birmaga.ru
добавить свой файл

1
«Слово: мудрое, чистое, родное»

Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство – русский язык – досталось нам от прошедших веков? Ведь язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.

Уже во времена Киевской Руси, в 10 – 12 веках, он был распространён на огромной территории. На этом языке уже тогда писали литературные труды усердные монахи, лишь изредка ставившие своё имя на рукописях, и великий государь всея Руси Иван 4 Грозный, и сосланный на Север Дании Заточник, и мятежный протопоп Аввакум. На нём сочиняли, как свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты 11 – 15 веков, свои деловые письма простые жители Новгорода, Пскова, Старой Руссы, Смоленска. Русский язык выстоял в годы смут и разорений. Рядом с книжной письменной литературой на Руси издавна бытовало огромное количество изустных преданий. Подобно весенним побегам, прорастают старинные русские мелодии в музыкальной классике – в симфониях и операх Глинки, Мусоргского, Римского – Корсакова, Бородина, Чайковского.

Россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, чудесных былин изучаются фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу сегодняшнюю речь. Они когда–то слагались в курных избах, при свете лучины, в лесной глуши. В фольклоре отразились и ум народа, и его историческая память, и его мечты. Не была отгорожена стеной от фольклора и русская письменная литература, хотя она развивалась в достаточной степени самостоятельно. Язык русской художественной прозы и поэзии вобрал в себя две стихии – стихию просторечия, повседневной русской речи, и стихию церковнославянского языка, пришедшего на Русь из Болгарии после принятия христианства вместе с церковными и светскими книгами. От церковнославянского языка шла торжественно-величавая, витийственная нота в литературе, благодаря ему возникло изобилие синонимов, обилие оттенков, родилось много слов с отвлечённым значением. Так сложился один из богатейших по лексике языков мира – свободный и гибкий по синтаксису, с обилием гласных, придающих ему особую плавность и певучесть, с редкой красотой словаря.


Русский язык, по словам Н.В.Гоголя, есть сам по себе поэт. Чего стоят чудесные народные названия трав и деревьев и образные речения, связанные с календарём земледельца. Ломоносов, заложивший краеугольный камень отечественной лингвистики, находил в нашем языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Русский язык достоин любви и пристального изучения. Л.Н.Толстой говорил о русском языке: «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

Вначале было слово… Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет «языкового» выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. Когда общество идёт к упадку, к упадку идёт и язык. Слова используются, чтобы скрывать, а не прояснять: город «освобождают», уничтожив его; обнищание народа – суть «перестройки»…

В русском языке сложная грамматика, но он изумительно красив. Сколько красивых и мудрых слов родилось в недрах народа, сколько подарили нам классики литературы и языка! Пушкин, Лермонтов, Фет, Жуковский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Куприн, Бунин… Этот перечень не имеет конца… Чтобы слова могли оправдать рухнувшую и потерявшую всякий смысл империю, их пытаются исказить до неузнаваемости или привнести в обиход новые. Устоит ли русский язык против «эмитентов», «вердиктов», «фигурять» и прочего?

20 век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы, далёких друг от друга, возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур. Языку учат не только на уроках литературы и словесности… Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову – мудрому, чистому, родному. Это очень важно

Чудакова Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №4 город Междуреченск