birmaga.ru
добавить свой файл

1
  1. ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ. ПРАВОТВОРЧЕСТВО.


Законы «появляются на свет» и включаются в действующее законодательство в результате сложной деятельности, которая в самом общем виде называется правотворчеством (законотворчеством).

Правотворчество (законотворчество) - это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон.

Главное звено в правотворчестве (законотворчестве) - принятие законодательным органом проекта, в результате которого он становится законом - документом, имеющим высшую юридическую силу. Особый характер носит правотворчество при проведении всенародных референдумов; здесь закон принимается непосредственно народом.

Законность принимаемых нормативных актов определяется в соответствии с правотворческой компетенцией, т.е. кругом правомочий на при­нятие нормативных юридических актов, предусмотренных Конституцией и другими законами. Монопольной компетенцией на принятие законов обладают высший представительный орган страны - Федеральное Собра­ние (и высший представительный орган субъекта Федерации по законам этого субъекта) и непосредственно народ путем референдума. Правомо­чия на издание нормативных актов, в том числе и на издание законов, мо­гут быть переданы другому органу в порядке делегирования, т.е. передачи прав на принятие нормативных актов органу, который в соответствии со своей собственной компетенцией таких прав не имеет.

Нужно иметь в виду, что высший представительный орган Российской Федерации - Федеральное Собрание, его палаты - наряду с законами принимает иные акты, в том числе по организационным вопросам своей деятельности; они по большей части именуются «постановлениями», «заявлениями».

  1. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Правотворчество - это сложный и, как правило, длительный процесс. Осуществляется в определенной процеду­ре, в соответствии с которой совершаются правотворческие действия.


Основными правотворческими действиями при принятии законов (их называют также стадиями законотворческого процесса) являются:


  1. законодательная инициатива, т.е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об изда­нии закона и на внесение законопроекта в законодательный орган; при этом последний юридически обязан рассмотреть предложение и законо­проект; в соответствии с Конституцией РФ право законодательной ини­циативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Феде­рации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представитель­ным) органам субъектов Федерации. Это право принадлежит также Кон­ституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Россий­ской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (ст. 104);

Важным правотворческим действием на этой стадии является решение на основании законодательной инициативы компетентного правотворче­ского органа о необходимости издания закона - включение соответст­вующего предложения в план законопроектных работ, выработка офици­ального законопроекта;

2) принятие подготовленного законопроекта в законодательном ор­гане к рассмотрению, а затем - обсуждение законопроекта, рассмотре­ние поправок, принятие в порядке первого, второго и т.д. «чтений» («чте­ние закона» означает обсуждение и поэтапное принятие его, «первое чте­ние» - принятие проекта в принципе как основы будущего закона; «вто­рое чтение» - принятие проекта как закона; «третье чтение», т.е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной отработки);

3) принятие законопроекта (обычно в результате второго и третьего «чтений»); в соответствии с действующей Конституцией федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то же время они нужда­ются в одобрении верхней палатой - Советом Федерации (причем закон считается одобренным, если он после внесения в Совет Федерации, - а это должно быть сделано в течение пяти дней после принятия, - не был в течение 14 дней рассмотрен им); процесс принятия закона завершается подписанием закона Президентом Российской Федерации (процедура внесения, рассмотрения, обсуждения и принятия проекта, подписания закона регламентируется Конституцией, особыми законоположениями и регламентом работы законодательного органа).


Особой стадией после принятия закона является его официальное опубликование (обнародование, оглашение, доведение до сведения адре­сатов). При этом согласно Конституции опубликование законов обяза­тельно. Это значит, что неопубликованные законы не применяются. Более того, по Конституции «любые нормативные правовые акты, затрагиваю­щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут при­меняться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведе­ния» (ст. 15).

