверку учителю.


Урок 2. Почвенные ресурсы России.

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы России и Республики Коми».



УЭ - 0

1.Введение.

Интегрирующая цель: усвоить понятие «почвенные ресурсы»; познакомиться с причинами развития эрозии почв и методами борьбы с эрозией; рассмотреть роль мелиорации в повышении плодородия почв; уметь прогнозировать изменения почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности человека; воспитывать убеждение в необходимости бережного использования почвенных ресурсов и проведении комплексных мероприятий по охране почв и восстановлении их плодородия; осуществить тематическое обобщение знаний.

Тема урока записана на доске.

Внимательно прочитайте цель урока.


УЭ - 1

Цель: усвоить понятие «почвенные ресурсы», познакомиться с причинами эрозии почв и методами борьбы с эрозией.

Задания:

1. В тексте параграфа найдите определения «почвенные ресурсы» и «Земельные ресурсы» Укажите, в чём разница.

2.Установите причины эрозии почв и главные противоэрозионные мероприятия

Причины эрозии

Противоэрозионные мероприятия

а)

б)

в)

г)

д)

е)

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Оцените свою работу: За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 12 баллов


§ 17, стр. 100-101.

Ответ запишите в тетрадь.

Смотрите стр. 102-103, рис. 58, 59

Сделайте записи.
Баллы выставляйте в листе контроля

УЭ-2

Цель: рассмотреть роль мелиорации в повышении плодородия почв.

Задания:

1. Раскройте понятие «мелиорация».

2. Подумайте, почему при хорошей обеспеченности земельными ресурсами возникает необходимость

мелиорации земель?

3. Познакомьтесь с различными видами мелиорации и выпишите их: ...

4.Используя рисунок в учебнике ответьте на вопрос: какие виды мелиорации проводятся в нашей стране; с чем связан выбор того или иного вида мелиорации?

Оцените свою работу: За 1 задание - 1 балл. За все последующие - по 2 балла. Максимальное количество

баллов - 7 баллов.


Смотри учебник

§ 17, стр. 102-103.

Работайте

самостоятельно в

тетради.
Смотри учебник

§ 17 рис. 58 на

стр. 102.

Баллы выставляйте в

листок контроля.

УЭ -3

Цель: осуществить тематическое обобщение знаний; проверить знания и умения, сформированные в процессе изучения темы.

Задание:

1. Дайте определения предложенным терминам: Вариант 1:

1) Почва.

2) Земельные ресурсы.

3) Мелиорация.

Вариант 2:

1) Почвенный профиль.

2) Почвенные ресурсы.

3) Эрозия почв.

2.Выделите особенности, характерные для различных типов почв, используя предложенные признаки:

Вариант 1:

Краснозёмы - …

Серые лесные - …

Вариант 2:

Тундро-глеевые - …

Чернозёмы- ...

Признаки:

1. Содержат 1 -2 % перегноя, однако являются очень плодородными за счёт повышенного содержания железа и алюминия.

2.Образуются под густой травянистой растительностью с сильно развитой корневой системой.

3.Формируются под широколиственными и смешанными лесами.

4.Характерна карликовость почвенного профиля.

5.Содержание гумуса достигает 15%.

6.Почвенный профиль состоит только из двух горизонтов: перегнойного и глеевого.

7.Почвы влажных субтропиков.

8.Заболоченность.

9.Почвы лесостепей и степей.

10.Почвы дают высокие урожая чая, цитрусовых, винограда.

Оцените свою работу: За каждое определение - 2 балла; за каждый правильный ответ в цифровом диктанте - 1 балл. Максимальное количество баллов - 31 балл. Критерии оценки: если за урок вы набрали 28-31 балл, то получаете оценку «5» (так держать!); 23-28 баллов - оценку «4» (ну хорошо!); 16 - 22 балла - оценка «3» (будьте более внимательнее на уроке!); менее 16 баллов оценка - «2» (и о чём вы только думали на уроке).


Сдайте тетради на проверку

Баллы выставляйте в

листок контроля.

УЭ-4

Домашнее задание: если оценка за урок «5», то задания вы не получаете; если вы испытывали трудности то повторите параграфы § 15, 16, 17.

Резюме: Вернитесь к УЭ-0. Прочитайте ещё раз цель урока. Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы учебной цели? Выскажите своё мнение об этом уроке.