birmaga.ru
добавить свой файл

1
Занятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе.

Лексическая тема «Космос».
Цель.
Применение игровых ситуаций при обучении грамоте детей логопатов.

Программные задачи:


  1. Закреплять навыки чтения, совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, в делении слов на слоги, составлении схемы предложения, в словообразовании новых слов.

  2. Развивать мышление и речь детей.

  3. Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: панно Солнечной системы, полоски для схемы предложения, плоскостные ракеты со словами на обратной стороне, проигрыватель, диск с космической мелодией, лист бумаги на каждого ребенка.

Предварительная работа. Знакомство с планетами Солнечной системы, пополнение словаря по теме «Космос», рассматривание иллюстраций, чтение произведений о космосе и Ю.Гагарине.

Активизация словаря: космос, космодром, скафандр, космонавт, эрудит.
Ход занятия.

  1. Релаксация «Правила речи»:

Дети произносят хором, четко проговаривая каждый звук.

Я спокоен всегда,

Говорю всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Вспоминаю обязательно

Что учили на занятиях.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Ясно четко говорю,

Потому что не спешу.

И легко мне говорить,

И не хочется спешить,

Так спокойно, так приятно говорю

И всем понятно.

  1. Учитель-логопед. Дети, вспомните, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? Ответы детей.

Верно. В 1957 году в СССР был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. В 1961 году – 12 апреля советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком совершившим космический полет на корабле «Восток-1». Виток вокруг Земли продолжался 2 часа. А сейчас Маша расскажет стихотворение о первом космонавте Земли.


Ребенок. В небе звезды ярко светят,

Словно бусины блестят,

Наш Гагарин – знают дети

Раньше всех людей на свете

Побывал у звезд в гостях!


  1. Стук в дверь, входит «почтальон».

Почтальон. Это детски сад № 40? У меня для вас посылка, и не простая, а с другой планеты. Вручает посылку логопеду.

Учитель-логопед открывает посылку, достает письмо:

«Кому: планета Земля, г.Уссурийск, детский сад № 40, подготовительная речевая группа.

От кого: Марсиане».

Оказывается посылка пришла с другой планеты. Дети как она называется? Ответы детей (Марс).

Читаем письмо: «Здравствуйте, дорогие будущие первоклассники. Большой вам привет от жителей планеты Марс. Мы узнали, что вы научились читать и очень рады за вас. Посылаем вам свою игру. Она называется «Эрудит». В ней несколько заданий. Открывайте конверты по порядку и выполните задания. Успехов вам, наши юные друзья. Самых грамотных ждет сюрприз».

  1. Учитель-логопед. Прежде чем выполнять задания, мы проведем дыхательную гимнастику.

Весной на деревьях птички сидят.

Весело птички детям говорят:

Грачи – а-а-а-а-а-а-а-а-а.

Скворцы – о-о-о-о-о-о-о-о-о.

Совы – у-у-у-у-у-у-у-у-у.

Сойки – и-и-и-и-и-и-и-и.

А теперь за работу.

Логопед показывает конверт детям и говорит:

Марсиане не такие как мы, они пишут по-другому, поэтому нам нужно подумать и разгадать номер на каждом конверте с заданием (номера написаны буквами задом наперед).

1 конверт (нидо). Задание:

Назови жителей Луны.

Составь предложение из набора слов (любит, на, медвежонок, звезды, смотреть).

2 конверт (авд). Задание:

Раздели слова на слоги (космос, космонавт).

3 конверт (ирт). Задание:


Определи место звука в слове (детям раздаются карточки-ракеты).

Физкульминутка космонавтов.

Вот выходит на парад

Наш космический отряд.

Руки в стороны, к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову и вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

Раз прыжок, два прыжок,

Ногу ставим на носок,

И опять шагаем,

Руки поднимаем.

4 конверт (ерытеч). Задание:

Составь схему предложения «Ракета летит в космос». На столах у детей полоски для схемы, дети составляют схему.

5 конверт (ьтяп). Задание:

Ответь на вопрос «Чем отличаются буквы от звуков?»

Логопед. Если мы правильно ответим на вопрос, то наши ракеты смогут улететь в космос. Ответы детей, звучит космическая музыка, дети прикрепляют свои ракеты на панно.

6 конверт (ьтсеш). Задание:

В большом слове найди несколько маленьких слов «Космодром».

Учитель-логопед. Молодцы, дети! Вы все хорошо справились со всеми заданиями.


  1. Учитель-логопед. Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. Возьмите их и сверните трубочкой. Это телескопы. Посмотрите в них на планеты. Планеты кажутся больше, ведь телескоп увеличивает предметы. А теперь представьте, что у вас в руках звукоскоп. И мы сейчас передадим какие-нибудь сигналы на планету МАРС. Произнесем звуки: за-зо-зу, произнесем радостно.

Ребята, что бы мы хотели Марсианам этими звуками? Ответы детей – пожелания марсианам.

  1. Учитель-логопед. ребята, сегодня вы все очень хорошо занимались. Я думаю, марсианам понравилось. И от имени марсиан я вручаю вам марсианский приз – маленькие планеты (чупа-чупсы). Занятие окончено.