В процессе принятия закона участвует Президент как глава государст­ва. Многие законы принимаются по инициативе Президента, по представ­ленному им законопроекту. В соответствии со ст. 107 Конституции при­нятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. В течение этого же срока Президент может отклонить закон («отлагательное вето») и предложить Федеральному Собранию вновь рассмотреть закон с его, Президента, поправками. Если при повторном рассмотрении закон в прежней редакции будет одобрен большинством, не менее двух третей, голосов от общего числа членов (депутатов) Федерального Собрания, он подлежит подписа­нию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

В отношении иных нормативных юридических актов правотворческий процесс носит более простой характер. Но во всех случаях решающим правотворческим действием является принятие проекта (оно закрепляется подписанием нормативного документа), а затем официальное опубликование принятого нормативного акта.


  1. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО ЛИЦАМ.

Закон (иной нормативный юридический акт) имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по лицам.

Наиболее сложные вопросы возникают в отношении действия закона (иных нормативных актов) во времени.


Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона.

Вступление в действие закона. Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распростра­няется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся от­ношений, например, алиментных); все, что было до дня вступления зако­на в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использования в гражданском законодательстве. Согласно ст. 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частно­правовым отношениям; согласно ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в зако­не установлено, что его действие распространяется на отношения, воз­никшие из ранее заключенных договоров);

б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;

в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый - немедленное действие. Обратная сила закона - исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со ст. 54 Конституции за­кон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, ко­торое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же ст. 54, «если после совершения правона­рушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Переживание закона - редкие случаи, связанные со слож­ными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.


Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от мо­мента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юриди­ческую силу на основе его принятия Государственной Думой в оконча­тельной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон - на основе его принятия и одобрения обеими палатами в преду­смотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось). Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретает юридическую силу после его подписания Президентом.

С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во вре­мени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г., одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона.

Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Госу­дарственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие кодекса, в том числе случаи обратной силы и «пережи­вании» его отдельных положений.

Решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют: а) официальное опубликование закона, б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование - не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Срок. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами. Общий порядок - закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования.

В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая ГК PФ в соответствии с упомянутым ранее федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 кодекса вступила в действие со дня официального опубликования кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г. - дня опубликования в «Российской газете»).

Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машинописной форме. определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства РФ. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат - в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете». Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу - в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т.е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательствам подлежат официальному опубликованию. Опубликование должно быть осуществлена в течение 10 дней, после их регистрации. Указанные ведомственные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не вступают в действие.
Прекращение действия закона.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Эта последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:


  1. истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);

  2. отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правила, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

  3. фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (эта наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).


Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.


  1. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ.

Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом.

Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законам и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).


Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространства или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательства мажет применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку эта допускается его законами и определена межгосударственным соглашением с иностранным государством.

В соответствии с Конституцией определяется и непосредственное действие на территории страны международного права, в там числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными, муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции РФ, «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории нормативные акты местных, муниципальных органов - на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.



  1. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ПА ЛИЦАМ

Порядок действия закона па лицам является производным от порядка его действия па территории. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.


«Все лица» - это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданствам), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правам экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностран­ные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без граждан­ства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).


  1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ В ПРАВЕ

Законы, иные нормативные юридиче­ские акты издаются в разное время в связи с различными обстоятельства­ми; нередко они бывают несогласованными, противоречивыми. Все это создает трудности при использовании законов, снижает эффективность законодательства. Отсюда необходимость систематизации в праве.

Систематизация - это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, со­гласованную систему. Существуют две основные формы систематизации в праве:

а) кодификация;

б) инкорпорация.

Кодификация представляет собой упорядочение юридических норм в самом процессе правотворчества, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую согласованную систему и когда издает­ся единый, сводный, юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт - кодекс.


Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение действую­щих законов, иных нормативных юридических актов без переработки норм права, когда законы, иные нормативные юридические акты «про­сто» помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или тематическом порядке.

Инкорпорация может быть неофициальной, проводимой издательства­ми, практическими органами, научными и учебными заведениями. Это, например, издание сборников «Жилищное законодательство», «Норма­тивные акты о приватизации». Такого рода сборники инкорпорации не являются изданиями, подтверждающими достоверность и точность по­мещенных в них юридических норм. На них нельзя ссылаться при рас­смотрении и решении юридических вопросов. Они носят лишь справочно-информационный характер.

