birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 12 13 14 15 16

Психолого-социальное сопровождение учебного процесса.

В школе осуществляется психолого-социальное сопровождение, в задачу которого входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению социального и психологического здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.

Качество сопровождения определяют его базовые принципы:


  • комплексность;

  • непрерывность;

  • междисциплинарность;

  • приоритет интересов ребенка;

  • согласованная работа всех специалистов сопровождения – педагога - психолога, социального педагога, классных руководителей.


Психолого-социальное сопровождение образовательного процесса обеспечивается психолого-социальной службой школы. Оно осуществляется в пяти направлениях:

  • консультирование (индивидуальные и групповые консультации),

  • диагностика,

  • коррекция,

  • профилактика,

  • просвещение (выступление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах).

Ежегодное изучение состояния здоровья, психологические исследования в школе показывают, что к этому вопросу не может быть ослаблено вниманием педагогического коллектива.

Под сопровождением понимается сумма разнообразных методов диагностической, развивающей, коррекционной, профилактической, защитно-правовой и просветительской работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних.

Сопровождение определяется как помощь субъекту развития в совершении выбора самоопределения, формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Однако для реализации права свободного выбора сначала необходимо научить ребёнка выбирать, помогая ему разобраться в сути проблемной ситуации.


Ведущей идеей психологической поддержки, является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. («Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» - Э.Легуве.) В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия, которые включают:


  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
    ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

  • изучение индивидуальных особенностей и склонностей подростков;

  • создание социально-психологических условий для развития личности
    учащихся и их успешного обучения;

  • коррекция отклоняющегося поведения.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.

  • Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка: решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, информировать членов семьи об адекватных условиях обучения и воспитания ребенка, как в школе, так и дома, то есть способствовать созданию условий на уровне семьи и образовательного учреждения.

  • Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

  • Принцип системности сопровождения. Принцип системности сопровождения реализуется через единство диагностики и развития - определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку. Целью психолого-социального сопровождения ребенка в учебно-воспи-тательном процессе является: обеспечение нормального развития ребенка, социализация ребёнка в коллективе сверстников.

Общими задачами психолого-социального сопровождения являются:
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;


  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-социальной компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Особенности психодиагностики учащихся отдельно и классных коллективов в целом определяются педагогом - психологом по основным направлениям:

  • общая ориентация на индивидуальную работу учителя с учащимися;

  • определение отклонений и проблем социального развития, временного состояния и их причин.

Выявлены проблемы:

  • личная и школьная тревожность (21 % учащихся),

  • отсутствие мотивации к учебной деятельности (32% учащихся),

  • трудности коммуникации и саморегуляции (38 % учащихся).


На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-социального сопровождения различны.

Основная школа – осуществление преемственности с начальной школой в воспитании, обучении и развитии; психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.

Средняя школа - помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, изучение психических и познавательных процессов, формирование жизненных навыков, профилактика невротических реакций, социометрическое исследование классных коллективов, помощь в построении конструктивных отношений с одноклассниками, родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, профилактика зависимостей.

Этапы деятельности:

  1. Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях.

  2. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «группы риска». Индивидуальная диагностика проблем детей.
  3. Рекомендации педагогам по организации коллективной деятельности (сплочению коллектива, созданию комфортной атмосферы), учащимся и родителям (в случае возникновения проблемных ситуаций), деятельность по предупреждению развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении:


  • выявление проблем в ходе диагностики;

  • обращение родителей за консультациями;

  • обращение за консультациями педагогов, администрации школы;

  • обращение в связи с возникшими у него проблемами самого ребенка;

  • обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;

  • обращения специалистов других социальных служб.

В рамках созданного на базе школы методического центра «Нетрадиционные формы работы социально-психологической службы» осуществляется накопление и систематизация материалов, которые используются педагогом-психологом, социальным педагогом и классными руководителями для осуществления задач психолого-социального сопровождения учащихся.
На разных уровнях создания условий выделяются виды деятельности.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя, классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. Оказывается помощь детям со сложными проблемами. На данном уровне работа ведется педагогом-психологом, социальным педагогом, выявляющими проблемы и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Важнейшим направлением психолого - социального сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.). Специфическим предметом психолого-социального сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.


Психолог призван помочь решить, особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом. Разрешение подобных ситуаций требует как работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы. Нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий.

Решение задач психолого-социального сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует также организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

Психолого-социальное сопровождение является суммой разнообразных методов развивающей работы с детьми, вместе с тем, выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Методическое сопровождение выполнения Образовательной программы.

Организация методической работы.

Основные задачи методической службы:


  • совершенствование учебных планов и программ;

  • отработка и обновление содержания учебных предметов;

  • совершенствование методик, приемов, форм и методов обучения для эффективного проведения всех видов учебных занятий;

  • подготовка пособий и других учебно-методических материалов, отвечающих современным требованиям педагогики и психологии;

  • совершенствование и внедрение новых форм и средств обучения;

  • внедрение в учебный процесс новых информационных технологий.