При официальной инкорпорации сборники, иные издания осуществ­ляются от имени компетентных государственных органов, они являются формой официального опубликования или переопубликования актов и, следовательно, свидетельством достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На них можно ссылаться при решении юридических вопросов.

В Российской Федерации в настоящее время из таких собраний основное значение имеет «Собрание законодательства Российской Федерации».

Оно является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.

«Собрание законодательства» состоит из пяти разделов: первый – законы; второй - акты палат Федерального Собрания; третий - указы и распоряжения Президента; четвертый - постановления и распоряжения Правительства; пятый - решения Конституционного Суда (по указанным ранее вопросам).


Считаются официально опубликованными юридические акты, поме­щенные в свое время в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» и в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», издание которых в настоящее время прекращено.

«Собрание законодательства Российской Федерации» (и упомянутые издания, выпуск которых прекращен) как издание официального опубли­кования актов является документом хронологической инкорпорации. По­мещаемые в нем законы, иные нормативные акты располагаются в той очередности, в какой они публикуются.

«Собрание законодательства» (как и ранее «Ведомости» и другие издания) издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания. Например, часть первая ГК РФ помещена в нем в выпуске № 32 от 5 декабря 1994 г.

Вместе с тем, несмотря на порядковый номер, во всех номерах выпусков дается единая, сплошная нумерация страниц. Кроме того, каждому акту присваивается очередной номер под рубрикой «статья», т.е. акты помещаются в статьях, имеющих порядковый номер. Так, первой части ГК
РФ в выпуске № 32 «Собрания законодательства» от 5 декабря 1994 г. отведены страницы 4570-4702. Кодекс обозначен «своей статьей» - 3301. Все это обеспечивает приведение издаваемых законов, иных актов в еди­ную систему, создает удобства в пользовании ими, быстрое нахождение нужного законодательного текста.

Официальная инкорпорация действующего российского законодательства осуществляется по хронологическому признаку. Но все же основную роль в официальной инкорпорации призваны играть тематические собрания, Т.е. такие сборники, в которых законы, иные нормативные юридические акты расположены по предметному признаку - отраслям права, сферам народного хозяйства. Такие собрания издавались и в целом по Союзу, и в республиках, в том числе в России.


Наиболее высоким по уровню тематическим собранием является Свод законов, который отличается тщательным отбором законов, иных актов, отработанностью, достоверностью и точностью законодательных текстов (издание Свода законов СССР и РСФСР было осуществлено в конце 1970-х - начале 1980-х гг.). В настоящее время в России намечается подготовка и издание Свода российского законодательства.

При инкорпорации нормативных актов используются особые технические приемы (в том числе их публикация в виде «расшивных тетрадей», «вклеек», позволяющих оперативно вносить в сборники изменения и дополнения).



  1. СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА.


Справочно-информационная работа с законами, иными нормативными юридическими актами осуществляется государственными органами, общественными организациями, их особыми подразделениями (отделами) юридических учебных заведений и научных учреждений, юридическими фирмами и т.д. Она включает сбор нормативного материала, его хранение, размещение по рубрикам, составление каталогов, информацию о нормативных актах, выдачу информационных данных, справок.

В настоящее время созданы и совершенствуются автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС - Законодательство), осуществляются перевод нормативной информации на «машинный язык», формирование эталонного банка правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Автоматизированные информационно-поисковые системы создаются и отдельными частными юридическими фирмами.

Подготавливаемые для справочно-информационной работы материалы могут быть стадией для последующей инкорпорации нормативных актов и для кодификации. Они могут быть и дополнением к инкорпорации и кодификации в виде постатейных материалов, предметно-алфавитных указателей, системы «вклеек» к актам.

Справочно-информационная работа имеет и самостоятельное значение. Оно наиболее отчетливо проявляется, когда инкорпорация и кодификация не получили еще необходимого развития. Тогда справочно-информационная работа может в известной степени ослабить отрицательные последствия, связанные с отсутствием надлежащих систематизированных актов и сборников.


8. ЗАКОНЫ КАК ДОКУМЕНТЫ
Законодательный текст. Текст закона (иного нормативного юридического акта) - это словесно выраженное и закрепленное в документе содержание закона (иного нормативного юридического акта).
Текст закона строится в соответствии с требованиями полноты, точности, завершенности словесного выражения юридических норм, содержания закона. Законодательный текст, следовательно, должен быть отработан в редакционном отношении, соответствовать правилам грамматики стилистики, лексики. До принятия закона (окончательного принятия в завершающем «чтении») в нем необходимо устранить все редакционные недостатки, произвести редакционные уточнения и дополнения. Не следует рассматривать законодательный текст как нечто сугубо формальное, чисто документальное. В законе нет ничего иного (ни большего, ни меньшего), кроме того, что выражено в тексте - в словах словесных формулировках. Только и исключительно через них закон раскрывает свое содержание, «входит» в общество, в жизнь людей.

Текст каждого закона - целостное единство. Его фрагменты (статьи главы) должны рассматриваться не как нечто полностью самостоятельное, а как части целого - составные подразделения единого текста.
Реквизиты. Это такие внешние обозначения, «знаки», атрибуты которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого для признания за данным нopмaтивным актом надлежащей юридической силы и того что он вводится в действие.
К таким реквизитам относятся:

а) «узаконенное», т.е. полное официальное, наименование закона которое не может быть заменено никаким другим (в нашем случае - Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая); всякие иные, в том числе сокращенные, наименования - неофициальные так в простом «вольном» изложении только что поименованный закон обозначается проще - «часть первая Гражданского кодекса» (или, что то же самое «первая часть...»);

б) полное наименование должностного лица, подписавшего закон;


в) дата принятия (одобрения) закона (указываются также место и дата подписания и регистрационный номер);

г) после официального опубликования в «Собрании законодательства» порядковый номер, который обозначает данный закон как «статью», порядковые «номерные» обозначения установлены и для официально опубликованных актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжении Президента, актов Правительства, решений Конституционного Суда, публикуемых в «Собрании законодательства».
Реквизиты закона, в том числе его порядковый номер как «статьи», упорядочивают и облегчают учет и нахождение нормативных актов, справочно-информационную работу. С этой целью принято сокращенное обозначение учетных данных закона.

Например, после официального опубликования части первой ГК РФ может быть дана такая ссылка на источник: «Собрание законодательства». 1994. .N2 32. Ст. 3301. И это сразу же определяет «место», где находится точный и полный текст кодекса, т.е. в каком годовом комплекте «Собрания законодательства», в каком номере его годового выпуска и на каких страницах находится и, стало быть, может быть найден текст кодекса.
Структура. Текст закона в редких случаях сводится к одному простому нормативному положению. Таковы, как правило, законы, вносящие, изменения и дополнения в другой закон (статью кодекса) или распространяющие действие другого закона на новые отношения, иные подобные законоположения.

В большинстве же случаев текст закона более или менее обширен. Надо напомнить, что для права характерна специализация юридических норм; между ними существует «разделение труда», и поэтому каждая норма действует в сочетании с другими (системность права). Да и каждая в отдельности юридическая норма по своей структуре - сложное явление: в ней содержится указание на условие ее действия, на права и обязанности, на санкции. Плюс к тому в нормативном акте нередко оказывается нужным предусмотреть разновидности данного института, варианты той или иной нормы, особые случаи и т.д., вплоть до того, чтобы дать дефиницию отношениям, регулируемым данным законом, дефиницию данной правовой категории, определить круг законов и других нормативных актов, которые их регулируют, и др.