Качественные изменения в педагогическом коллективе:

  • Включение в систему обучения предпрофильного направления с целью социализации учащихся.

  • Отработка модели индивидуального подхода, с различными категориями учащихся (мотивированными, средне и низко мотивированными).


Основными формами методической работы, направленными на повышение профессионального мастерства являются:

  • открытые уроки;

  • семинары-практикумы;

  • конференции и круглые столы;

  • школа молодого учителя;

  • школа опытного педагога (мастер-класс);

  • педагогические консилиумы.

Работа методической службы школы в период реализации образовательной программы будет направлена на решение следующих проблем:

  • отработка критериев оценивания учебных достижений учащихся, их уровня воспитанности, создание «портфолио» ученика и учителя;

  • обучение, развитие и воспитание низко мотивированных детей;

  • привлечение молодых специалистов в общее и дополнительное образование;

  • формирование устойчивой учебной мотивации учащихся переходного подросткового возраста;

  • совершенствование внеурочной деятельности и дополнительного образования в области формирования здорового образа жизни;

  • направленность педагогической деятельности коллектива на развитие способностей учащихся.


Структура методической службы.

Распределение видов деятельности по управлению методическим совершенствованием образовательного процесса:

Субъект управления

Объект функционирования

Педагогический совет

Утверждает итоги учебного года и определяет задачи на год

Заслушивает отчеты творческих, временных научно-исследовательских коллективов

Определяет концепцию и стратегию развития ОУ


Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Совершенствует системы сбора информации, планирования, организации и контроля

Обеспечивает организацию УВП

Заместитель директора

по воспитательной

работе

Организует функционирование и совершенствование воспитательной системы школы.

Координирует внедрение проектов новых психолого-педагогических технологий


Методический совет школы

Организует коллективное руководство инновационным процессом школы

Разрабатывает комплексные инновационные проекты школы

Осуществляет сбор и анализ информации о ходе функционирования УВП и развития инновационного процесса

Прогнозирует развитие инновационного процесса

Школьные методические объединения

Методически обеспечивает выполнение государственного стандарта по предмету

Анализирует и распространяет передовой педагогический опыт

Разрабатывает учебно-методическое обеспечение предметов, интегрированные курсы

Психолого-

педагогический

консилиум

Анализ образовательной ситуации в классе, на параллели и ступени

Работа по «горящим» ученическим проблемам

Выработка комплексных рекомендаций

Учитель-предметник

Преподавательская деятельность в рамках государственной программы

Усовершенствование и модификация государственных учебных программ и традиционных методик


Разработка и внедрение образовательных проектов


Классный

руководитель,

социальный педагог

Педагогическая деятельность

Усовершенствование и модификация традиционных

воспитательных методик

Разработка и внедрение новых проектов

Внедрение готовых новых воспитательных технологий

Состав методического совета школы.

  1. Пыхтина Е.Ю. - заместитель директора по УР.

  2. Новикова Е.В. – заместитель директора по воспитательной работе

  3. Карпенко А.В. – заместитель директора по методической работе

  4. Ефремова Т.А. – учитель русского языка, руководитель школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

  5. Евтюшина Е.А. – учитель математики, руководитель школьного методического объединения учителей математики и информатики

  6. Шуварова М.И. – учитель английского языка, руководитель школьного методического объединения учителей иностранного языка

  7. Михайлина Н.Р. – учитель биологии, руководитель школьного методического объединения учителей естествознания

  8. Пашкина О.Н. – учитель химии и биологии, руководитель ШНО.

  9. Зайцева Н.В. – учитель ИЗО и МХК, руководитель школьного методического объединения спортивно-эстетического цикла.

  10. Карпухина А.А. – педагог-психолог.



п/п

Название ШМО

Состав педагогов


Ф.И.О. руководителя

1

ШМО учителей физико-математического цикла

учителя математики, информатики, физики


Евтюшина Елена Алексеевна

2

ШМО учителей гуманитарного цикла

учителя русского языка, литературы, истории, обществознания

Ефремова Татьяна Александровна

3

ШМО учителей иностранного языка

учителя английского и немецкого языка

Шуварова Марина Ивановна

4

ШМО учителей естественнонаучного цикла

учителя географии, биологии, химии

Михайлина Нина Риммовна

5

ШМО учителей физической культуры и предметов художественно-эстетического цикла

учителя физической культуры, музыки, изобразительного искусства, технологии

Зайцева Наталья Викторовна


Таким образом, методическая работа направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на преодоление трудностей, на совершенствование методической деятельности учителя, повышение мастерства учителя.



<< предыдущая страница   следующая страница >>