Казалось бы, залог - лишь один из способов обеспечения обязательств, их исполнения; ему ранее, в прежних гражданских кодексах, отводились одна-две статьи. Но стоило только вопросы залога связать с многообразными случаями жизни, с необходимостью четкого юридического решения этих вопросов, с требованиями практики, как количество статей о залоге резко увеличилось: в действующем ГК РФ до двух с половиной десятков (ст. 334-358), образующих особое структурное подразделение кодекса - § 3 гл. 23, вместе с предусмотренным в особым законом об одной из разновидностей залога - законом об ипотеке (весьма обширным документом).

Из того обстоятельства, что законы (иные нормативные акты), как правило, представляют собой весьма обширные документы, вытекает необходимость структурирования текста закона, распределения нормативного материала по подразделениям.

Исходной дробной единицей законодательного текста является статья.

В ряде случаев закон начинается с преамбулы (и это довольно часто встречалось в прошлом в советских законах), т.е. с общего введения, в котором дается обоснование закона и порой формулируются исходные философские, мировоззренческие положения. В настоящее время, когда российское право все больше освобождается от идеологических догм, преамбулы встречаются редко (хотя преамбула как изложение отправных и общих принципов сохранила свое значение для крупных законов, таким, как Конституция, кодекс).

Наиболее крупные подразделения законов - части. Так, все содержание Уголовного кодекса обычно подразделяется на две части - общую и особенную. На части подразделяется и содержание Гражданского кодекса. Однако не столько по причине особенностей их содержания (хотя часть первая ГК РФ тоже охватывает наиболее общие, концептуальные положения), сколько по причине необходимости скорейшего введения я жизнь российского общества исходных гражданско-правовых норм и институтов. Поэтому «части» ГК РФ не имеют «содержательных» наимено­ваний. Они так и называются - «часть первая», «часть вторая». После принятия завершающей третьей части кодекса необходимость использо­вания названия «часть», можно ожидать, отпадет.


Существенное значение в кодексах, других крупных законах имеет первое подразделение (раздел, глава), которое обычно именуется «Общие положения» или «Общая часть», где формулируются исходные и общие нормы, касающиеся данных отношений в целом. Например, в ГК РФ это – весьма обширное структурное подразделение, включающее 208 статей, объединенных в 12 глав и пять подразделов - «Основные положения», «Ли­ца», «Объекты гражданских прав», «Сделки и представительство», «Сроки. Исковая давность».

Весь иной нормативный материал распределяется по главам и разделам в соответствии с избранными законодателем критериями. Как правило, из статей складываются главы, а они в свою очередь объединяются в разделы.

В ГК РФ, кроме глав и разделов, есть еще «подразделы» (в частности, как уже указывалось, в разделе об общих положениях), а также внутри отдельных глав - «параграфы» (таков параграф о залоге в гл. 23).

Статья. Статья - исходная, первичная часть текста закона, его, так сказать, элементарная единица. Первичные части текстов иных нор­мативных актов тоже называют статьями, но нередко их именуют пунк­тами (хотя термин «пункт» может использоваться и для обозначения от­дельных элементов текста и внутри той или иной статьи или даже ее части).

Статью как часть текста закона следует отличать от статьи в смысле порядкового номера в официальном издании закона (иного акта), если под этим термином имеется в виду порядковое место, занимаемое целым законом (иным актом) в «Собрании законодательства» или ином официальном издании (когда указывается на ст. 3301 «Собрания законодательства (1994 № 32), то речь идет о части первой ГК РФ в целом).

Каждая статья в тексте закона посвящена отдельному вопросу. В статье обычно содержатся одна или несколько связанных между собой юридических норм или даже фрагментов нормативных положений. Нередко в статье в виде абзацев выделяются части (иногда их так и называют «абзацы»).


Например, в п. 3 ст. 334 ГК РФ две части (два абзаца): в первой части определяется, что залог возникает в силу договора или закона no второй говорится о том, что правила о залоге по договору применяются к залогу, возникающему на основании закона, если законом не предусмотрено иное.

Статьи в законах (иных нормативных актах) нумеруются; нередко нумеруются и части (абзацы) статьи. Такая нумерация дана, например, частям в статьях Уголовного кодекса. В Конституции РФ для пронумерованных подразделений ее статей также оставлено название «часть».

В кодексах нумерация статей независимо от их распределения по главам и разделам сплошная и постоянная. Каждое юридическое положение имеет свой постоянный и неизменный номер статьи на весь период действия кодекса. И это позволяет связывать в наших представлениях, в юридическом обиходе то или иное нормативное положение с точно определенным номером статьи кодекса, какие бы изменения ни вносились в него.

Каким же образом в кодексе определяется нумерация новых нормативных положений? Это делается так. В кодекс вносится новая статья (без изменения существующей нумерации); такая новая статья помещается рядом со статьей, имеющей близкое содержание, и ей присваивается тот же номер, но с добавлением  («один», «прим»), следующей статье -  и т.д.
Отсылочные и бланкетные статьи. Другие виды статей. Некоторые статьи закона не только непосредственно, прямо в тексте дают решение того или иного вопроса, но и содержат указание на другие статьи или даже другие законы, иные источники права, которые должны быть в данном случае использованы. Здесь нужно различать статьи отсылочные и бланкетные.

Отсылочные - это статьи, в которых содержится отсылка к конкретным, точно указанным законоположениям. Например, в Ст. 109 Конституции РФ сказано: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных СТ. 111 и 117 Конституции Российской Федерацию). Эта статья отсылочная.


Бланкетные - статьи, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Такого рода статья представляет собой в известном смысле «бланк», который заполняется другим законом, источником права. Например, в Ст. 15 Конституции РФ содержится такое нормативное положение: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Какие правила какого международного договора? Об этом конкретно в Ст. 15 не сказано. Следовательно, статья (в части приведенного нормативного положения) общим, «бланкетным» образом предусматривает приоритетное регулирование отношений международным договором.

Статьи закона различаются также в зависимости от видов юридических норм, которые в них содержатся. В этом отношении можно говорить о статьях регулятивного или правоохранительного содержания.

Особо следует выделить дефинитивные статьи. Это статьи, в которых содержатся дефиниции - определения юридических понятий. Статья ЗЗ4 ГК РФ так и названа - «Понятие и основания возникновения залога». Дефинитивные положения имеют существенное значение для правильного и единообразного понимания закона, внесения определенности в юридическое регулирование.

В текстах законов есть и статьи с оценочными понятиями. Суть дела тут вот в чем. Юридический язык в принципе отличается точностью, определенностью. Однако в тексте закона можно найти и неопределенные выражения, фразы общего характера. Подобные выражения в одних случаях являются показателем Юридической неотработанности текста, неоправданного включения в него идеологических положений, «теории». В других же случаях подобные выражения представляют собой вполне оправданную конструкцию юридических норм. Именно такой характер имеют понятия, встречающиеся в законодательстве, - «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» и т.д. Причем в законе не расшифровывается, что такое «особая», «крупный», «грубая».


Здесь перед нами - как раз так называемые оценочные понятия. Закон предоставляет судебным органам конкретно рассмотреть все особенности данной ситуации и решить, есть ли в данном случае «особая дерзость», «крупный размер ущерба», «грубая неосторожность» или их нет. Так что приведенные выражения, имеющие общий, не во всем определенный характер, не являются недостатком в юридических формулировках , они ориентируют на то, чтобы судебные органы с учетом особенностей той или иной ситуации оценили фактическую обстановку и конкретизировали общую формулу закона.

Говоря о других статьях, различаемых в зависимости от особенностей их содержания, необходимо сказать о статьях с диспозитивными (восполнительными) нормами, т.е. такими, которые установлены на случай, если данный вопрос не урегулирован договором, иным соглашением, заключенными самими субъектами. Статьи с диспозитивными нормативными положениями действуют лишь тогда, когда нет соответствующего договора, соглашения, по-иному решающих данный вопрос. В ГК РФ значительно число диспозитивных статей. Кроме ранее приведенного примера можно сослаться на п.1 ст.338, согласно которому «заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором». Если в договоре предусмотрено «иное», это «иное» и действует, а нормы закона не применяются.